Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современное язычество у Марийцев (пример Республики Татарстан)

Работа №35876
Тип работыДипломные работы
Предметантропология
Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение
Глава 1. История народа и религии 10
1.1. История возникновения и развития Марийской народной религии 10
1.2. История формирования Восточных марийцев 19
Глава 2. Марийское язычество как национальный, культурный и религиозный феномен 25
2.1. Марийский языческий пантеон 25
2.2. Культовые места 30
2.3. Народные календарные праздники 36
Глава 3. Марийская традиционная религия в Республике Татарстан 40
3.1. Верования восточных марийцев. (на примере с. Мари-Суксы
Актанышского района) 41
3.2. Традиционные праздники 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложение
В современном мире в силу развития глобализации возникает необходимость сохранения культурного своеобразия народов, населяющих Россию. Возрастает интерес к изучению их традиционной и современной культуры и быта.
Для нас интерес представляет народ мари, проживающий в Волгоуральском регионе. Основная часть проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек). Марийцы - это финно-угорский народ, до наших дней сумевший сохранить марийскую традиционную веру - язычество. Язычество - ранняя форма религии, традиционные, политеистические, нехристианские верования народов. , это верование, обожествляющее явления природы, человек воспринимается неотъемлемой её частью. Оно является основой духовной культуры марийского народа, регулирует все сферы общественной, семейной и личной жизни, определяли характер, мировоззрение, ценностные ориентации и моральные установки людей. Характеризуется природосообразностью. Особое внимание мы уделили восточным марийцам. Это особая этнографическая группа марийцев, сложившаяся из переселенцев в Прикамье и Приуралье, обладающая языковыми, культурно-бытовыми и конфессиональными особенностями и значительно отличающаяся от поволжских групп марийцев. Проживают на территории Республики Башкортостан, Татарстан и Удмуртии. Они в большей степени сохранили архаичные верования и в меньшей степени подверглись влиянию христианской религии. Однако, проживая в соседстве с тюркскими народами, заимствовали некоторые элементы их культуры.
Актуальностью данной исследовательской работы является необходимость изучения религии восточной группы марийцев.
Целью данной работы является изучение современного состояния языческой веры народа мари в Республике Татарстан.
Исходя из вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проследить историко-культурные этапы формирования языческой религии народа мари;
2. Проследить историко-культурные этаны формирования этнографической группы восточных мари;
3. Изучить марийское язычество, как религиозное явление;
4. Выявить особые черты традиционной веры народа мари в Республике Татарстан.
Объектом нашего исследования является традиционная религия народа мари. Предметом изучения данной дипломной работы является национально-культурные особенности марийской традиционной религии в Республике Татарстан у этнической группы восточных мари.
Степень изученности проблемы
Ещё в XVII - XVIII веках иностранные путешественники, Д. Флетчер, А. Олеарий, Г. Паллас , И. Георги , Г Миллер , описывали народы ВолгоКамского региона, в том числе и народ мари. они описали верования, особенности быта, культуры и языка марийцев.
В XIX веке большой вклад в изучение марийских мифов и легенд внесли корреспонденты Русского Географического общества, а так же Казанское Общество археологии , истории и этнографии - С. А. Нурминский исследовал религиозные верования и выпустил статью «Очерк религиозных верований черемис»7. Подробно описаны традиционные верования народа мари в работе А. А. Фукса. «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии».
Значительный вклад в изучение марийского народного язычества и его новых течений (секта «Кугу Сорта», синкретизм) внёс С. К. Кузнецов. Он выпустил несколько трудов: «Четыре дня у черемис во время Сюрема» «Черемисская секта Кугу-сорта» . Его труды собраны в сборник «Святыни. Культ предков. Древняя история». 11 Так же новый взгляд на религию представили А. Ю. Аихенвальд., В. Я. Петрухин., Е. А. Хелимский в труде «К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов». На основе сравнительного анализа мифологии финно-угорских народов сделали вывод о том, что культура финно-угров - результата слияния европейского компонента с восточными традициями. Эти авторы охватывают общие вопросы духовной культуры мари.
В ХХ веке учёные обратились к вопросам происхождения марийцев и их связей с соседними народами. В. А. Акцорин «О связи предков костромичей с марийцами». Сведения о ранней истории народа в книге Л. Ш Арсланова, Е. П. Казакова, К. И. Корепанова «Финны, угры и самодийцы в Восточном Закамье» и А. Х. Халикова. в «Очерах истории населения Марийского края в эпоху железа».
Так же учёные углубляются в изучение отдельных элементов марийского язычества и изучают священные тексты: Н. С Попов «Марий кумалтышмут» и Н. Н. Глухова в статье «Экспрессивность марийских языческих молитв» . Выходят обобщающие труды о культуре марийцев Горбунов, А. Народ Мари (его верования, быт и нравы).
В современности продолжается систематизация и накопление знаний о марийском народе. В частности, Г. Е Шкалина, которая изучает бытовую и культурную жизнь марийского народа, в труде «Традиционная культура народа мари» ; так же она уделяет внимание самосознанию народа мари, как они определяют себя и какую роль в обществе они отводят своей религии в статьях «Язычество народа мари — феномен европейской культуры» и «Традиционная культура в современном самосознании народа мари». Комплексно описана жизнь марийцев в книге, под редакцией Н. И. Сараевой «Энциклопедия Республики Марий Эл» , И. Е. Степанова глубоко изучила важнейший элемент марийской религии - священные рощи. Так же - коллективные монографии , написанные учёными республики Марий Эл, в которых систематизированы знания о марийском народе.
Обобщены знания об истории этнической культуры в коллективном издании учёных Республики Марий Эл «Марийцы: историко этнографические очерки» и в работе И. Н. Смирнова. «Черемисы: историкоэтнографический очерк». В монографии С. К. Свечникова «Присоединение Марийского края к русскому государству» рассматривается проблема присоединения марийского края к Русскому государству, анализируется социальный статус мари в составе КХ, выделяются их место и роль в системе московско-казанских отношений. Такое явление как синкретизм у марийцев и взаимодействие язычества с монотеистической религией исследует С. Б. Филатов в статье «Национальное движение марийского народа: между язычеством и христианством.
Учёные Н. Ф. Мокшин, Ю. А. Зеленеев, Т. Л. Молотова обращаются к современной культуре народа мари: «Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья» , так же к изучению современной народной религии: Э. А. Юзыкайн в статье «Религиозное сознание современных мари». В труде «Этническая культура марийцев (традиции и современность») рассматривает как изменилось восприятие языческой религии марийцами.
Углубляются знания о духовной культуре народа и её отдельных элементов. Рассматривается как религия в целом в статье А. А. Ямурзина «Марийское язычество как духовный феномен» , так и особенности мифологии в труде Л. С. Тойдыбековой «Марийская мифология:
этнографический справочник» и важная часть духовной культуры - народные праздники: «Календарные праздники и обряды марийцев».
Степанов А. Ф. делает попытку определит место марийской народной религии в мировой истории человечества в книге «Сотворение мира: (О марийском язычестве, в контексте возникновения и эволюции человеческого общества)» .
Для изучения марийской традиционной религии в Республике Татарстан мы использовали монографию под реакцией Е.А. Ягафаровой «Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья», где были рассмотрены восточные группы мари, проживающие в Татарстане. В трудах Рахматуллина У.Х. Население Башкирии в XVII-XVIn вв. Вопросы формирования небашкирского населения» и В.Чемышева «Этноконфессиональные группы марийцев на современном этапе» , описаны восточные марийцы, проживающие в республике Башкортастан . Историю формирования восточных марийцев как этнографической группы описал Сепеев в трудах «Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. XIX - нач. ХХ вв.)» , «К вопросу формирования этнографических особенностей восточных марийцев» . Особенности мифологии, мировоззрения и быта восточных марийцев
Основными источниками для данной исследовательской работы послужили: 1) Полевые материалы автора, собранные в деревне Мари-Суксы, Актанышского района, Республики Татарстан среди восточной группы мари в количестве 8 единиц.
2) Полевые материалы автора, собранные в Г. Казани, у активистов группы народа мари в Доме дружбы народов, в количестве 4 единицы.
3) Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, том 11.
4) Словарь марийского языка: Марий мутер
5) Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.
В данной работе мы использовали следующие методы: к теоретическим относятся - сравнительный метод, при выявлении сходных и различных черт между традициями язычества луговых марийцев в Республике Марий Эл и восточных марийцев в Республике Татарстан; анализ по проблеме исследования; к эмпирическим - полевой метод исследования с использованием глубинного интервью при исследовании современного состояния марийской традиционной религии в Республике Татарстан.
Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, которые делятся на параграфы, заключения и списка литературы и источников.
Изучив традиционные верования восточной группы марийского народа, проживающего в Республике Татарстан, мы пришли к следующим выводам.
1. Насильственная христианизация марийского народа стала причиной переселения марийцев на восток в башкирские земли, так образовалась этническая группа восточных марийцев. Среди них значительно распространена традиционная религия. Религии и культуры соседних народов оказали большое влияние на формирование народной религии у восточных марийцев, такие как христианство и мусульманство. В календарные обряды мари частично вошли христианские обрядовые праздники, такие как Пасха, Рождество. Так же значительно изменился язык. Под влиянием тюркских языков появилось лугово-восточное наречие. Языческие верования марийцев не просто имели религиозный характер, они сыграли решающую роль в сохранении национального самосознания, обеспечивая сохранение этнической общности.
2. Основной чертой марийских традиционных верований являлось и до сих пор является почитание окружающего мира. Человек - неотъемлемая часть природы. Растения и животные представляются сознающим, мыслящим, имеющим душу, поэтому трепетно охраняются и почитаются. То есть народ считает ценным присутствовать в мире своим отсутствием, не оставляя следов, растворяясь в природе, оставляя после себя лишь духовный след знания. Боги являются покровителями природных стихий, объектов или явлений. Они помогают человеку жить в мире, получать пищу и крышу над головой. Сама природа является для них храмом. Это священные рощи - Кусото. Они имеют сакральное (проведение молений и языческих обрядов), консолидирующее (объединение всех членов общины), экологическое (сохранение природы в первозданном виде) значение. Жертвоприношение не является жертвой, а лишь даром, даже справедливым распределением продуктов совместного с природой и богами труда.
3. а) Восточные мари, в большей степени, подверглись влиянию тюркского мира, в то время как на веру луговых и горных мари воздействовала русская православная церковь и русская культура.
Марийских языческих жрецов восточные марийцы под влиянием ислама называют Моллами и Картами. Так же и название Карт имеет болгарское происхождение, хотя известны и собственно марийские названия, среди восточной этнической группы народа они не используются.
Изменились некоторые элементы обряда жертвоприношения. После молений принято пить чай, этот напиток не был традиционно распространён среди луговых мари и является результатом взаимодействия с тюрскими народами. У луговых мари во время молений принято пить квас.
б) Следует отметить, что восточная группа мари сохранила архаичные представления о Керемете, ведь раньше он был защитником, духом-покровителем рода, деревни, семьи. У поволжских мари он считается злым духом, каковым стал в ходе христианизации. Изначально добро и зло как Юмо и Керемет (Йен) не антагонистические сущности. Керемет до сих пор воспринимается как непроявленное добро, защитник людей на земле.
в) Традиционные марийские праздники, в основе которых лежат сезонные земледельческие работы и солнечно-лунный календарь смешивались с традиционными языческими верованиями, а позже с христианскими и мусульманскими.. Но несмотря на это они сохраняют своё исконное сакральное значение и празднуются по сей день. Они являют собой пример сосуществования синкретизма в современном язычестве.
Сохранению духовной культуры группы восточных марийцев способствовали культурно-общественные связи с Республикой Марий Эл. Одним из важным является проведение всемарийских молений и праздников, объединяющих всех верующих марийцев Поволжья и укрепляющих связи между ними. А также жреческая преемственность с Картами Марий Эл.
Таким образом, народные языческие верования не только носят религиозный характер и являются важной частью духовной культуры народа мари, но и играют решающую роль в сохранении национального самосознания, обеспечивая сохранение этнографической группы восточных марийцев.
1. Полевые материалы автора (ПМА). Фонд 1, опись 1 (8 единиц).
2. ПМА. Фонд 1, опись 2 (4 единицы).
3. Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, том 11/ Татарстанстат - Казань: Издательский центр Татарстанстата 2013г. - 160с.
4. Словарь марийского языка: Марий мутер / Мар. НИИ яз., лит. и истории им. Васильева В.М. — Йошкар-Ола : Мар. кн. изд-во, 2005. Т. 10.
5. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус. язык, 1999. - Т. 2: Панцирь - Ящур, 624 с.
Литература:
1. Аихенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. 1981. М., 1982. - 192 с.
2. Акцорин В.А. О связи предков костромичей с марийцами // Материалы научной сессии МарНИИ по итогам исследовательских работ 1974 года. Йошкар-Ола, 1975.
3. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. - 4т
4. Горбунов, А. Народ Мари (его верования, быт и нравы) // Кунгурско- Красноуфимский край - Кунгур, 1925. - № 6-7
5. Егоров Ф.Е. Марийская культура//Марий Эл. 1927. № 11-12
6. Календарные праздники и обряды марийцев: [сб.ст.]/Под ред.
Попов Н. С. - Йошкар-Ола: [МарНИИ], 2003 - 285 с.
7. Кузнецов С.К. Четыре дня у черемис во время Сюрема // Известия Императорского Русского географического общества. СПб., 1879. - 69 с.
8. Кузнецов С. К. Святыни. Культ предков. Древняя история: [сборник избранных трудов] - Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 2009 - 702с.
9. Лотман Ю.М. К вопросу об источниковом значении высказываний иностранцев о России // Сравнительное изучение литератур: Сб. статей к 80- летию академика М.П. Алексеева. Л., 1976. - 152 с.
10. Марийцы: [коллективная монография] / О.А. Калинина [и др.];
Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ и др. [ред. кол.: Я. Пустаи, Т.Б. Никитина, И.Г. Иванов]. - Йошкар-Ола: Министерство культур, печати и по делам национальностей РМЭ, 2008, 212 с.
11. Марийцы: историко-этнографические очерки/Под ред. Попов Н. С. - Йошкар-Ола:МарНИИЯЛИ, 2005 - 334 с.
12. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии народов, яко-то: черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. Мистика. Религия. Наука. М., 1998. - 131 с.
13. Новиков С. С. Восточные марийцы. Философия, история, люди - Йошкар-Ола: [Газета «Марий Эл»], 2007 - 303
14. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Книга первая. СПб., 1773. - 786 с.
15. Попов Н.С. Марий кумалтышмут. Йошкар-Ола, 1993. - 265 с.
16. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в ХУП-ХУШ вв. Вопросы формирования небашкирского населения Москва: Наука, 1988г. - 188с
17. Свечников С. К. Присоединение Марийского края к русскому государству/Под ред. Сануков К. Н. - Казань: [ЯЗ], 2014 - 268 с.
18. Сепеев Г. А. «Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. XIX - нач. ХХ вв.)». Йошкар- Ола: Марийское книжное издательство, 1975 - 248 с.
19. Сепеев Г. А. к вопросу формирования этнографических особенностей восточных марийцев. - научная сессия по этногенезу марийского народа. Йошкар-Ола, 1965.
20. Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этнографический очерк - Йошкар- Ола:ВийАр-Центр, 2014 - 304
21. Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья/Под ред. Мокшин Н. Ф., Зеленеев Ю. А., Молотова Т. Л. - Йошкар-Ола: МАрНИИ, 2002 - 136 с.
22. Степанов А. Ф. Сотворение мира: (О марийском язычестве, в контексте возникновения и эволюции человеческого общества) - Йошкар-Ола: [Б.и.], 2003 - 110 с.
23. Степанова И.Е. Кусото. Святая роща. - Йошкар-Ола, 2012. - 196 с.
24. Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. - Йошкар-Ола: 2007. - 309 с.
25. Финны, угры и самодийцы в Восточном Закамье. Л. Ш Арсланов, Е. П. Казаков, К. И. Корепанов Елабужский гос. педагог. ин-т, 1993 - 140 с.
26. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. Ч. III.
27. Халиков А. Х. очерки истории населения Марийского края в эпоху железа. - «Труды МАЭ», 1962, т.2, 187 с.
28. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. - 208 с.
29. Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н.И. Сараева. - Йошкар- Ола, 2009.
30. Этническая культура марийцев (традиции и современность)/Под ред. Попов Н. С. - Йошкар-Ола: МарНИИ, 2002 - 151 с.
31. Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов /Сост. Г. А. Сепеев. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001. 184 с.
32. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья: монография/ Е.А. Ягафова, Е.С. Данилко, Г.А. Корнишина, Т.Л. Молотова, Р.Р. Садиков: под ред. доктора исторических наук Е.А. Ягафовой. - Самара: Изд-во ПГПГА, 2010. - 266 с.
Статьи:
1. Глухова Н.Н. Экспрессивность марийских языческих молитв //
Финноугроведение. 1994. № 2. С. 38-52.
2. Нурминский С.А. Очерк религиозных верований черемис // Православный вестник. 1862.
3. Филатов С. Б. Национальное движение марийского народа: между
язычеством и христианством.//Труды института востоковедения РАН. 2017 (4) - С. 270-290.
4. Чемышев Э.В. Этноконфессиональные группы марийцев на современном этапе // Археология и этнография Марийского края. 2005. Вып. 28. с.
5. Шкалина Г.Е. Традиционная культура в современном самосознании народа мари // Вестник Марий Эл. 1999. № 3. С. 68-74.
6. Шкалина Г.Е. Язычество народа мари - феномен европейской культуры // Этносфера. - 2000. - №6. - С. 10-16.
7. Юзыкайн Э.А. Религиозное сознание современных мари // Финноугроведение. 2000. № 1. С. 167-175.
8. Ямурзин А. А. Марийское язычество как духовный феномен// Ончыко. - 2006. - №6. - С. 109-116.
Электронные ресурсы:
1. Этнические карты ПФО. URL:https://acer120.liveioumal.com/118816.html (дата обращения 4.04.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



В современном мире в силу развития глобализации возникает необходимость сохранения культурного своеобразия народов, населяющих Россию. Возрастает интерес к изучению их традиционной и современной культуры и быта.
Для нас интерес представляет народ мари, проживающий в Волгоуральском регионе. Основная часть проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек). Марийцы - это финно-угорский народ, до наших дней сумевший сохранить марийскую традиционную веру - язычество. Язычество - ранняя форма религии, традиционные, политеистические, нехристианские верования народов. , это верование, обожествляющее явления природы, человек воспринимается неотъемлемой её частью. Оно является основой духовной культуры марийского народа, регулирует все сферы общественной, семейной и личной жизни, определяли характер, мировоззрение, ценностные ориентации и моральные установки людей. Характеризуется природосообразностью. Особое внимание мы уделили восточным марийцам. Это особая этнографическая группа марийцев, сложившаяся из переселенцев в Прикамье и Приуралье, обладающая языковыми, культурно-бытовыми и конфессиональными особенностями и значительно отличающаяся от поволжских групп марийцев. Проживают на территории Республики Башкортостан, Татарстан и Удмуртии. Они в большей степени сохранили архаичные верования и в меньшей степени подверглись влиянию христианской религии. Однако, проживая в соседстве с тюркскими народами, заимствовали некоторые элементы их культуры.
Актуальностью данной исследовательской работы является необходимость изучения религии восточной группы марийцев.
Целью данной работы является изучение современного состояния языческой веры народа мари в Республике Татарстан.
Исходя из вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проследить историко-культурные этапы формирования языческой религии народа мари;
2. Проследить историко-культурные этаны формирования этнографической группы восточных мари;
3. Изучить марийское язычество, как религиозное явление;
4. Выявить особые черты традиционной веры народа мари в Республике Татарстан.
Объектом нашего исследования является традиционная религия народа мари. Предметом изучения данной дипломной работы является национально-культурные особенности марийской традиционной религии в Республике Татарстан у этнической группы восточных мари.
Степень изученности проблемы
Ещё в XVII - XVIII веках иностранные путешественники, Д. Флетчер, А. Олеарий, Г. Паллас , И. Георги , Г Миллер , описывали народы ВолгоКамского региона, в том числе и народ мари. они описали верования, особенности быта, культуры и языка марийцев.
В XIX веке большой вклад в изучение марийских мифов и легенд внесли корреспонденты Русского Географического общества, а так же Казанское Общество археологии , истории и этнографии - С. А. Нурминский исследовал религиозные верования и выпустил статью «Очерк религиозных верований черемис»7. Подробно описаны традиционные верования народа мари в работе А. А. Фукса. «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии».
Значительный вклад в изучение марийского народного язычества и его новых течений (секта «Кугу Сорта», синкретизм) внёс С. К. Кузнецов. Он выпустил несколько трудов: «Четыре дня у черемис во время Сюрема» «Черемисская секта Кугу-сорта» . Его труды собраны в сборник «Святыни. Культ предков. Древняя история». 11 Так же новый взгляд на религию представили А. Ю. Аихенвальд., В. Я. Петрухин., Е. А. Хелимский в труде «К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов». На основе сравнительного анализа мифологии финно-угорских народов сделали вывод о том, что культура финно-угров - результата слияния европейского компонента с восточными традициями. Эти авторы охватывают общие вопросы духовной культуры мари.
В ХХ веке учёные обратились к вопросам происхождения марийцев и их связей с соседними народами. В. А. Акцорин «О связи предков костромичей с марийцами». Сведения о ранней истории народа в книге Л. Ш Арсланова, Е. П. Казакова, К. И. Корепанова «Финны, угры и самодийцы в Восточном Закамье» и А. Х. Халикова. в «Очерах истории населения Марийского края в эпоху железа».
Так же учёные углубляются в изучение отдельных элементов марийского язычества и изучают священные тексты: Н. С Попов «Марий кумалтышмут» и Н. Н. Глухова в статье «Экспрессивность марийских языческих молитв» . Выходят обобщающие труды о культуре марийцев Горбунов, А. Народ Мари (его верования, быт и нравы).
В современности продолжается систематизация и накопление знаний о марийском народе. В частности, Г. Е Шкалина, которая изучает бытовую и культурную жизнь марийского народа, в труде «Традиционная культура народа мари» ; так же она уделяет внимание самосознанию народа мари, как они определяют себя и какую роль в обществе они отводят своей религии в статьях «Язычество народа мари — феномен европейской культуры» и «Традиционная культура в современном самосознании народа мари». Комплексно описана жизнь марийцев в книге, под редакцией Н. И. Сараевой «Энциклопедия Республики Марий Эл» , И. Е. Степанова глубоко изучила важнейший элемент марийской религии - священные рощи. Так же - коллективные монографии , написанные учёными республики Марий Эл, в которых систематизированы знания о марийском народе.
Обобщены знания об истории этнической культуры в коллективном издании учёных Республики Марий Эл «Марийцы: историко этнографические очерки» и в работе И. Н. Смирнова. «Черемисы: историкоэтнографический очерк». В монографии С. К. Свечникова «Присоединение Марийского края к русскому государству» рассматривается проблема присоединения марийского края к Русскому государству, анализируется социальный статус мари в составе КХ, выделяются их место и роль в системе московско-казанских отношений. Такое явление как синкретизм у марийцев и взаимодействие язычества с монотеистической религией исследует С. Б. Филатов в статье «Национальное движение марийского народа: между язычеством и христианством.
Учёные Н. Ф. Мокшин, Ю. А. Зеленеев, Т. Л. Молотова обращаются к современной культуре народа мари: «Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья» , так же к изучению современной народной религии: Э. А. Юзыкайн в статье «Религиозное сознание современных мари». В труде «Этническая культура марийцев (традиции и современность») рассматривает как изменилось восприятие языческой религии марийцами.
Углубляются знания о духовной культуре народа и её отдельных элементов. Рассматривается как религия в целом в статье А. А. Ямурзина «Марийское язычество как духовный феномен» , так и особенности мифологии в труде Л. С. Тойдыбековой «Марийская мифология:
этнографический справочник» и важная часть духовной культуры - народные праздники: «Календарные праздники и обряды марийцев».
Степанов А. Ф. делает попытку определит место марийской народной религии в мировой истории человечества в книге «Сотворение мира: (О марийском язычестве, в контексте возникновения и эволюции человеческого общества)» .
Для изучения марийской традиционной религии в Республике Татарстан мы использовали монографию под реакцией Е.А. Ягафаровой «Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья», где были рассмотрены восточные группы мари, проживающие в Татарстане. В трудах Рахматуллина У.Х. Население Башкирии в XVII-XVIn вв. Вопросы формирования небашкирского населения» и В.Чемышева «Этноконфессиональные группы марийцев на современном этапе» , описаны восточные марийцы, проживающие в республике Башкортастан . Историю формирования восточных марийцев как этнографической группы описал Сепеев в трудах «Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. XIX - нач. ХХ вв.)» , «К вопросу формирования этнографических особенностей восточных марийцев» . Особенности мифологии, мировоззрения и быта восточных марийцев
Основными источниками для данной исследовательской работы послужили: 1) Полевые материалы автора, собранные в деревне Мари-Суксы, Актанышского района, Республики Татарстан среди восточной группы мари в количестве 8 единиц.
2) Полевые материалы автора, собранные в Г. Казани, у активистов группы народа мари в Доме дружбы народов, в количестве 4 единицы.
3) Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, том 11.
4) Словарь марийского языка: Марий мутер
5) Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.
В данной работе мы использовали следующие методы: к теоретическим относятся - сравнительный метод, при выявлении сходных и различных черт между традициями язычества луговых марийцев в Республике Марий Эл и восточных марийцев в Республике Татарстан; анализ по проблеме исследования; к эмпирическим - полевой метод исследования с использованием глубинного интервью при исследовании современного состояния марийской традиционной религии в Республике Татарстан.
Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, которые делятся на параграфы, заключения и списка литературы и источников.

Изучив традиционные верования восточной группы марийского народа, проживающего в Республике Татарстан, мы пришли к следующим выводам.
1. Насильственная христианизация марийского народа стала причиной переселения марийцев на восток в башкирские земли, так образовалась этническая группа восточных марийцев. Среди них значительно распространена традиционная религия. Религии и культуры соседних народов оказали большое влияние на формирование народной религии у восточных марийцев, такие как христианство и мусульманство. В календарные обряды мари частично вошли христианские обрядовые праздники, такие как Пасха, Рождество. Так же значительно изменился язык. Под влиянием тюркских языков появилось лугово-восточное наречие. Языческие верования марийцев не просто имели религиозный характер, они сыграли решающую роль в сохранении национального самосознания, обеспечивая сохранение этнической общности.
2. Основной чертой марийских традиционных верований являлось и до сих пор является почитание окружающего мира. Человек - неотъемлемая часть природы. Растения и животные представляются сознающим, мыслящим, имеющим душу, поэтому трепетно охраняются и почитаются. То есть народ считает ценным присутствовать в мире своим отсутствием, не оставляя следов, растворяясь в природе, оставляя после себя лишь духовный след знания. Боги являются покровителями природных стихий, объектов или явлений. Они помогают человеку жить в мире, получать пищу и крышу над головой. Сама природа является для них храмом. Это священные рощи - Кусото. Они имеют сакральное (проведение молений и языческих обрядов), консолидирующее (объединение всех членов общины), экологическое (сохранение природы в первозданном виде) значение. Жертвоприношение не является жертвой, а лишь даром, даже справедливым распределением продуктов совместного с природой и богами труда.
3. а) Восточные мари, в большей степени, подверглись влиянию тюркского мира, в то время как на веру луговых и горных мари воздействовала русская православная церковь и русская культура.
Марийских языческих жрецов восточные марийцы под влиянием ислама называют Моллами и Картами. Так же и название Карт имеет болгарское происхождение, хотя известны и собственно марийские названия, среди восточной этнической группы народа они не используются.
Изменились некоторые элементы обряда жертвоприношения. После молений принято пить чай, этот напиток не был традиционно распространён среди луговых мари и является результатом взаимодействия с тюрскими народами. У луговых мари во время молений принято пить квас.
б) Следует отметить, что восточная группа мари сохранила архаичные представления о Керемете, ведь раньше он был защитником, духом-покровителем рода, деревни, семьи. У поволжских мари он считается злым духом, каковым стал в ходе христианизации. Изначально добро и зло как Юмо и Керемет (Йен) не антагонистические сущности. Керемет до сих пор воспринимается как непроявленное добро, защитник людей на земле.
в) Традиционные марийские праздники, в основе которых лежат сезонные земледельческие работы и солнечно-лунный календарь смешивались с традиционными языческими верованиями, а позже с христианскими и мусульманскими.. Но несмотря на это они сохраняют своё исконное сакральное значение и празднуются по сей день. Они являют собой пример сосуществования синкретизма в современном язычестве.
Сохранению духовной культуры группы восточных марийцев способствовали культурно-общественные связи с Республикой Марий Эл. Одним из важным является проведение всемарийских молений и праздников, объединяющих всех верующих марийцев Поволжья и укрепляющих связи между ними. А также жреческая преемственность с Картами Марий Эл.
Таким образом, народные языческие верования не только носят религиозный характер и являются важной частью духовной культуры народа мари, но и играют решающую роль в сохранении национального самосознания, обеспечивая сохранение этнографической группы восточных марийцев.



1. Полевые материалы автора (ПМА). Фонд 1, опись 1 (8 единиц).
2. ПМА. Фонд 1, опись 2 (4 единицы).
3. Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, том 11/ Татарстанстат - Казань: Издательский центр Татарстанстата 2013г. - 160с.
4. Словарь марийского языка: Марий мутер / Мар. НИИ яз., лит. и истории им. Васильева В.М. — Йошкар-Ола : Мар. кн. изд-во, 2005. Т. 10.
5. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус. язык, 1999. - Т. 2: Панцирь - Ящур, 624 с.
Литература:
1. Аихенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. 1981. М., 1982. - 192 с.
2. Акцорин В.А. О связи предков костромичей с марийцами // Материалы научной сессии МарНИИ по итогам исследовательских работ 1974 года. Йошкар-Ола, 1975.
3. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. - 4т
4. Горбунов, А. Народ Мари (его верования, быт и нравы) // Кунгурско- Красноуфимский край - Кунгур, 1925. - № 6-7
5. Егоров Ф.Е. Марийская культура//Марий Эл. 1927. № 11-12
6. Календарные праздники и обряды марийцев: [сб.ст.]/Под ред.
Попов Н. С. - Йошкар-Ола: [МарНИИ], 2003 - 285 с.
7. Кузнецов С.К. Четыре дня у черемис во время Сюрема // Известия Императорского Русского географического общества. СПб., 1879. - 69 с.
8. Кузнецов С. К. Святыни. Культ предков. Древняя история: [сборник избранных трудов] - Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 2009 - 702с.
9. Лотман Ю.М. К вопросу об источниковом значении высказываний иностранцев о России // Сравнительное изучение литератур: Сб. статей к 80- летию академика М.П. Алексеева. Л., 1976. - 152 с.
10. Марийцы: [коллективная монография] / О.А. Калинина [и др.];
Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ и др. [ред. кол.: Я. Пустаи, Т.Б. Никитина, И.Г. Иванов]. - Йошкар-Ола: Министерство культур, печати и по делам национальностей РМЭ, 2008, 212 с.
11. Марийцы: историко-этнографические очерки/Под ред. Попов Н. С. - Йошкар-Ола:МарНИИЯЛИ, 2005 - 334 с.
12. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии народов, яко-то: черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. Мистика. Религия. Наука. М., 1998. - 131 с.
13. Новиков С. С. Восточные марийцы. Философия, история, люди - Йошкар-Ола: [Газета «Марий Эл»], 2007 - 303
14. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Книга первая. СПб., 1773. - 786 с.
15. Попов Н.С. Марий кумалтышмут. Йошкар-Ола, 1993. - 265 с.
16. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в ХУП-ХУШ вв. Вопросы формирования небашкирского населения Москва: Наука, 1988г. - 188с
17. Свечников С. К. Присоединение Марийского края к русскому государству/Под ред. Сануков К. Н. - Казань: [ЯЗ], 2014 - 268 с.
18. Сепеев Г. А. «Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. XIX - нач. ХХ вв.)». Йошкар- Ола: Марийское книжное издательство, 1975 - 248 с.
19. Сепеев Г. А. к вопросу формирования этнографических особенностей восточных марийцев. - научная сессия по этногенезу марийского народа. Йошкар-Ола, 1965.
20. Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этнографический очерк - Йошкар- Ола:ВийАр-Центр, 2014 - 304
21. Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья/Под ред. Мокшин Н. Ф., Зеленеев Ю. А., Молотова Т. Л. - Йошкар-Ола: МАрНИИ, 2002 - 136 с.
22. Степанов А. Ф. Сотворение мира: (О марийском язычестве, в контексте возникновения и эволюции человеческого общества) - Йошкар-Ола: [Б.и.], 2003 - 110 с.
23. Степанова И.Е. Кусото. Святая роща. - Йошкар-Ола, 2012. - 196 с.
24. Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. - Йошкар-Ола: 2007. - 309 с.
25. Финны, угры и самодийцы в Восточном Закамье. Л. Ш Арсланов, Е. П. Казаков, К. И. Корепанов Елабужский гос. педагог. ин-т, 1993 - 140 с.
26. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. Ч. III.
27. Халиков А. Х. очерки истории населения Марийского края в эпоху железа. - «Труды МАЭ», 1962, т.2, 187 с.
28. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. - 208 с.
29. Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н.И. Сараева. - Йошкар- Ола, 2009.
30. Этническая культура марийцев (традиции и современность)/Под ред. Попов Н. С. - Йошкар-Ола: МарНИИ, 2002 - 151 с.
31. Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов /Сост. Г. А. Сепеев. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001. 184 с.
32. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья: монография/ Е.А. Ягафова, Е.С. Данилко, Г.А. Корнишина, Т.Л. Молотова, Р.Р. Садиков: под ред. доктора исторических наук Е.А. Ягафовой. - Самара: Изд-во ПГПГА, 2010. - 266 с.
Статьи:
1. Глухова Н.Н. Экспрессивность марийских языческих молитв //
Финноугроведение. 1994. № 2. С. 38-52.
2. Нурминский С.А. Очерк религиозных верований черемис // Православный вестник. 1862.
3. Филатов С. Б. Национальное движение марийского народа: между
язычеством и христианством.//Труды института востоковедения РАН. 2017 (4) - С. 270-290.
4. Чемышев Э.В. Этноконфессиональные группы марийцев на современном этапе // Археология и этнография Марийского края. 2005. Вып. 28. с.
5. Шкалина Г.Е. Традиционная культура в современном самосознании народа мари // Вестник Марий Эл. 1999. № 3. С. 68-74.
6. Шкалина Г.Е. Язычество народа мари - феномен европейской культуры // Этносфера. - 2000. - №6. - С. 10-16.
7. Юзыкайн Э.А. Религиозное сознание современных мари // Финноугроведение. 2000. № 1. С. 167-175.
8. Ямурзин А. А. Марийское язычество как духовный феномен// Ончыко. - 2006. - №6. - С. 109-116.
Электронные ресурсы:
1. Этнические карты ПФО. URL:https://acer120.liveioumal.com/118816.html (дата обращения 4.04.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.