Педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 8
1.1. Сущность тренинговой технологии 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии 14
1.3. Характеристика педагогических условий использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 30
2.1. Определение индекса удовлетворенности младших школьников участием в уроках-тренингах 31
2.2. Серия уроков по окружающему миру с использованием тренинговой технологии 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 46
Список литературы и информационных источников 48
Приложения 54
Глава I. Теоретические основы использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 8
1.1. Сущность тренинговой технологии 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии 14
1.3. Характеристика педагогических условий использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе 30
2.1. Определение индекса удовлетворенности младших школьников участием в уроках-тренингах 31
2.2. Серия уроков по окружающему миру с использованием тренинговой технологии 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 46
Список литературы и информационных источников 48
Приложения 54
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, переход к которому связан не только с изменением деятельности учителя, но и с внедрением современных образовательных технологий деятельностного типа.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. ФГОС НОО предусматривает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных
технологий, которыми должен владеть современный учитель.
Технология тренинга в обучении способна выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Данная технология может быть использована в учебном процессе начальной школы и при изучении различных предметов, в том числе и на уроках по окружающему миру.
Вопросы использования тренинговой технологии на уроках представлены в работах многих исследователей, в том числе И.В. Вачкова, Г.Д. Кирилловой, А.П. Ситникова, Г.И. Щукиной, В.Я. Ясвина и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель исследования: выявить педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе и доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия использования тренинговой технологии.
Гипотеза исследования: использование тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- проведение уроков-тренингов по работе с приборами, оказанию первой медицинской помощи и пр.;
- использование тренинговых упражнений по моделированию и прогнозированию;
- использование тренинговых упражнений творческого характера и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены
следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность тренинговой технологии.
2. Проанализировать содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии.
3. Охарактеризовать педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
4. Определить индекс удовлетворенности младших школьников участием в уроках-тренингах.
5. Разработать и реализовать комплекс уроков-тренингов по окружающему миру, проанализировать результаты опытно¬экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс уроков-тренингов окружающего мира может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов- бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и методических работ педагогов, студентов и учащихся «Как прекрасен этот мир» (Бийск, 2018). Направление: Изучение окружающего мира в начальной школе. Диплом победителя II степени.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе» раскрыта сущность тренинговой технологии, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии, охарактеризованы педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников содержит 53 наименования.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. ФГОС НОО предусматривает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных
технологий, которыми должен владеть современный учитель.
Технология тренинга в обучении способна выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Данная технология может быть использована в учебном процессе начальной школы и при изучении различных предметов, в том числе и на уроках по окружающему миру.
Вопросы использования тренинговой технологии на уроках представлены в работах многих исследователей, в том числе И.В. Вачкова, Г.Д. Кирилловой, А.П. Ситникова, Г.И. Щукиной, В.Я. Ясвина и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель исследования: выявить педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе и доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия использования тренинговой технологии.
Гипотеза исследования: использование тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- проведение уроков-тренингов по работе с приборами, оказанию первой медицинской помощи и пр.;
- использование тренинговых упражнений по моделированию и прогнозированию;
- использование тренинговых упражнений творческого характера и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены
следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность тренинговой технологии.
2. Проанализировать содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии.
3. Охарактеризовать педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
4. Определить индекс удовлетворенности младших школьников участием в уроках-тренингах.
5. Разработать и реализовать комплекс уроков-тренингов по окружающему миру, проанализировать результаты опытно¬экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс уроков-тренингов окружающего мира может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов- бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и методических работ педагогов, студентов и учащихся «Как прекрасен этот мир» (Бийск, 2018). Направление: Изучение окружающего мира в начальной школе. Диплом победителя II степени.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе» раскрыта сущность тренинговой технологии, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Вахрушева с точки зрения использования тренинговой технологии, охарактеризованы педагогические условия использования тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников содержит 53 наименования.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Под тренингом понимают совокупность активных методов групповой работы, логично и тематически подобранных согласно поставленной цели и обеспечивающих достижение заранее запланированных результатов. Использование тренинговой технологии на уроках в начальной школе по разным дисциплинам, в том числе при изучении предмета «Окружающий мир» позволяет совместить приобретение теоретических знаний с практической работой, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, сплочению классного коллектива, а также развитию творческих способностей.
В УМК А.А. Вахрушева «Окружающий мир» представлен учебный материал, обладающий значительным потенциалом с точки зрения использования тренинговой технологии. Разные формы организации учебной работы позволяют проводить уроки различного типа, в том числе и уроки - тренинги, а благодаря многообразию творческих и исследовательских заданий, а также упражнений по моделированию и прогнозированию, имеется возможность использовать различные элементы тренинговых технологий. Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: проведение уроков-тренингов по работе с приборами, оказанию первой медицинской помощи, использование тренинговых упражнений по моделированию и прогнозированию, использование тренинговых упражнений творческого характера.
В МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили индекс удовлетворенности младших школьников участием в тренинге на уроке окружающего мира и установили, что в опытной группе преобладает низкий индекс удовлетворенности учащихся участием в тренингах.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса уроков- тренингов для учащихся 4 «Д» класса (опытной группы) на уроках окружающего мира с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Комплекс заданий включал следующие виды тренинговых упражнений: опытная групповая работа с приборами и работа по оказанию первой медицинской помощи; упражнения по моделированию и прогнозированию; упражнения творческого характера.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса уроков-тренингов.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс уроков-тренингов является эффективным при изучении предмета «Окружающий мир». Цель и задачи исследования решены. Гипотеза доказана.
В УМК А.А. Вахрушева «Окружающий мир» представлен учебный материал, обладающий значительным потенциалом с точки зрения использования тренинговой технологии. Разные формы организации учебной работы позволяют проводить уроки различного типа, в том числе и уроки - тренинги, а благодаря многообразию творческих и исследовательских заданий, а также упражнений по моделированию и прогнозированию, имеется возможность использовать различные элементы тренинговых технологий. Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: проведение уроков-тренингов по работе с приборами, оказанию первой медицинской помощи, использование тренинговых упражнений по моделированию и прогнозированию, использование тренинговых упражнений творческого характера.
В МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию тренинговой технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили индекс удовлетворенности младших школьников участием в тренинге на уроке окружающего мира и установили, что в опытной группе преобладает низкий индекс удовлетворенности учащихся участием в тренингах.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса уроков- тренингов для учащихся 4 «Д» класса (опытной группы) на уроках окружающего мира с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Комплекс заданий включал следующие виды тренинговых упражнений: опытная групповая работа с приборами и работа по оказанию первой медицинской помощи; упражнения по моделированию и прогнозированию; упражнения творческого характера.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса уроков-тренингов.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс уроков-тренингов является эффективным при изучении предмета «Окружающий мир». Цель и задачи исследования решены. Гипотеза доказана.
Подобные работы
- Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира (Государственный Социально-Гуманитарный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ДЭБЦ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие памяти у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие памяти у младших школьников с нарушением зрения на
уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Метод проектов как инновационная педагогическая технология при обучении творческому монологическому высказыванию на уроках английского языка (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017



