Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №147434

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 11
1.1. Концептуальные основы осуществления коммуникативных
процессов 11
1.2. Технологии протекания коммуникаций в бизнес-процессах 15
1.3. Коммуникативная компетентность и ее структура 22
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ ОРГАНИЗАЦИЙ 33
2.1. Особенности организации коммуникативных процессов сотрудников
экономических служб 33
2.2. Исследование личностных характеристик сотрудников
экономических служб организаций как основы для развития коммуникативной компетентности 38
2.3. Оценка коммуникативной компетентности сотрудников
экономических служб организаций 48
Выводы по главе 2 55
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ ОРГАНИЗАЦИЙ 57
3.1. Основания и принципы построения развивающей
программы 57
3.2. Практическая часть программы 61
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Коммуникативные процессы являются основными в организационных процессах. От того, как передается информация, как она понимается сотрудниками, какие коммуникативные умения и средства сформированы у сотрудников зависит успешность реализации целей организации.
В современном бизнесе роль коммуникаций возрастает, так как от них зависит финансовый результат деятельности. В современной науке, начиная с Хоторнского эксперимента, доказано, что нематериальные или социально­психологические факторы, зачастую, имеют больший эффект, нежели материальные. Однако практика современного российского бизнеса показывает, что часто фирмы оказываются в состоянии неэффективности из- за неумения топ-менеджмента выстраивать отношения с работниками, которые позволили бы последним всесторонне раскрыться в труде и привнести в результаты деятельности компании наилучший результат.
Особенно необходимо отметить важность и актуальность развития коммуникативной компетентности работников экономических видов деятельности. Сегодня данным вопросам уделяется незначительное внимание, тогда как любая сфера деятельности накладывает на человека ряд особенностей, влияет на формирование и изменение личностных характеристик и компетентности.
Сегодня специалистам в области экономики развивать в себе коммуникативную компетентность необходимо для выполнения ряда з адач.
Во-первых, современный бизнес требует быстрого решения задач, на основе скоростного обмена информацией и согласованных решений. Экономисты, по роду своей деятельности, должны взаимодействовать со смежными службами и подразделениями в организации. Все это вызывает необходимость развивать экономистам коммуникативные компетенции.
Во-вторых, увеличение объемов проектной и командной работы вызывает необходимость развития у экономистов навыков коммуникаций и конструктивного сотрудничества.
В-третьих, в профессиональных стандартах для видов экономической деятельности в рамках совета по профессиональным квалификациями по финансовым рынкам выделены умения и навыки, входящие в коммуникативную компетентность.
В-четвертых, несмотря на актуализацию коммуникативных умений и качеств работников экономической сферы можно зафиксировать дефициты развивающих и обучающих программ, разработанных именно для экономистов с учетом социально-психологических условий их профессиональной среды и сформированных личностных особенностей.
Вопросами теории и практики психологических аспектов эффективных коммуникаций занимались известные ученые ХХ века.
Основные положения теории коммуникации и общения заложили:
A. А. Бодалев, А.А. Брудный, JI.A. Карпенко, Я.Л. Коломинский,
Ю.С. Крижанская, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Н. Панферов, AA. Реан, Е.И. Рогов, Е.Ф. Тарасов,
B. П. Третьяков, Т.Н. Ушакова, J. Bowlby, M. Argyle, J.S. Bruner, A.W. Combs, M.X. Hoffman и др.
Положения о сущности и структуре коммуникативной компетентности принадлежат Г.К. Борозенец, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Крылов, Е.В. Прозорова, Е.В. Руденский и др.
Теоретические, научно-практические и методологические вопросы социально-психологических аспектов коммуникаций в бизнесе нашли отражение в трудах таких ученых, как: А.А. Бодалев, А.А. Брудный, О.А. Гулевич, Е.В. Сидоренко, С.А. Шапиро, Э. Шейн и др.
Практическим аспектам выстраивания коммуникаций в бизнесе посвящены работы И. Адизеса, Т.Ю. Базарова, Ю.Н. Емельянова, А.Н. Занковского, Г. Минцберга и др. При этом надо отметить, что 4
практически все авторы рассматривают коммуникации только с позиции получения экономической выгоды, тогда как развитию коммуникативных компетенций они уделяли незначительное внимание, однако вызовы сегодняшнего времени, внедрение национальной системы квалификаций со всеми ее элементами (в частности, профессиональными стандартами), заставляют по-другому взглянуть на эту проблему.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были проанализированы различные подходы к понятию и определению структуры коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью понимаются навыки и умения человека общаться, достигать консенсуса, выходить из конфликтных ситуаций и получать всю информацию в полном объеме, которую доносит до него собеседник.
На основании работ И.А. Зимней предлагается структура коммуникативной компетентности, состоящая из пяти элементов: готовность к развитию в данной сфере; знания о методах и техниках осуществления эффективных коммуникаций; способности (умения вести коммуникации); регулирование или управление коммуникацией; мобилизационная готовность, когда человек не испытывает страх ни перед какой аудиторией в процессе коммуникации и готов выступать перед любым количеством людей.
В работе показано, что данные структурные элементы коммуникативной компетентности построены по «уровнему» признаку. Это значит, что пока не освоен более низкий уровень, бессмысленно проходить программы развития (обучения) на более высоком квалификационном уровне.
Анализ особенностей коммуникативной компетентности сотрудников экономических служб показал, что профессиональная среда накладывает отпечаток на работников экономических видов деятельности: сдержанность в общении, затруднения в выражении эмоций, сложность в восприятии невербальной информации, формулировка задач на языке законодательства и жесткой терминологии без учета особенностей восприятия информации, при необходимости выстраивания взаимодействия для решения задач с другими специалистами.
Анализ личностных особенностей позволил выделить, что для данной группы сотрудников свойственна интроверсия, высокая степень самоконтроля, стремлением к обособленности, повышенная практичность и др., что оказывает влияние на уровень развития коммуникативной компетентности.
Оценка коммуникативной компетентности экономистов показала низкий уровень по показателю «Готовность (мотивация)», при достаточно сформированном уровне развития показателя «Знание». Также у них достаточно слабо развиты компоненты «Способности», «Регулирование» и «Мобилизационная активность». Однако развитие всех составляющих невозможно без изначального овладения базовым уровнем компетентности на уровне «Готовность», поэтому программы развития должны начинаться именно с развития этого элемента.
Для развития коммуникативной компетентности с учетом особенностей профессиональной деятельности и выявленных индивидуальных характеристик была разработана развивающая программы в форме тренинга. Тренинговая форма обучения позволяет создать социально-психологические условия взаимодействия участников, в моделируемых и реальных ситуациях отработать предлагаемые приемы и техники, при наличии поддерживающей обратной связи создать условия для апробация новых для участников форм, приемов, техник, что позволяет исследовать и расширять возможные инструменты, сопровождать деятельность работающих команд, осуществлять «обучение в процессе работы».
При разработке программы был подобран материал, повышающий мотивационную готовность, связанный с примерами и анализом кейсов из экономической сферы, демонстрирующий прикладное значение обсуждаемых идей и техник.
В качестве перспектив дальнейшей работы на основании ее апробации мы видим использование образовательной программы в различных организациях Красноярского края, как в рамках модуля программы по общеэкономическим вопросам, так и самостоятельной программы.


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 338 с.
2. Альтшуллер А.А. Практическая психология для менеджера. Режим доступа: https://marketing.wikireading.ru/40807 (дата обращения 18.10.2019).
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 287 с.
4. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер. 2003. 242 с.
5. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: Книга по Требованию, 2013. 110 с.
6. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект пресс, 2010. 210 с.
7. Бизина Т., Козлов Н., Яковлев Е. и др. Официальный сайт «Синтон-тренинга». Режим доступа: https://syntone.ru/ (дата обращения 10.10.2019).
8. Билл Р., Пензак К., Кичаев А. Общаемся с легкостью. Безопасное общение. Энергия контакта. М.: ИГ «Весь», 2014. 752 c.
9. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл. 2001. 197 с.
10. Бутовская M. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М.: Научный мир, 2004. 440 с.
11. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб. : Речь, 2000. 298 с.
12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство Ось 98, 2000. 224 с.
13. Вторникова Ю.С. Коммуникативная компетентность у структуры ключевых компетентностей граждан Европы. Полтава, 2011. С. 88-94.
14. Вторникова Ю.С., Скворцова С.А. Модель коммуникативной компетенции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия. Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 277-279.
15. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011. 285 с....73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ