ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ В ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 6
1.1. Понятие злоупотребления правом 6
1.2. Формы злоупотребления правом в различных сферах гражданских отношений 11
2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ КАК ФОРМА НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 15
2.1. Понятие, основные предпосылки и способы злоупотребления потребителями своими правами 15
2.1. «Потребительский экстремизм» как вид злоупотребления правом 20
2.3. Правовые последствия при злоупотреблении правом потребителями 24
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 30
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств. На сегодняшний день сфера оказания услуг и продажи товаров является одной из крупнейших отраслей, которая включает в себя интересы как производителя (продавца), так и покупателя, первый из которых заинтересован в получении прибыли, а другой в получении товаров и услуг надлежащего качества.
Государство, в свою очередь, заинтересовано в пополнении бюджета налогами, а также в защите своих граждан от некачественной продукции и преступных помыслов со стороны производителей и продавцов.
Одновременно с развитием экономических отношений набирает обороты и такое сложное и неоднозначное правовое явление, как злоупотребление правом со стороны потребителей. Данное злоупотребление заключается в своеобразном поведении последних, которые стремятся добиться необоснованной выгоды от собственных взаимоотношений с производителями и продавцами различных товаров, работ и услуг.
В России злоупотребление правом со стороны потребителей является достаточно распространенным явлением. По оценкам экспертов подобного рода потребители составляют примерно 5-8 % от общего числа покупателей . Учитывая общий объем современного потребления товаров, приведенная цифра представляется весьма внушительной.
Тема злоупотребления правом при заключении и исполнении различных гражданско-правовых договоров, допускаемого потребителями, актуальна и имеет много разных аспектов. Злоупотреблять правом могут и потребители - заказчики работ по договору бытового и строительного подряда, и потребители - покупатели по договору купли-продажи, и потребители по договору оказания услуг общественного питания и т.д.
Актуальность темы исследования заключается также в том, что злоупотребление правом со стороны потребителей, как правовое явление, не способствует созданию стабильной экономики и качественного рынка товаров, работ и услуг. Обратной стороной злоупотребления правом является нарушение баланса интересов участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей. При этом в результате недобросовестного поведения последних страдают не только контрагенты потребителей - продавцы, изготовители и импортеры товаров (работ и услуг), но и такие участники отношений, как добросовестные потребители.
С развитием общества и научно-технического прогресса возникают как новые проблемы в сфере потребительских отношений, так и обостряются неразрешенные противоречия, связанные со злоупотреблением своими правами со стороны потребителей. Это вызывает необходимость теоретического анализа накопленного гражданско-правовой наукой опыта с целью совершенствования правового регулирования данных общественных отношений, что также свидетельствует об актуальности темы работы.
Объектом исследования выступают гражданские отношения, возникающие в результате злоупотребления правом потребителями.
Предметом исследования послужили правовые нормы, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель работы - исследование правовых аспектов злоупотребления правом со стороны потребителей, выявление проблем в данной сфере и разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего потребительские отношения.
Указанная цель предопределила постановку следующих исследовательских задач:
- исследовать понятие и сущность злоупотребления правом;
- раскрыть основные формы злоупотребления правом в различных гражданских отношениях;
- проанализировать понятие, основные предпосылки, а также способы злоупотребления правом потребителями;
- обозначить особенности «потребительского экстремизма», как одного из видов злоупотребления правом;
- определить причины отказа в защите при злоупотреблении правом потребителями;
- обобщить и проанализировать материалы судебной практики по теме исследования.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких авторов как М.М. Агарков, Е.А. Апанасенко, А.В. Барков, И.Т. Беспалый, Е.В. Вавилин, В.А. Волков, Т.В. Дерюгина, В.И. Емельянов, И.Е. Здановский, Я.Ю. Королева, М.Ю. Куликов, Е.Ю. Маликов, А.А. Малиновский, Л.А. Морозова, А.Е. Наумов, К.В. Плетан, С.Д. Радченко, К.М. Русинова.
Методологической основой исследования являются следующие методы: анализ и синтез, формально-логический, правовой анализ, системно-структурный подход.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (далее по тексту - ГК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) ; Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей) .
Структура работы включает введение, три главы, разделенные на параграфы, анализ правоприменительной практики по теме дипломной работы, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
В соответствии с одним из важных принципов гражданского права при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей субъекты должны действовать добросовестно. Другими словами, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе и потребители товаров, услуг и работ.
Обратной стороной эффективности Закона «О защите прав потребителей» является то, что появилась особая категория потребителей, которые, пользуясь знанием закона, применяют разного рода ухищрения в корыстных целях. Тем более, что судебная процедура таким истцам не грозит имущественными потерями - госпошлину, в отличие от продавцов, они не платят. Данное явление принято именовать злоупотреблением правом потребителями.
Проведенный в настоящей работе анализ законодательства, а также юридической литературы позволяет сделать следующие выводы.
Крайней формой проявления злоупотребления правом со стороны потребителей является, так называемый, «потребительский экстремизм». Суть данного явления заключается в противоправном поведении потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях. Исходя из проведенного исследования, представляется обоснованным утверждение о том, что термин «потребительский экстремизм» в гражданском праве употребляется не вполне корректно. Уместнее будет применять понятие «злоупотребление правом».
В том понимании, когда потребитель имеет цель обогатиться за счет продавца и удовлетворить свои интересы, применяя при этом мошеннические схемы, он, таким образом, причиняет вред продавцу, как моральный, так и экономический.
В работе были определены основные предпосылки и схемы возникновения злоупотребления своим правом потребителями.
Безусловно, предпосылки и способы образования любого явления в праве взаимосвязаны и взаимозависимы: так, один способ может быть связан сразу с несколькими предпосылками и, наоборот. Но вместе с тем, их следует различать.
Анализ научной литературы и судебной практики позволил прийти к выводу, что основные предпосылки появления злоупотреблений в праве со стороны потребителей могут составлять субъективную и объективную группу.
Субъективная группа предпосылок (причин) включает низкий уровень правосознания и правовой культуры, экономическую нестабильность, а также неумелое пользование законом.
Неясность и неопределенность правовых норм, а также их несовершенство представляют собой объективную группу причин, порождающих злоупотребления правами со стороны потребителей.
Предпосылками правовых злоупотреблений могут являться те обстоятельства, которые опосредованно связаны со злоупотреблениями, и именно они способствуют их возникновению.
Среди них следует выделить: «нестабильность» судебной практики, в том числе отсутствие единообразия; опыт «успешных» заграничных потребителей, взыскивающих крупные суммы; материальная необеспеченность потребителя, а также коллизия интересов, обусловленная природой человека, ищущего, в первую очередь, удовлетворения собственных интересов. Кроме того к условиям можно отнести и опасение продавца испортить репутацию, в случае если он откажет потребителю.
В гражданско-правовой науке отсутствует единая концепция «злоупотребления правом». Сложность вопроса заключается в том, что до сих пор ученые не могут прийти к единому пониманию сущности злоупотребления правом и определяют его либо как правонарушение, либо как правомерное деяние, либо как особый тип правового поведения.
В настоящей работе предлагается принимать во внимание смешанный подход к определению сущности злоупотребления правом с учетом теории интересов и теории пределов. Так, под злоупотреблением правом следует понимать предел, границу, нарушая которую возникают юридические последствия. Данная граница устанавливает баланс интересов участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей.
Стоит заметить, что в зависимости от конкретных фактических обстоятельств, суд должен усмотреть наличие или отсутствие злоупотребления в действиях участников. Такой подход отражает современную тенденцию развития гражданского законодательства, согласно которой баланс интересов является основой стабильного экономического оборота.
С учетом изложенного, под недопустимостью злоупотребления правом со стороны участников отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, предлагается понимать запрет осуществления потребителем или продавцом (изготовителем, импортером) прав или использования предоставленных им преимуществ с целью обогащения, причинения вреда или иной противоправной целью.
С течением времени, так называемых, потребителей-«экстремистов» становится все больше. Виной тому российская ментальность и, как ни странно, все тот же Закон «О защите прав потребителей». Эти два фактора вкупе способствовали зарождению и развитию такого явления как потребительский «экстремизм», который негативно сказывается на деятельности предпринимателей, и в итоге - на успешности развития рыночных отношений.
Потребительский «экстремизм», как злоупотребление правом, возникает и проявляется там и тогда, где и когда требования потребителя, зачастую, излишне эмоциональные, не основаны на юридических фактах, не вызывающих сомнения. Такие требования не имеют государственно¬правовой защиты и не подлежат удовлетворению.
К сожалению, в настоящее время закон не предусматривает специальной ответственности за предъявление необоснованных требований, ведь законодательно такое явление как потребительский «экстремизм» не закреплено. К тому же отсутствуют специальные нормы, которые защищали бы права предпринимателей в отношениях с недобросовестными потребителями.
Представляется, что необходимо повысить уровень правовой культуры граждан-потребителей, разъяснить возможные негативные юридические последствия в случае недобросовестного поведения последних.
Резюмируя вышеизложенное, и исходя из смысла ст. 10 ГК РФ, можно дать единое определение такой санкции, как отказ в защите права. Итак, данное понятие можно сформулировать следующим образом: отказ в защите права - это гражданско-правовое защитное средство, включающее в себя судебное ограничение охранного элемента субъективного гражданского права с целью пресечения злоупотребительного (недобросовестного) поведения.
Кроме этого, предлагается закрепить в нормах Закона «О защите прав потребителей» специальные санкции за недобросовестное поведение со стороны потребителей. Например, представляется необходимым предоставить суду право в случае установления факта злоупотребления потребителем своим правом возложить на него судебные расходы, а именно целесообразно в Закон «О защите прав потребителей» добавить пункт 3.1. в ст. 17 «Судебная защита прав потребителей». Данный пункт мог бы звучать следующим образом:
«3.1. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в случае, если суд удовлетворит требования продавца (изготовителя), обязаны уплатить в доход государства госпошлину».
Думается, что принятие указанной поправки мотивирует потребителя задуматься о последствиях своего намерения предъявлять продавцу (изготовителю) необоснованные, надуманные претензии.
Кроме того, потребителю необходимо знать, что у него, как у стороны в обязательстве, тоже есть обязанности по отношению к своему контрагенту. Поэтому Закон должен содержать в себе норму, закрепляющую добросовестность осуществления сторонами правоотношения своих прав и недопущение злоупотребления правом, а также устанавливать ответственность потребителей за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Представляется, что такие превентивные меры позволят более продумано осуществлять защиту нарушенного права, минимизируя случаи злоупотребления правом.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // Собрании законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. 01.06.2019) // Российская газета. 1996. 06 февр.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 29.07.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
Судебная практика
Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2018) // Российская газета. 1996. 13 авг.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Российская газета. 2015. 30 июня.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»// Российская газета. 2012. 11 июля.
Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21 февраля 2018 г. № 2-15173/2018 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/Pbv3fYc13055/(дата обращения: 09.12.2018).
Решение Ивдельского городского суда от 22 февраля 2018 г. № 2¬4/2018 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/6rTLvld82KJf/(дата обращения: 09.12.2018).
Решение Сысертского районного суда от 14 августа 2017 г. № 2-1248/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/T1FIUrzhZeYl/(дата обращения: 09.12.2018).
Решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 27 февраля 2018 г. № 2-1447/2018 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/c5XXb7WULsQ5/(дата обращения: 09.12.2018).
Решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила от 21 ноября 2016 г. № 2-2934/2016 // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/Bbv8csfzd4Ql/(дата обращения: 09.12.2018).
Решение Верх-Исетского районного суда от 4 сентября 2018 г. № 2-3894/2018 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/GxNyppANNLrZ/(дата обращения: 09.12.2018).
Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 4 сентября 2017 г. № 2-1503/2017// URL: http://sudact.ru/regular/doc/YDFjHkoPekgh/(дата обращения: 09.12.2018).
Решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 6 марта 2017 г. № 2-88/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/oZ5SnC4lkzmr/(дата обращения: 09.12.2018).
Решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральского от 12 апреля 2016 г. № 2-533/2016 // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/fYqbgwMYVI1B/(дата обращения: 10.12.2018).
Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 1 ноября 2017 г. № 2-6326/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/zCJaxmcGNKm4/(дата обращения: 10.12.2018).
Литература
Агарков М. М.Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1 М.: Статут, 2012. 428 с.
Апанасенко Е. А. Современные подходы к определению понятия «экстремизм» // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 4. С. 130-138.
Барков А. В., Вавилин Е. В. Гражданское право. В 2-х частях. Часть 1. / Учебник / М.: Юнити-Дана, 2012. 341 с.
Беспалый, И.Т., Полянский, В.В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. 539 с.
Богдан В. В., Сусликов В.Н. Злоупотребление правом в отношениях с участием потребителей. // Гуманитарные исследования. 2015. № 4 (56). С. 223-230.
Васько Ю. Л. Проблема потребительского экстремизма в современном обществе. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 4. №8. С. 18-23.
Ветер Н. Ю. Злоупотребление правом при осуществлении вещных прав // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 106. С. 1-16.
Волков А. В. Злоупотребление гражданскими правами: проблемы теории и практики; изд. 2-е, перераб. М.: Волтерс Клувер, 2014. 453 с.
Волков А. В. Принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами в законодательстве и судебной практике. М.: Волтерс Клувер, 2012. 960 с.
Грицанов А.А. Новейший философский словарь 3-е изд., исправл. Минск: Книжный Дом. 2012. 1280 с.
Дерюгина Т.В. Пределы осуществления гражданских прав: Монография / Дерюгина Т.В. М.: Зерцало-М, 2010. 246 c.
Емельянов В.И. Разумность, добросовестность и незлоупотребление гражданскими правами. М.: Лекскнига. 2012. 160 с.
Завражин А. В. Карманов М. В. Потребительский экстремизм: понятие и особенности исследования // Право и образование. 2016. №10. № 4. С. 108¬115.
Здановский И. Е. Потребительский экстремизм, потребительский терроризм или защита прав потребителя? Режим доступа: URL:http:// www.zpartners.ru/smi1.html(дата обращения 23.01.2019).
Казбекова К. М. Понятие «злоупотребление правом» в российском праве // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2010. № 1. С.43-45
Королева Я Ю. Потребитель много требует? «Руководитель бюджетной организации». 2014. № 3. С 1-3.
Крусс В.И. Злоупотребление правом: Учебное пособие / В.И. Крусс. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 176 с.
Куликов М.Ю. Проблемы отнесения злоупотребления правом к самостоятельному виду правового поведения./ М.Ю. Куликов // Проблемы современного Российского законодательства: сб. / Иркутский юридический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российская Правовая Академия Министерства Юстиции Российской Федерации». Иркутск, 2013. С. 91-95.
Лушникова В.А. Злоупотребление гражданским правом // Молодой ученый. 2016. №12. Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/116/31616/(дата обращения: 21.12.2018).
Маликов Е.Ю. Правовая природа злоупотреблений субъективным гражданским правом: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2010. 180 с.
Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование); 2-е, перераб. М., 2014. 352 с.
Мальсагова Л.Р. Потребительский экстремизм. // Вестник барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 1 (26). С. 1¬36.
Маслова В.А. Злоупотребление своими правами со стороны потребителя при заключении и исполнении договора строительного подряда // Законодательство. 2018. № 11. С. 19-28
Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. 464 с.
Наумов А.Е. Злоупотребление правом: теоретико-правовой аспект: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010. 25 с.
Нилов М. Л. Потребительский экстремизм как одна из новых форм злоупотребления гражданского правами // Экономика, социология и право. - 2017. № 3. С. 119-122.
Ожегова Т.А. Определение понятия потребительского экстремизма // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2014. № 1 (16). С. 60-63.
Плетан К.В. О некоторых злоупотреблениях правами потребителя. Экономика. Право. Менеджмент. Сборник трудов молодых исследователей БГУ. 2014. № 1. С. 1-4.
Попов К. О. Потребительский экстремизм как разновидность злоупотребления правом // Проблемы формирования правового социального государства в современной России. 2016. С. 249-251.
Радченко С.Д. Злоупотребление правом в гражданском праве. М.: Волтерс Клувер, 2017. 224 с.
Русинова К.М. Противодействие потребительскому экстремизму // URL: http://ruzpp.ru/o-uriste/10-stati/128-protivodejstvie-potrebitelskomu-
ekstremizmu (дата обращения 23.01.2019).
Шагалиева В. А. Закон «О защите прав потребителей»: проблемы неверного толкования и злоупотребления. Потребительский экстремизм // Science Time. 2015. №1(13). С. 485-490.