ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1. Понятие компьютерной игровой зависимости и ее характеристика 6
1.2. Психологическая характеристика младшего подросткового возраста 16
1.3. Компьютерная игровая зависимость и эмоциональный интеллект 26
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 38
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального
интеллекта у младших подростков 45
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сравнительно недавно вошли в жизнь человека, но уже активно используются людьми разных возрастов в разных сферах жизнедеятельности. Особенное внимание ИКТ стали уделять в образовательном процессе, так как они стали причиной начала формирования специальных компетенций «человека будущего». Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы, по окончанию которой обучающийся должен владеть ИКТ на уровне общего пользования: грамотно обращаться с техническими устройствами и безопасно владеть ими, а также использовать сеть Интернет в своей повседневной и познавательной деятельности, владеть навыками поиска нужной информации: совершать сбор, анализ, отбор и передачу, быть способным презентовать собственную работу, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий [28].
Однако, все чаще мы наблюдаем, что средства ИКТ используются обучающимися как средство досуга или общения. Неконтролируемый, свободный доступ к устройству и неорганизованная работа за компьютером может приводить к сильной увлеченности и зависимости от компьютерных технологий. Большую популярность среди подростков набирают различные компьютерные игры, которые становятся новым способом общения и коммуникации, а также нескучным времяпрепровождением или хобби. Замещая непосредственное общение («глаза в глаза») опосредованным (через компьютер или телефон), полностью погружаясь в виртуальную жизнь, происходит снижение способности к эмпатии, пониманию и регулированию своих эмоций и эмоций других людей. Вышеперечисленное является структурными компонентами эмоционального интеллекта. Кроме того, находясь в изоляции наедине с видеоиграми потенциально возможными становятся проявления агрессивного поведения, высокая тревожность и разрушение социальных связей в реальной жизни. Влияние компьютерных игр на социально-психологические аспекты жизни младших подростков показывает актуальность проблемы исследования компьютерной игровой зависимости и взаимосвязи ее с эмоциональным интеллектом.
Изучением данной проблемы занимались К. Янг, И. Голдберг, Д. Гринфилд, К. Суррат, Ш. Текл, М. Шоттон, Е.В. Змановская, Н.А. Носов, А.В. Худякова, А.В. Урсу, А.М. Старченкова, А.В. Гришина, М.С. Иванов и др. Несмотря на регулярные исследования в данной области, внутренние механизмы взаимосвязи игровой компьютерной зависимости и эмоционального интеллекта младших подростков раскрыты недостаточно.
Таким образом целью нашей работы является выявить взаимосвязь компьютерной игровой зависимости и эмоционального интеллекта у младших подростков.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание компьютерной игровой зависимости.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь компьютерной игровой зависимости и эмоционального интеллекта.
4. Провести эмпирическое исследование с целью выявления взаимосвязи компьютерной игровой зависимости и эмоционального интеллекта младших подростков.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта младших подростков.
Объект исследования: эмоциональный интеллект младших
подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь компьютерной игровой
зависимости и эмоционального интеллекта младших подростков.....
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что под компьютерной игровой зависимостью понимается девиантное поведение человека, относящееся к нехимическим формам зависимости, характеризующееся чрезмерным увлечением компьютерными играми занимающим все свободное время игрока. Зависимость от компьютерных игр рассматривалась К. Янг как подвид Интернет-зависимости. Признаками компьютерной игровой зависимости выступают: невозможность остановить игру даже при срочных важных делах, потребность проводить все свободное время за игрой, отсутствие других занятий, хобби или увлечений, проявления раздражительности, беспокойства, апатии при невозможности поиграть в любимую игру, обман близких и родных относительно своего поведения за компьютером (о количестве проведенного времени за игрой), пренебрежение личной гигиеной, нарушение режима сна и бодрствования и др. В основе формирования лежат такие механизмы как уход от реальности и принятие роли виртуального персонажа при ассоциации себя с ним.
Современные научные исследования показывают, что наибольшую популярность компьютерные игры приобрели среди младших подростков (от 11-12 до 14-15 лет). Младшие подростки, находясь на сложной ступени развития, в силу возрастных и психологических особенностей становятся группой риска по возможности развития зависимости от компьютерных игр. Такие особенности как чувство взрослости, активное самопознание, развивающаяся рефлексия, возросший интерес к общению со сверстниками, непостоянство интересов, несформировавшаяся система ценностей, а также неустойчивая эмоциональная сфера становятся способствующими факторами возможного развития зависимости. Также этот возрастной период сопровождается процессом адаптации к новой школьной ситуации, что требует от подростков собранности, внимательности, активности и инициативы. В реальном мир часто подросток сталкивается с трудностями и 53
испытывает эмоциональное напряжение, что приводит к желанию найти и активному поиску безопасного пространства комфортного для самореализации с меньшими затратами по ресурсам. Так, подростки уходят в виртуальный мир компьютерных игр. Виртуальное пространство имеет свои особенности, главное из которых отсутствие живого общения «глаза в глаза». Подростки используют вместо этого другие способы: переписки в чатах, использование смайлов, эмоджи, различных картинок, отражающих ту или иную ситуацию и др. Из-за упрощенной коммуникации и невозможности считывать все невербальные сигналы, подросток получает меньше информации, чем в обратной ситуации, также начинают страдать коммуникативные умения и эмоциональный интеллект, отвечающий за распознавание, понимание своих и чужих эмоций, а также управление своими эмоциями и способностью изменять эмоциональное состояние других людей.
Рассматривая основные подходы к пониманию эмоционального интеллекта за основу было взято определение Д.В. Люсина, который выделял в структуре эмоционального интеллекта межличностный, внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание и управление эмоциями. На основе анализа было выдвинуто предположение, что компьютерная игровая зависимость находится во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом.
Таким образом в ходе работы были решены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание компьютерной игровой зависимости.
2. Представить психологическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь компьютерной игровой зависимости и эмоционального интеллекта.
4. Провести эмпирическое исследование с целью выявления взаимосвязи компьютерной игровой зависимости и эмоционального интеллекта младших подростков.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта младших подростков....
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский центр «Филинъ», 1996. 472 с.
2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / / Психологический журнал, 2004. Т. 25. №1. C. 90-100.
3. Выготский Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды в 6-ти тт. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147-157.
5. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 512 с.
6. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей: Пер. с англ. Г. Федотовой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 288 с.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.
8. Гришина А. В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2014. №4. С. 131-140.
9. Дубровина Л.А., Домшенко Е.Н., Шелобаева И.Д. Развитие эмоционального интеллекта у подростков как условие профилактики социальных аддикций // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. №7. С. 112-121.
10. Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии // Наркология и аддиктология: сб. науч. тр. / под. ред. проф. В.Д. Менделевича. Казань: Школа, 2004. С. 80-88.
11. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. 2008. №2. С. 97-103.
12. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 352 с.
13. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психология зависимости / Сост. К.В. Сельчонок. Минск: Харвест, 2005. С. 205-222.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
15. Интернет-зависимость у подростков центральной Сибири: анализ распространенности и структура потребляемого контента Эверт Л.С., Терещенко С.Ю., Зайцева О.И., Семенова Н.Б., Шубина М.В. // Бюллетень сибирской медицины. 2020. №4. С. 189-197....50