Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности отношения старших подростков к употреблению алкоголя

Работа №147161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения отношения к употреблению алкоголя у старших подростков 7
1.1 Отношение личности к употреблению алкоголя как психолого­педагогическая проблема 7
1.2 Особенности отношения к употреблению алкоголя у старших
подростков 18
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Исследование особенностей отношения к употреблению алкоголя у
старших подростков 28
2.1 Диагностика отношения к употреблению алкоголя у старших
подростков 28
2.1.1 Критерии и показатели отношения к употреблению алкоголя у
старших подростков 28
2.1.2 Методика определения особенностей отношения к употреблению
алкоголя у старших подростков 30
2.2 Организация исследования отношения к употреблению алкоголя у старших подростков, анализ и интепрретация данных экспериментальной
работы 32
2.3 Рекомендации по формированию негативного отношения к употреблению алкоголя у старших подростков 49
Выводы по II Главе 54
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложение. Анкета для подростков «Отношение к употреблению алкоголя» 64

Проблема употребления алкоголя - одна из самых острых проблем современной России. Данные официальной статистики и социологические исследования последних лет свидетельствуют о росте в целом по России злоупотребления алкоголем в подростковой среде. Пик массового приобщения к потреблению алкоголя сместился с возрастной группы 16 -17 лет в возрастную группу 14-15 лет, а первые пробы алкоголя, кончающиеся случаями тяжелого опьянения, - в 12 лет. Злоупотребление алкоголем влияет на все стороны внутреннего мира подростка, определяя его отношения с другими людьми, вызывая расстройства личности, которые сопровождаются ухудшением здоровья.
На алкогольное поведение подростков прямым образом влияет отношение к употреблению алкоголя, которое заканчивает формироваться именно в подростковом возрасте. Отношение подростков к употреблению алкоголя как категория психологической науки практически не исследуется; неоднозначным является и определение и ее базового конструкта: «отношение». Категория «отношение» в психологической науке исследовалась видными отечественными психологами: Б.Г. Ананьевым, А.Ф. Лазурским, А.Н. Леонтьевым, В.М. Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном и пр., а категория «отношение к употреблению алкоголя» не имеет должной разработки - нет определений понятия, структуры; на стыке с социологией существуют исследования факторов, причин отношения подростков к употреблению алкоголя.
Актуальность исследования обусловлена, таким образом:
1. Ростом злоупотребления алкоголем в подростковой среде;
2. Влиянием отношения подростков к употреблению алкоголя на их алкогольное поведение;
3. Крайне слабой разработанностью понятия «отношение к употреблению алкоголя» в психологической науке.
Цель данной выпускной квалификационной работы: выявить и охарактеризовать особенности отношения к употреблению алкоголя у старших подростков с разным опытом алкогольного поведения.
Объект исследования: отношение к употреблению алкоголя.
Предмет исследования: особенности отношения к употреблению
алкоголя старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Провести теоретический анализ психологической и социально­педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Разработать методику диагностики отношения к употреблению алкоголя старших подростков;
3. Организовать и провести исследование особенностей отношения к употреблению алкоголя у старших подростков с разным опытом алкогольного поведения;
4. Произвести анализ и интерпретацию данных экспериментальной работы, разработать рекомендации по формированию негативного отношения к употреблению алкоголя у подростков.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в отношении старших подростков с разным алкогольным опытом к употреблению алкоголя. Для подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере, характерно позитивное отношение к алкоголю как к норме и атрибуту своей жизни, искаженное представление об его вреде, преобладание конформистской мотивации употребления алкоголя....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования отношения к алкоголю у подрастающего поколения не теряет своей актуальности и становится предметом исследования в медицинской, социологической, психолого-педагогической отраслях научного знания. Организованное и проведенное исследование было посвящено изучению особенностей отношения к алкоголю у подростков, имеющих различный опыт алкогольного поведения.
Под отношением к употреблению алкоголя мы в своем исследовании понимаем систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, определяющими оценку индивидом факта употребления алкоголя, составляющими внутренний механизм саморегуляции деятельности и поведения человека.
Целостное отношение к употреблению алкоголя складывается из следующих компонентов: когнитивного (знания и представления человека об алкоголе: знания о физическом, социальном, моральном вреде алкоголя, осознание всеобщности установки на потребление спиртных напитков среди взрослого населения, установки личности в отношения алкоголя и пр.), эмоционального (эмоции, чувства и переживания человека, связанные с употреблением алкоголя, мотивация личности к употреблению алкоголя и пр.), поведенческого (особенности поведения в сфере употребления алкоголя, степень приверженности человека к употреблению алкоголя и пр.),
мотивационного (мотивы и причины употребления алкоголя).
На формирование отношения к употреблению алкоголя влияют
следующие факторы: особенности воспитания в семье, в образовательном учреждении, в обществе в целом; физическое состояние; экономическое и социальное состояние жизнедеятельности человека и т.д.
Для подростков характерны следующие особенности, определяющие отношение к употреблению алкоголя :
• интерес к употреблению алкоголя во многом обуславливается возрастными потребностями: потребность в «чувстве взрослости», т.е. стремление приобщиться к миру взрослых, потребность в самоутверждении, потребность в принадлежности к группе сверстников и пр.;
• в подростковом возрасте завершается формирование отношения личности к употреблению алкоголя .
На формирование определенного отношения к употреблению алкоголя у подростков влияют следующие факторы: отношение к употреблению алкоголя в семье (семейные установки и традиции в отношении алкоголя), в ближайшем окружении подростков, характеристики алкогольного поведения, реализуемые членами референтных групп подростка, а также его личностные особенности.
На эмпирическом этапе исследования был разработан опросник, позволяющий выявить особенности отношения подростков к употреблению алкоголя. В ходе экспериментальной работы нами были получены результаты, на основе которых были сделаны следующие выводы. Так, нами было выявлено, что особенности отношения старших подростков к употреблению алкоголя связаны с:
• особенностями мотивации употребления алкоголя, представленной потребностью ощущать принадлежность к группе - мотивы употребления подростками спиртных напитков желание «быть как все в данной компании», «за компанию», боязнь показаться трусом, «стесняюсь отказаться» и пр.;
• связью отношения старших подростков к употреблению алкоголя с отношением к употреблению алкоголя в семье, в ближайшем окружении подростков - представления подростков о причинах употребления молодежью спиртных напитков: «влияние друзей, компании», «отрицательный пример взрослых», «конфликтная ситуация в семье»; у подростков, состоящих на учете, родители употребляют алкоголь намного чаще, чем у подростков, не состоящих на учете.....


1. Аддиктивное поведение подростков / сост. С.Г. Кажарская. - Минск : Красико-Принт, 2008. - 123 с.
2. Алехин, А.Н. Формирование личности подростка с
донозологическими формами алкоголизации / А.Н. Алехин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (95) - С. 7-11.
3. Альбицкий, В.Ю. Теоретические подходы к составлению программы (анкеты) исследования здоровьесберегающего поведения подростков в возрасте 15-17 лет / В.Ю. Альбицкий, Н.И. Макеев, Е.В. Антонова // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - № 4.
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев ; под ред. А.А. Бодалева. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 431 с.
5. Березовская, Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А, Березовская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 221-226.
6. Блинова, Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам : пособие для практического психолога / Л.Ф. Блинова. - Казань, 2006. - 30 с.
7. Гордеева, С.С. Формирование установок на потребление алкоголя у подростков: социологический анализ : дисс. ... к. социол. н. / С.С. Гордеева. - Пермь, 2015. - 156 с.
8. Гринченко, Т.А. Трезвый образ жизни : учебное пособие / Т.А. Гринченко. - URL: http://www.grinchenko.tvereza.info/.
9. Давыдов, А.В. Роль микросоциального окружения подростков в формировании их отношения к употреблению алкоголя / А.В. Давыдов // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 2. - С. 51-56.
10. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии : учебное пособие /
B. В. Давыдов. - М. : Academia, 2005. - 170 с.
11. Дружинина Н.А. Психологические особенности подростков, родители которых страдают алкогольной зависимостью / Н.А. Дружинина,
А.И. Назарова, А.Г. Муталов // Медицинский вестник Башкортостана. - 2009. - № 1. - С. 50-54.
12. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы : учебное пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Минск : Харвест, 2006. - 414 с.
13. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - СПб. : Речь, 2005. - 436 с.
14. Едиханова, Ю.М. Феноменология категории «отношение» в трудах отечественных и зарубежных ученых / Ю.М. Едиханова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3 № 4. - С. 28-31.
15. Ждакаева, Е.И. Деструктивные детско -родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков / Е.И. Ждакаева // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 4 (43). - С. 56-59....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ