ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие, система и правовое регулирование деятельности органов внутренних дел Российской Федерации 6
1.2. Основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации 17
2. ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
3. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 35
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
В 2011 году Министерство внутренних дел (далее — МВД) Российской Федерации прогнозировало в течение последующих 3-5 лет ухудшение криминогенной ситуации в стране1. В настоящее время наблюдается снижение количества преступлений. Причем, более 92% из них выявлено сотрудниками органов внутренних дел . Это говорит о некоторых положительных сдвигах в сфере правоохранительной деятельности в российском государстве. В связи с этим необходимо сохранить достигнутые позитивные тенденции, а также продолжить повышать эффективность деятельности органов внутренних дел в целях дальнейшего снижения уровня преступности в Российской Федерации.
Повысить эффективность деятельности органов внутренних дел можно, в том числе, посредством формулирования задач и принципов, на основе которых должны быть предприняты меры по противодействию преступности.
Поставленные задачи и принципы деятельности органов внутренних дел обеспечивают высокое качество обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности.
Устанавливаемые принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности имеют назначение направлять деятельность органов внутренних дел по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Современный институт органов внутренних дел должен отвечать общепринятым международным стандартам.
Основным критерием оценки деятельности органов внутренних дел является общественное мнение граждан и степень доверия к ним.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что деятельность сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день находится под пристальным вниманием общественности, необходимо повышение эффективности и совершенствование задач и принципов деятельности органов внутренних дел, чтобы в дальнейшем избежать порицания общественности, атмосферы страха и неуверенности граждан, усиления беспокойства, роста отчуждения и недоверия к власти, культивирования вседозволенности, правового нигилизма и пренебрежения к закону.
В процессе исследования были изучены работы различных авторов, таких как: Сидорова М.В., Краснов И.А., Денисова А.В., Лазарев В.В., Афанасьев В.С., Гранат Н.Л., Румянцев Н.В. и др.
Объект исследования — общественные отношения, складывающиеся по поводу решения органами внутренних дел своих задач в соответствии с принципами, установленными законодательно.
Предмет исследования — нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся по поводу решения органами внутренних дел своих задач в соответствии с принципами, установленными законодательно.
Цель — определить задачи и принципы деятельности органов внутренних дел, разработать теоретические и методологические предложения по совершенствованию их деятельности....
Органы внутренних дел, которые включают в себя полицию, внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, входят в единую централизованную систему МВД России и призваны осуществлять поставленные перед ними задачи, соблюдая принципы, на которых они основываются.
Сотрудник органов внутренних дел должен следовать букве закона и стоять на его страже. Сотрудник органов внутренних дел сам должен представлять собой образец законопослушания и неотвратимости государственного порицания нарушителей строго в правовых рамках. В противном случае деятельность правоохранительных органов вызывает общественное осуждение.
Рассмотрев правовую основу органов внутренних дел, можно сделать вывод о том, что единый нормативный акт, определяющий их организационно-правовое положение и регулирующий их деятельность, отсутствует. На практике для правового регулирования многих сторон деятельности органов внутренних дел используется Федеральный закон РФ «О полиции».
В связи с этим предлагается усовершенствовать Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Для ясности следует законодательно зафиксировать понятие «органы внутренних дел». Предлагается в ст. 1 перед уже имеющимися основными терминами добавить следующее понятие:
«Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) органы внутренних дел — это специализированные государственные органы исполнительной власти, образующие централизованную систему, возглавляемую МВД России, предназначенные для непосредственного осуществления государственного управления в области внутренних дел.»
Для совершенствования деятельности органов внутренних дел предлагается обеспечить реализацию принципа публичности и открытости. Для этого предлагается внести данный принцип в ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, предлагается добавить п. 4 ч. 2 ст. 4 в следующем виде:
«2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:
4) открытость и публичность деятельности сотрудников органов внутренних дел для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.»
Реализацию принципа публичности и открытости можно рассматривать в качестве элемента управления органами внутренних дел, обеспечивающего воздействие на факторы, влияющие на качественное состояние правопорядка и уровень безопасности, личности, общества и государства.
Задачей органов внутренних дел является развитие способов и средств доступа граждан к официальной информации о деятельности органов внутренних дел. Здесь сотрудники органов внутренних дел могут работать с населением как лично, так и посредством использования СМИ. Такая работа должна быть включена в план работы. Она может быть разнообразной: от разъяснения действующего законодательства, дачи различных справок до приема и хранения находок, участия в розыске ответчиков по гражданским делам...
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 11.05.2017) // Парламентская газета от 22 декабря 2001. № 241-242.
5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2011. 8 февраля.
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017) // Российская газета. 2011. 23 ноября.
7. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.04.2017) // Российская газета. 2011. 7 декабря.
8. Федеральный закон от 03 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (ред. от 03.11.2015) // Российская газета. 2012. 5 декабря.
9. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.
Судебная практика
1. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2013. № 6.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 3.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 4.
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. № 12...(74)