ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1.1 Таможенные платежи: понятие, функции, признаки……………...…5
1.2 Классификация таможенных платежей…13
1.3 Порядок поступления и распределения таможенных платежей в ЕАЭС…20
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОНТРОЛЯ, АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ
2.1 Организация уплаты и взимания таможенных платежей в РФ..…..29
2.2 Динамика и структура таможенных платежей, администрируемых таможенными органами………………………………………..………………..43
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Актуальные проблемы применения ставок таможенных платежей и механизма их уплаты……………………………………………………….…...57
3.2 Пути решения проблем, связанных с уплатой таможенных платежей в РФ…66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………78
Таможенные платежи и сборы являются важнейшим регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей, обеспечивают значительную часть доходов государства и во многом определяют место страны в международном разделении труда. Доля таможенных платежей и сборов в федеральном бюджете составляет на сегодняшний день свыше 50%.
Таможенные платежи, на всех исторических этапах развития российского государства являлись источником пополнения казны. Роль таможенных платежей заключалась и в регулирование торгового баланса и всей торгово-промышленной деятельности. Таможенные пошлины играют ключевую роль в регулировании участия государства в международных экономических отношениях, определяют место страны в мировом разделении.
Практика применения таможенных платежей в нашей стране показывает, что из-за несоответствия потребностям развития экономики и несовершенства механизма их администрирования Россия не только несет значительные финансовые потери, но и дополнительный ущерб наносится отечественным законопослушным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, а уклонение от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.
Поскольку именно Федеральной таможенной службой осуществляется досмотр товаров при пересечении границы, проверка документации, начисление и взимание таможенных пошлин, проведение необходимых экспертиз, контроль валютных операций, необходимо пересмотреть современную систему уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет страны, требуется разработка мер по предотвращению уклонения от уплаты таможенных платежей.
Актуальность темы исследования, заключается в том, что таможенные пошлины и сборы сохраняют актуальность в современном мире и остаются жизненно важным источником доходов для государственной казны. Уровень сбора таможенных платежей напрямую зависит от объемов внешней торговли и эффективности применяемых правовых механизмов, обеспечивающих своевременное и полное поступление средств в бюджет.
Целью исследования является: изучение порядка и механизма уплаты таможенных платежей в Российской Федерации и определение направлений его совершенствования.
Задачи исследования:
– рассмотреть сущность и понятие таможенных платежей;
– проанализировать классификацию и виды таможенных платежей;
– оценить порядок поступления и распределения таможенных платежей в ЕАЭС;
– охарактеризовать динамику и структуру таможенных платежей, и организацию их уплаты и взимания;
– исследовать актуальные проблемы применения тарифно-таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ и пути их решения.
Объект исследования – правовые отношения, связанные с механизмом уплаты таможенных платежей.
Предмет исследования – изучение порядка уплаты таможенных платежей в Российской Федерации.
Теоретическую основу настоящей работы составляют труды политологов, юристов и экономистов в области таможенного дела, таких, как Мариненко Т.В., Новиков В., Покровская В., Сидоров В., Трошкина, Т.Н., Федоренко, К. и многие другие, публикации в периодической печати по таможенному делу, таможенному праву и таможенно-тарифному регулированию, опубликованные и размещенные в электронных правовых базах материалы правоприменительной практики, официальные статистические данные, информационные статьи, в том числе размещенные в сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Методологическую основу настоящей работы составляет анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Нормативно-правовую основу работы составляет: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019), Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. №117-ФЗ, Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Подписан в г. Москве 11.04.2017), Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 08.12.2003 г.
Структура настоящей работы обусловлена вышеуказанными целями и задачами настоящей работы и включают в себя: введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников. Общий объём работы составляет: 82 страницы.
В первой главе раскрывается сущность таких понятий, как: налог, таможенные платежи, порядок их поступления и распределения, таможенные пошлины, их цель, функции и нормативно-правовые акты.
Во второй главе обобщены сведения, касающиеся анализа механизма организации уплаты и взимания таможенных платежей в РФ.
В третьей главе рассмотрены проблемы, связанные с применением тарифно-таможенного регулирования в РФ, а также пути их решения.
В работе подробно раскрывается экономическая сущность таможенных платежей на современном этапе, систематизируются теоретические аспекты таможенного обложения. Полученные выводы и рекомендации по совершенствованию порядка уплаты таможенных платежей и контролю за их поступлением в бюджет страны могут послужить для дальнейшего формирования концепции государственной политики в области таможенного обложения России.
Итак, в наше время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль. В значительной степени экономические интересы государства обеспечиваются эффективностью его фискальной политики, во многом зависящей от деятельности Федеральной таможенной службы, на которую законодательством возложено взимание таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации.
Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:
- обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей;
- защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства;
- создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции;
- получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации;
- получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации;
Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.
Несмотря на показатели роста, взимание таможенных платежей осложняется проблемой уклонения от их уплаты, подрывающей в значительной степени их защитное и регулирующее воздействие, при этом федеральным бюджетом теряется значительная часть доходов, нарушается условие равноправной конкуренции внутри страны и создаются серьезные препятствия для развития внутреннего производства.
Для этого необходимо придерживаться комплекса методов и инструментов таможенного механизма:
- совершенствование практики планирования, прогнозирования и
многофакторного анализа таможенных платежей, включающих не только количественные показатели, такие, как цены на сырье, курс иностранной валюты, натуральный объем экспорта, ставки таможенных платежей, льготы и преференции, но и качественные - политические риски, изменение нормативно-правовой базы и т.д.;
- повышение результативности финансового контроля (контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости с целью снижения потерь от недостоверного декларирования, проверки правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки НДС при экспорте товаров), в том числе за счет усиления взаимодействия таможенных и налоговых органов;
Эти мероприятия позволят определенно повысить эффективность предотвращения таможенных правонарушений, исключить неточности в товаросопровождающих документах и сократить время проведения таможенных формальностей.
На государственном уровне необходимо поощрять прямые поставки товаров на отечественный рынок, например, за счёт предоставления крупным зарубежным товаропроизводителям упрощенного режима таможенного оформления, что в последствии поспособствует вытеснению с отечественного рынка недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Пополнение доходной части федерального бюджета - одна из важнейших задач таможенных органов. Таможенные платежи - федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.
Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним из принципов их работы. Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. И определение, и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России.
Исходя из материалов и анализа в нашем исследовании, которые были рассмотрены и изучены в ходе исследования, можно сделать определенные выводы, а также внести соответствующие предложения и пути совершенствования:
1. Меры, связанные с надзором за таможенными платежами, должны реализовываться на всех уровнях экономической сферы таможенного дела и внешнеэкономической деятельности.
2. Целью применения таких мер является: увеличение доходности бюджета благодаря усилению основных функций таможенных органов, формирование комфортных и благоприятных условий торговли для всех субъектов таможенных отношений, с помощью применения различных льгот и преференций.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что статистика таможенных платежей, несомненно, занимает важное место в разделе специальной таможенной статистики. Значение данного раздела обусловлено тем, что различные таможенные платежи, а также сборы и налоги являются значимой составляющей пополнения федерального бюджета нашей страны, контролем которых как раз занимается статистика таможенных платежей.
Также она выступает основой для разработки и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации и служит основой для возможных резервов пополнения бюджета государства. Помимо этого, статистика таможенных платежей выполняет очень важные функции для экономического развития страны в целом. Стоит отметить, что инструментом, регулирующим товарные потоки, затрудняя или облегчая ввоз или вывоз в страну различных групп товаров, являются таможенные платежи.
1. Логинова А.С. «Таможенные платежи: учебное пособие» — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2016г. — 152 c. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/40904.html (дата обращения: 04.12.2023).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 20.12.2023).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 03.01.2024)
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 03.01.2024)
5. Сафонова, Е.А., «Таможенные платежи в аспекте формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» / Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии – 2009г. С. 164.
6. Гончаренко Л. И. [и др.] «Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник для вузов» / ответственный редактор Гончаренко Л. И. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2024г. — С. 131.
7. Немирова, Г.И., «Таможенные платежи как индикатор развития экономики России и внешнеторговой деятельности», // Вестник Российской таможенной академии – 2015г. С. 115.
8. Постникова Л.В., «О налоговой природе таможенных платежей», // текст из научной работы, Вестник Алтайского государственного аграрного университета – 2012г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nalogovoy-prirode-tamozhennyh-platezhey (дата обращения: 14.01.2024).
9. Дидигова Л.Р. «Способы противодействия распространению контрафактных товаров: на примере Таможенного союза ЕАЭС» / Л.Р. Дидигова // Административное право и процесс. – 2018г. - № 5. - С. 82-83.
10. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 05.08.2021) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 16.01.2024).
11. Бутрименко А. И. «Практика исчисления таможенных платежей» / А. И. Бутрименко. // Молодой ученый. — 2018г. — № 21 (207). — С. 231-233. Текст электронный — URL: https://moluch.ru/archive/207/50572/ (дата обращения: 20.01.2024).
12. Крылов В.Е. «Таможенные платежи» / учебное пособие / коллектив авторов под ред. В.Е. Крылова. – Москва: КНОРУС, 2023г. (Специалитет) – С.11.
13. Новиков В. Е. «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость» / 3-е изд. – Москва, Лаборатория знаний, 2020г., С. 153. Текст электронный — URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785001019152.html (дата обращения: 27.01.2024).
14. Покровская В. В. «Таможенное дело» часть 1: учебник для вузов / Москва, 2020г. — 293 с. (Высшее образование) — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452036 (дата обращения: 29.01.2024).
15. Сидоров В. Н. «Таможенное право: учебник для академического бакалавриата» / В. Н. Сидоров. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2015г. С.212 — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/383420 (дата обращения: 05.02.2024).
16. Иванова В. Ю. «Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности» // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, 2013 г. [Электронный ресурс] — URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section05.html (дата обращения: 05.02.2024).
17. Закон Республики Армения «О таможенном регулировании» от 17.12.2014 г. № ЗР-83 (ред. от 06.07.2022 НО-323-N) [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ - Точка доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=80265 (дата обращения: 05.02.2024).
18. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 г. №129- З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (ред. от 19.07.2021 N 121-З) [Электронный ресурс] - Точка доступа: https://online.zakon.kz/service/doc.aspx?doc_id=31496943 (дата обращения: 05.02.2024).
19. Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 г.№ 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (ред. от 01.01.2024) [Электронный ресурс] - Точка доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39082703 (дата обращения: 05.02.2024)
20. Закон Кыргызской Республики от 24 апреля 2019 г. №52 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.08.2023 г.) «О таможенном регулировании» [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ - Точка доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=115434#A5H80QNM70 (дата обращения: 05.02.2024)
21. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 19.02.2024).
22. Сенотрусова, С. В. «Таможенные платежи во внешнеторговых операциях: учебник для вузов» / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. - 2-е изд., перераб. и доп. - (Высшее образование) — Москва: Издательство Юрайт, 2023г. — С.17.
23. Приказ ФТС России от 16.04.2020 N 375 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"(Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2020 N 58718) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355487 (дата обращения: 19.02.2024).
24. Мариненко Т.В. «Администрирование таможенных платежей: понятия, классификация и функции таможенных платежей» / Молодой ученый. 2018г. - № 26. - С. 122-123 [Электронный ресурс] - URL: https://moluch.ru/archive/212/51770/ (дата обращения: 21.02.2024).
25. Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (вместе с «Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми органами)» // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 29.02.2024).
26. Приказ ФТС России от 29.04.2019 N 727 (ред. от 20.07.2023) "Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, и об определении таможенных органов, уполномоченных на принятие и рассмотрение заявления о представлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также об определении таможенных органов, уполномоченных на осуществление возврата авансовых платежей и возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2019 N 55014) // Консультант Плюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327446/ (дата обращения: 29.02.2024).
27. Горлов, А. А. «Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования» / А. А. Горлов. // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 229-232. — [Электронный ресурс] - URL: https://moluch.ru/archive/366/82395/ (дата обращения: 29.02.2024).
28. Л.Е. Стровский [и др.] «Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям» — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017г. — 503 c. — ISBN 978-5-238-01772-3. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81751.html (дата обращения: 29.02.2024).
29. Гомон И.В., Фоменко А.А. «Анализ состава и структуры таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета РФ» / Текст научной статьи - Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019г. - Nº4-1. - С. 90. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sostava-i-struktury-tamozhennyh-platezhey-perechislyaemyh-v-dohodnuyu-chast-federalnogo-byudzheta-rf (дата обращения: 02.03.2024).
30. Торина А.С., Юдина А.Д. «Анализ взимания таможенных платежей в современных условиях» // Текст научной статьи - Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023г. - Nº3-1 (97) [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vzimaniya-tamozhennyh-platezhey-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 02.03.2024).
31. Федоренко, К. П. «Ключевые факторы роста доли импортной составляющей в доходах федерального бюджета, администрируемых Федеральной таможенной службой» / К. П. Федоренко // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021г. – № 3(79). – С. 57 — [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-faktory-rosta-doli-importnoy-sostavlyayu-schey-v-dohodah-federalnogo-byudzheta-administriruemyh-federalnoy-tamozhennoy / (дата обращения: 03.03.2024).
32. Бормотова Е.Г., Ворона А.А., Дианова В.Ю. «Управление таможенной деятельностью. Актуальные вопросы взаимодействия федеральной таможенной службы с государственными контролирующими органами» / Главный редактор: Т.С. Кулакова, Учебное пособие - СПб. «Интермедия», 2020г.— С. 65-66
33. Данные с сайта ФТС «об объемах конфискованной табачной продукции» [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/273775 (дата обращения: 14.03.2024).
34. Ушкалова Д.И. «Внешняя торговля России в условиях санкционного давления» // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2022г. - № 3 (55). - С. 218.
35. Атурин В.В. «Антироссийские экономические санкции и проблемы импортозамещения в условиях современной международной конкуренции» // Вестник Евразийской науки. – 2019г. - №2. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/40ECVN219.pdf./ (дата обращения: 14.03.2024).
36. Шестакова, А. В. «Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля» / А. В. Шестакова // Молодой ученый. — 2022г. — № 15 (410). — С. 317-319. [Электронный ресурс] — URL: https://moluch.ru/archive/410/90350/ (дата обращения: 15.03.2024).