Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №93783

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НАГЛЯДНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ 7
1.1. Сущность понятий «наглядность», «принцип наглядности»,
«средства наглядности» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Роль наглядности в активизации познавательной деятельности
обучающихся начальной школы 12
1.3. Педагогические условия использования наглядности в процессе обучения младших школьников 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Диагностическое исследование познавательных интересов младших
школьников 30
2.2. Содержание работы по созданию условий использования
наглядности в образовательном процессе 39
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 499
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 555
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 599
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогом начальной школы задачу всестороннего развития личности обучающегося. При этом обучение и воспитание в начальной школе должно происходить на основе активной деятельности самих обучающихся. Таким образом, ключевой задачей учителя становится создание педагогических условий, позволяющих формировать у обучающихся умение учиться, включая в активную познавательную деятельность каждого школьника ежедневно и ежеминутно. Психологами и педагогами установлено, что без наглядности нет и результативной познавательной деятельности.
Воспитательно-образовательная работа в начальных классах должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в младшем школьном возрасте. Наглядность выступает одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Опора на принцип наглядности на уроках в младших классах активизирует познавательную деятельность учащихся, вследствие чего использование наглядности в образовательном процессе начальной школы является целесообразным.
Таким образом, необходимость создания педагогических условий использования наглядности с целью активизации познавательной деятельности младших школьников определяет актуальность данного исследования.
В соответствии с актуальностью определена проблема исследования: каковы педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы с целью активизации познавательной деятельности обучающихся?
Таким образом, педагогическая значимость проблемы использования наглядности для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, ее недостаточная дидактическая проработанность определили выбор темы исследования: «Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы».
Степень разработанности проблемы исследования. Отдельные аспекты проектирования педагогических условий использования наглядности в образовательном процессе начальной школы рассмотрены в трудах таких педагогов и психологов, как: И.А. Петрова [34], В.И. Слободчиков [44], А.В. Славин [42], Н.Ф. Талызина [46], Г.А. Цукерман [49], Г.И. Щукина [51] и др.
Так, В.И. Слободчиков [44], Н.Ф. Талызина [46], Г.И. Щукина [51] и др. исследовали особенности развития познавательной деятельности младших школьников посредством использования аудио-визуальных средств наглядности. Педагоги И.А. Петрова [34], Г.А. Цукерман [49], В.П. Сергеева [41] изучали психолого-педагогические условия использования наглядности в обучении младших школьников. Однако, несмотря на имеющиеся исследования в данной области, мало неизученной является проблема создания педагогических условий использования наглядности в образовательном процессе начальной школы с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. Анализ психолого­педагогической, учебно-методической и справочной литературы по теме исследования подтверждает необходимость преодоления противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования наглядности в учебно­воспитательном процессе и недостаточным вниманием к решению этого вопроса в существующей образовательной практике начальной школы.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и реализовать в деятельности образовательного учреждения педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы.
Объект исследования: использование наглядности в образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «наглядность», «принцип наглядности», «средства наглядности» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить роль наглядности в активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы.
3. Выделить и описать педагогические условия использования наглядности в процессе обучения младших школьников.
4. Осуществить диагностику познавательных интересов младших школьников.
5. Описать содержание работы по созданию условий использования наглядности в образовательном процессе.
6. Провести анализ результатов опытно-поисковой работы.
Теоретической основой исследования являлись:
• структура учебной деятельности детей младшего школьного возраста (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
• психологические особенности использования наглядности в образовательном процессе (И.А. Петрова, В.И. Слободчиков, А.В. Славин, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина);
В работе использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
2) эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 48, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие обучающиеся 3В класса.
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 54 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты использования наглядности в образовательном процессе начальной школы; описаны педагогические условия использования наглядности в начальной школе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся; приведены результаты диагностики познавательных интересов младших школьников и описана проведенная педагогическая работа по созданию педагогических условий использования наглядности на уроках и на внеклассных занятиях по математике. Приведем основные выводы по проведенному исследованию.
Наглядность - это психический процесс, в результате которого в сознании обучающихся образуются определенные образы исследуемого объекта. Наглядность - показатель простоты и понятности для данного обучающегося того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, памяти, мышления, представления и воображения. Наглядность образа, возникающего у обучающегося, зависит главным образом от особенностей самого обучающегося, уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей. Психические образы могут создаваться в результате не только визуального восприятия, но и с помощью других органов чувств.
Принцип наглядности в обучении - один из основных дидактических принципов, предполагающий обучение, основанное на психических образах, воспринимаемых обучающимися. Данный принцип реализуется при помощи средств наглядности, под которыми понимаются способы, с помощью которых педагог демонстрирует обучающимся объект познания. В педагогике выделяются такие виды средств наглядности, как визуальные, аудиальные, кинестетические и речевые.
Благодаря наглядности у младших школьников формируются конкретные образы воспринятого объекта, предупреждающие вербализм в 55
обучении детей. С помощью наглядности формируется познавательный опыт младших школьников. Дети младшего возраста легко усваивают лишь то, что они могут непосредственно воспринять, и чем больше анализаторов будет участвовать в этом восприятии, тем легче и прочнее будет усвоение. Поэтому в начальных классах использование наглядности в учебном процессе выступает обязательным условием активизации познавательной деятельности обучающихся.
Использование наглядности соответствует особенностям развития мышления и восприятия ребенка младшего школьного возраста, что обеспечивает эффективность применения различных видов наглядности с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Нами были выделены следующие педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы с целью активизации познавательной деятельности обучающихся:
1. Использование наглядности должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся.
2. Использование в образовательном процессе различных видов наглядности.
3. Реализация наглядности на основе использования медиа технологий.
4. Реализация наглядности посредством игровых технологий.
Создание педагогических условий использования наглядности в образовательном процессе начальной школы - важная задача учителя.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 48, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 26 обучающихся 3 класса. Программа обучения - «Школа России». Опытно-поисковая работа проводилась в течение 1 четверти 2019/2020 учебного года.
Результаты констатирующей диагностики позволили сделать нам следующие выводы:
1) В классе отсутствовали обучающиеся с высоким уровнем развития активности в познавательной деятельности. Большинство обучающихся имели низкий уровень развития познавательной активности, который выражается в отсутствии инициативности, творчества и самостоятельности, пассивной позиции в учении. Высокий познавательный интерес у обучающихся наблюдается к предметам, учебному материалу которых присуща высокая конкретная наглядность (ИЗО, технология, физкультура). Низкий познавательный интерес у обучающихся наблюдается по предметам, учебному материалу которых присуща абстрактная наглядность (русский, иностранный языки, математика).
2) Главными мотивами учения выступают познавательные, что соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, когда происходит укрепление широких познавательных мотивов получения новых знаний.
3) Большинство обучающихся относили математику к «нелюбимым» предметам по причинам низкой познавательной ценности и трудности в изучении. Таким образом, в классе возникла необходимость в реконструкции модели обучения математике.
С целью активизации познавательной деятельности обучающихся в предметной области математики средствами наглядности нами была осуществлена соответствующая работа по созданию обозначенных выше педагогических условий на уроках и внеклассных занятиях.
Педагогические задачи состояли в следующем:
1) Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках.
2) Формирование у обучающихся положительного опыта самостоятельной творческой работы.
3) Развитие у обучающихся логического и креативного мышления.
4) Формирование у обучающихся коммуникативной компетентности.
5) Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля у младших школьников.
Работа включала использование различных средств наглядности, реализацию наглядности в игровых и ИКТ технологиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Работа дала положительные результаты. По результатам контрольной диагностики в классе 7 обучающихся с высоким уровнем активности познавательной деятельности; большинство обучающихся имеют средний уровень активности познавательной деятельности (16 чел.); низкий уровень активности познавательной деятельности диагностирован у троих обучающихся. Результаты сравнения демонстрируют сокращение количества обучающихся с низким уровнем активности познавательной деятельности и рост количества обучающихся со средним и высоким уровнем. Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная педагогическая работа способствовала активизации познавательной деятельности младших школьников.


1. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учебно-метод. Пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / Б.П. Бархаев. - Санкт- Петербург: Питер, 2009. - 444 с.
4. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. -Санкт- Петербург: КАРО, 2007. -144 с.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.- Санкт- Петербург: Питер, 2008. - 299 с.
6. Венгер, A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер// Вопросы психологии. -2001. - № 3. - С. 17-26.
7. Виды универсальных учебных действий: как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. - Москва: Академия, 2010. - 338 с.
8. Волков, А.Е. Модель «Российское образование - 2020» / А.Е. Волков. - Москва: Исток, 2008. - 64 с.
9. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волков. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 343 с.
10. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. - Москва: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.
11. Выготский, JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. - Москва: Педагогика, 1984. - Т. 3.
12. Гутник, И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И.Ю. Гутник. - Санкт- Петербург: Книжный Дом, 2008. - 248 с.
13. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе / В.И. Евдокимов. - Санкт- Петербург: Питер, 2002. - 212 с.
14. Ефремов, О.Ю. Педагогика: учебное пособие для вузов / О.Ю. Ефремов. - Санкт- Петербург: Питер, 2010. - 351 с.
15. Загвязинский, В.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. - Москва: Академия, 2011. - 364 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ