Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Порядок и механизм уплаты таможенных платежей в Российской Федерации

Работа №147792

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы85
Год сдачи2024
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1.1 Таможенные платежи: понятие, функции, признаки……………...…5
1.2 Классификация таможенных платежей…13
1.3 Порядок поступления и распределения таможенных платежей в ЕАЭС…20
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ, АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ
2.1 Организация уплаты и взимания таможенных платежей в РФ..…..29
2.2 Динамика и структура таможенных платежей, администрируемых таможенными органами………………………………………..………………..43
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Актуальные проблемы применения ставок таможенных платежей и механизма их уплаты……………………………………………………….…...57
3.2 Пути решения проблем, связанных с уплатой таможенных платежей в РФ…66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………78

Таможенные платежи и сборы являются важнейшим регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей, обеспечивают значительную часть доходов государства и во многом определяют место страны в международном разделении труда. Доля таможенных платежей и сборов в федеральном бюджете составляет на сегодняшний день свыше 50%.
Таможенные платежи, на всех исторических этапах развития российского государства являлись источником пополнения казны. Роль таможенных платежей заключалась и в регулирование торгового баланса и всей торгово-промышленной деятельности. Таможенные пошлины играют ключевую роль в регулировании участия государства в международных экономических отношениях, определяют место страны в мировом разделении.
Практика применения таможенных платежей в нашей стране показывает, что из-за несоответствия потребностям развития экономики и несовершенства механизма их администрирования Россия не только несет значительные финансовые потери, но и дополнительный ущерб наносится отечественным законопослушным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, а уклонение от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.
Поскольку именно Федеральной таможенной службой осуществляется досмотр товаров при пересечении границы, проверка документации, начисление и взимание таможенных пошлин, проведение необходимых экспертиз, контроль валютных операций, необходимо пересмотреть современную систему уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет страны, требуется разработка мер по предотвращению уклонения от уплаты таможенных платежей.
Актуальность темы исследования, заключается в том, что таможенные пошлины и сборы сохраняют актуальность в современном мире и остаются жизненно важным источником доходов для государственной казны. Уровень сбора таможенных платежей напрямую зависит от объемов внешней торговли и эффективности применяемых правовых механизмов, обеспечивающих своевременное и полное поступление средств в бюджет.
Целью исследования является: изучение порядка и механизма уплаты таможенных платежей в Российской Федерации и определение направлений его совершенствования.
Задачи исследования:
– рассмотреть сущность и понятие таможенных платежей;
– проанализировать классификацию и виды таможенных платежей;
– оценить порядок поступления и распределения таможенных платежей в ЕАЭС;
– охарактеризовать динамику и структуру таможенных платежей, и организацию их уплаты и взимания;
– исследовать актуальные проблемы применения тарифно-таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ и пути их решения.
Объект исследования – правовые отношения, связанные с механизмом уплаты таможенных платежей.
Предмет исследования – изучение порядка уплаты таможенных платежей в Российской Федерации.
Теоретическую основу настоящей работы составляют труды политологов, юристов и экономистов в области таможенного дела, таких, как Мариненко Т.В., Новиков В., Покровская В., Сидоров В., Трошкина, Т.Н., Федоренко, К. и многие другие, публикации в периодической печати по таможенному делу, таможенному праву и таможенно-тарифному регулированию, опубликованные и размещенные в электронных правовых базах материалы правоприменительной практики, официальные статистические данные, информационные статьи, в том числе размещенные в сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Методологическую основу настоящей работы составляет анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Нормативно-правовую основу работы составляет: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019), Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. №117-ФЗ, Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Подписан в г. Москве 11.04.2017), Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 08.12.2003 г.
Структура настоящей работы обусловлена вышеуказанными целями и задачами настоящей работы и включают в себя: введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников. Общий объём работы составляет: 82 страницы.
В первой главе раскрывается сущность таких понятий, как: налог, таможенные платежи, порядок их поступления и распределения, таможенные пошлины, их цель, функции и нормативно-правовые акты.
Во второй главе обобщены сведения, касающиеся анализа механизма организации уплаты и взимания таможенных платежей в РФ.
В третьей главе рассмотрены проблемы, связанные с применением тарифно-таможенного регулирования в РФ, а также пути их решения.
В работе подробно раскрывается экономическая сущность таможенных платежей на современном этапе, систематизируются теоретические аспекты таможенного обложения. Полученные выводы и рекомендации по совершенствованию порядка уплаты таможенных платежей и контролю за их поступлением в бюджет страны могут послужить для дальнейшего формирования концепции государственной политики в области таможенного обложения России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в наше время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль. В значительной степени экономические интересы государства обеспечиваются эффективностью его фискальной политики, во многом зависящей от деятельности Федеральной таможенной службы, на которую законодательством возложено взимание таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации.
Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:
- обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей;
- защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства;
- создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции;
- получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации;
- получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации;
Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.
Несмотря на показатели роста, взимание таможенных платежей осложняется проблемой уклонения от их уплаты, подрывающей в значительной степени их защитное и регулирующее воздействие, при этом федеральным бюджетом теряется значительная часть доходов, нарушается условие равноправной конкуренции внутри страны и создаются серьезные препятствия для развития внутреннего производства.
Для этого необходимо придерживаться комплекса методов и инструментов таможенного механизма:
- совершенствование практики планирования, прогнозирования и
многофакторного анализа таможенных платежей, включающих не только количественные показатели, такие, как цены на сырье, курс иностранной валюты, натуральный объем экспорта, ставки таможенных платежей, льготы и преференции, но и качественные - политические риски, изменение нормативно-правовой базы и т.д.;
- повышение результативности финансового контроля (контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости с целью снижения потерь от недостоверного декларирования, проверки правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки НДС при экспорте товаров), в том числе за счет усиления взаимодействия таможенных и налоговых органов;
Эти мероприятия позволят определенно повысить эффективность предотвращения таможенных правонарушений, исключить неточности в товаросопровождающих документах и сократить время проведения таможенных формальностей.
На государственном уровне необходимо поощрять прямые поставки товаров на отечественный рынок, например, за счёт предоставления крупным зарубежным товаропроизводителям упрощенного режима таможенного оформления, что в последствии поспособствует вытеснению с отечественного рынка недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Пополнение доходной части федерального бюджета - одна из важнейших задач таможенных органов. Таможенные платежи - федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.
Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним из принципов их работы. Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. И определение, и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России.

Исходя из материалов и анализа в нашем исследовании, которые были рассмотрены и изучены в ходе исследования, можно сделать определенные выводы, а также внести соответствующие предложения и пути совершенствования:
1. Меры, связанные с надзором за таможенными платежами, должны реализовываться на всех уровнях экономической сферы таможенного дела и внешнеэкономической деятельности.
2. Целью применения таких мер является: увеличение доходности бюджета благодаря усилению основных функций таможенных органов, формирование комфортных и благоприятных условий торговли для всех субъектов таможенных отношений, с помощью применения различных льгот и преференций.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что статистика таможенных платежей, несомненно, занимает важное место в разделе специальной таможенной статистики. Значение данного раздела обусловлено тем, что различные таможенные платежи, а также сборы и налоги являются значимой составляющей пополнения федерального бюджета нашей страны, контролем которых как раз занимается статистика таможенных платежей.
Также она выступает основой для разработки и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации и служит основой для возможных резервов пополнения бюджета государства. Помимо этого, статистика таможенных платежей выполняет очень важные функции для экономического развития страны в целом. Стоит отметить, что инструментом, регулирующим товарные потоки, затрудняя или облегчая ввоз или вывоз в страну различных групп товаров, являются таможенные платежи.



1. Логинова А.С. «Таможенные платежи: учебное пособие» — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2016г. — 152 c. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/40904.html (дата обращения: 04.12.2023).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 20.12.2023).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 03.01.2024)
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 03.01.2024)
5. Сафонова, Е.А., «Таможенные платежи в аспекте формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» / Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии – 2009г. С. 164.
6. Гончаренко Л. И. [и др.] «Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник для вузов» / ответственный редактор Гончаренко Л. И. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2024г. — С. 131.
7. Немирова, Г.И., «Таможенные платежи как индикатор развития экономики России и внешнеторговой деятельности», // Вестник Российской таможенной академии – 2015г. С. 115.
8. Постникова Л.В., «О налоговой природе таможенных платежей», // текст из научной работы, Вестник Алтайского государственного аграрного университета – 2012г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nalogovoy-prirode-tamozhennyh-platezhey (дата обращения: 14.01.2024).
9. Дидигова Л.Р. «Способы противодействия распространению контрафактных товаров: на примере Таможенного союза ЕАЭС» / Л.Р. Дидигова // Административное право и процесс. – 2018г. - № 5. - С. 82-83.
10. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 05.08.2021) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 16.01.2024).
11. Бутрименко А. И. «Практика исчисления таможенных платежей» / А. И. Бутрименко. // Молодой ученый. — 2018г. — № 21 (207). — С. 231-233. Текст электронный — URL: https://moluch.ru/archive/207/50572/ (дата обращения: 20.01.2024).
12. Крылов В.Е. «Таможенные платежи» / учебное пособие / коллектив авторов под ред. В.Е. Крылова. – Москва: КНОРУС, 2023г. (Специалитет) – С.11.
13. Новиков В. Е. «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость» / 3-е изд. – Москва, Лаборатория знаний, 2020г., С. 153. Текст электронный — URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785001019152.html (дата обращения: 27.01.2024).
14. Покровская В. В. «Таможенное дело» часть 1: учебник для вузов / Москва, 2020г. — 293 с. (Высшее образование) — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452036 (дата обращения: 29.01.2024).
15. Сидоров В. Н. «Таможенное право: учебник для академического бакалавриата» / В. Н. Сидоров. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2015г. С.212 — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/383420 (дата обращения: 05.02.2024).
16. Иванова В. Ю. «Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности» // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, 2013 г. [Электронный ресурс] — URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section05.html (дата обращения: 05.02.2024).
17. Закон Республики Армения «О таможенном регулировании» от 17.12.2014 г. № ЗР-83 (ред. от 06.07.2022 НО-323-N) [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ - Точка доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=80265 (дата обращения: 05.02.2024).
18. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 г. №129- З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (ред. от 19.07.2021 N 121-З) [Электронный ресурс] - Точка доступа: https://online.zakon.kz/service/doc.aspx?doc_id=31496943 (дата обращения: 05.02.2024).
19. Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 г.№ 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (ред. от 01.01.2024) [Электронный ресурс] - Точка доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39082703 (дата обращения: 05.02.2024)
20. Закон Кыргызской Республики от 24 апреля 2019 г. №52 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.08.2023 г.) «О таможенном регулировании» [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ - Точка доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=115434#A5H80QNM70 (дата обращения: 05.02.2024)
21. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 19.02.2024).
22. Сенотрусова, С. В. «Таможенные платежи во внешнеторговых операциях: учебник для вузов» / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. - 2-е изд., перераб. и доп. - (Высшее образование) — Москва: Издательство Юрайт, 2023г. — С.17.
23. Приказ ФТС России от 16.04.2020 N 375 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"(Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2020 N 58718) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355487 (дата обращения: 19.02.2024).
24. Мариненко Т.В. «Администрирование таможенных платежей: понятия, классификация и функции таможенных платежей» / Молодой ученый. 2018г. - № 26. - С. 122-123 [Электронный ресурс] - URL: https://moluch.ru/archive/212/51770/ (дата обращения: 21.02.2024).
25. Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (вместе с «Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми органами)» // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 29.02.2024).
26. Приказ ФТС России от 29.04.2019 N 727 (ред. от 20.07.2023) "Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, и об определении таможенных органов, уполномоченных на принятие и рассмотрение заявления о представлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также об определении таможенных органов, уполномоченных на осуществление возврата авансовых платежей и возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2019 N 55014) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327446/ (дата обращения: 29.02.2024).
27. Горлов, А. А. «Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования» / А. А. Горлов. // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 229-232. — [Электронный ресурс] - URL: https://moluch.ru/archive/366/82395/ (дата обращения: 29.02.2024).
28. Л.Е. Стровский [и др.] «Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям» — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017г. — 503 c. — ISBN 978-5-238-01772-3. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81751.html (дата обращения: 29.02.2024).
29. Гомон И.В., Фоменко А.А. «Анализ состава и структуры таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета РФ» / Текст научной статьи - Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019г. - Nº4-1. - С. 90. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sostava-i-struktury-tamozhennyh-platezhey-perechislyaemyh-v-dohodnuyu-chast-federalnogo-byudzheta-rf (дата обращения: 02.03.2024).
30. Торина А.С., Юдина А.Д. «Анализ взимания таможенных платежей в современных условиях» // Текст научной статьи - Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023г. - Nº3-1 (97) [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vzimaniya-tamozhennyh-platezhey-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 02.03.2024).
31. Федоренко, К. П. «Ключевые факторы роста доли импортной составляющей в доходах федерального бюджета, администрируемых Федеральной таможенной службой» / К. П. Федоренко // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021г. – № 3(79). – С. 57 — [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-faktory-rosta-doli-importnoy-sostavlyayu-schey-v-dohodah-federalnogo-byudzheta-administriruemyh-federalnoy-tamozhennoy / (дата обращения: 03.03.2024).
32. Бормотова Е.Г., Ворона А.А., Дианова В.Ю. «Управление таможенной деятельностью. Актуальные вопросы взаимодействия федеральной таможенной службы с государственными контролирующими органами» / Главный редактор: Т.С. Кулакова, Учебное пособие - СПб. «Интермедия», 2020г.— С. 65-66
33. Данные с сайта ФТС «об объемах конфискованной табачной продукции» [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/273775 (дата обращения: 14.03.2024).
34. Ушкалова Д.И. «Внешняя торговля России в условиях санкционного давления» // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2022г. - № 3 (55). - С. 218.
35. Атурин В.В. «Антироссийские экономические санкции и проблемы импортозамещения в условиях современной международной конкуренции» // Вестник Евразийской науки. – 2019г. - №2. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/40ECVN219.pdf./ (дата обращения: 14.03.2024).
36. Шестакова, А. В. «Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля» / А. В. Шестакова // Молодой ученый. — 2022г. — № 15 (410). — С. 317-319. [Электронный ресурс] — URL: https://moluch.ru/archive/410/90350/ (дата обращения: 15.03.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ