Особенности отношения старших подростков к употреблению алкоголя
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения отношения к употреблению алкоголя у старших подростков 7
1.1 Отношение личности к употреблению алкоголя как психологопедагогическая проблема 7
1.2 Особенности отношения к употреблению алкоголя у старших
подростков 18
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Исследование особенностей отношения к употреблению алкоголя у
старших подростков 28
2.1 Диагностика отношения к употреблению алкоголя у старших
подростков 28
2.1.1 Критерии и показатели отношения к употреблению алкоголя у
старших подростков 28
2.1.2 Методика определения особенностей отношения к употреблению
алкоголя у старших подростков 30
2.2 Организация исследования отношения к употреблению алкоголя у старших подростков, анализ и интепрретация данных экспериментальной
работы 32
2.3 Рекомендации по формированию негативного отношения к употреблению алкоголя у старших подростков 49
Выводы по II Главе 54
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложение. Анкета для подростков «Отношение к употреблению алкоголя» 64
Глава 1. Теоретические основы изучения отношения к употреблению алкоголя у старших подростков 7
1.1 Отношение личности к употреблению алкоголя как психологопедагогическая проблема 7
1.2 Особенности отношения к употреблению алкоголя у старших
подростков 18
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Исследование особенностей отношения к употреблению алкоголя у
старших подростков 28
2.1 Диагностика отношения к употреблению алкоголя у старших
подростков 28
2.1.1 Критерии и показатели отношения к употреблению алкоголя у
старших подростков 28
2.1.2 Методика определения особенностей отношения к употреблению
алкоголя у старших подростков 30
2.2 Организация исследования отношения к употреблению алкоголя у старших подростков, анализ и интепрретация данных экспериментальной
работы 32
2.3 Рекомендации по формированию негативного отношения к употреблению алкоголя у старших подростков 49
Выводы по II Главе 54
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложение. Анкета для подростков «Отношение к употреблению алкоголя» 64
Проблема употребления алкоголя - одна из самых острых проблем современной России. Данные официальной статистики и социологические исследования последних лет свидетельствуют о росте в целом по России злоупотребления алкоголем в подростковой среде. Пик массового приобщения к потреблению алкоголя сместился с возрастной группы 16 -17 лет в возрастную группу 14-15 лет, а первые пробы алкоголя, кончающиеся случаями тяжелого опьянения, - в 12 лет. Злоупотребление алкоголем влияет на все стороны внутреннего мира подростка, определяя его отношения с другими людьми, вызывая расстройства личности, которые сопровождаются ухудшением здоровья.
На алкогольное поведение подростков прямым образом влияет отношение к употреблению алкоголя, которое заканчивает формироваться именно в подростковом возрасте. Отношение подростков к употреблению алкоголя как категория психологической науки практически не исследуется; неоднозначным является и определение и ее базового конструкта: «отношение». Категория «отношение» в психологической науке исследовалась видными отечественными психологами: Б.Г. Ананьевым, А.Ф. Лазурским, А.Н. Леонтьевым, В.М. Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном и пр., а категория «отношение к употреблению алкоголя» не имеет должной разработки - нет определений понятия, структуры; на стыке с социологией существуют исследования факторов, причин отношения подростков к употреблению алкоголя.
Актуальность исследования обусловлена, таким образом:
1. Ростом злоупотребления алкоголем в подростковой среде;
2. Влиянием отношения подростков к употреблению алкоголя на их алкогольное поведение;
3. Крайне слабой разработанностью понятия «отношение к употреблению алкоголя» в психологической науке.
Цель данной выпускной квалификационной работы: выявить и охарактеризовать особенности отношения к употреблению алкоголя у старших подростков с разным опытом алкогольного поведения.
Объект исследования: отношение к употреблению алкоголя.
Предмет исследования: особенности отношения к употреблению
алкоголя старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Провести теоретический анализ психологической и социальнопедагогической литературы по проблеме исследования;
2. Разработать методику диагностики отношения к употреблению алкоголя старших подростков;
3. Организовать и провести исследование особенностей отношения к употреблению алкоголя у старших подростков с разным опытом алкогольного поведения;
4. Произвести анализ и интерпретацию данных экспериментальной работы, разработать рекомендации по формированию негативного отношения к употреблению алкоголя у подростков.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в отношении старших подростков с разным алкогольным опытом к употреблению алкоголя. Для подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере, характерно позитивное отношение к алкоголю как к норме и атрибуту своей жизни, искаженное представление об его вреде, преобладание конформистской мотивации употребления алкоголя....
На алкогольное поведение подростков прямым образом влияет отношение к употреблению алкоголя, которое заканчивает формироваться именно в подростковом возрасте. Отношение подростков к употреблению алкоголя как категория психологической науки практически не исследуется; неоднозначным является и определение и ее базового конструкта: «отношение». Категория «отношение» в психологической науке исследовалась видными отечественными психологами: Б.Г. Ананьевым, А.Ф. Лазурским, А.Н. Леонтьевым, В.М. Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном и пр., а категория «отношение к употреблению алкоголя» не имеет должной разработки - нет определений понятия, структуры; на стыке с социологией существуют исследования факторов, причин отношения подростков к употреблению алкоголя.
Актуальность исследования обусловлена, таким образом:
1. Ростом злоупотребления алкоголем в подростковой среде;
2. Влиянием отношения подростков к употреблению алкоголя на их алкогольное поведение;
3. Крайне слабой разработанностью понятия «отношение к употреблению алкоголя» в психологической науке.
Цель данной выпускной квалификационной работы: выявить и охарактеризовать особенности отношения к употреблению алкоголя у старших подростков с разным опытом алкогольного поведения.
Объект исследования: отношение к употреблению алкоголя.
Предмет исследования: особенности отношения к употреблению
алкоголя старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Провести теоретический анализ психологической и социальнопедагогической литературы по проблеме исследования;
2. Разработать методику диагностики отношения к употреблению алкоголя старших подростков;
3. Организовать и провести исследование особенностей отношения к употреблению алкоголя у старших подростков с разным опытом алкогольного поведения;
4. Произвести анализ и интерпретацию данных экспериментальной работы, разработать рекомендации по формированию негативного отношения к употреблению алкоголя у подростков.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в отношении старших подростков с разным алкогольным опытом к употреблению алкоголя. Для подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере, характерно позитивное отношение к алкоголю как к норме и атрибуту своей жизни, искаженное представление об его вреде, преобладание конформистской мотивации употребления алкоголя....
Проблема формирования отношения к алкоголю у подрастающего поколения не теряет своей актуальности и становится предметом исследования в медицинской, социологической, психолого-педагогической отраслях научного знания. Организованное и проведенное исследование было посвящено изучению особенностей отношения к алкоголю у подростков, имеющих различный опыт алкогольного поведения.
Под отношением к употреблению алкоголя мы в своем исследовании понимаем систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, определяющими оценку индивидом факта употребления алкоголя, составляющими внутренний механизм саморегуляции деятельности и поведения человека.
Целостное отношение к употреблению алкоголя складывается из следующих компонентов: когнитивного (знания и представления человека об алкоголе: знания о физическом, социальном, моральном вреде алкоголя, осознание всеобщности установки на потребление спиртных напитков среди взрослого населения, установки личности в отношения алкоголя и пр.), эмоционального (эмоции, чувства и переживания человека, связанные с употреблением алкоголя, мотивация личности к употреблению алкоголя и пр.), поведенческого (особенности поведения в сфере употребления алкоголя, степень приверженности человека к употреблению алкоголя и пр.),
мотивационного (мотивы и причины употребления алкоголя).
На формирование отношения к употреблению алкоголя влияют
следующие факторы: особенности воспитания в семье, в образовательном учреждении, в обществе в целом; физическое состояние; экономическое и социальное состояние жизнедеятельности человека и т.д.
Для подростков характерны следующие особенности, определяющие отношение к употреблению алкоголя :
• интерес к употреблению алкоголя во многом обуславливается возрастными потребностями: потребность в «чувстве взрослости», т.е. стремление приобщиться к миру взрослых, потребность в самоутверждении, потребность в принадлежности к группе сверстников и пр.;
• в подростковом возрасте завершается формирование отношения личности к употреблению алкоголя .
На формирование определенного отношения к употреблению алкоголя у подростков влияют следующие факторы: отношение к употреблению алкоголя в семье (семейные установки и традиции в отношении алкоголя), в ближайшем окружении подростков, характеристики алкогольного поведения, реализуемые членами референтных групп подростка, а также его личностные особенности.
На эмпирическом этапе исследования был разработан опросник, позволяющий выявить особенности отношения подростков к употреблению алкоголя. В ходе экспериментальной работы нами были получены результаты, на основе которых были сделаны следующие выводы. Так, нами было выявлено, что особенности отношения старших подростков к употреблению алкоголя связаны с:
• особенностями мотивации употребления алкоголя, представленной потребностью ощущать принадлежность к группе - мотивы употребления подростками спиртных напитков желание «быть как все в данной компании», «за компанию», боязнь показаться трусом, «стесняюсь отказаться» и пр.;
• связью отношения старших подростков к употреблению алкоголя с отношением к употреблению алкоголя в семье, в ближайшем окружении подростков - представления подростков о причинах употребления молодежью спиртных напитков: «влияние друзей, компании», «отрицательный пример взрослых», «конфликтная ситуация в семье»; у подростков, состоящих на учете, родители употребляют алкоголь намного чаще, чем у подростков, не состоящих на учете.....
Под отношением к употреблению алкоголя мы в своем исследовании понимаем систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, определяющими оценку индивидом факта употребления алкоголя, составляющими внутренний механизм саморегуляции деятельности и поведения человека.
Целостное отношение к употреблению алкоголя складывается из следующих компонентов: когнитивного (знания и представления человека об алкоголе: знания о физическом, социальном, моральном вреде алкоголя, осознание всеобщности установки на потребление спиртных напитков среди взрослого населения, установки личности в отношения алкоголя и пр.), эмоционального (эмоции, чувства и переживания человека, связанные с употреблением алкоголя, мотивация личности к употреблению алкоголя и пр.), поведенческого (особенности поведения в сфере употребления алкоголя, степень приверженности человека к употреблению алкоголя и пр.),
мотивационного (мотивы и причины употребления алкоголя).
На формирование отношения к употреблению алкоголя влияют
следующие факторы: особенности воспитания в семье, в образовательном учреждении, в обществе в целом; физическое состояние; экономическое и социальное состояние жизнедеятельности человека и т.д.
Для подростков характерны следующие особенности, определяющие отношение к употреблению алкоголя :
• интерес к употреблению алкоголя во многом обуславливается возрастными потребностями: потребность в «чувстве взрослости», т.е. стремление приобщиться к миру взрослых, потребность в самоутверждении, потребность в принадлежности к группе сверстников и пр.;
• в подростковом возрасте завершается формирование отношения личности к употреблению алкоголя .
На формирование определенного отношения к употреблению алкоголя у подростков влияют следующие факторы: отношение к употреблению алкоголя в семье (семейные установки и традиции в отношении алкоголя), в ближайшем окружении подростков, характеристики алкогольного поведения, реализуемые членами референтных групп подростка, а также его личностные особенности.
На эмпирическом этапе исследования был разработан опросник, позволяющий выявить особенности отношения подростков к употреблению алкоголя. В ходе экспериментальной работы нами были получены результаты, на основе которых были сделаны следующие выводы. Так, нами было выявлено, что особенности отношения старших подростков к употреблению алкоголя связаны с:
• особенностями мотивации употребления алкоголя, представленной потребностью ощущать принадлежность к группе - мотивы употребления подростками спиртных напитков желание «быть как все в данной компании», «за компанию», боязнь показаться трусом, «стесняюсь отказаться» и пр.;
• связью отношения старших подростков к употреблению алкоголя с отношением к употреблению алкоголя в семье, в ближайшем окружении подростков - представления подростков о причинах употребления молодежью спиртных напитков: «влияние друзей, компании», «отрицательный пример взрослых», «конфликтная ситуация в семье»; у подростков, состоящих на учете, родители употребляют алкоголь намного чаще, чем у подростков, не состоящих на учете.....
Подобные работы
- Гендерные особенности девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА
И КОРРЕКЦИЯ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2015 - Медиатворчество старших подростков как средство профилактики девиантного поведения
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Фрустрация как предиктор риска девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Социальная среда образовательного учреждения как фактор формирования поведения школьников старших классов (Московский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2021 - Особенности работы психолога с подростками с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





