Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Стретчинг как средство развития гибкости 9
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические
особенности детей старшего дошкольного возраста 21
1.3. Средства и методы развития гибкости у детей старшего
дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С 30
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Уровень развития гибкости детей 5-6 лет на констатирующем
этапе экспериментальной работы 34
2.3. Методика развития гибкости у детей 5-6 лет на занятиях
физической культурой в дошкольном образовательном 37
учреждении с использованием игрового стретчинга
2.4. Анализ результатов применения предложенной методики 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность. В современном мире развитие физической культуры характеризуется активным поиском новых технологий, которые позволяют не только благоприятно воздействовать на физическое развитие и спортивное совершенствование детей, но и успешно создавать фундамент здоровья, более эффективно и плодотворно влиять на спортивный результат.
Система физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также организации и учреждения, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, соответствующие в целом государственным и общенародным интересам.
Дошкольное образовательное учреждение детей, это не спортивная школа, все дети распределены в группы в соответствии с биологическим возрастом, а уровень физического развития часто не соответствует возрастным показателям. Занятия по физической культуре проходят в соответствие с содержанием программного материала, а так же педагогическими и средовыми условиями (ссылка на перечень программ для дошкольников). Содержание по разделу «Физическое воспитание», в современных программах дошкольных образовательных учреждений, позволяют выровнять уровень физического развития, но овладеть техникой «основных движений», в том объеме, который регламентирует материал программы, в своем большинстве, дети дошкольного возраста не могут [4]. Причины разные, неравенство биологического и физического возраста, трудности в овладении комплексного развития всех физических качеств у дошкольников, ведь еще не построен физиологический фундамент. Уровень внимания таких детей, пограничен и чувство физического и психического утомления вызывает у некоторых из них, отрицательную реакцию, а значит и физические упражнения не приносят пользы. Сегодня родился анти лозунг - «Физкультура, ради физкультуры», поэтому каждый преподаватель должен не останавливаться на общепринятых формах физического воспитания, а искать новые пути решения проблем, которые сдерживают развитие современного образования. При переходе в школу, дети 6-7 лет имеют не высокий уровень здоровья, физическое развитие и физические способности шокируют школьных педагогов. Основной задачей думающих педагогов, является поиск и внедрение высокоэффективных средств и методов физического развития детей дошкольного возраста, в комплексе с сохранением и укреплением здоровья. Основой любой методики должна стать мотивационно - эмоциональная сфера, которая оказывает благоприятное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к занятиями физическими упражнениями.
Мы рассмотрели благоприятные условия развития такого физического качества, как «гибкость» у детей 5-6 лет. С точки зрения физиологии, дошкольный возраст, это самый благополучный период для развития данного качества. Имея высокий уровень развития гибкости, можно более успешно овладеть всем комплексом «основных движений». По развития гибкости у детей дошкольного возраста посвящено много исследований. В них заинтересована педиатрия, дошкольная гигиена, физическое воспитание. Результаты этих исследований используются для оценки физического развития детей, для характеристики эффективности тех или иных средств физического воспитания. Развитию гибкости у дошкольников, посвящено много исследований, но использование технологии «стретчинга» в дошкольных образовательных учреждениях, пока широко не освещалось. Мы считаем, что применение традиционных средств, не достаточно для полноценного физического развития дошкольников.
Благоприятным периодом для развития большинства основных двигательных качеств является старший возраст в ДОУ, но и в значительной степени для реализации воспитательной составляющей развития целостной личности учащихся. Невысокий уровень развития физических способностей младших школьников заключается именно в низком уровне состояния здоровья и анти интереса к традиционным занятиям физической культурой. По этому основной задачей физической культуры, является поиск и внедрение высокоэффективных путей и средств в комплексе воздействия на укрепление здоровья, физическое развитие, мотивационно - эмоциональную сферу, которая оказывает благоприятное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к занятиями физическими упражнениями.
Стретчинг - это растяжка, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц, через специальные позы.
Главное назначение стретчинга - удлинить мышечные волокна путем растягивания (чтобы повысить их сократительную способность), увеличить амплитуду движения в суставах, ускорить восстановление организма после интенсивных физических нагрузок. В отличие от известных всем наклонов и махов, упражнения в стретчинге совершаются очень медленно.
В настоящее время, в связи с масштабным распространением стретчинга, становится очевидной проблема методического обеспечения в соответствие с возрастом учащихся, задачами учебной программы, условиями, в которых проводятся занятия и уровнем педагогической компетентности педагога.
Контроль персональных особенностей проявления гибкости на уровне начальной подготовки дошкольников становится главным условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в долговременном тренировочном процессе и физической подготовленности и гармоничного физического развития.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в условиях ДОУ.
Предмет исследования - воздействие игрового стретчинга на развитие гибкости у детей 5-6 лет на занятиях физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность методики развития гибкости у детей 5-6 лет на занятиях физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях с использованием игрового стретчинга.
Гипотеза исследования: применение игрового стретчинга способствует повышению уровня развития гибкости старших дошкольников.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать методику развития гибкости у детей 5-6 лет на занятиях физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях с использованием игрового стретчинга.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики и разработать рекомендации по результатам исследования.
Подводя итог проведенного исследования можно еще раз подчеркнуть, что физическому воспитанию уделяется значительное внимание на государственном уровне, о чем свидетельствуют и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта).
Одна из основных проблем дошкольного возраста - формирование здоровья. Малоподвижный образ жизни приводит к тому различным заболеваниям сердечно¬сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата. У большинства современных детей нарушена координация движений. Словом, у старших дошкольников отсутствует интерес к физкультуре и спорту, очень низкий уровень физического развития.
В нашей работе мы рассмотрели понятие гибкости и стретчинга, методы и средства её развития, тесты, определяющие гибкость и много других вопросов, касающихся этой темы.
Возможность выполнять движение с оптимальной амплитудой, направлением и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц. В организме важен любой сустав. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движений, увеличивает энергозатраты и снижает экономичность работы, а также приводит к травмам мышц и связок.
По окончании исследования были сделаны следующие выводы:
1. Мы изучили и отобрали необходимую литературу по интересующей нас теме.
2. Применили эффективные комплексы игрового стретчинга на занятиях физической культуры. Этот вид стретчинга положительно способствует развитию гибкости у дошкольников 5-6 лет. Учитывая индивидуальные особенности и уровень физической подготовленности.
3. Экспериментально проверили эффективность применения игрового стретчинга, направленного на развитие гибкости у дошкольников 5-6 лет обучающихся в МБОУ ДО ДЮСШ №16.
Предложенную нами экспериментальную методику можно использовать для развития гибкости. Все дошкольники, занимающиеся по программе игрового стретчинга улучшили свои результаты.
Итоги проделанной нами работы: в 1-ой главе отраженны основные понятия, связанные с физическим качеством гибкость, виды гибкости, методы развития гибкости, факторы, влияющие на гибкость и всё, что касается теории и методики развития гибкости. Во 2-ой главе приведены основные тесты, для определения уровня развития гибкости, методика их проведения, предложена экспериментальная программа с использованием средств игрового стретчинга, а также места проведения экспериментального исследования. Приведены данные констатирующего этапа исследования, экспериментальная программа, разработанная и используемая в течение 5 месяцев для развития гибкости у дошкольников 5-6 лет, результаты формирующего этапа эксперимента их анализ.
Подводя итоги по результатам тестирования, мы увидели, что уровень развития у дошкольников низкий и требуется коррекция в развитии гибкости. На основании этого, мы разработали специальную программу использования игрового стретчинга на уроках физической культуры и использовали её в течение 6 месяцев. После этого мы снова провели тестирование и увидели, что уровень развития гибкости стал выше.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования - применение игрового стретчинга способствует повышению уровня развития гибкости старших дошкольников - подтвердилась.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2012 г.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"]
3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков.- М., 2000.- С. 515-544.
4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа. - Спб.: ЛОИРО, 2000;
5. Волошина Л. Как организовать научно-методическое сопровождение экспериментальной работы в ДОО/Л.Волошина, Е.Гавришова//Справочник старшего воспитателя Дошкольного учреждения.-2017.-№1.-С.13-18.
6. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет.- М.: АРКТИ, 2004
7. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст http: //pdf-knigi. com/1218/179719/F izicheskaia_kultura_-_doshkoln.pdf
8. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.:Академия, 2003. - 288 с.
9. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки- М. :Советский спорт, 2012. -384 с.
10. Демидов. В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физкультура в школе. - 2011.- №1
11. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растём здоровыми: Пособие для воспитателе, родителей и инструкторов физкультуры.- 2-е изд.-М,:Просвещение 2003
12. Захаров В.А. «Словарь терминов физической культуры и спорта».
13. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека ( с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры. - изд. 8-е.
/ под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. - М.: Человек, 2011. - 624 с.
14. Ильин, Е.Н. Психология физического воспитания: учебник для ин-тов и фак. физ. культуры / Е.Н. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2000. - 486 с.
15. Константинова, А.И. Игровой стретчинг / Константинова А.И. - М., 2004...43