ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ В ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 6
1.1. Понятие злоупотребления правом 6
1.2. Формы злоупотребления правом в различных сферах гражданских отношений 11
2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ КАК ФОРМА НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 15
2.1. Понятие, основные предпосылки и способы злоупотребления потребителями своими правами 15
2.1. «Потребительский экстремизм» как вид злоупотребления правом 20
2.3. Правовые последствия при злоупотреблении правом потребителями 24
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 30
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ В ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 6
1.1. Понятие злоупотребления правом 6
1.2. Формы злоупотребления правом в различных сферах гражданских отношений 11
2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ КАК ФОРМА НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 15
2.1. Понятие, основные предпосылки и способы злоупотребления потребителями своими правами 15
2.1. «Потребительский экстремизм» как вид злоупотребления правом 20
2.3. Правовые последствия при злоупотреблении правом потребителями 24
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 30
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств. На сегодняшний день сфера оказания услуг и продажи товаров является одной из крупнейших отраслей, которая включает в себя интересы как производителя (продавца), так и покупателя, первый из которых заинтересован в получении прибыли, а другой в получении товаров и услуг надлежащего качества.
Государство, в свою очередь, заинтересовано в пополнении бюджета налогами, а также в защите своих граждан от некачественной продукции и преступных помыслов со стороны производителей и продавцов.
Одновременно с развитием экономических отношений набирает обороты и такое сложное и неоднозначное правовое явление, как злоупотребление правом со стороны потребителей. Данное злоупотребление заключается в своеобразном поведении последних, которые стремятся добиться необоснованной выгоды от собственных взаимоотношений с производителями и продавцами различных товаров, работ и услуг.
В России злоупотребление правом со стороны потребителей является достаточно распространенным явлением. По оценкам экспертов подобного рода потребители составляют примерно 5-8 % от общего числа покупателей . Учитывая общий объем современного потребления товаров, приведенная цифра представляется весьма внушительной.
Тема злоупотребления правом при заключении и исполнении различных гражданско-правовых договоров, допускаемого потребителями, актуальна и имеет много разных аспектов. Злоупотреблять правом могут и потребители - заказчики работ по договору бытового и строительного подряда, и потребители - покупатели по договору купли-продажи, и потребители по договору оказания услуг общественного питания и т.д.
Актуальность темы исследования заключается также в том, что злоупотребление правом со стороны потребителей, как правовое явление, не способствует созданию стабильной экономики и качественного рынка товаров, работ и услуг. Обратной стороной злоупотребления правом является нарушение баланса интересов участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей. При этом в результате недобросовестного поведения последних страдают не только контрагенты потребителей - продавцы, изготовители и импортеры товаров (работ и услуг), но и такие участники отношений, как добросовестные потребители.
С развитием общества и научно-технического прогресса возникают как новые проблемы в сфере потребительских отношений, так и обостряются неразрешенные противоречия, связанные со злоупотреблением своими правами со стороны потребителей. Это вызывает необходимость теоретического анализа накопленного гражданско-правовой наукой опыта с целью совершенствования правового регулирования данных общественных отношений, что также свидетельствует об актуальности темы работы.
Объектом исследования выступают гражданские отношения, возникающие в результате злоупотребления правом потребителями.
Предметом исследования послужили правовые нормы, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель работы - исследование правовых аспектов злоупотребления правом со стороны потребителей, выявление проблем в данной сфере и разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего потребительские отношения.
Указанная цель предопределила постановку следующих исследовательских задач:
- исследовать понятие и сущность злоупотребления правом;
- раскрыть основные формы злоупотребления правом в различных гражданских отношениях;
- проанализировать понятие, основные предпосылки, а также способы злоупотребления правом потребителями;
- обозначить особенности «потребительского экстремизма», как одного из видов злоупотребления правом;
- определить причины отказа в защите при злоупотреблении правом потребителями;
- обобщить и проанализировать материалы судебной практики по теме исследования.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких авторов как М.М. Агарков, Е.А. Апанасенко, А.В. Барков, И.Т. Беспалый, Е.В. Вавилин, В.А. Волков, Т.В. Дерюгина, В.И. Емельянов, И.Е. Здановский, Я.Ю. Королева, М.Ю. Куликов, Е.Ю. Маликов, А.А. Малиновский, Л.А. Морозова, А.Е. Наумов, К.В. Плетан, С.Д. Радченко, К.М. Русинова.
Методологической основой исследования являются следующие методы: анализ и синтез, формально-логический, правовой анализ, системно-структурный подход.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (далее по тексту - ГК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) ; Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей) .
Структура работы включает введение, три главы, разделенные на параграфы, анализ правоприменительной практики по теме дипломной работы, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
Государство, в свою очередь, заинтересовано в пополнении бюджета налогами, а также в защите своих граждан от некачественной продукции и преступных помыслов со стороны производителей и продавцов.
Одновременно с развитием экономических отношений набирает обороты и такое сложное и неоднозначное правовое явление, как злоупотребление правом со стороны потребителей. Данное злоупотребление заключается в своеобразном поведении последних, которые стремятся добиться необоснованной выгоды от собственных взаимоотношений с производителями и продавцами различных товаров, работ и услуг.
В России злоупотребление правом со стороны потребителей является достаточно распространенным явлением. По оценкам экспертов подобного рода потребители составляют примерно 5-8 % от общего числа покупателей . Учитывая общий объем современного потребления товаров, приведенная цифра представляется весьма внушительной.
Тема злоупотребления правом при заключении и исполнении различных гражданско-правовых договоров, допускаемого потребителями, актуальна и имеет много разных аспектов. Злоупотреблять правом могут и потребители - заказчики работ по договору бытового и строительного подряда, и потребители - покупатели по договору купли-продажи, и потребители по договору оказания услуг общественного питания и т.д.
Актуальность темы исследования заключается также в том, что злоупотребление правом со стороны потребителей, как правовое явление, не способствует созданию стабильной экономики и качественного рынка товаров, работ и услуг. Обратной стороной злоупотребления правом является нарушение баланса интересов участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей. При этом в результате недобросовестного поведения последних страдают не только контрагенты потребителей - продавцы, изготовители и импортеры товаров (работ и услуг), но и такие участники отношений, как добросовестные потребители.
С развитием общества и научно-технического прогресса возникают как новые проблемы в сфере потребительских отношений, так и обостряются неразрешенные противоречия, связанные со злоупотреблением своими правами со стороны потребителей. Это вызывает необходимость теоретического анализа накопленного гражданско-правовой наукой опыта с целью совершенствования правового регулирования данных общественных отношений, что также свидетельствует об актуальности темы работы.
Объектом исследования выступают гражданские отношения, возникающие в результате злоупотребления правом потребителями.
Предметом исследования послужили правовые нормы, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель работы - исследование правовых аспектов злоупотребления правом со стороны потребителей, выявление проблем в данной сфере и разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего потребительские отношения.
Указанная цель предопределила постановку следующих исследовательских задач:
- исследовать понятие и сущность злоупотребления правом;
- раскрыть основные формы злоупотребления правом в различных гражданских отношениях;
- проанализировать понятие, основные предпосылки, а также способы злоупотребления правом потребителями;
- обозначить особенности «потребительского экстремизма», как одного из видов злоупотребления правом;
- определить причины отказа в защите при злоупотреблении правом потребителями;
- обобщить и проанализировать материалы судебной практики по теме исследования.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких авторов как М.М. Агарков, Е.А. Апанасенко, А.В. Барков, И.Т. Беспалый, Е.В. Вавилин, В.А. Волков, Т.В. Дерюгина, В.И. Емельянов, И.Е. Здановский, Я.Ю. Королева, М.Ю. Куликов, Е.Ю. Маликов, А.А. Малиновский, Л.А. Морозова, А.Е. Наумов, К.В. Плетан, С.Д. Радченко, К.М. Русинова.
Методологической основой исследования являются следующие методы: анализ и синтез, формально-логический, правовой анализ, системно-структурный подход.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (далее по тексту - ГК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) ; Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей) .
Структура работы включает введение, три главы, разделенные на параграфы, анализ правоприменительной практики по теме дипломной работы, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
В соответствии с одним из важных принципов гражданского права при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей субъекты должны действовать добросовестно. Другими словами, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе и потребители товаров, услуг и работ.
Обратной стороной эффективности Закона «О защите прав потребителей» является то, что появилась особая категория потребителей, которые, пользуясь знанием закона, применяют разного рода ухищрения в корыстных целях. Тем более, что судебная процедура таким истцам не грозит имущественными потерями - госпошлину, в отличие от продавцов, они не платят. Данное явление принято именовать злоупотреблением правом потребителями.
Проведенный в настоящей работе анализ законодательства, а также юридической литературы позволяет сделать следующие выводы.
Крайней формой проявления злоупотребления правом со стороны потребителей является, так называемый, «потребительский экстремизм». Суть данного явления заключается в противоправном поведении потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях. Исходя из проведенного исследования, представляется обоснованным утверждение о том, что термин «потребительский экстремизм» в гражданском праве употребляется не вполне корректно. Уместнее будет применять понятие «злоупотребление правом».
В том понимании, когда потребитель имеет цель обогатиться за счет продавца и удовлетворить свои интересы, применяя при этом мошеннические схемы, он, таким образом, причиняет вред продавцу, как моральный, так и экономический.
В работе были определены основные предпосылки и схемы возникновения злоупотребления своим правом потребителями.
Безусловно, предпосылки и способы образования любого явления в праве взаимосвязаны и взаимозависимы: так, один способ может быть связан сразу с несколькими предпосылками и, наоборот. Но вместе с тем, их следует различать.
Анализ научной литературы и судебной практики позволил прийти к выводу, что основные предпосылки появления злоупотреблений в праве со стороны потребителей могут составлять субъективную и объективную группу.
Субъективная группа предпосылок (причин) включает низкий уровень правосознания и правовой культуры, экономическую нестабильность, а также неумелое пользование законом.
Неясность и неопределенность правовых норм, а также их несовершенство представляют собой объективную группу причин, порождающих злоупотребления правами со стороны потребителей.
Предпосылками правовых злоупотреблений могут являться те обстоятельства, которые опосредованно связаны со злоупотреблениями, и именно они способствуют их возникновению.
Среди них следует выделить: «нестабильность» судебной практики, в том числе отсутствие единообразия; опыт «успешных» заграничных потребителей, взыскивающих крупные суммы; материальная необеспеченность потребителя, а также коллизия интересов, обусловленная природой человека, ищущего, в первую очередь, удовлетворения собственных интересов. Кроме того к условиям можно отнести и опасение продавца испортить репутацию, в случае если он откажет потребителю.
В гражданско-правовой науке отсутствует единая концепция «злоупотребления правом». Сложность вопроса заключается в том, что до сих пор ученые не могут прийти к единому пониманию сущности злоупотребления правом и определяют его либо как правонарушение, либо как правомерное деяние, либо как особый тип правового поведения.
В настоящей работе предлагается принимать во внимание смешанный подход к определению сущности злоупотребления правом с учетом теории интересов и теории пределов. Так, под злоупотреблением правом следует понимать предел, границу, нарушая которую возникают юридические последствия. Данная граница устанавливает баланс интересов участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей.
Стоит заметить, что в зависимости от конкретных фактических обстоятельств, суд должен усмотреть наличие или отсутствие злоупотребления в действиях участников. Такой подход отражает современную тенденцию развития гражданского законодательства, согласно которой баланс интересов является основой стабильного экономического оборота.
С учетом изложенного, под недопустимостью злоупотребления правом со стороны участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, предлагается понимать запрет осуществления потребителем или продавцом (изготовителем, импортером) прав или использования предоставленных им преимуществ с целью обогащения, причинения вреда или иной противоправной целью.
С течением времени, так называемых, потребителей-«экстремистов» становится все больше. Виной тому российская ментальность и, как ни странно, все тот же Закон «О защите прав потребителей». Эти два фактора вкупе способствовали зарождению и развитию такого явления как потребительский «экстремизм», который негативно сказывается на деятельности предпринимателей, и в итоге - на успешности развития рыночных отношений.
Потребительский «экстремизм», как злоупотребление правом, возникает и проявляется там и тогда, где и когда требования потребителя, зачастую, излишне эмоциональные, не основаны на юридических фактах, не вызывающих сомнения. Такие требования не имеют государственно¬правовой защиты и не подлежат удовлетворению.
К сожалению, в настоящее время закон не предусматривает специальной ответственности за предъявление необоснованных требований, ведь законодательно такое явление как потребительский «экстремизм» не закреплено. К тому же отсутствуют специальные нормы, которые защищали бы права предпринимателей в отношениях с недобросовестными потребителями.
Представляется, что необходимо повысить уровень правовой культуры граждан-потребителей, разъяснить возможные негативные юридические последствия в случае недобросовестного поведения последних.
Резюмируя вышеизложенное, и исходя из смысла ст. 10 ГК РФ, можно дать единое определение такой санкции, как отказ в защите права. Итак, данное понятие можно сформулировать следующим образом: отказ в защите права - это гражданско-правовое защитное средство, включающее в себя судебное ограничение охранного элемента субъективного гражданского права с целью пресечения злоупотребительного (недобросовестного) поведения.
Кроме этого, предлагается закрепить в нормах Закона «О защите прав потребителей» специальные санкции за недобросовестное поведение со стороны потребителей. Например, представляется необходимым предоставить суду право в случае установления факта злоупотребления потребителем своим правом возложить на него судебные расходы, а именно целесообразно в Закон «О защите прав потребителей» добавить пункт 3.1. в ст. 17 «Судебная защита прав потребителей». Данный пункт мог бы звучать следующим образом:
«3.1. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в случае, если суд удовлетворит требования продавца (изготовителя), обязаны уплатить в доход государства госпошлину».
Думается, что принятие указанной поправки мотивирует потребителя задуматься о последствиях своего намерения предъявлять продавцу (изготовителю) необоснованные, надуманные претензии.
Кроме того, потребителю необходимо знать, что у него, как у стороны в обязательстве, тоже есть обязанности по отношению к своему контрагенту. Поэтому Закон должен содержать в себе норму, закрепляющую добросовестность осуществления сторонами правоотношения своих прав и недопущение злоупотребления правом, а также устанавливать ответственность потребителей за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Представляется, что такие превентивные меры позволят более продумано осуществлять защиту нарушенного права, минимизируя случаи злоупотребления правом.
Обратной стороной эффективности Закона «О защите прав потребителей» является то, что появилась особая категория потребителей, которые, пользуясь знанием закона, применяют разного рода ухищрения в корыстных целях. Тем более, что судебная процедура таким истцам не грозит имущественными потерями - госпошлину, в отличие от продавцов, они не платят. Данное явление принято именовать злоупотреблением правом потребителями.
Проведенный в настоящей работе анализ законодательства, а также юридической литературы позволяет сделать следующие выводы.
Крайней формой проявления злоупотребления правом со стороны потребителей является, так называемый, «потребительский экстремизм». Суть данного явления заключается в противоправном поведении потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях. Исходя из проведенного исследования, представляется обоснованным утверждение о том, что термин «потребительский экстремизм» в гражданском праве употребляется не вполне корректно. Уместнее будет применять понятие «злоупотребление правом».
В том понимании, когда потребитель имеет цель обогатиться за счет продавца и удовлетворить свои интересы, применяя при этом мошеннические схемы, он, таким образом, причиняет вред продавцу, как моральный, так и экономический.
В работе были определены основные предпосылки и схемы возникновения злоупотребления своим правом потребителями.
Безусловно, предпосылки и способы образования любого явления в праве взаимосвязаны и взаимозависимы: так, один способ может быть связан сразу с несколькими предпосылками и, наоборот. Но вместе с тем, их следует различать.
Анализ научной литературы и судебной практики позволил прийти к выводу, что основные предпосылки появления злоупотреблений в праве со стороны потребителей могут составлять субъективную и объективную группу.
Субъективная группа предпосылок (причин) включает низкий уровень правосознания и правовой культуры, экономическую нестабильность, а также неумелое пользование законом.
Неясность и неопределенность правовых норм, а также их несовершенство представляют собой объективную группу причин, порождающих злоупотребления правами со стороны потребителей.
Предпосылками правовых злоупотреблений могут являться те обстоятельства, которые опосредованно связаны со злоупотреблениями, и именно они способствуют их возникновению.
Среди них следует выделить: «нестабильность» судебной практики, в том числе отсутствие единообразия; опыт «успешных» заграничных потребителей, взыскивающих крупные суммы; материальная необеспеченность потребителя, а также коллизия интересов, обусловленная природой человека, ищущего, в первую очередь, удовлетворения собственных интересов. Кроме того к условиям можно отнести и опасение продавца испортить репутацию, в случае если он откажет потребителю.
В гражданско-правовой науке отсутствует единая концепция «злоупотребления правом». Сложность вопроса заключается в том, что до сих пор ученые не могут прийти к единому пониманию сущности злоупотребления правом и определяют его либо как правонарушение, либо как правомерное деяние, либо как особый тип правового поведения.
В настоящей работе предлагается принимать во внимание смешанный подход к определению сущности злоупотребления правом с учетом теории интересов и теории пределов. Так, под злоупотреблением правом следует понимать предел, границу, нарушая которую возникают юридические последствия. Данная граница устанавливает баланс интересов участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей.
Стоит заметить, что в зависимости от конкретных фактических обстоятельств, суд должен усмотреть наличие или отсутствие злоупотребления в действиях участников. Такой подход отражает современную тенденцию развития гражданского законодательства, согласно которой баланс интересов является основой стабильного экономического оборота.
С учетом изложенного, под недопустимостью злоупотребления правом со стороны участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, предлагается понимать запрет осуществления потребителем или продавцом (изготовителем, импортером) прав или использования предоставленных им преимуществ с целью обогащения, причинения вреда или иной противоправной целью.
С течением времени, так называемых, потребителей-«экстремистов» становится все больше. Виной тому российская ментальность и, как ни странно, все тот же Закон «О защите прав потребителей». Эти два фактора вкупе способствовали зарождению и развитию такого явления как потребительский «экстремизм», который негативно сказывается на деятельности предпринимателей, и в итоге - на успешности развития рыночных отношений.
Потребительский «экстремизм», как злоупотребление правом, возникает и проявляется там и тогда, где и когда требования потребителя, зачастую, излишне эмоциональные, не основаны на юридических фактах, не вызывающих сомнения. Такие требования не имеют государственно¬правовой защиты и не подлежат удовлетворению.
К сожалению, в настоящее время закон не предусматривает специальной ответственности за предъявление необоснованных требований, ведь законодательно такое явление как потребительский «экстремизм» не закреплено. К тому же отсутствуют специальные нормы, которые защищали бы права предпринимателей в отношениях с недобросовестными потребителями.
Представляется, что необходимо повысить уровень правовой культуры граждан-потребителей, разъяснить возможные негативные юридические последствия в случае недобросовестного поведения последних.
Резюмируя вышеизложенное, и исходя из смысла ст. 10 ГК РФ, можно дать единое определение такой санкции, как отказ в защите права. Итак, данное понятие можно сформулировать следующим образом: отказ в защите права - это гражданско-правовое защитное средство, включающее в себя судебное ограничение охранного элемента субъективного гражданского права с целью пресечения злоупотребительного (недобросовестного) поведения.
Кроме этого, предлагается закрепить в нормах Закона «О защите прав потребителей» специальные санкции за недобросовестное поведение со стороны потребителей. Например, представляется необходимым предоставить суду право в случае установления факта злоупотребления потребителем своим правом возложить на него судебные расходы, а именно целесообразно в Закон «О защите прав потребителей» добавить пункт 3.1. в ст. 17 «Судебная защита прав потребителей». Данный пункт мог бы звучать следующим образом:
«3.1. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в случае, если суд удовлетворит требования продавца (изготовителя), обязаны уплатить в доход государства госпошлину».
Думается, что принятие указанной поправки мотивирует потребителя задуматься о последствиях своего намерения предъявлять продавцу (изготовителю) необоснованные, надуманные претензии.
Кроме того, потребителю необходимо знать, что у него, как у стороны в обязательстве, тоже есть обязанности по отношению к своему контрагенту. Поэтому Закон должен содержать в себе норму, закрепляющую добросовестность осуществления сторонами правоотношения своих прав и недопущение злоупотребления правом, а также устанавливать ответственность потребителей за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Представляется, что такие превентивные меры позволят более продумано осуществлять защиту нарушенного права, минимизируя случаи злоупотребления правом.
Подобные работы
- Защита прав потребителей в сфере оказания возмездных услуг
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Отдельные проблемы защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - «Злоупотребление правом в гражданском праве»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Проблемные аспекты гражданско-правовой защиты прав потребителей (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Понятие и формы злоупотребления правом
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2019 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовая ответственности нарушение прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



