ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В
УСЛОВИЯХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Риски современного образования 7
1.2. Закономерности личностно-профессионального развития педагога 13
1.3. Особенности личностно-профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ
РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Обоснование методов диагностики личностно-профессионального
развития педагогов 24
2.2. Анализ результатов диагностики личностно-профессионального развития
педагогов 31
2.3. Разработка рекомендаций по сопровождению личностно -
профессионального развития педагогов в условиях рисков современного образования 47
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность темы работы состоит в том, что одним из главных факторов, которые оказывают влияние на результативность современного образовательного процесса, является эффективная, слаженная и целенаправленная работа педагогов, реализующих свое профессиональное мастерство и профессиональные умения. Педагогическая деятельность направлена на передачу опыта и создание условий для личностного развития воспитанников, поэтому педагог как творец педагогического процесса является ключевой фигурой образовательной системы, которая всегда находится в процессе модернизации и реформирования в соответствии с требованиями конкретного исторического времени. Развитие системы образования требует развития ее субъектов.
Степень разработанности проблемы. Профессионально-личностное развитие педагога как объект научного исследования особенно интересует ученых в периоды реформирований/модернизаций системы образования и активных инновационных поисков в педагогической сфере.
Исследованию профессионального развития педагогов посвящены работы Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева и др., которые характеризуют профессиональное развитие и становление личности как открытую, нелинейную и неравновесную систему, которая объединяет в одно целое пространства возрастных изменений личности, системы непрерывного профессионального образования и профессиональной деятельности. Движущей силой развития личности являются противоречия между потребностями и внешними обстоятельствами, между способностями, духовными возможностями и формами деятельности, между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения, между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками [16].
В процессе профессионального развития формируются
профессиональная компетентность и способы решения профессиональных задач, обусловленных требованиями к качеству профессиональной деятельности педагога (А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.).
В науке выявлены особенности этапов профессионального становления и психолого-педагогические технологии содействия профессионализации личности (А.К. Маркова, Л.Н. Горбунова, И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх).
Взаимосвязь человека с профессией изучается сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. (А.К. Маркова, А.А. Деркач).
Однако анализ литературы показал, что в исследованиях не получили достаточного отражения вопросы, связанные с проблемой выявления особенностей личностно-профессионального развития педагогов в условиях рисков современного образования, а также не в полной мере раскрыты методы диагностики особенностей личностно-профессионального развития педагогов.
Проблема исследования (исследовательский вопрос): каковы
особенности личностно-профессионального развития педагогов в условиях рисков современного образования.
Объект исследования: личностно-профессиональное развитие
педагогов.
Предмет исследования: особенности личностно-профессионального развития педагогов в условиях рисков современного образования.
Цель исследования: выявить особенности личностно
профессионального развития педагогов в условиях рисков современного образования.
Гипотеза исследования: особенностями личностно-профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования выступают:
• формирование психологической готовности к изменяющимся условиям, выражающейся в инновационной направленности и специфических мотивах профессиональной деятельности;
• интенсификация процессов профессионального выгорания педагога.
Для доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) выявить риски современного образования;
2) раскрыть закономерности личностно-профессионального развития педагога;
3) обосновать методы диагностики особенностей личностнопрофессионального развития педагога в условиях рисков современного образования;
4) определить особенности личностно-профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования.....
В результате решения первой задачи исследования установлено: важной составляющей образовательного процесса является инновационная деятельность педагога, которая подразумевает определенный уровень личностно-профессиональной готовности педагога к знаниям. Недостатки в данной области способствуют возникновению инновационных, инструментальных и кадровых рисков. Поскольку инновации и риск - две взаимосвязанные категории, избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, и в любом случае риски необходимы педагогу для полноценного профессионального и личностного развития в современном мире.
Решая вторую задачу исследовательской работы, мы выяснили, что процессы профессионально-личностного становления и развития педагога осуществляются по социально-психологическим закономерностям, а также закономерностям его профессионального и личностного развития. Социально-психологические закономерности профессионального
становления педагога зависят от внешних условий и социальных отношений, проявляясь в социализации субъекта педагогической деятельности. В условиях современности для развития личностно-профессиональных качеств педагогов крайне значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами.
Далее обоснованы методы диагностики особенностей личностнопрофессионального развития педагога в условиях рисков современного образования: для диагностики мотивов профессиональной деятельности, профессионального выгорания и для диагностики готовности к инновационной деятельности.
В ходе решения третьей задачи мы определили особенности личностно-профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования: побудительными причинами профессиональной деятельности педагогов является совокупность внешних и внутренних мотивов, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность, цели и задачи. Мотив жизнеобеспечения, мотивирующий потребности в высоком заработке и материальном вознаграждении - сформирован на среднем уровне у 90% и на низком уровне у 10% педагогов.
Мотив взаимодействия на среднем уровне сформирован у 95%, на высоком уровне мотив сформирован у 5% педагогических работников. Таким образом, мы можем утверждать, что для большинства педагогов образовательного учреждения характерно поведение, направленное на установление определенного характера отношений.
Мотив признания на среднем уровне выявлен у 60% педагогов, и у 40% педагогических работников образовательного учреждения сформирован на высоком уровне. Полученные данные позволяют сделать вывод, что у педагогов преобладает потребность в постоянном получении похвалы окружающих, в высокой оценке собственных достоинств, в уважении окружающих людей.
Познавательный мотив, относящийся к внутренним мотивам - не выявлен на низком и высоком уровнях, а представлен лишь средним уровнем - 100%, следовательно, для педагогов характерно стремление к получению новой информации, и педагоги допускают, что для выполнения работы требуются более высокие технические и профессиональные навыки, а также мобилизация интеллектуальных способностей.
Мотив активности - внутренний мотив готовности к целенаправленному взаимодействию со средой на среднем уровне представлен у 45% педагогов, на высоком уровне сформирован у большинства педагогических работников - 55%. Полученные данные
свидетельствуют об активности педагогических работников и включенности их в научно-исследовательскую деятельность, воспитательную работу, о стремлении транслировать опыт, выстроенный на потребностях и интересах личности. Мотив самореализации или мотив самосовершенствования, представляющий собой потребность расти и развиваться как личность - на среднем уровне выявлен у большинства (85%), и на высоком уровне - у 15% педагогических работников образовательного учреждения.
В целом, мы можем говорить о том, что внутренние мотивы профессиональной деятельности: психологические свойства субъекта,
непосредственный внутренний интерес личности к предстоящим действиям, - незначительно, но преобладают над внешними мотивами (мотив жизнеобеспечения, мотив взаимодействия, мотив признания).
По итогам анализа симптомов эмоционального выгорания по каждой фазе развития стресса определено, что доминирующей сформировавшейся фазой эмоционального выгорания являются «напряжение» (100%) и фаза «резистенция» (50%). Выявлены симптомы, являющиеся наиболее отягощающими для эмоционального состояния педагогических работников: переживание психотравмирующих обстоятельств (75%),
неудовлетворенность собой (55%), тревога (50%), эмоциональнонравственная дезориентация (45%), редукция профессиональных обязанностей (55%).
По итогам сравнения особенностей личностно-профессионального развития педагогов с особенностями, которые были выявлены в диссертационных исследованиях С.А. Замятиной [14], Е.С. Манюковой [28], И.П. Цвелюх [52] в период с 2000 по 2006 гг. нами были получены следующие данные: по методике В.В. Бойко фаза «напряжение» выражена у 53% респондентов, фаза «резистенция» у 27% респондентов, фаза «истощение» у 19% респондентов [28]. В исследованиях 2000 г. показатели симптомов эмоциональных состояний педагогов (тревога) выявлены у 4,2% респондентов [14], а в 2004 г. уже у 25% респондентов [28]. Редукция профессиональных обязанностей (достижений) в 2000 г. выявлена у 35,2% респондентов [14], в исследовании 2004 г. у 24% респондентов [28]....
1. Абрамова И.Г. Теория педагогического риска: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996. 45 с.
2. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2000. 30 с.
3. Акмеология / Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2006. 424 с.
4. Арламов А.А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 12-21.
5. Батаршев А.В. Психолого-педагогические пути оптимизации сопровождения процесса становления современного педагога // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст. СПб., 2013. С. 263-269.
6. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Профессиональное самоопределение и
самореализация педагога профессиональной школы: монография.
СПб., 2012. 192 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 473 с.
9. Бровченко А.К. Особенности работы школьного психолога с педагогами и руководством школы // Психолог в школе! 2014. № 6 (6). С. 213.
10. Бумаженко Н.И. Введение в педагогическую профессию: курс лекций. Витебск, 2014. 50 с.
11. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. СПб., 2000. № 5. С. 443-463.
12. Данилов С.В., Вершинин В.Н. Образовательные инновации в регионе: история, современное состояние, содержание: монография. Ульяновск, 2015. 208 с.
13. Ежак Е.В. Психологическое обеспечение профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2017. 42 с.
14. Замятина С.А. Профессиональная поддержка учителей в процессе их аттестации на высшую квалификационную категорию: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 215 с.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2003.
263 с.....58