Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития в Уральском федеральном округе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования дифференциации социально-экономического развития на уровне регионов 6
1.1. Теоретико-практическое значение дифференциации социально-экономического развития 6
1.2. Общественно-географические подходы к изучению социально-экономического развития регионов России 10
1.3. Подходы и методы оценки дифференциации 16
Глава 2. Социально-экономическое развитие регионов Уральского федерального округа Российской Федерации 22
2.1. Природно-территориальная структура 22
2.2. Демографическая сфера 32
2.3. Региональная экономика: базовые сферы 39
Глава 3. Дифференциация уровня социально-экономического развития регионов Уральского ФО Российской Федерации 58
3.1. Сравнительные показатели развития социально-экономического развития 58
3.2. Интегральная оценка дифференциации 61
Заключение 64
Список литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования дифференциации социально-экономического развития на уровне регионов 6
1.1. Теоретико-практическое значение дифференциации социально-экономического развития 6
1.2. Общественно-географические подходы к изучению социально-экономического развития регионов России 10
1.3. Подходы и методы оценки дифференциации 16
Глава 2. Социально-экономическое развитие регионов Уральского федерального округа Российской Федерации 22
2.1. Природно-территориальная структура 22
2.2. Демографическая сфера 32
2.3. Региональная экономика: базовые сферы 39
Глава 3. Дифференциация уровня социально-экономического развития регионов Уральского ФО Российской Федерации 58
3.1. Сравнительные показатели развития социально-экономического развития 58
3.2. Интегральная оценка дифференциации 61
Заключение 64
Список литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность темы. Исследование территориальной дифференциации важно с точки зрения определения приоритетов региональной политики и принятия управленческих решений. Понимание результатов предыдущих этапов развития экономики позволяет выявить лучшие практики и определить ошибки, которые можно использовать при разработке стратегии социально- экономического развития регионов.
Система федеральных округов Российской Федерации определяет необходимость исследования развития регионов в рамках округа позволяет скоординировать усилия различных регионов в достижении общих целей. Уральский федеральный округ является контрастным по своему составу: в нем присутствуют как экономические локомотивы страны – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, так и аутсайдер - Курганская область.
Исследование получает дополнительное значение в виду отсутствия качественных комплексных исследований данной территории. Результаты работы заполняет этот пробел. Его результаты могут стать обоснованием выбора приоритетов в сфере региональной политики и стратегического планирования.
Таким образом, актуальность работы обусловлена потребностью в определении приоритетов региональной политики, улучшения управления развитием территорий. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий пространственного, схем территориального планирования регионов, принятии управленческих решений в области региональной политики.
Объект исследования: регионы Уральского федерального округа Российской Федерации.
Предмет исследования: динамика уровней социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа Российской Федерации.
Цель исследования: выявление территориальной дифференциации социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) определить научные подходы и методы исследования;
2) выявить уровни социально-экономического развития регионов;
3) установить дифференциацию регионов на основе комплексной оценки их социально-экономических показателей;
4) выявить закономерности динамики и дифференциации развития исследуемых субъектов РФ;
Подходы к исследованию: • системно-структурный;• генетический; институциональный; индикативный; воспроизводственный.
Методы исследования: сравнительно-географический, статистический; картографический; балльно-рейтинговых оценок; экстраполяции; корреляционно-регрессионный анализ.
Информационная база. В качестве теоретической основы в работе используются статьи российских (В. Л. Бабурин, П. Я. Бакланов, М. Ю. Елсуков, Н. В. Зубаревич, О. В. Кузнецова, В. Н. Лаженцев, А. М. Трофимов, А. И. Чистобаев, М. Д. Шарыгин и др.) и зарубежных (Friedman, Krugman, Izert, Porter, A. ) авторов.
Статистическими источниками послужили сборники Росстата: Регионы России, Цены в России, а также статистические региональные сборники.
В качестве нормативно-правовой базы использованы правовые акты: Указ Президента “Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления правительства Российской Федерации», Указ Президента «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»
Структура и объем. Работа содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе определяется значение территориальной дифференциации с научной и практической точек зрения, разрабатываются методы исследования социально-экономического развития субъектов Уральского федерального округа, а также математический аппарат для определения дифференциации.
Во второй главе систематизируются статистические данные субъектов Уральского федерального округа, на основе которых проводится анализ динамики и основных трендов развития, проводится сравнительный территорий между собой и средними показателями по России и федеральному округу
В третьей главе определяется степень территориальной дифференцированности Уральского федерального округа, выявляются различия субъектов, рассматривается изменение дифференциации во времени и анализируется ее влияние на динамику социально-экономического развития.
Итогом работы явилась комплексная оценка состояния и проблем социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа Российской Федерации.
Система федеральных округов Российской Федерации определяет необходимость исследования развития регионов в рамках округа позволяет скоординировать усилия различных регионов в достижении общих целей. Уральский федеральный округ является контрастным по своему составу: в нем присутствуют как экономические локомотивы страны – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, так и аутсайдер - Курганская область.
Исследование получает дополнительное значение в виду отсутствия качественных комплексных исследований данной территории. Результаты работы заполняет этот пробел. Его результаты могут стать обоснованием выбора приоритетов в сфере региональной политики и стратегического планирования.
Таким образом, актуальность работы обусловлена потребностью в определении приоритетов региональной политики, улучшения управления развитием территорий. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий пространственного, схем территориального планирования регионов, принятии управленческих решений в области региональной политики.
Объект исследования: регионы Уральского федерального округа Российской Федерации.
Предмет исследования: динамика уровней социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа Российской Федерации.
Цель исследования: выявление территориальной дифференциации социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) определить научные подходы и методы исследования;
2) выявить уровни социально-экономического развития регионов;
3) установить дифференциацию регионов на основе комплексной оценки их социально-экономических показателей;
4) выявить закономерности динамики и дифференциации развития исследуемых субъектов РФ;
Подходы к исследованию: • системно-структурный;• генетический; институциональный; индикативный; воспроизводственный.
Методы исследования: сравнительно-географический, статистический; картографический; балльно-рейтинговых оценок; экстраполяции; корреляционно-регрессионный анализ.
Информационная база. В качестве теоретической основы в работе используются статьи российских (В. Л. Бабурин, П. Я. Бакланов, М. Ю. Елсуков, Н. В. Зубаревич, О. В. Кузнецова, В. Н. Лаженцев, А. М. Трофимов, А. И. Чистобаев, М. Д. Шарыгин и др.) и зарубежных (Friedman, Krugman, Izert, Porter, A. ) авторов.
Статистическими источниками послужили сборники Росстата: Регионы России, Цены в России, а также статистические региональные сборники.
В качестве нормативно-правовой базы использованы правовые акты: Указ Президента “Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления правительства Российской Федерации», Указ Президента «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»
Структура и объем. Работа содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе определяется значение территориальной дифференциации с научной и практической точек зрения, разрабатываются методы исследования социально-экономического развития субъектов Уральского федерального округа, а также математический аппарат для определения дифференциации.
Во второй главе систематизируются статистические данные субъектов Уральского федерального округа, на основе которых проводится анализ динамики и основных трендов развития, проводится сравнительный территорий между собой и средними показателями по России и федеральному округу
В третьей главе определяется степень территориальной дифференцированности Уральского федерального округа, выявляются различия субъектов, рассматривается изменение дифференциации во времени и анализируется ее влияние на динамику социально-экономического развития.
Итогом работы явилась комплексная оценка состояния и проблем социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа Российской Федерации.
Полученные в ходе проведения научных исследований результаты позволяют сделать следующие выводы и предложения:
1. Алгоритм исследования региональной дифференциации уровней социально-экономического развития региона включает 2 этапа: во-первых, определение уровней социально-экономического развития; во-вторых, выявление различий в уровнях развития регионов. При выполнении первого этапа используются показатели, характеризующие развитие сфер природопользования, региональной экономики, социальной среды, социальных и политических институтов. Основой выполнения второго этапа послужили: коэффициент вариации, коэффициент частного линейного отклонения, размах вариации, коэффициент осцилляции, коэффициент неоднородности.
2. При интегральной оценке уровней социально-экономического развития на первое место вышли Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область. Стабильно развивались экономики Челябинской и Свердловской областей, отличающиеся относительно высокой долей обрабатывающей отрасли, в связи с чем они проявили высокую устойчивость к кризисным явлениям. Нижний уровень занимает экономика Курганской области, которая даже на общероссийском уровне не достигает средних показателей. На уровнях развития сказываются не столько природно-климатические, сколько природно-ресурсные условия; именно по этой причине показатели северных регионов существенно превышают показатели южных.
3. На основе коэффициента неоднородности выявлено, что социально-экономическое развитие проходит через циклические фазы с высоким и низким уровнем дифференциации. Эти фазы обусловлены общими экономическими колебаниями, такими как кризис 2008-2009 года, 2014 года и пандемия 2020-2021 годов. Причем последний кризис в отличии от остальных снизил различия в уровнях развития регионов.
4. В процессе корреляционно-регрессионного анализа социально-экономических показателей были выявлены основные социально-экономические факторы развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального: для Свердловской и Тюменской областей высокую роль в развитии экономики играют уровень развития социальной сферы и социальных институтов; для Челябинской области высокий уровень экономического развития приводит к оттоку населения из региона и его концентрации в крупных городах; для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов определено, что высокую роль в развитии экономики региона играет нефтегазовая отрасль, которая приводит к увеличению различий с регионами России и Уральского федерального округа; для Курганской области экономическое отставание приводит к отставанию в социально-демографической сфере.
1. Алгоритм исследования региональной дифференциации уровней социально-экономического развития региона включает 2 этапа: во-первых, определение уровней социально-экономического развития; во-вторых, выявление различий в уровнях развития регионов. При выполнении первого этапа используются показатели, характеризующие развитие сфер природопользования, региональной экономики, социальной среды, социальных и политических институтов. Основой выполнения второго этапа послужили: коэффициент вариации, коэффициент частного линейного отклонения, размах вариации, коэффициент осцилляции, коэффициент неоднородности.
2. При интегральной оценке уровней социально-экономического развития на первое место вышли Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область. Стабильно развивались экономики Челябинской и Свердловской областей, отличающиеся относительно высокой долей обрабатывающей отрасли, в связи с чем они проявили высокую устойчивость к кризисным явлениям. Нижний уровень занимает экономика Курганской области, которая даже на общероссийском уровне не достигает средних показателей. На уровнях развития сказываются не столько природно-климатические, сколько природно-ресурсные условия; именно по этой причине показатели северных регионов существенно превышают показатели южных.
3. На основе коэффициента неоднородности выявлено, что социально-экономическое развитие проходит через циклические фазы с высоким и низким уровнем дифференциации. Эти фазы обусловлены общими экономическими колебаниями, такими как кризис 2008-2009 года, 2014 года и пандемия 2020-2021 годов. Причем последний кризис в отличии от остальных снизил различия в уровнях развития регионов.
4. В процессе корреляционно-регрессионного анализа социально-экономических показателей были выявлены основные социально-экономические факторы развития субъектов Российской Федерации Уральского федерального: для Свердловской и Тюменской областей высокую роль в развитии экономики играют уровень развития социальной сферы и социальных институтов; для Челябинской области высокий уровень экономического развития приводит к оттоку населения из региона и его концентрации в крупных городах; для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов определено, что высокую роль в развитии экономики региона играет нефтегазовая отрасль, которая приводит к увеличению различий с регионами России и Уральского федерального округа; для Курганской области экономическое отставание приводит к отставанию в социально-демографической сфере.
Подобные работы
- ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия социально-экономического развития муниципального образования как инструмент пространственного развития территорий (на примере г. Набережные Челны)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Социально-экономическое развитие Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование государственного регулирования социально-экономического развития моногородов в субъекте Российской Федерации (на материалах Министерства экономического развития Челябинской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - Оценка эффективности региональных систем управления транспортом в Сибирском Федеральном округе
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Экономико-географическая оценка современной региональной политики Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Разработка и реализация системообразующих инфраструктурных проектов в региональной экономике (на примере объектов транспортной инфраструктуры)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



