ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Понятие и виды осуществления государственного контроля 7
1.2. Нормативно-правовые требования к образовательной деятельности
учреждений среднего профессионального образования 10
1.3. Особенности взаимодействия с органами государственного контроля .... 21
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1. Административные правонарушения в деятельности колледжа 27
2.2. Меры административного воздействия, пресечения и обеспечение
производства 37
2.3. Профилактика административных правонарушений в колледже 41
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность темы исследования. Государственный контроль в сфере образования - неотъемлемая часть управления системой образования, так как образование является одним из важнейших процессов становления и обучения человека, формирующий и развивающий его умственные возможности. Государственный контроль осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю в сфере образования, направленная на контроль качества образования.
В образовательных учреждениях нередко встречаются нарушения, как незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение, образовательный процесс не отвечает предъявляемым законодательством требования, например, не имея собственной материально-технической базы и квалифицированных преподавательских кадров. Нарушаются требования пожарной безопасности и санитарно - эпидемиологические нормы. Все нарушения нужно выявлять и пресекать, для этого необходим государственный контроль.
Образование - это целенаправленная деятельность человека, чья цель получить теоретические и практические навыки в определенных областях. В современном обществе значение образования как важнейшего фактора увеличивается, связано это с тем, что на сегодняшний день образованию как социальному институту приходится иметь дело с большим количеством контингентом людей, которые являются будущим России, и от которых напрямую зависит дальнейшая судьба государства.
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Содержание образования является одним из важных компонентов учебно-воспитательного процесса. Это система научных знаний, умений навыков, совокупность элементов социального, познавательного и творческого опыта, поэтому является фактором для экономического и социального прогресса обще¬ства, которое ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, со¬здание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление, совершенствование правового государства.
Своим содержанием образование должно обеспечивать приоритет общечеловеческих ценностей, соответствовать последним достижениям научного, социального и культурного прогресса, быть последовательным, развиваться по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее, соответствовать возрастным возможностям.
Объект исследования: общественные отношения, которые складываются при осуществлении административного контроля в учреждениях.
Предмет исследования: административно-правовая деятельность колледжа.
Цель работы: изучение государственного контроля в сфере образования на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Первоуральский металлургический колледж».
В работе использованы научные публикации по проблемам административной ответственности колледжа: Лисеенко В.И. - государственный контроль и надзор в отношении учреждений и организаций, осуществляющих процесс подготовки специалистов среднего звена; Додевич А.В. - Государственный контроль (надзор) в сфере образования; Меленчук Д.О. Государственный кон¬троль (надзор) в сфере образования в странах СНГ и др.
Целью моей дипломной работы является изучение государственного контроля в сфере среднего профессионального образования.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие исследовательские задачи:
1. Изучить понятие виды осуществления государственного контроля.
2. Определить нормативно-правовые требования к образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования.
3. Охарактеризовать взаимодействие учреждений с органами контроля и надзора.
4. Проанализировать особенности административных правонарушений на уровне колледжа.
5. Установить наиболее распространенные основания применения мер административного воздействия к колледжу.
6. Разработать рекомендации по профилактики административных правонарушений в ГАПОУ СО «ПМК».
Исходя из поставленной цели, мною были решены исследовательские задачи.
Итак, государственный контроль - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров, сущность которого наблюдать за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности; соотносить деятельность подконтрольного объекта с точки зрения законности и целесообразности, принимать меры по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий, выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение, применять меры ответственности.
Нормативные правовые требования в системе среднего профессионального образования необходимы для повышения эффективности управления системой образования.
Целесообразно наладить взаимодействие с органами государственно¬го контроля в целях обмена информацией, повышения результативности и эффективности проверок.
Административно-правовой статус учреждений, в зависимости от организационно-правовой формы, прописывается в уставе учреждения. Правосубъектность учреждений, имеющих юридический статус, возникает с момента осуществления государственной регистрации. Соответственно, заниматься определенной деятельностью, которая подлежит лицензированию, можно лишь после того, как получена сама лицензия на тот или иной вид деятельности или предоставляемые услуги. Административно-правовой статус учреждения - это совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Особенностью деятельности государственного учреждения является то, что она направлена не на получение прибыли, и доход данного учреждения будет не распределен между участниками, а на обучение и выпуск колледжем качественных специалистов.
Также, при осуществлении своей деятельности, колледж руководствуется такими нормативно-правовыми актами, как ФЗ РФ «Об образовании в РФ», ФЗ РФ «О закупках товаров, работ, услуг», КоАП РФ, Гражданским кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ и др.
Все учреждения независимо от вида собственности и организационно-правовой формы обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, пра¬вила осуществления образовательного процесса, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья сотрудников и студентов учреждений, населения, антимонопольное законодательство и т.д. Для осуществления такого контроля формируются специальные государственные органы, которые уполномочены осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства, а при обнаружении несоответствий обязаны вмешаться в деятель¬ность учреждений, и предпринять все необходимые меры по привлечению их к административной ответственности.
Деятельность учреждений проходит при взаимодействии с органами гос¬ударственного контроля (надзора), проводимая в рамках ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Меры административного воздействия и профилактика административных правонарушений в колледже направлены на то, чтобы уменьшить количество нарушений среди учреждений, осуществляющих подготовку специалистов СПО. Соответственно, важной особенностью является то, что административные наказания не будут назначены учреждениям, при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учётом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ (с учетом по¬правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Феде-рации: Федеральный Закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодатель¬ства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.1.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
5. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий госу¬дарственных органов и муниципальных органов в части осуществления госу¬дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ // Российская газета. 2014. № 238. 17 октября.
6. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016 № 182- ФЗ // Российская газета. 2016. № 139. 28 июня.
7. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интер¬нет" и обновления информации об образовательной организации: Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 // Собрание законодательства РФ.
2013. № 29. Ст. 3964.
8. Об осуществлении мониторинга системы образования (вместе с "Правилами осуществления мониторинга системы образования"): Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 // Собрание законодательства. 2013. № 33. Ст. 4378.
9. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 594 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 29. Ст. 3971.
10. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2016 года № 822 // Официальный интернет-портал правовой ин¬формации http://www.pravo.gov.ru.
11. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования: Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 (ред. от 11.12.2015) // Российская газета. 2014. № 62. 19 марта.
12. Об утверждении Перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств: Приказ Минобрнауки России от 30.12.2013 № 1422. Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный № 31132 // Российская газета.
2014. № 31. 12 февраля.
13. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 968 // Российская газета. 2013. № 255. 13 ноября.
14. Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2013 года № 620н // Российская газета. 2013. № 255. 13 ноября.
15. Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией: Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 // Российская газета. 2013. № 151. 12 июля...40