Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края

Работа №14734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы61стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1889
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности на уроках географии 6
1.1. Познавательная деятельность обучающихся: понятие, основные особенности 6
1.2. Оценка экологического состояния Зонального района Алтайского края 18
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского
края 37
2.1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы 37
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложения 57


В директивных образовательных документах подчеркивается
необходимость повышения качества образования, указывается
необходимость всестороннего развития личности обучающегося.
В современном образовании происходит смена приоритетов: усвоение готовых знаний на уроках заменяется на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого обучающегося, с учетом его
особенностей, возможностей и уровня подготовленности.
Активизация познавательной деятельности при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательной организации. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной работы. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающихся. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
Актуальность темы исследования состоит в необходимости рассмотрения методов, приёмов, форм и средств обучения, которые оказывают влияние на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края.
Цель исследования: выявить эффективность процесса активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края.
Объект исследования: познавательная деятельность обучающихся на уроках географии.
Предмет исследования: организация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование активных методов и приёмов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии будет эффективно при изучении оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
2) Рассмотреть формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся.
3) Исследовать природно-климатические условия и экологическое состояние территории Зонального района Алтайского края.
4) Разработать программу элективного курса по географии «Зональный район - моя малая Родина» для обучающихся 8-х классов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- методика диагностики уровня познавательной активности обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МКОУ
«Зональная средняя общеобразовательная школа» Зонального района Алтайского края.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями географии и экологии для изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края, ознакомления с мероприятиями по улучшению экологической обстановки природной среды района.
Результаты исследования представлены: на национальной научно-практической конференции с международным участием «Ботаника и экология для создания комфортной среды обитания человека» и опубликованы в сборнике научных статей.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности на уроках географии» раскрыта сущность познавательной деятельности, рассматриваются принципы, факторы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 32 источников.
В приложении приведены тест для определения уровня познавательной активности обучающихся в образовательной организации, карта Зонального района Алтайского края.
Апробация исследования: результаты исследования были одобрены и представлены на заседании педагогического совета МКОУ «Зональная средняя общеобразовательная школа» Зонального района Алтайского края.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под познавательной деятельностью обучающихся понимается единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она характеризуется целями и мотивами, разделяется на три этапа. Для активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо создавать соответствующие условия, пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, а также следует придерживаться некоторых принципов активизации познавательной деятельности обучающихся, например, принципа проблемного обучения; принципа взаимообучения; принципа индивидуализации; принципа самообучения; принципа мотивации и т.п.
Для того чтобы вызвать наибольший интерес обучающихся к уроку, учителю необходимо применять разносторонний подход к занятиям, учитывая факторы, побуждающие к активной познавательной деятельности, а именно: интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность.
Для разработки элективного курса по географии, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края, целесообразно применять методы, описанные авторами И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным:
1. объяснительно-иллюстративный метод;
2. репродуктивный метод;
3. метод проблемного изложения;
4. частично-поисковый метод;
5. исследовательский метод.
В учебно-познавательной деятельности необходимо применять и методические приёмы обучения, например: филворд, прием «Да-нет», игра- викторина, создание плаката, работа с картами, разработка проектов, проведение исследования. Эффективно пользоваться таким средством обучения как мультимедийная презентация, проводить занятия в форме экскурсии, пользоваться различными технологиями, например, технологией опорного конспекта.
Результаты анализа научной литературы показали, что территория Зонального района по суммарному показателю загрязнённости относится к слабозагрязнённой. Наиболее сильное загрязнение атмосферы, почвы и водных ресурсов наблюдается у автомобильной дороги федерального значения Новосибирск - Бийск - Ташанта, а также вблизи города Бийска. Экологическое состояние территории Зонального района имеет явные признаки экологического неблагополучия, что предопределяет необходимость разработки природоохранных мер.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень познавательной активности обучающихся 8 «А» класса и установили преобладание низкого уровня 26% и среднего уровня 47% обучающихся.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию элективного курса «Зональный район - моя малая Родина», направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края. Программа элективного курса включала следующие виды и формы деятельности: разработка проектов, презентаций, составление плаката, работа с картами, выполнение практических работ, проведение мини-исследования, участие в играх и викторинах. Работа проходила как индивидуально, так и в группах.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами элективного курса, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах. Было установлено увеличение обучающихся со средним уровнем познавательной активности 58% и с высоким уровнем 21%, уменьшение обучающихся с нулевым уровнем до 5%, с низким уровнем до 16%. Следовательно, количество обучающихся 8 «А» класса с высоким и средним уровнем познавательной активности увеличилось на 16%, а количество обучающихся с низким и нулевым уровнем уменьшилось на 16%.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованная программа элективного курса является эффективной для активизации познавательной деятельности обучающихся 8-х классов на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Алтайского края.



1. Абдуллина, Р.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Р.Р. Абдуллина. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/lessons/68616 Дата обращения: среда, 23.01.2018.
2. Акимова, Т.А. Экология [Текст] / Т.А.Акимова, В.В. Хаскин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 566 с.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся / Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //pedtehno .ru/content/aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti- uchashchihsya, Дата обращения: понедельник, 21.05.2018 - 21:43.
4. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках биологии методами ИКТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagog.mosreg.ru/media/download/6A584825F5431B610E2FA4126E7A9 07B Дата обращения: пятница, 30.03.2018.
5. АнДреева, Ю.В. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний [Электронный ресурс] / Ю.В. Андреева. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/05/05/aktivizatsiya- poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayushchikhsya-na, Дата обращения: четверг, 03.05.2018.
6. Бабушкин, В.Е. К вопросу о выпадении слаборадиоактивных осадков. // День Земли: экология и образование [Текст]: Материалы III межвузовской конференции / В.Е. Бабушкин. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1998. - 191 - 193 с
7. Бабушкин, В.Е. Радоноопасность города Бийска и Бийского района. // День Земли: экология и образование в Алтайском регионе [Текст] / В.Е. Бабушкин. - Материалы IV межвузовской научно-практической конференции. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2013. - 164-169 с.
8. Баева, Л.Н. Экономическая и социальная география Алтайского региона [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Баева, А. П. Макошев. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 1994. - 199 с.
9. Белов, С.В. Охрана окружающей среды [Текст] / С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козьякова. - М.: Высшая школа, 1999. - 291 с.
10. Гумина, В.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках [Электронный ресурс] / В.И. Гумина. - Режим доступа:
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648724/ Дата обращения: вторник, 03.04.2018.
11. Давыдова, С.Л. О токсичности металлов [Текст] / С.Л. Давыдова; М.: Знание, 1991. - 32 с.
12. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. № 2 [Электронный ресурс] / О.М. Дементьева. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179 Дата обращения: суббота, 31.03.2018.
13. Доклад ио. министра природных ресурсов и экологии Алтайского края Попрядухина В.Н. об итогах 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altaipriroda.ru/doklady/ Дата обращения: воскресенье, 1.04.2018.
14. Кац, В.Е. Геологическое состояние окружающей среды Бийского ТПК [Текст]: День Земли: научные и педагогические проблемы. Тезисы докладов I межвузовской научно-практической конференции / В.Е.Кац. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. - 52-54 с.
15. Константинов, В.М. Охрана природы [Текст]: учебное пособие для вузов / В.М. Константинов. - Москва: Академия, 2000. - 2368 с.
16. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории [Текст]. - Барнаул, 2009. - 273 с.
17. Красноярова, Б.А. Схема территориального планирования муниципального образования Зональный район Алтайского края [Электронный ресурс] / Б.А. Красноярова. - Барнаул. - 2010. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2172019.html Дата обращения: понедельник, 2.04.2018.
18. Лагунова, М.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза: монография [Текст] / М.В. Лагунова, Т.В. Юрченко. - Нижегород. гос. архит.-строит. ун¬т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. - 167 с.
19. Лузгин, Б.Н. Экологические проблемы: Земля, Россия, Алтай [Текст]: учеб. пособие / Б.Н.Лузгин. - Бийск. Ч. 2. - 1995. - 77 с.: ил. - Библиогр.: С. 74-75.
20. Миланова, Е.В., Географические аспекты охраны природы [Текст] / Е.В. Миланова. - М.: Мысль, 1979. - 265 с.
21. Мищенко, В.Т. Энциклопедия Алтайского края [Текст] / В.Т. Мищенко. - Барнаул: Алт. кн. изд-во. - Т. 1. - 1995. - 367 с.
22. Ненахова, Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Е.В. Ненахова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-poznavatelnogo-interesa-u- obuchayuschihsya-starshih-klassov-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly Дата обращения: пятница, 13.04.2018.
23. Панчешникова, Л.М. Методика обучения географии в школе [Текст]: учебное пособие для пед. вузов / Л. М. Панчешникова. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. - 320 с.
24. Петров, К.М. Геоэкология; Основы природопользования [Текст] / К.М. Петров. - СПб, 1994. - 216 с.
25. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М., 2000. - с. 272.
26. Ревякин, В.С. География Алтайского края [Текст] / В.С. Ревякин. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 2004. - 192 с.
27. Сидоренко, М.Н. География Алтайского края [Текст] / М.Н. Сидоренко. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1972. - 144 с.
28. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
29. Сушкова, О.Ю. Методика преподавания географии [Текст]: учебно-метод. пособие для вузов / О.Ю. Сушкова. - Изд.- полиграф. центр Воронежского гос. университета, 2009. - 14-17 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //xn—80abucj iibhv9a.xn—
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D1%8B/938 Дата обращения: пятница 30.03.2018.
31. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]; Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Л. Хотунцев - М.: Академия, 2012. - 480 с.
32. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ