Введение 2
Глава I. Тюремное служение 13
1.1. Становление тюремного служения 13
1.2. Особенности служения в современную эпоху 19
Глава II. Религиозные основания, цели и задачи деятельности протестантских церквей по социальной адаптации и реабилитации 25
2.1. Религиозные основания социального служения протестантских церквей....25
2.2. Проблемы адаптации и реабилитации заключенных женщин в контексте
социальных концепций протестантских церквей 39
Глава III. Формы и методы адаптации и реабилитации заключенных женщин на примере протестантских церквей г. Красноярска 48
3.1. Формы работы с заключенными женщинами в условиях исправительных
учреждений 48
3.2. Социальная поддержка заключенных женщин протестантскими церквями г.
Красноярска после освобождения 59
Заключение 67
Библиография 70
Приложение 72
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, высокой численностью заключенных в местах лишения свободы в нашей стране. Во-вторых, пугающе высоким процентом заключенных женщин. В-третьих, слишком высоким влиянием тюремной среды и необходимостью противопоставления ей устойчивой системы ценностей.
В России, как и во всем мире, одной из острейших социальных проблем является проблема адаптации и социальной реабилитации бывших заключенных. Согласно данным ФСИН по состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях УИС содержалось 671,7 тыс. человек, в том числе в 728 исправительных колониях отбывало наказание 550,8 тыс. человек, в 129 колониях-поселениях отбывало наказание 40 тыс. человек, в 6 колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы - 1897 заключенных, в 219 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось - 117,4 тыс. человек, в тюрьмах отбывало наказание 1616 человек, в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних - 1,7 тыс. человек. Также отдельно стоит отметить, что всего в учреждениях содержится 54,7 тыс. женщин, а при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 668 детей. Представлена информация о количестве заключенных в России по различным учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС).
Исходя из этих данных, влияние тюремной атмосферы было и остается особенно сильным. Поэтому темы, связанные с жизнью в местах лишения свободы, не теряют своей актуальности и продолжают волновать людей, независимо от их включенности в проблемы «зоны». Существуют разные пути решения этих проблем, одним из которых является религиозное тюремное служение. Тюремных служителей в церквях принято называть капелланами. Следует отметить, что на этих людей возлагаются особые требования, особая доля ответственности. Они должны обладать определенным набором качеств, который так важен для эффективного служения в данной сфере. Также очень важна работа капелланов с людьми, которые уже вышли из мест лишения свободы. Это период адаптации, который является ключевым при работе с бывшими заключенными. В данной работе хотелось бы заострить внимание на роли тюремного служения в протестантизме, в деятельности церквей города Красноярска.
Проблема преступности, одна из основных проблем современного общества, имеет глобальные характер. В последнее время наблюдается неуклонный рост женской преступности не только в России, но и во все мире. Падение духовной культуры, изменение нравственных ценностей, трансформация роли женщины в обществе - вот основные факторы, провоцирующие женщин на преступления. Совершаемые ими преступления имеют ряд специфических особенностей, которые характеризуются большой необдуманностью и эмоциональностью. Женская преступность отличается от мужской - выбором жертв, орудий и способов совершения преступления. В основном женщины совершают 3 вида преступления:
1. Кража
2. Детоубийство
3. Насильственное преступление.
Остановить женщин, которые намерены совершить преступления, возможно ликвидировав причины, побудившие их пойти на этот шаг, изменить их мышление, проводя с ними ряд профилактических работ, устранив причины. В этом русле огромную работу ведут религиозные деятели. Благодаря этому станет возможным стабилизировать и держать под контролем женскую преступность в России, которая только набирает обороты на сегодняшний день, остановить темпы прироста числа женщин преступниц, которые более высоки, чем у мужчин.
Очень настораживающей реальностью современной эпохи стало практически выравнивание удельного веса мужчин и женщин, совершивших тяжкие насильственные преступления. Эти показатели отличаются весьма незначительно и составляют соответственно 4,1% и 3,8%.
Среди всех совершенных женщинами преступлений наибольшую долю составляют тяжкие преступления - 77,8%, особо тяжкие преступления составляют 11,4%, преступления средней тяжести - 8,5%, небольшой тяжести - 2,2%. В мировом рейтинге по количеству осужденных женщин Россия занимает второе место после США.
Наше исследование направлено на один из аспектов этого широкого круга проблем - проблему возвращения человека, совершившего преступление и понесшего наказание, к нормальному образу жизни в обществе, чему крайне тяжело поддается именно женская природа.....
В результате проведенного исследования выявлено, что социальная реабилитация заключенных женщин имеет особое доктринальное обоснование, которое напрямую вытекает из Священного Писания, религиозных воззрений представителей протестантизма и их социальных концепций. Представители протестантских деноминаций считают важной и эффективной работу с такими людьми как в период заключения, так и после освобождения.
В ходе работы выяснилось, что социальная реабилитация заключенных женщин является неотъемлемой частью тюремного служения протестантских церквей г. Красноярска, а точнее Церкви ХВЕ «Новое поколение», Церкви «Христианская жизнь» ХВЕ, Церкви ЕХБ «Благодать», Церкви ХВЕ (пятидесятников) «Дом Благодати» и Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.
Социальная реабилитация заключенных ставит перед собой конкретные цели и задачи: главным является не формальная помощь, а глобальное изменение личности человека, влияние на его мысли и сознание. Пробуждение в человеке внутреннего желания полностью изменить не только свою жизнь, но и самого себя. Попытаться начать все сначала, исходя из новых принципов жизни, которые подкреплены христианским этическим учением и основными заповедями, которые должен соблюдать христианин.
Для продуктивной работы с заключенными используются такие формы и методы служения, как посещение молитвенных комнат капелланами протестантских церквей на зонах, личные свидания с осужденными для индивидуального общения, духовное общение и пробуждение в людях желания раскрыться и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Немалую часть составляет и социально-материальная поддержка: это помощь с необходимыми для проживания в колониях вещами, духовной литературой, попытки возобновить связи с семьей и детьми, если таковые имеются. Немаловажным является тот факт, что представители тюремного служения часто принимают участие в ходатайствах на условно-досрочное освобождение своих новых братьев и сестер. Большую роль в приобщении заключенных к нормальной жизни играют и различные социальные проекты, которые воплощаются в жизнь с помощью Сибирской Ассоциации тюремных служителей Красноярского края.
Социальная поддержка продолжается и после того, когда заканчивается срок заключения. Это помощь в устроении новой жизни практически с нуля. На период реабилитации освободившиеся получают место проживания, чаще всего на неограниченное время. Представители капелланства помогают с оформлением документов, постановкой на учет у участкового, берут на себя ответственность в трудоустройстве, а так же пытаются наладить контакты с семьями. Таким образом, у человека, который освободившись, не имеет практически ничего, появляются определенные «якоря» для того, чтобы пройти успешную социализацию.
Не стоит забывать и о постоянной работе, направленной на внутреннее изменение личности, ее постоянный духовный рост. Чтение и изучение Евангелия, постоянный позитивный пример тех, кто уже сумел побороть себя и свои прежние отрицательные привычки и привязанности. Все это, очевидно, влияет и на изменение характера тех, кто когда-то выбрал не тот путь.
Подводя итог стоит отметить, что работа по социальной реабилитации заключенных женщин протестантскими церквями г. Красноярска ведется очень активно. Капелланы посещают колонии и тюрьмы не только на территории города, но и всего Красноярского края. Действуют реабилитационные центры, как для женщин, так и для мужчин. Представители тюремного служения очень часто берут освободившихся на проживание в свои дома. Уделяется много
времени воссозданию семейных связей и семейных ценностей. Женщины приобретают свой изначальный внешний вид, становятся такими, какими сотворил их Бог, какими они должны быть. Восстанавливают отношения с детьми, оставленными когда-то в детских домах, заканчивают высшие учебные заведения и многого добиваются в жизни, что сами сделать не смогли, и никто из них не отрицает, что им помог только Бог.
Именно такая работа предотвращает рецидивы возвращения в тюрьмы, потому она и является одной из основных задач, которые преследует социальная реабилитация заключенных. Изменить их личность, поменять их представления о жизни, искоренить дурные привычки, желание совершать преступления, вести греховный образ жизни. Поставить перед ними новые ценности и идеалы праведной христианской жизни. Всячески предотвратить возможное возвращение на путь преступной жизни и последующее возвращение в тюрьму.
1. Ажнакина Н. Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России: дис. ... канд. филос. наук. Пенза, 2006. 143 с.
2. Атташе «Юридическое агенство». Красноярский край оказался на 11 месте в стране по числу зарегистрированных преступлений [Электронный ресурс]. URL: http://attache24.ru/nevs/krasnoyarskiy-kray-okazalsya-na-11-m- meste-v-po-chislu-zaregistrirovannyh-prestypltniy.php (дата обращения: 20.11.15).
3. Библия. М.: Российское библейское общество, 2000.
4. Блог Честного Статистика. Количество заключённых в России на 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://statisric.su/kolichestvo-zaklyuchennyh-v- rossii-na-2015-god (дата обращения: 30.11.15).
5. Борунков Ю. Ф., Яблоков И. Н. Основы религиоведения, учебник. М.: Высш. Школа. 213 с.
6. Грановская Р. М. Психология веры. СПб.: Издательский дом Питер, 2010. 472 с.
7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / пер. М. В. Шик. М.: Наука, 1993. С. 194-293.
8. Добросельский П. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. М.: Благовест, 2008. 814 с.
9. Женская преступность в России - криминологическая характеристика, особенности и причины женской преступности [Электронный ресурс]. URL: http://mosadvokat.org/ (дата обращения: 03.10.15).
10. История пастырского служения в тюрьмах [Электронный ресурс]. URL: http://www.klikovo.ru/ (дата обращения: 09.10.15).
11. Конституция Российской Федерации. М., Эксмо, 2011. 80 с.
12. Костылева Т. А. Социальное служение религиозных организаций: дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2006. 167 с.
13. Лункин Р. Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005. 200 с.
14. Метанойя как изменение духовного опыта [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/ (дата обращения: 02.10.15).
15. Никитин Н. В. О Социально-трудовой реабилитации как мере профилактики преступности [Электронный ресурс]. URL: http;//www.center-bereg.ru/c810.html (дата обращения: 25.11.15).....37