Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Календарные праздники древней Сирии в текстах на аккадском языке

Работа №147528

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы105
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Календари древней Сирии 7
1.1. Ранний семитский календарь 7
1.2. Местный календарь в Эбле 10
1.3. Местный календарь в Мари 12
1.4. Календарь Алалаха 14
1.5. Календарь Угарита 16
1.6. Календарь Эмара 17
1.7. Итоги главы 20
2. Праздники древней Сирии 21
2.1. Праздники Эблы 21
2.2. Праздники Мари 25
2.3. Праздники Алалаха 32
2.4. Праздники Угарита 33
2.5. Праздники Эмара 37
2.6. Итоги главы 60
3. Литературные особенности сирийских календарно-праздничных текстов на
аккадском языке 63
3.1. Вводные формулы 63
3.2. Принципы организации текста 66
3.3. Риторические и стилистические фигуры 71
3.4. Повествовательная точка зрения 75
3.5. Терминология 77
3.6. Итоги главы 80
Заключение 82
Библиография 83
Приложение 88
Emar 373 88
Emar 375 98
Emar 446 100
Emar 452 105
Emar 463 109

Цель работы заключается в систематизации знаний о календарных праздниках древней Сирии, а также в выявлении особенностей их представления в текстах на аккадском языке.
Задачи работы включают в себя:
- краткий обзор календарей древней Сирии;
- изучение комплекса текстов, происходящих из городов древней Сирии (Эбла, Мари, Алалах, Угарит, Эмар) и содержащих в себе сведения о календарных праздниках региона;
- сопоставление сирийских праздников с иудейскими;
- выявление литературных особенностей сирийских календарно-праздничных текстов на аккадском языке;
- перевод избранных текстов с аккадского языка на русский.
Объект исследования - комплекс текстов народов древней Сирии в III-II тыс. до н.э.
Предмет исследования - календарные праздники древней Сирии.
Актуальность работы обусловлена отсутствием в мировой науке труда, посвященного исследованию праздников всего сирийского региона в целом. Существующие работы, как правило, ограничиваются материалом какого-то одного из архивов. Календарями и праздниками Эблы занимались Дж. Петтинато [Pettinato, 1976; 1977], Л. Вигано [Vigano, 1995] и А. Арки [Archi, 2005; 2013; 2017]. Наибольший вклад в изучение календарей и праздников Мари внесли Дж. Сассон [Sasson, 1979], Ж.-М. Дюран [Durand, 1997; 2008], А. Жаке [Jacquet, 2008; 2011; 2021] и Л. Колонна д’Истрия [Colonna d’Istria, 2021]. Календарь Алалаха исследовал Х.-П. Вита [Vita, 2000]. Информацию о
календарях и праздниках Угарита можно найти в работах П. Мерло и П. Кселлы [Merlo, Xella, 1999], Д. Парди [Pardee, 2002] и Н. Уайатта [Wyatt, 2002]. Среди исследователей календарей и праздников Эмара следует выделить Д. Флеминга [Fleming, 1996, 1999; 2000; 2002; 2003; 2021], Б. Бабкока [Babcock, 2014], Дж. Темза [Thames, 2020] и М. Ямаду [Yamada, 2021]. Монографии М. Коэна [Cohen, 1993; 2015] содержат информацию о календарях и праздниках нескольких сирийских городов, однако эти города рассматриваются им в отрыве друг от друга. Новизна нашей работы заключается в попытке представить календарные праздники региона в виде единой системы, найти общие закономерности в темпоральных представлениях и культовых практиках народов древней Сирии. Кроме того, многие из текстов впервые рассматриваются с точки зрения структуры, повествовательной точки зрения, языковых формул и других литературных особенностей.
В качестве основного метода исследования был выбран сравнительно-исторический метод. В работе сравниваются данные различных по времени и месту происхождения источников с целью выявления точек их пересечения. Источники, учтенные нами при написании исследования, можно разделить на две основные группы. Первую группу источников представляют хозяйственные тексты, содержащие упоминания месяцев, праздников и необходимой для этих праздников провизии. К этой группе относятся тексты XXIV в. до н.э. из Эблы и Мари, тексты XIX-XVIII вв. до н.э. из Мари и тексты XVIII-XVII вв. (слой VII) и XV в. до н.э. (слой IV) из Алалаха. Вторую группу источников представляют ритуальные тексты, содержащие не только списки провизии, но и подробные сведения о ходе самих праздников. К этой группе относятся тексты XIV-XIII вв. до н.э. из Угарита и Эмара. Содержание и структура источников этих двух групп будут сопоставлены нами в третьей главе. В качестве сравнительного материала в работе также привлекаются библейские тексты. Сопоставление сирийских праздников с иудейскими призвано поместить сирийские праздники в более широкий западносемитский контекст, а также осветить проблему генезиса иудейских праздников. Часть работы в этой области уже была проведена такими исследователями, как Р. Хесс [Hess, 2004] и Б. Бабкок [Babcock, 2014].
Данная работа не претендует на всеохватность. В первую очередь нас интересует связь календарных праздников с сезонным, сельскохозяйственным, лунным и солнечным циклами. Вследствие этого праздники, даты которых нельзя установить хотя бы с точностью до месяца, были исключены из нашего исследования. Праздники, пришедшие в сирийский регион в результате чужеземного влияния, также не являются для нас приоритетом. По этой причине эмарские тексты, отражающие культовые практики анатолийского происхождения, были оставлены нами без внимания. Сопоставление эмарских праздников с анатолийскими могло бы принести интересные результаты, так как во время составления исследуемых нами текстов Эмар находился в сфере влияния хеттов. Но, к сожалению, эта задача выходит за рамки нашей компетенции, поэтому нам остается только сослаться на уже существующие работы по теме [Lebrun, 1988; Michel, 2014].
Поскольку ритуальными текстами занимается фольклористика, а фольклористика является частью литературоведения, наше исследование можно считать литературоведческим. Кроме того, тесная связь, существующая между ритуальными и литературными текстами, оправдывает необходимость изучения ритуальных текстов в рамках литературоведческой парадигмы. Ограничивая литературоведческую часть исследования текстами на аккадском языке, мы неизбежно сосредотачиваем наше внимание на эмарских текстах, являющихся единственным представителем сирийских ритуальных текстов на аккадском языке. Тексты, происходящие из других сирийских городов, интересуют нас только в мере, необходимой для проведения параллелей с эмарскими текстами. Эмарские тексты были переведены нами с аккадского языка и представлены в приложении. Нумерация строк следует изданию Д. Флеминга [Fleming, 2000, 234-293].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе был проведен обзор календарей древней Сирии. В ходе сопоставления календарей разных городов были выявлены общие закономерности в названиях месяцев, датах начала нового года и использовании интеркаляции.
Во второй главе была предпринята попытка систематизировать имеющиеся знания о праздниках региона. Изучив ряд источников, мы установили связь праздников с сезонным циклом, сельскохозяйственными мероприятиями, фазами луны, датами равноденствий и солнцестояний. Также нами была замечена зависимость активизации культов определенных богов от времени года. Сопоставление сирийских праздников с иудейскими привело к обнаружению некоторых любопытных параллелей, часть которых можно объяснить типологическим сходством, а часть - принадлежностью к общей западносемитской традиции.
В третьей главе были выявлены такие литературные особенности сирийских календарно-праздничных текстов на аккадском языке, как наличие заголовков, организация текста при помощи временных маркеров, повествование от третьего лица, прескриптивность, обилие ритуальной терминологии, а также использование параллелизмов, хиазмов, лексических повторов и эллипсисов. Эмарские культовые календари были сопоставлены с библейскими культовыми календарями, в результате чего были выявлены сходства структурного и стилистического характера.
Таким образом, сопоставив источники из Эблы, Мари, Алалаха, Угарита и Эмара, мы смогли выявить общие закономерности в темпоральных представлениях и культовых практиках народов, населявших древнюю Сирию в III-II тыс. до н.э.



1. Емельянов В.В. Символика осла в клинописных текстах («Въезд в Иерусалим на осле» глазами ассириолога) // Вестник РГГУ. 2018. № 3-1. С. 16-29.
2. Емельянов В.В. Между жертвой и спасением: календари и праздники Ближнего Востока. СПб.: «Евразия», 2020. 288 с.
3. Емельянов В.В. Древняя Месопотамия // Календарные праздники Древнего Востока. Исследования и тексты. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2023. С. 24-142.
4. Archi A. The Head of Kura - The Head of ’Adabal // Journal of Near Eastern Studies. 2005. Vol. 64. No. 2. P. 81-100.
5. Archi A. Ritualization at Ebla // Journal of Ancient Near Eastern Religions.
2013. Vol. 13. P. 212-237.
6. Archi A. The Two Calendars of Ebla // Orientalia. 2017. Vol. 86. № 2. P. 181201.
7. Ayali-Darshan N. The Seventy Bulls Sacrificed at Sukkot (Num 29:12-34) in Light of a Ritual Text from Emar (Emar 6, 373) // Vetus Testamentum. 2015. Vol. 65. Fasc. 1. P. 9-19.
8. Babcock B.C. Sacred Ritual: A Study of the West Semitic Ritual Calendars in Leviticus 23 and the Akkadian Text Emar 446. Winona Lake: Eisenbrauns,
2014. 271 p.
9. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997. 1574 p.
10. Bonechi M. On the III and II Millennium Month Names from *qsy, «to be cold» // NABU. 1996. No. 3. P. 81.
11. CAD: The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. Vol A1-Z. Chicago: The University of Chicago Press, 1956-2010.
12. Charpin D. Mari et le calendrier d’Ebla // Revue d’Assyriologie et d’archeologie orientale. 1982. Vol. 76. No. 1. P. 1-6.
13. Charpin D. Le debut de l’annee dans le calendrier semitique du Ille millenaire // NABU. 1993. No. 56. P. 48.
14. Cohen M.E. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda: CDL Press, 1993. 504 p.
15. Cohen M.E. Festivals and Calendars of the Ancient Near East. Bethesda: CDL Press, 2015. 467 p.
16. Cohen Y. Public Religious Sentiment and Personal Piety in the Ancient Near Eastern City of Emar during the Late Bronze Age // Religion Compass. 2007. Vol. 1. No. 3. P. 329-340.
17. Colonna d’Istria L. Calendars, Festivals, and Rituals at Mari during the sakkanakku Period: From the End of the Third to the Beginning of the Second Millennium BC // Calendars and Festivals in Mesopotamia in the Third and Second Millennia BC. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2021. P. 35-75.
18. Dossin G. Tablettes de Mari // Revue d’Assyriologie et d’archeologie orientale. 1975. Vol. 69. No. 1. P. 23-30.
19. Durand J.-M., Guichard M. Les rituels de Mari (textes n° 2 a n° 5) // Florilegium Marianum III: Recueil d’etudes a la memoire de Marie-Therese Barrelet. Paris: SEPOA, 1997. P. 19-78
... Всего источников –55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ