Российско-германские отношения в сфере энергетики в XXI веке (Алтайский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ГЕРМАНИЕЙ 14
1.1. Предпосылки углубления российско-германских отношений в сфере энергетики в XXI веке 14
1.2. Механизмы реализации сотрудничества ФРГ и РФ в энергетической сфере 19
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ГЕРМАНИИ 33
2.1. Важнейшие проекты в сфере энергетики 33
2.2. Современные условия и перспективы энергетического сотрудничества России и Германии 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ГЛАВА 1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ГЕРМАНИЕЙ 14
1.1. Предпосылки углубления российско-германских отношений в сфере энергетики в XXI веке 14
1.2. Механизмы реализации сотрудничества ФРГ и РФ в энергетической сфере 19
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ГЕРМАНИИ 33
2.1. Важнейшие проекты в сфере энергетики 33
2.2. Современные условия и перспективы энергетического сотрудничества России и Германии 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность исследования. В XXI веке российско-германские отношения в сфере энергетики приобрели особую важность и сложность, имея значительное влияние не только на двухсторонние отношения двух стран, но и на энергетическую безопасность и стабильность в Европе в целом. Россия и Германия играют ключевую роль на энергетической арене, являясь крупными поставщиками и потребителями энергоресурсов. Сотрудничество между Россией и Германией в области энергетики строится на основе долгосрочных контрактов по поставкам энергоносителей и совместных проектов в сфере энергетики. Однако этот аспект сопровождается некоторыми вызовами и осложнениями, такими как политические разногласия, диверсификация источников энергоснабжения, экологические аспекты и санкции. Проблема обеспечения энергетической безопасности и поиска надежного поставщика энергетических ресурсов остро встала перед небогатыми углеводородами европейскими странами уже в середине XX в., когда их стремительные темы промышленного производства требовали многократного увеличения потребления энергоресурсов. При этом модель энергетических отношений стран-поставщиков и стран-импортеров всегда была осложнена вмешательством геополитического фактора. Логичным компонентом сотрудничества стран производителей и покупателей углеводородов является наличие взаимной зависимости одной стороны от другой. В отношениях крупнейших энергетических партнеров – России и Германии обе тенденции прослеживаются наиболее ярко.
В последние десятилетия и до настоящего времени энергетика является основным движущим фактором развития российской экономики, в которой экспорт российских углеводородов является важнейшей составляющей бюджета. С точки зрения экспорта нефти и газа в конце ХХ – начале XXІ вв. для России наибольшую привлекательность представляли страны Европейского Союза, с развитыми экономиками и промышленным сектором, диктующем увеличение потребления энергетических ресурсов. При этом, если говорить о совокупном потреблении российского газа, Германия является несомненным и пока бессменным лидером по объемам поставок из России.
Российской стороне принципиально важно сохранение за Германией статуса ключевого импортера не только с экономической, но и со стратегической точки зрения. Существенная роль Германии в формировании политики Европейского Союза обусловлена в первую очередь сильной экономикой страны, позволяет ей влиять на решения Европейской Комиссии и добиваться более выгодных для себя и своих партнеров условий. Немецкая заинтересованность в энергетических отношениях с Россией продиктована объективными причинами: Германия находится на 53 месте по запасам природного газа и производит в настоящий момент около 12 % данного источника. Ограниченные природные ресурсы в совокупности с высокими темпами потребления энергии вынуждают большую часть потребностей в газе удовлетворять за счет экспорта. Несмотря на то, что энергетическое сотрудничество России и Германии имеет уже более чем сорокалетнюю историю, оно остается сопряженным с политическим взаимодействием стран и геополитической обстановкой в мире, что порождает достаточно проблем и угроз прекращения отношений.
Значительное ухудшение положения России на мировой арене, связанное с политическим кризисом на Украине, начавшимся в 2013 г., несогласие европейских стран с внешней и внутренней политикой РФ уже оказали существенное влияние на политическое взаимодействие России и Германии. В настоящее время в зарубежной и российской прессе и политических кругах с новой силой вспыхнула дискуссия об энергетической зависимости Германии от российского газа, созданной российской стороной, и стремлении России любой ценой эту энергозависимость сохранить, чтобы использовать в своих политических целях. Германия, связанная обязательствами по долгосрочным контрактам и не имеющая альтернативных способов удовлетворения потребностей в природном газе, вынуждена продолжать невыгодные ей энергетические отношения.
Другим популярным и часто встречающимся мнением является идея о ненадежности российской стороны как энергетического партнера, которая, преследуя свои геополитические цели, может угрожать энергетической безопасности стран-покупателей. В настоящее время ключевым является определение причин и характера взаимодействия России и Германии в газовой отрасли с целью понять обоснованность или необоснованность данных утверждений. Чтобы увидеть перспективу развития отношений, необходимо обозначить основу энергетического сотрудничества стран и современные проблемы.
Объектом исследования являются российско-германские отношения.
В качестве предмета исследования рассматривается сотрудничество России и Германии в сфере энергетики в XXI в.
Цель исследования заключается в определении стратегии Германии и России в сфере энергетики в начале XXI века. Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные направления интересов Германии в сфере энергетики;
- проанализировать роль Германии в российской энергетике;
- показать изменение приоритетов энергетической политики Германии;
- рассмотреть особенности формирования и реализации энергетической стратегии Германии в отношении России;
- раскрыть сущность влияния российско-германских энергетических отношений на политику, экономику и безопасность России и Германии.
Хронологические рамки. В работе рассматривается период с 1991 года (Совместное заявление Президента России Б. Ельцина и Канцлера ФРГ Г. Коля, положившее начало продуктивному сотрудничеству в сфере энергетики) по 2023 год (Отказ Германии от российского газа, поиск новых источников энергии для Германии и диверсификация поставок энергоносителей).
Однако автор выходит за установленные временные ограничения в некоторых разделах первой главы, поскольку ретроспективный анализ внешней политики германских правительств в середине XX века позволят глубже понять смысл и значение исследуемых факторов.
Географические рамки включают в себя территории России и Германии, а также те страны, которые участвуют в транзите российского газа в Европу.
Теоретико-методологическая основа работы представляет собой системный и структурно-функциональный подходы, в соответствии с которыми процесс формирования энергетической стратегии Германии рассматривался в качестве сложной целостной системы, испытывающей влияние большого числа внутренних и внешних факторов.
Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть свойства, функции и характер изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического развития, а также показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. В частности, историко-генетический метод дал возможность проследить изменение актуальных для Германии внешнеполитических интересов и выявить ключевые особенности развития стратегии энергетической политики.
Сравнительно-исторический метод позволил проследить динамику смены приоритетов в германских политических кругах в сфере энергетической политики.
При работе с официальными документами органов государственной власти и нормативными актами Германии использовался традиционный анализ документов.
Кроме того, методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы познания, как синтез и логико-интуитивный анализ, и частно-научные методы познания (сравнительно-правовой, формально-логический), которые способствовали всестороннему и предметному исследованию поставленных вопросов.
Нельзя не брать во внимание многоцелевой характер внешней политики Германии и России, включающий в себя тесные экономические связи со странами по всему миру, укрепление сотрудничества в энергетической, информационной, культурной, научной и кибер-сферах. Таким образом, к исследованию энергетических отношений России-Германии можно применить неореалистский и неолибералистские подходы.
Выбор источниковой базы был обусловлен целями исследования, информативностью и достоверностью источников, а также их релевантностью. В ходе работы были использованы различные категории источников, которые можно разделить на следующие группы:
1. Официальные документы и материалы: соглашение «Газ–Трубы», Московский договор 1970 года, Хельсинский акт и Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между ФРГ и СССР 1990 года , а также нормативно-правовые акты ЕС. Благодаря им была рассмотрена правовая основа сотрудничества, включая международный контекст.
2. Веб-сайты правительства Германии и Российской Федерации , на которых размещены официальные позиции правительств по обширному ряду вопросов.
3. Наряду с воспоминаниями федеральных канцлеров Аденауэра, Кизингера, Шмидта и Коля , Шредера, министра иностранных дел Геншера, а также Эгона Бара , помощника В. Брандта, необходимо отметить воспоминания А. А. Громыко, М. С. Горбачева, В.М. Фалина , И. Ф. Максимычева , В. С. Семенова , О. В. Амеронгена , А. Майера-Ландрута .
4. Средства массовой информации (ТАСС, РИА Новости, РБК, Спутник, ДВ, Известия, Der Spiegel), которые позволили проследить события и оценку различных стран на происходящие изменения энергетической политики Германии и Российской Федерации.
В целом по данной теме имеется довольно широкая база различных источников, однако при их использовании необходимо их сравнение и критическое осмысление.
Существующая научная литература по энергетической политике Германии в отношении России достаточно обширна и охватывает различные аспекты этой темы, которые можно разделить на несколько направлений.
Историей советско-германских и российско-германских отношений занимаются, в первую очередь, крупнейшие отечественные германисты А.А. Ахтамзян , И.Ф. Максимычев , Ф.И. Новик , Н.В. Павлов , А.М. Филитов . В Германии имеются значимые исследования, посвященные отношениям ФРГ и Советского Союза в послевоенный период, например, историков Х. Шульце, К. Хаака и др.
Историческому изучению формирования механизма российско-германского газового сотрудничества, ставшего в последующем основой масштабного энергетического взаимодействия России и ЕС, посвящены лишь отдельные разделы в работах по генезису отношений СССР и ФРГ, России и Германии. В последнее время в обеих странах публикуются и самостоятельные исследования по энергетической теме, косвенно или напрямую затрагивающие её российско-германскую проблематику, но в них, в первую очередь, освящаются современный период и технические вопросы. Одну из первых попыток систематизации энергетического аспекта в сотрудничестве Советского Союза и Германии предпринял А.А. Ахтамзян .
В определенной степени данная тематика затрагивается в коллективной монографии под редакцией В. Б. Белова «Германия. Вызовы ХХI века», в коллективной монографии «Современные международные отношения и мировая политика», а также в книгах Н. В. Павлова . Энергетическая проблематика в современных международных отношениях рассматривается С.З. Жизниным и А. А. Кокошиным в сборнике под редакцией Э. Л. Кузьминой и А. К. Каграманова «Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико-правовой аспект», а также в книге И.Г. Пашковской «Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России и новых независимых государств» .
Условия поставок российского «голубого топлива» германским потребителям с точки зрения последствий последнего мирового кризиса и актуальных подвижек на мировых энергетических рынках проанализированы в монографии И. Л. Ходова. На сегодняшний день это, пожалуй, самое детальное отечественное исследование, касающееся российско-германского газового взаимодействия . Основные этапы эволюции энергетической политики ФРГ, включая оценку современного состояния и перспектив двустороннего сотрудничества России и Германии в энергетической сфере, представлены в монографии С. В. Седых и Б.Е. Зарицкого .
Немецких авторов энергетический аспект российско-германского взаимодействия интересует меньше. В этой связи следует упомянуть исследования главного консультанта правительства ФРГ по выработке энергетической стратегии Ф. Умбаха, ведущего специалиста-энергетика Фонда науки и политики Немецкого Института международной политики и безопасности Р. Гетца, экономистов Ю. Богеншпергера, В. Шнайдера Детерса, К. Вестфаля и политолога А. Рара . Таким образом, в отечественной и немецкой историографии отсутствует историческое осмысление российско-германских взаимоотношений в области энергетики с их возникновения до настоящего времени.
Следует отметить, что большинство работ охватывает период до 2015 г., лишь отчасти затрагивая энергетические отношения Германии и России до 2023 г., при этом более современные работы касаются лишь определенных, наиболее резонансных аспектов энергетической политики.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и носит проблемно-хронологический характер. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников и литературы.
В последние десятилетия и до настоящего времени энергетика является основным движущим фактором развития российской экономики, в которой экспорт российских углеводородов является важнейшей составляющей бюджета. С точки зрения экспорта нефти и газа в конце ХХ – начале XXІ вв. для России наибольшую привлекательность представляли страны Европейского Союза, с развитыми экономиками и промышленным сектором, диктующем увеличение потребления энергетических ресурсов. При этом, если говорить о совокупном потреблении российского газа, Германия является несомненным и пока бессменным лидером по объемам поставок из России.
Российской стороне принципиально важно сохранение за Германией статуса ключевого импортера не только с экономической, но и со стратегической точки зрения. Существенная роль Германии в формировании политики Европейского Союза обусловлена в первую очередь сильной экономикой страны, позволяет ей влиять на решения Европейской Комиссии и добиваться более выгодных для себя и своих партнеров условий. Немецкая заинтересованность в энергетических отношениях с Россией продиктована объективными причинами: Германия находится на 53 месте по запасам природного газа и производит в настоящий момент около 12 % данного источника. Ограниченные природные ресурсы в совокупности с высокими темпами потребления энергии вынуждают большую часть потребностей в газе удовлетворять за счет экспорта. Несмотря на то, что энергетическое сотрудничество России и Германии имеет уже более чем сорокалетнюю историю, оно остается сопряженным с политическим взаимодействием стран и геополитической обстановкой в мире, что порождает достаточно проблем и угроз прекращения отношений.
Значительное ухудшение положения России на мировой арене, связанное с политическим кризисом на Украине, начавшимся в 2013 г., несогласие европейских стран с внешней и внутренней политикой РФ уже оказали существенное влияние на политическое взаимодействие России и Германии. В настоящее время в зарубежной и российской прессе и политических кругах с новой силой вспыхнула дискуссия об энергетической зависимости Германии от российского газа, созданной российской стороной, и стремлении России любой ценой эту энергозависимость сохранить, чтобы использовать в своих политических целях. Германия, связанная обязательствами по долгосрочным контрактам и не имеющая альтернативных способов удовлетворения потребностей в природном газе, вынуждена продолжать невыгодные ей энергетические отношения.
Другим популярным и часто встречающимся мнением является идея о ненадежности российской стороны как энергетического партнера, которая, преследуя свои геополитические цели, может угрожать энергетической безопасности стран-покупателей. В настоящее время ключевым является определение причин и характера взаимодействия России и Германии в газовой отрасли с целью понять обоснованность или необоснованность данных утверждений. Чтобы увидеть перспективу развития отношений, необходимо обозначить основу энергетического сотрудничества стран и современные проблемы.
Объектом исследования являются российско-германские отношения.
В качестве предмета исследования рассматривается сотрудничество России и Германии в сфере энергетики в XXI в.
Цель исследования заключается в определении стратегии Германии и России в сфере энергетики в начале XXI века. Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные направления интересов Германии в сфере энергетики;
- проанализировать роль Германии в российской энергетике;
- показать изменение приоритетов энергетической политики Германии;
- рассмотреть особенности формирования и реализации энергетической стратегии Германии в отношении России;
- раскрыть сущность влияния российско-германских энергетических отношений на политику, экономику и безопасность России и Германии.
Хронологические рамки. В работе рассматривается период с 1991 года (Совместное заявление Президента России Б. Ельцина и Канцлера ФРГ Г. Коля, положившее начало продуктивному сотрудничеству в сфере энергетики) по 2023 год (Отказ Германии от российского газа, поиск новых источников энергии для Германии и диверсификация поставок энергоносителей).
Однако автор выходит за установленные временные ограничения в некоторых разделах первой главы, поскольку ретроспективный анализ внешней политики германских правительств в середине XX века позволят глубже понять смысл и значение исследуемых факторов.
Географические рамки включают в себя территории России и Германии, а также те страны, которые участвуют в транзите российского газа в Европу.
Теоретико-методологическая основа работы представляет собой системный и структурно-функциональный подходы, в соответствии с которыми процесс формирования энергетической стратегии Германии рассматривался в качестве сложной целостной системы, испытывающей влияние большого числа внутренних и внешних факторов.
Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть свойства, функции и характер изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического развития, а также показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. В частности, историко-генетический метод дал возможность проследить изменение актуальных для Германии внешнеполитических интересов и выявить ключевые особенности развития стратегии энергетической политики.
Сравнительно-исторический метод позволил проследить динамику смены приоритетов в германских политических кругах в сфере энергетической политики.
При работе с официальными документами органов государственной власти и нормативными актами Германии использовался традиционный анализ документов.
Кроме того, методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы познания, как синтез и логико-интуитивный анализ, и частно-научные методы познания (сравнительно-правовой, формально-логический), которые способствовали всестороннему и предметному исследованию поставленных вопросов.
Нельзя не брать во внимание многоцелевой характер внешней политики Германии и России, включающий в себя тесные экономические связи со странами по всему миру, укрепление сотрудничества в энергетической, информационной, культурной, научной и кибер-сферах. Таким образом, к исследованию энергетических отношений России-Германии можно применить неореалистский и неолибералистские подходы.
Выбор источниковой базы был обусловлен целями исследования, информативностью и достоверностью источников, а также их релевантностью. В ходе работы были использованы различные категории источников, которые можно разделить на следующие группы:
1. Официальные документы и материалы: соглашение «Газ–Трубы», Московский договор 1970 года, Хельсинский акт и Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между ФРГ и СССР 1990 года , а также нормативно-правовые акты ЕС. Благодаря им была рассмотрена правовая основа сотрудничества, включая международный контекст.
2. Веб-сайты правительства Германии и Российской Федерации , на которых размещены официальные позиции правительств по обширному ряду вопросов.
3. Наряду с воспоминаниями федеральных канцлеров Аденауэра, Кизингера, Шмидта и Коля , Шредера, министра иностранных дел Геншера, а также Эгона Бара , помощника В. Брандта, необходимо отметить воспоминания А. А. Громыко, М. С. Горбачева, В.М. Фалина , И. Ф. Максимычева , В. С. Семенова , О. В. Амеронгена , А. Майера-Ландрута .
4. Средства массовой информации (ТАСС, РИА Новости, РБК, Спутник, ДВ, Известия, Der Spiegel), которые позволили проследить события и оценку различных стран на происходящие изменения энергетической политики Германии и Российской Федерации.
В целом по данной теме имеется довольно широкая база различных источников, однако при их использовании необходимо их сравнение и критическое осмысление.
Существующая научная литература по энергетической политике Германии в отношении России достаточно обширна и охватывает различные аспекты этой темы, которые можно разделить на несколько направлений.
Историей советско-германских и российско-германских отношений занимаются, в первую очередь, крупнейшие отечественные германисты А.А. Ахтамзян , И.Ф. Максимычев , Ф.И. Новик , Н.В. Павлов , А.М. Филитов . В Германии имеются значимые исследования, посвященные отношениям ФРГ и Советского Союза в послевоенный период, например, историков Х. Шульце, К. Хаака и др.
Историческому изучению формирования механизма российско-германского газового сотрудничества, ставшего в последующем основой масштабного энергетического взаимодействия России и ЕС, посвящены лишь отдельные разделы в работах по генезису отношений СССР и ФРГ, России и Германии. В последнее время в обеих странах публикуются и самостоятельные исследования по энергетической теме, косвенно или напрямую затрагивающие её российско-германскую проблематику, но в них, в первую очередь, освящаются современный период и технические вопросы. Одну из первых попыток систематизации энергетического аспекта в сотрудничестве Советского Союза и Германии предпринял А.А. Ахтамзян .
В определенной степени данная тематика затрагивается в коллективной монографии под редакцией В. Б. Белова «Германия. Вызовы ХХI века», в коллективной монографии «Современные международные отношения и мировая политика», а также в книгах Н. В. Павлова . Энергетическая проблематика в современных международных отношениях рассматривается С.З. Жизниным и А. А. Кокошиным в сборнике под редакцией Э. Л. Кузьминой и А. К. Каграманова «Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико-правовой аспект», а также в книге И.Г. Пашковской «Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России и новых независимых государств» .
Условия поставок российского «голубого топлива» германским потребителям с точки зрения последствий последнего мирового кризиса и актуальных подвижек на мировых энергетических рынках проанализированы в монографии И. Л. Ходова. На сегодняшний день это, пожалуй, самое детальное отечественное исследование, касающееся российско-германского газового взаимодействия . Основные этапы эволюции энергетической политики ФРГ, включая оценку современного состояния и перспектив двустороннего сотрудничества России и Германии в энергетической сфере, представлены в монографии С. В. Седых и Б.Е. Зарицкого .
Немецких авторов энергетический аспект российско-германского взаимодействия интересует меньше. В этой связи следует упомянуть исследования главного консультанта правительства ФРГ по выработке энергетической стратегии Ф. Умбаха, ведущего специалиста-энергетика Фонда науки и политики Немецкого Института международной политики и безопасности Р. Гетца, экономистов Ю. Богеншпергера, В. Шнайдера Детерса, К. Вестфаля и политолога А. Рара . Таким образом, в отечественной и немецкой историографии отсутствует историческое осмысление российско-германских взаимоотношений в области энергетики с их возникновения до настоящего времени.
Следует отметить, что большинство работ охватывает период до 2015 г., лишь отчасти затрагивая энергетические отношения Германии и России до 2023 г., при этом более современные работы касаются лишь определенных, наиболее резонансных аспектов энергетической политики.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и носит проблемно-хронологический характер. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников и литературы.
Особые отношения, сложившиеся между Германией и Россией и их лидерами в первом десятилетии нового века, принесли свои плоды. Многие страны Евросоюза теперь воспринимают Россию как самостоятельного игрока и партнера. Германские приоритеты двустороннего стратегического сотрудничества и широкая вовлеченность государства в конкретные проекты в энергетике привели к преобладанию принципов геополитики на региональном рынке над принципом многостороннего европейского сотрудничества.
Германия строит свою политику, прежде всего исходя из национальных интересов, отодвигая европейскую общую энергетическую политику на задний план. В итоге новые страны – члены ЕС остались в стороне от такого важного проекта, как «Северный поток», утратили в известной степени свое геополитическое положение транзитных стран и, очевидно, станут более зависимыми от установленных в ходе российско-германских переговоров цен, сроков и объемов поставок газа.
Немецкий бизнес, оказывающий большое влияние на формирование курса, все же традиционно смотрит на Восток. Исходя из многовекового опыта, предпринимательский класс Германии полагает, что с российскими партнерами практически всегда можно договориться. История «Северного потока» тому свидетельство. Германия готова вести с партнерами по ЕС длительные дискуссии о реформировании энергорынка и обеспечении энергетической безопасности, но, прежде всего, стремится обеспечить свои интересы, проложив трубу напрямую из России.
Анализ сотрудничества обеих государств позволяет говорить о том, что тенденция переплетения политических и энергетических процессов прослеживается очень ярко. В момент наиболее благоприятного политического климата между Россией и Германией создан ряд крупных энергетических соглашений, важнейшим из которых является проект «Северный поток».
На протяжении всей истории российско-немецкого энергетического сотрудничества ухудшение внешнеполитического контекста и расхождение геополитических приоритетов стран в большей и меньшей степени влияли на осуществление энергетического сотрудничества. Последним неразрешенным политическим вопросом стал затянувшийся российско-украинский конфликт, спровоцировавший резкое ухудшение положения России на внешнеполитической арене. Немецкая сторона заявила о необходимости пересмотра энергетического сотрудничества с Россией. Но, по-прежнему стоит полагать, что существующее многолетнее сотрудничество и имидж России как надежного гаранта немецкой энергетической безопасности сохранится и в ближайшем будущем.
Конечно, российско-германские отношения в последнее время находятся в кризисной ситуации, что обусловлено различными внешними и внутренними факторами.
Перспективы газового сотрудничества между Россией и Германией остаются не многообещающими, но до 2022 года стороны наращивали поставки газа. Хотя государства на данном этапе еще имеют общие интересы в вопросах энергетики, говорить о дальнейшем сотрудничестве трудно. В процессе исследования удалось установить, что отсутствие газового взаимодействия незначительно влияет на состояние экономики Германии и России, что обосновывается их показателями ВВП. Но если говорить об экспортно-импортном взаимодействии в сфере энергетики, то оно значительно снизилось.
Германия хоть и перестала напрямую закупать у России газ, всё же покупает его через другие страны, которые поставляют невозобновляемый источник по завышенным ценам, что невыгодно с финансовой точки зрения для Германии. Россия же в данной ситуации теряет возможность сотрудничества с промышленно-развитой страной.
Оба государства столкнулись в определенной мере с проблемами, но даже это положение не заставляет их предпринять меры для возобновления сотрудничества. Это происходит потому, что существуют более серьезные трудности и противоречия, которые появились у стран. Как выяснилось, события на Украине в данной ситуации являются наиболее веской причиной не продолжать российско-германский диалог. Но санкции ЕС, ответные действия России на санкции и стремление Германии совершить «зеленый переход» и другие события также ведут к пониманию отсутствия необходимости продолжать энергетическое взаимодействие.
Германия строит свою политику, прежде всего исходя из национальных интересов, отодвигая европейскую общую энергетическую политику на задний план. В итоге новые страны – члены ЕС остались в стороне от такого важного проекта, как «Северный поток», утратили в известной степени свое геополитическое положение транзитных стран и, очевидно, станут более зависимыми от установленных в ходе российско-германских переговоров цен, сроков и объемов поставок газа.
Немецкий бизнес, оказывающий большое влияние на формирование курса, все же традиционно смотрит на Восток. Исходя из многовекового опыта, предпринимательский класс Германии полагает, что с российскими партнерами практически всегда можно договориться. История «Северного потока» тому свидетельство. Германия готова вести с партнерами по ЕС длительные дискуссии о реформировании энергорынка и обеспечении энергетической безопасности, но, прежде всего, стремится обеспечить свои интересы, проложив трубу напрямую из России.
Анализ сотрудничества обеих государств позволяет говорить о том, что тенденция переплетения политических и энергетических процессов прослеживается очень ярко. В момент наиболее благоприятного политического климата между Россией и Германией создан ряд крупных энергетических соглашений, важнейшим из которых является проект «Северный поток».
На протяжении всей истории российско-немецкого энергетического сотрудничества ухудшение внешнеполитического контекста и расхождение геополитических приоритетов стран в большей и меньшей степени влияли на осуществление энергетического сотрудничества. Последним неразрешенным политическим вопросом стал затянувшийся российско-украинский конфликт, спровоцировавший резкое ухудшение положения России на внешнеполитической арене. Немецкая сторона заявила о необходимости пересмотра энергетического сотрудничества с Россией. Но, по-прежнему стоит полагать, что существующее многолетнее сотрудничество и имидж России как надежного гаранта немецкой энергетической безопасности сохранится и в ближайшем будущем.
Конечно, российско-германские отношения в последнее время находятся в кризисной ситуации, что обусловлено различными внешними и внутренними факторами.
Перспективы газового сотрудничества между Россией и Германией остаются не многообещающими, но до 2022 года стороны наращивали поставки газа. Хотя государства на данном этапе еще имеют общие интересы в вопросах энергетики, говорить о дальнейшем сотрудничестве трудно. В процессе исследования удалось установить, что отсутствие газового взаимодействия незначительно влияет на состояние экономики Германии и России, что обосновывается их показателями ВВП. Но если говорить об экспортно-импортном взаимодействии в сфере энергетики, то оно значительно снизилось.
Германия хоть и перестала напрямую закупать у России газ, всё же покупает его через другие страны, которые поставляют невозобновляемый источник по завышенным ценам, что невыгодно с финансовой точки зрения для Германии. Россия же в данной ситуации теряет возможность сотрудничества с промышленно-развитой страной.
Оба государства столкнулись в определенной мере с проблемами, но даже это положение не заставляет их предпринять меры для возобновления сотрудничества. Это происходит потому, что существуют более серьезные трудности и противоречия, которые появились у стран. Как выяснилось, события на Украине в данной ситуации являются наиболее веской причиной не продолжать российско-германский диалог. Но санкции ЕС, ответные действия России на санкции и стремление Германии совершить «зеленый переход» и другие события также ведут к пониманию отсутствия необходимости продолжать энергетическое взаимодействие.



