ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1. Понятие и задачи проведения экологической экспертизы 6
1.2. Характеристика основных видов экологической экспертизы 11
1.3. Объекты и субъекты экологической экспертизы 13
2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 16
2.1. Процедура проведения государственной экологической
экспертизы 19
2.2. Организация проведения государственной экологической
экспертизы 22
2.3. Порядок проведения общественной экологической экспертизы 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 40
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1. Понятие и задачи проведения экологической экспертизы 6
1.2. Характеристика основных видов экологической экспертизы 11
1.3. Объекты и субъекты экологической экспертизы 13
2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 16
2.1. Процедура проведения государственной экологической
экспертизы 19
2.2. Организация проведения государственной экологической
экспертизы 22
2.3. Порядок проведения общественной экологической экспертизы 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 40
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования заключается в определении правового содержания государственной экологической экспертизы, а также выявление некоторых проблем правового регулирования соответствующих отношений и разработка предложений по их урегулированию.
Загрязнение воздуха, воды, земли приобрели глобальный характер. Следует признать, что наша страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.
Процедура экологической оценки воздействия на окружающую среду является одной из наиболее широко применяемых в мире процедур предварительной оценки планируемой деятельности. Суть данного механизма заключается в принятии управленческого решения о реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности с учетом возможных негативных экологических, экономических, социальных и иных последствий.
По нашему мнению, даже расширение перечня объектов государственной экологической экспертизы, к чему часто призывают экологические активисты и юристы-экологи, не только не решит, но и еще более обострит накопившиеся проблемы.
Задача государственной экологической экспертизы заключается в том, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также адекватные требования законодательства.
Целью дипломной работы является определение правового содержания экологической экспертизы, а также выявление некоторых проблем правового регулирования соответствующих отношений и разработка предложений по их урегулированию.
Для достижения указанной цели, ставились следующие задачи:
1. Рассмотреть правовое понятие, как экологической экспертизы в целом, так и государственной экологической экспертизы в частности;
2. Исследовать характеристику правоотношений в области государственной экологической экспертизы;
3. Проанализировать порядок проведения государственной экологической экспертизы.
Объектом исследования являются экологические правоотношения в сфере осуществления экологической экспертизы.
Предмет исследования составляют нормы права, устанавливающие основы осуществления экологической экспертизы.
Теоретической основой проведенного исследования выступают научные труды таких авторов, как Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Анисимов А.П., Демичев А.А., Грачева О.С., Дубовик О.Л., Ерофеев Б.В., Хлуденева Н.И., Кукин П.П.
Методологическая основа дипломной работы базируется на следующих методах научного исследования: сравнительно - правовой, исторический, структурно - функциональный и другие общенаучные методы.
Нормативно - правовая основа дипломного исследования представлена нормативными правовыми актами в сфере регулирования экологических правоотношений: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 05.02.2014), Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 - ФЗ (в ред. от 29.07.2014) «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 23.11.1995 № 174 - ФЗ (в ред. от 01.05.2019) «Об экологической экспертизе» и т.д.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, и включает в себя введение, две главы, анализ правоприменительной практики, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
Загрязнение воздуха, воды, земли приобрели глобальный характер. Следует признать, что наша страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.
Процедура экологической оценки воздействия на окружающую среду является одной из наиболее широко применяемых в мире процедур предварительной оценки планируемой деятельности. Суть данного механизма заключается в принятии управленческого решения о реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности с учетом возможных негативных экологических, экономических, социальных и иных последствий.
По нашему мнению, даже расширение перечня объектов государственной экологической экспертизы, к чему часто призывают экологические активисты и юристы-экологи, не только не решит, но и еще более обострит накопившиеся проблемы.
Задача государственной экологической экспертизы заключается в том, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также адекватные требования законодательства.
Целью дипломной работы является определение правового содержания экологической экспертизы, а также выявление некоторых проблем правового регулирования соответствующих отношений и разработка предложений по их урегулированию.
Для достижения указанной цели, ставились следующие задачи:
1. Рассмотреть правовое понятие, как экологической экспертизы в целом, так и государственной экологической экспертизы в частности;
2. Исследовать характеристику правоотношений в области государственной экологической экспертизы;
3. Проанализировать порядок проведения государственной экологической экспертизы.
Объектом исследования являются экологические правоотношения в сфере осуществления экологической экспертизы.
Предмет исследования составляют нормы права, устанавливающие основы осуществления экологической экспертизы.
Теоретической основой проведенного исследования выступают научные труды таких авторов, как Боголюбов С.А., Болтанова Е.С., Анисимов А.П., Демичев А.А., Грачева О.С., Дубовик О.Л., Ерофеев Б.В., Хлуденева Н.И., Кукин П.П.
Методологическая основа дипломной работы базируется на следующих методах научного исследования: сравнительно - правовой, исторический, структурно - функциональный и другие общенаучные методы.
Нормативно - правовая основа дипломного исследования представлена нормативными правовыми актами в сфере регулирования экологических правоотношений: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 05.02.2014), Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 - ФЗ (в ред. от 29.07.2014) «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 23.11.1995 № 174 - ФЗ (в ред. от 01.05.2019) «Об экологической экспертизе» и т.д.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, и включает в себя введение, две главы, анализ правоприменительной практики, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
В результате изученного материала и проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Экологическая экспертиза является одним из инструментов реализации конституционного права на окружающую нас среду. Проведение данного вида экспертизы является одним из основных направлений государственной политики в Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Особое место в системе законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды занимает экологическая экспертиза как ключевой превентивный природоохранный инструмент. Безусловно, экологическая экспертиза, чтобы оставаться эффективным инструментом охраны окружающей среды, соответствовать реалиям и, одновременно, не становиться искусственно созданным препятствием на пути реализации инвестиционных проектов, нуждается в совершенствовании ее правового регулирования. Ряд существенных шагов в этом направлении уже сделан.
Так, Федеральным законом № 219-ФЗ был расширен перечень объектов государственной экологической экспертизы, сокращены сроки проведения государственной экологической экспертизы с шести месяцев до трех, а также были приняты иные нововведения.
Важным является и то, что в градостроительном законодательстве появилась норма, разграничивающая сферу действия государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.
А также выявлены следующие проблемы и пути их решения:
- В действующей редакции Закона об экологической экспертизе, срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается уполномоченным органом на его усмотрение. На практике, это приводит к возникновению ситуаций, когда предприятия вынуждены регулярно «ходить» на экологическую экспертизу с одним и тем же проектом, даже при реализации проекта в полном соответствии с проектными решениями.
Предлагаем исключить требования об установлении срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, что позволит избежать неоднозначной практики. Так, на наш взгляд, более эффективным вариантом регулирования было бы установление в законе определенного срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизе, например, соответствующего сроку реализации объекта экспертизы.
- Положение, позволяющее выдавать положительное заключение государственной экологической экспертизы с перечнем условий, обязательных для выполнения заказчиком, позволит выдавать такие заключение, в тех случаях, когда установленные комиссией несоответствия требованиям природоохранного законодательства и других нормативных актов устранимы и не требуют переработки технических, технологических решений. Выдача в таких случаях отрицательного заключения не обоснована, как с точки зрения необходимости несения дополнительных расходов заказчика на повторную экспертизу, так и с точки зрения затягивания сроков реализации проекта (действующая форма заключения государственной экологической экспертизы не предусматривает возможность выдачи положительного заключения при наличии замечаний и предложений). Законопроект устраняет этот недостаток регулирования.
- До сих пор требует урегулирования вопрос определения достаточности и адекватности мероприятий по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды. В связи с этим в законодательстве Российской Федерации необходимо установить четкие критерии качества проведенных восстановительных работ при возмещении вреда окружающей среде.
Одновременно с этим требует совершенствования методическое обеспечение оценки вреда окружающей среде. Отмечается, что в отношении некоторых компонентов природной среды до сих пор отсутствуют соответствующие методики (например, в отношении вреда, причиненного атмосферному воздуху). А также требует скорейшего решения проблема возмещения экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Отсутствие на федеральном уровне правовой, организационной и финансовой основы для решения проблемы ликвидации прошлого экологического ущерба приводит к тому, что «по умолчанию» оно перекладывается на муниципальные образования, которые с организационной и финансовой точки зрения в наименьшей степени подготовлены к разрешению этих сложных вопросов.
В связи с этим представляется необходимым совершенствование и развитие законодательства, регулирующего вопросы выявления и оценки прошлого экологического ущерба, а также распределения ответственности при ликвидации прошлого экологического ущерба.
- Требует дополнительной проработки вопрос восстановления института экологических фондов в Российской Федерации.
В заключение хочется отметить то, что общественные отношения оценки воздействия окружающей среды и экологической экспертизы тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в экологическом праве.
Экологическая экспертиза является одним из инструментов реализации конституционного права на окружающую нас среду. Проведение данного вида экспертизы является одним из основных направлений государственной политики в Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Особое место в системе законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды занимает экологическая экспертиза как ключевой превентивный природоохранный инструмент. Безусловно, экологическая экспертиза, чтобы оставаться эффективным инструментом охраны окружающей среды, соответствовать реалиям и, одновременно, не становиться искусственно созданным препятствием на пути реализации инвестиционных проектов, нуждается в совершенствовании ее правового регулирования. Ряд существенных шагов в этом направлении уже сделан.
Так, Федеральным законом № 219-ФЗ был расширен перечень объектов государственной экологической экспертизы, сокращены сроки проведения государственной экологической экспертизы с шести месяцев до трех, а также были приняты иные нововведения.
Важным является и то, что в градостроительном законодательстве появилась норма, разграничивающая сферу действия государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.
А также выявлены следующие проблемы и пути их решения:
- В действующей редакции Закона об экологической экспертизе, срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается уполномоченным органом на его усмотрение. На практике, это приводит к возникновению ситуаций, когда предприятия вынуждены регулярно «ходить» на экологическую экспертизу с одним и тем же проектом, даже при реализации проекта в полном соответствии с проектными решениями.
Предлагаем исключить требования об установлении срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, что позволит избежать неоднозначной практики. Так, на наш взгляд, более эффективным вариантом регулирования было бы установление в законе определенного срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизе, например, соответствующего сроку реализации объекта экспертизы.
- Положение, позволяющее выдавать положительное заключение государственной экологической экспертизы с перечнем условий, обязательных для выполнения заказчиком, позволит выдавать такие заключение, в тех случаях, когда установленные комиссией несоответствия требованиям природоохранного законодательства и других нормативных актов устранимы и не требуют переработки технических, технологических решений. Выдача в таких случаях отрицательного заключения не обоснована, как с точки зрения необходимости несения дополнительных расходов заказчика на повторную экспертизу, так и с точки зрения затягивания сроков реализации проекта (действующая форма заключения государственной экологической экспертизы не предусматривает возможность выдачи положительного заключения при наличии замечаний и предложений). Законопроект устраняет этот недостаток регулирования.
- До сих пор требует урегулирования вопрос определения достаточности и адекватности мероприятий по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды. В связи с этим в законодательстве Российской Федерации необходимо установить четкие критерии качества проведенных восстановительных работ при возмещении вреда окружающей среде.
Одновременно с этим требует совершенствования методическое обеспечение оценки вреда окружающей среде. Отмечается, что в отношении некоторых компонентов природной среды до сих пор отсутствуют соответствующие методики (например, в отношении вреда, причиненного атмосферному воздуху). А также требует скорейшего решения проблема возмещения экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Отсутствие на федеральном уровне правовой, организационной и финансовой основы для решения проблемы ликвидации прошлого экологического ущерба приводит к тому, что «по умолчанию» оно перекладывается на муниципальные образования, которые с организационной и финансовой точки зрения в наименьшей степени подготовлены к разрешению этих сложных вопросов.
В связи с этим представляется необходимым совершенствование и развитие законодательства, регулирующего вопросы выявления и оценки прошлого экологического ущерба, а также распределения ответственности при ликвидации прошлого экологического ущерба.
- Требует дополнительной проработки вопрос восстановления института экологических фондов в Российской Федерации.
В заключение хочется отметить то, что общественные отношения оценки воздействия окружающей среды и экологической экспертизы тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в экологическом праве.
Подобные работы
- Разработка алгоритма формирования чек-листов для проведения экологического аудита объектов негативного воздействия на окружающую среду различных категорий и отраслей
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - Оценка воздействия на окружающую среду производственной деятельности Можгинского ЛПУМГ - филиала ООО «Газпром трансгаз Чайковский»
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАРЬЕРА ПО ДОБЫЧЕ МЕЛА ЛИВЕНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ ВИДЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Оценка воздействия на атмосферный воздух производственной деятельности металлургического комбината
Магистерская диссертация, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Влияние производства косметики и парфюмерии на окружающую среду
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Оценка воздействия на атмосферный воздух производственной деятельности Томской дистанции пути
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Оценка воздействия аварийных разливов нефтепродуктов на состояние окружающей среды
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2023 - Природоохранная деятельность и повышение экологической безопасности на предприятии (на примере аккумуляторного производства АО «АКОМ»)
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020



