Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе

Работа №14786

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
931
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 8
1.1. Сущность тренинговой технологии 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии 14
1.3. Характеристика педагогических условий использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 30
2.1. Определение индекса удовлетворенности младших школьников участием в уроках-тренингах 31
2.2. Серия уроков по окружающему миру с использованием тренинговой технологии 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 46
Список литературы и информационных источников 48
Приложения 54


В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, переход к которому связан не только с изменением деятельности учителя, но и с внедрением современных образовательных технологий деятельностного типа.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. ФГОС НОО предусматривает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных
технологий, которыми должен владеть современный учитель.
Технология тренинга в обучении способна выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Данная технология может быть использована в учебном процессе начальной школы и при изучении различных предметов, в том числе и на уроках по окружающему миру.
Вопросы использования тренинговой технологии на уроках представлены в работах многих исследователей, в том числе И.В. Вачкова, Г.Д. Кирилловой, А.П. Ситникова, Г.И. Щукиной, В.Я. Ясвина и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель исследования: выявить педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе и доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия использования тренинговой технологии.
Гипотеза исследования: использование тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- проведение уроков-тренингов по работе с приборами, оказанию первой медицинской помощи и пр.;
- использование тренинговых упражнений по моделированию и прогнозированию;
- использование тренинговых упражнений творческого характера и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены
следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность тренинговой технологии.
2. Проанализировать содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии.
3. Охарактеризовать педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
4. Определить индекс удовлетворенности младших школьников участием в уроках-тренингах.
5. Разработать и реализовать комплекс уроков-тренингов по окружающему миру, проанализировать результаты опытно¬экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс уроков-тренингов окружающего мира может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов- бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и методических работ педагогов, студентов и учащихся «Как прекрасен этот мир» (Бийск, 2018). Направление: Изучение окружающего мира в начальной школе. Диплом победителя II степени.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе» раскрыта сущность тренинговой технологии, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии, охарактеризованы педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников содержит 53 наименования.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под тренингом понимают совокупность активных методов групповой работы, логично и тематически подобранных согласно поставленной цели и обеспечивающих достижение заранее запланированных результатов. Использование тренинговой технологии на уроках в начальной школе по разным дисциплинам, в том числе при изучении предмета «Окружающий мир» позволяет совместить приобретение теоретических знаний с практической работой, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, сплочению классного коллектива, а также развитию творческих способностей.
В УМК А.А. Вахрушева «Окружающий мир» представлен учебный материал, обладающий значительным потенциалом с точки зрения использования тренинговой технологии. Разные формы организации учебной работы позволяют проводить уроки различного типа, в том числе и уроки - тренинги, а благодаря многообразию творческих и исследовательских заданий, а также упражнений по моделированию и прогнозированию, имеется возможность использовать различные элементы тренинговых технологий. Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: проведение уроков-тренингов по работе с приборами, оказанию первой медицинской помощи, использование тренинговых упражнений по моделированию и прогнозированию, использование тренинговых упражнений творческого характера.
В МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили индекс удовлетворенности младших школьников участием в тренинге на уроке окружающего мира и установили, что в опытной группе преобладает низкий индекс удовлетворенности учащихся участием в тренингах.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса уроков- тренингов для учащихся 4 «Д» класса (опытной группы) на уроках окружающего мира с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Комплекс заданий включал следующие виды тренинговых упражнений: опытная групповая работа с приборами и работа по оказанию первой медицинской помощи; упражнения по моделированию и прогнозированию; упражнения творческого характера.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса уроков-тренингов.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс уроков-тренингов является эффективным при изучении предмета «Окружающий мир». Цель и задачи исследования решены. Гипотеза доказана.



1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 237 с.
2. Аквилева, Г.И. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебник для вузов / Г.И.Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 265 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 256 с.
4. Брекина, О.В. Тренинговая работа с детьми [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Брекина. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. - 135 с.
5. Валькова, Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / Т.В. Валькова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, июль 2014 г. - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 122-124.
6. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 1999. - 176 с.
7. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
8. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. В 2 Ч. [Текст] / Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Баласс, 2015. - 192 с.
9. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. 2 класс. Наша планета Земля. В 2 Ч. [Текст] / Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Баласс, 2015. - 272 с.
10. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. 3 класс. Мир и человек. Живые обитатели планеты. В 2 Ч. [Текст] / Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Баласс, 2015. - 288 с.
11. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. 4 класс. Человек и человечество. В 2 Ч. [Текст] / Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Баласс, 2015. - 272 с.
12. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Текст] / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 143-150
13. Галаева, Т.С. Методика и техника проведения прикладного социологического исследования [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.С. Галаева, Т.М. Петинова. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009. - 88 с.
14. Генина, Г.В. Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе [Текст] / Г.В. Генина, Л.А. Кузьмина // Методист. - 2014. - № 6. - С. 57-60.
15. Головко, Е.В. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе реализации образовательных технологий на основе моделирования [Текст] / Е.В. Головко // Начальная школа. - 2015. - № 12. - С. 76-79.
16. Данилов, Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир «Человек и человечество» 4 класс [Текст] / Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова. - М.: Баласс, 2015. - 64 с.
17. Деменева, Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст] / Н.Н. Деменева, И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова. - М.: АРКТИ, 2013. - 152 с.
18. Добротин, Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира [Текст] / Д.Ю. Добротин // Начальная школа: журнал. - 2016. - № 1. - С. 32-37.
19. Донцов, Л.И. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Л.И. Донцов, Ю.М. Жуков и др. - М.: Смысл, 1996. - 373 с.
20. Железнякова, О.М. Индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке [Текст] / О.М. Железнякова, Н.В. Буздалова // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 1. -С. 124-127.
21. Инновационные и активные методы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedcampus.ru/file/2014/10/iac7.pdf. - Дата обращения 10.02.2018 13.10.42
22. Каменева, О.И. Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов [Текст] // Управление начальной школой / О.И. Каменева - 2015. - № 3. - С. 8-26.
23. Киргизов, Н.О. Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Н.О. Киргизов // Молодой ученый. - 2018. - № 12. - С. 159-160. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/198/48547/ - Дата обращения 03.04.2018 15.08.03
24. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. - М.: Просвещение, 1980. - 174 с.
25. Колесникова, С.И. Системно-деятельностный подход как основа
внедрения ФГОС [Электронный ресурс] / С.И. Колесникова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/28/sistemno-
deyatelnostnyy-podkhod-kak-osnova-vnedreniya-fgos - Дата обращения 30.03.2018 17.40.20
26. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 126 с.
27. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] /Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 316 с.
28. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения [Текст]: учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 248 c.
29. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1997. - 109 с.
30. Мельник, С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга [Текст] / С.Н. Мельник. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014. - 119 с.
31. Мусс, Г.Н. Применение алгоритмов на уроках в начальной школе как элемент педагогической технологии [Текст] / Г.Н. Мусс // Школьные технологии. - 2014. - № 5. - С. 127-132.
32. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы [Текст] / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2012. - 418 с.
33. Общеобразовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school2100.ru - Дата обращения 11.04.2018 12.10.46
34. Олимпиадные задания по окружающему миру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/316791 - Дата обращения 25.02.2018 12.15.00.
35. Проект «Школа 2100». Характеристика УМК «Мир и человек» А.А. Вахрушева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webkonspect.com/?room=profile&id=18982&labelid=173577 - Дата обращения 18.02.2018 14.39.06
36. Развитие личности школьника при использовании тренингов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/04/27/razvitie-lichnosti-shkolnika- pri-ispolzovanii-treningov-v - Дата обращения 25.02.2018 17.10.02
37. Сафарова, Р.Г. Возможности расширения познавательной деятельности учащихся средствами технологии обучения [Текст] / Р.Г. Сафарова // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 3. - С. 120-123.
38. Сизова, Е.В. Окружающий мир «Человек и человечество». 4 класс. [Текст]: методические рекомендации для учителя / Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина. - М.: Баласс, 2015. - 211 с.
39. Cитников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии [Текст] / А.П. Ситников. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
40. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
41. Смирнова, А.С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / А.С. Смирнова, Л.В. Левицкая // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 183-185.
42. Сущность тренинговых методов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tak-to-ent.net/load/100-1-0-980 - Дата обращения 25.02.2018 14.10.26
43. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст]: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.
44. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2000. - 145 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. - 29 с.
46. ФеДосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Электронный ресурс] / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. - 2008. - № 11. - С. 46-49. - Режим доступа: http://blog.zabedu.ru/garmoniya - Дата обращения 28.03.2018 21.36.12.
47. Характеристика содержания и особенности методики преподавания учебного курса «Мир и человек» А.А. Вахрушева с соавторами. Состав учебно-методического комплекта [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://studall.org/all-133275.html - Дата обращения 18.02.2018 15.55.48
48. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе [Текст] / О.Н. Хижнякова. - М.: Инфра-М, 2006. - 314 с.
49. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебное пособие / А.В. Хуторской. - 2-е изд. перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 260 с.
50. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига, 2009. - 112 с.
51. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.
52. Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - 170 с.
53. Ясвин, В.А. Методика проведения эколого-психологического тренинга / В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо // Школа здоровья. - 1995. - № 2. - С. 114-121.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ