Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности в государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Работа №109810

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организационно-правовой системы управления средним профессиональным образованием 10
1.1 Особенности правового статуса государственных бюджетных учреждений в аспекте реформирования законодательства 10
1.2 Правовое регулирование финансового обеспечения и порядка расходования средств государственными бюджетными учреждениями. Особенности государственных закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями СПО 20
1.3 Правовой режим имущества образовательных бюджетных учреждений СПО 33
Глава 2 Анализ правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж железнодорожного и городского транспорта» 39
2.1 Организационно-правовая характеристика ГБПОУ КЖГТ 39
2.2 Анализ основных направлений финансово-хозяйственной деятельности ГБПОУ КЖГТ в правовом аспекте 49
Глава 3 Обеспечение законности финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений СПО 60
3.1 Финансовый контроль как инструмент обеспечения законности финансово-хозяйственной деятельности 60
3.2 Проблема нарушения законности в процессе осуществления государственными бюджетными образовательными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности на примере ГБПОУ КЖГТ 69
Заключение 91
Список используемой литературы и используемых источников 96

Актуальность исследования обоснована следующими факторами и причинами. Реформирование бюджетного сектора экономики нашей страны ведется уже более тридцати лет, и в процессе проведения этой реформы последовательно расширялся состав типов государственных и муниципальных учреждений, а также менялись непосредственно механизмы их бюджетного финансирования.
В качестве основной цели реформы Правительством было определена необходимость увеличения показателей эффективности предоставления государственных услуг, при этом подразумевалось одновременное сокращение бюджетных расходов на их финансирование, а также косвенное стимулирование учреждений в целях привлечения ими внебюджетных источников финансирования. Представляется, что уже в самой постановке такой цели существует противоречие, которое заключается в необходимости повышения эффективности и качества услуг в условиях жесткой экономии бюджетных средств.
До 2011 года бюджетные учреждения финансировались из бюджета по смете и самостоятельно расходовали средства, полученные от предпринимательской деятельности. Федеральным законом №83-ФЗ [14] были введены поистине революционные изменения. Были введены три типа учреждений: казённые, бюджетные и автономные. Финансирование бюджетных учреждений теперь осуществляется за счет предоставления субсидий на основании государственного задания и не предполагает полное покрытие расходов учреждения, более того, в течение года может быть уменьшен размер субсидий в связи с изменением государственного задания. Так государство получило возможность сокращения бюджетного дефицита за счет сокращения расходов, в том числе и на образование.
Тот факт, что образование играет огромную роль в общественных отношениях, невозможно оспорить. Стратегическая цель государственной политики в области образования до 2020 года - повышение доступности качественного образования. И в настоящее время государственные бюджетные образовательные учреждения переживают серьезные системные преобразования.
Представляется, что в силу своей особой значимости проблема правового статуса государственных бюджетных образовательных учреждений, порядка их финансирования, режима имущества и осуществления финансово-хозяйственной деятельности в целом еще долго не утратит своей актуальности для науки отечественного права.
Объектом правового исследования выступают общественные отношения, связанные с предоставлением государственных услуг государственными бюджетными образовательными учреждениями в аспекте реформирования гражданского и бюджетного законодательства, а также реформы системы образования.
Предметом правового исследования выступают нормы права, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность государственных бюджетных образовательных учреждений в аспекте проводимых реформ.
Цель правового исследования заключается в изучении правовых основ финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО) на примере Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж железнодорожного и городского транспорта» (ГБПОУ КЖГТ).
В соответствии с поставленной целью автором сформулированы следующие задачи исследования:
1) определить особенности правового статуса государственных бюджетных учреждений как нового типа учреждений;
2) изучить правовой режим имущества образовательных бюджетных учреждений;
3) проанализировать механизм правового регулирования финансового обеспечения и порядка расходования средств государственными бюджетными учреждениями, а также особенности государственных закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями СПО;
4) дать оценку проблеме обеспечения законности финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений СПО;
5) охарактеризовать c организационно-правовой точки зрения ГБОУ КЖГТ;
6) проанализировать основные направления финансово-хозяйственной деятельности ГБПОУ КЖГТ в правовом аспекте;
7) выявить теоретические и практические возможности финансовый нарушений в процессе осуществления государственными бюджетными образовательными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности на примере ГБПОУ КЖГТ.
Гипотеза исследования заключается в следующем: Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ кардинально изменил правовой статус государственных бюджетных образовательных учреждений, обеспечив государству возможность существенного сокращения государственных расходов, и одновременно предоставил данным учреждениям гораздо больше самостоятельности в осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности в целом, и в распоряжении полученными от ведения финансово-хозяйственной деятельности доходами, в частности, что, в свою очередь, увеличило риски финансовых злоупотреблений со стороны учреждений, актуализируя проблему государственного финансового контроля.
Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных и частных методов правовой науки, в частности, метод анализа и синтеза, системного подхода, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод изучения документов и др.
Научная новизна исследования. В научной литературе можно найти множество работ, в той или иной степени затрагивающих проблематику выбранной темы исследования. Так, например, вопросы реформирования бюджетного сектора поднимались в работах Н. А. Бобровой, С. Г. Бобровой, И. С. Богомоловой, Т. В. Зыряновой, Н. В. Лисина, Д. Ю. Смирнова и др. Особенности правового статуса бюджетных учреждений нового типа и связанные с этим проблемы освещались в исследованиях Е. В. Горбачевой, А. И. Землина, В. В. Зубрина, В. В. Литвиновой, В. В. Лукьяновой и др.
Проблемам правового статуса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования были посвящены работы Н. А. Бобровой, Е. Н. Корнеевой, Р. К. Красовой, Ю. Н. Стецюнич, И. Ф. Сюбаревой, А. Н. Тарасовой, О. В. Трачук, Н. С. Цинцадзе и др.
Однако до настоящего времени в научной среде не поднимался вопрос о правовом регулировании финансово-хозяйственной деятельности непосредственно колледжей - государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений (ГБПОУ).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно в достаточной степени четко определило основные пробелы законодательства в аспекте рассматриваемой проблематики, и дало вектор развития и совершенствования гражданско-правовых норм.
Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности их применения на практике в деятельности не только ГБПОУ КЖГТ, но и других колледжей города Москвы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Учитывая вышеизложенное, автор предлагает привести нормы Закона «Об образовании в Российской Федерации» привести в соответствие с последними изменениями в ГК РФ, а также с изменениями Закона «О некоммерческих организациях». В частности, предлагается п. 3 ч.1 ст.23 Закона «Об образовании в Российской федерации» изложить в следующей редакции: «государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере образования, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения».
2. После того, как пятого апреля 2013 г. состоялось вступление в силу казанного ФЗ № 44-ФЗ, регулирующего контрактную систему, произошли существенные изменения в сфере закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями. В процессе осуществления закупок бюджетным учреждениям необходимо выполнять требования, предусмотренные ФЗ № 44-ФЗ. При этом данный Федеральный закон определил ситуации, при которых закупки осуществляются согласно ФЗ № 223-ФЗ. Представляется, что для бюджетных учреждений возможность осуществлять закупки согласно ФЗ № 223-ФЗ является весьма значимой. Реализуя подобную возможность, бюджетные учреждения в состоянии индивидуально и самостоятельно, принимая во внимание присущие деятельности учреждения особенности, и особенности муниципального либо государственного задания осуществлять организацию процедурной составляющей закупок.
3. Необходимость повышения эффективности и качества предоставляемых государственных услуг в условиях максимально возможной экономии бюджетных источников. Представляется, что будет постоянно возрастать роль и значение в финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений внебюджетных источников финансирования и соответственно будет расти степень ответственности бюджетных учреждений за свою судьбу. В этой связи в достаточной степени возрастает роль финансового контроля.
4. В сложившейся ситуации, когда отсутствует единый подход к определению понятия государственного финансового контроля в научной среде и при отсутствии законодательного определения данного понятия, вполне закономерно, что система контролирующих органов в сфере государственного финансового контроля не может быть совершенной и в полной мере выполнять возложенные на нее функции и задачи. Все это порождает проблемы не только теоретического характера, но значительные трудности в правоприменительной практике и непосредственно контрольной деятельности.
Федеральным законом от 26.07.2019 №252-ФЗ были внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс.
В аспекте совершенствования федерального законодательства в сфере финансового контроля представляется целесообразным и необходимым разработать и принять муниципальные и локальные нормативно-правовые акты, которые станут работающим механизмом реализации повышения качества финансового менеджмента.
5. В современных условиях, когда государственные образовательные учреждения получают все больше финансовой самостоятельности, особую актуальность приобретает проблема финансовых злоупотреблений, имеющих место в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Принятый восьмого мая 2010 г. ФЗ № 83-ФЗ привел к значительным изменениям в регламентации финансового обеспечения деятельности образовательного характера. Закон изменил правовое положение государственных бюджетных образовательных учреждений.
Самостоятельность данных учреждений в деятельности финансово-хозяйственного характера ощутимо расширилась. Таким образом, изменения нормативной регламентации деятельности данных учреждений обеспечили сближение их деятельности c деятельностью предприятий, ориентированных на извлечение прибыли в качестве основной цели.
При этом следствием подобных изменений является увеличении рисков совершения нарушений при реализации столь широких полномочий. При переходе образования на коммерческую основу в организациях образования осуществляются экономические операции теневого характера, которые реализуются для того, чтобы обеспечить их руководству противоправные доходы.
В качестве возможного направления решения подобных проблем следует повышать эффективность внутреннего финансового контроля. Внедрение СВК - систем внутреннего контроля способствует соблюдению нормативных требований, обеспечению эффективности использования средств учреждениях, являющихся как бюджетными, так и внебюджетными, формированию отчетности, соответствующей критерию достоверности.
Структура работы соответствует методическим указаниям. Работа состоит из введения, основной части, включающей 3 главы и 7 параграфов, заключения, списка используемых источников, в котором 83 наименования, в том числе на английском языке [77; 78; 79; 80; 81; 82; 83].
Объём работы составляет 114 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Благодаря принятию Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ и в рамках реформы бюджетных учреждений стало возможным применение на практике принципиально нового механизма финансирования образовательных организаций, в основе которого лежит отказ от сметного финансирования и применение бюджетных субсидий. Федеральным законом № 83-ФЗ все учреждения были разделены на три вида - бюджетные, автономные и казенные, определен правовой статус каждого из них.
В конечном итоге статус бюджетных учреждений значительно приблизился к статусу автономных учреждений.
Государственные бюджетные учреждения являются по сути своей юридическими лицами, которые не имеют права собственности на принадлежащее им имущество. Право собственности на их имущество всецело принадлежит учредителю. Учредитель передает созданному им учреждению имущество на праве оперативного управления, а это означает, что учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом собственника в определенных пределах. Остальным имуществом бюджетные и автономные учреждения могут распоряжаться свободно (исключение составляют крупные сделки и сделки с заинтересованностью), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Исключение составляют особо ценное движимое и недвижимое имущество. По обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, расширение объема правомочий по распоряжению имуществом и доходами бюджетными учреждениями привело к трансформации теоретической конструкции права оперативного управления. В настоящее время в законе закреплено право оперативного управления, содержание которого в аспекте правового режима имущества учреждений имеет разный объем правомочий в отношении казенных, бюджетных, автономных, негосударственных учреждений. Сфера частноправового регулирования общественных отношений в образовательной сфере, в частности, правового положения образовательных учреждений как субъектов гражданского права и гражданских правоотношений, существенно расширяется, что можно рассматривать как тенденцию.
Изменение порядка бюджетного финансирования при переходе от сметного порядка к выделению субсидий способствовало формированию у образовательных учреждений устойчивой тенденции к расширению границ своей рыночной деятельности. Основными источникам получения внебюджетных средств являются следующие: сдача в аренду свободных помещений; поступления в виде благотворительных средств и средств международных организаций, полученных на безвозмездной основе; предоставление образовательных услуг на платной основе.
Не случайно, что в современных реалиях все большее значение приобретает деятельность государственных бюджетных образовательных организаций по привлечению внебюджетных средств.
Практика закупок бюджетных учреждений существенно изменилась с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Теперь при совершении закупок бюджетные учреждения обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе, но в тоже время в тексте закона определены случаи проведения закупок по правилам, предусмотренным Законом №223-ФЗ.
По мнению автора, возможность работать в рамках Федерального закона № 223-ФЗ нужно расценивать как преференцию бюджетным учреждениям, т.к. у них появляется возможность самостоятельно в индивидуальном порядке с учетом особенностей функционирования учреждения, а также специфики государственного (муниципального) задания организовать процедурную часть закупок. Это позволит оптимизировать деятельность бюджетных учреждений в сфере закупок и будет способствовать повышению их эффективности.
Так как банкротство учреждения законодательством не предусмотрено, субсидиарная ответственность для собственника имущества бюджетного учреждения предусмотрена только в случае закреплена только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, а особо ценное имущество и недвижимое имущество государственных учреждений выведено из-под взыскания законодательно (ч.5 ст. 123.22 ГК РФ), то в случае неисполнения учреждением своих обязательств перед контрагентами защита прав последних представляется в достаточной степени затруднительной.
Учеными предлагаются разные способы обеспечения прав контрагентов государственных (муниципальных) учреждений, например, обосновывается необходимость формирование компенсационного фонда (за счет средств от оказания платных услуг), а также восстановление субсидиарной ответственности собственника учреждения. Однако автор считает последний подход к решению проблемы в корне неправильным, т.к. восстановление субсидиарной ответственности собственника учреждения будет противоречить основным принципам реформирования системы бюджетных учреждений, направленной на расширение их самостоятельности. Наиболее приемлемым подходом автор считает обоснование необходимости формирования бюджетным учреждением компенсационного фонда за счет средств от оказания платных услуг. Такой подход позволит обеспечить соблюдение закрепленных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд принципов, а также даст возможность всем участникам закупки рассчитывать на получение полного и своевременного возмещения всех причитающихся им по заключаемым контрактам выплат, включая возможные убытки и неустойку.
Основное противоречие, заложенное в реформе, заключается в том, что требуется повысить эффективность (и качество) услуг в условиях жесткой экономии бюджетных средств. Таким образом, в настоящее время растет роль внебюджетных источников в финансовом обеспечении деятельности учреждения и повышается уровень его ответственности за свою судьбу. В этой связи в достаточной степени возрастает роль финансового контроля.
Федеральным законом от 26.07.2019 №199-ФЗ были внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс [11]. В соответствии с час. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий . Были уточнены бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, исключена возможность проведения необоснованных проверок хозяйствующих субъектов и пр.
Введение непосредственного понятия внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля были уточнены. В аспекте совершенствования федерального законодательства в сфере финансового контроля представляется целесообразным и необходимым разработать и принять федеральные законы: Программа развития ГБПОУ КЖГТ на 2016-2020 годы, утв. 15.10.2015 года, в рамках финансового обеспечение формирования внебюджетных источников колледжа в качестве основной задачи ставит поиск и формирование стабильных внебюджетных источников, осуществление эффективной предпринимательской деятельности, в том числе дополнительных образовательных услуг в соответствии с действующим законодательством. В современных условиях, когда образовательные учреждения получают все больше финансовой самостоятельности, особую актуальность приобретает проблема финансовых злоупотреблений, имеющих место в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ существенно изменил существовавшее ранее финансовое обеспечение образовательной деятельности. Государственные бюджетные образовательные учреждения получили новый статус и вместе с ним значительно больше самостоятельности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и распоряжении полученными доходами. Можно сделать вывод, что принятые изменения в законодательстве все больше приближают деятельность образовательного учреждения к деятельности коммерческого предприятия. Однако такая ситуация все больше порождает риски возникновения финансовых злоупотреблений. Коммерциализация образования сопровождается формированием теневых экономических процессов в образовательных организациях, приводящих к росту нелегальных доходов их руководства [80, с. 2273].
Одним из путей решения этой проблемы представляется внедрение эффективной системы внутреннего финансового контроля и аудита через систему, цель которой - эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств учреждения, соблюдение законодательных требований и представление достоверной отчетности через разработку муниципальных и локальные нормативно-правовых актов, которые станут работающим механизмом повышения качества финансового менеджмента.
В целом можно заключить, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение в ходе исследования, цель исследования была достигнута, а поставленные задачи выполнены.


1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс» http: //www.consultant .ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс» http: //www.consultant .ru
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СПС «КонсультантПлюс» http: //www.consultant .ru
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // http://www.consultant.ru
7. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // http://www.consultant.ru
8. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // http://www.consultant.ru
9. Федеральный закон «O контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44 ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс» http: //www.consultant.ru
10. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
11. Федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс российской федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» от 26 июля 2019 года N 199-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
12. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // http://www.consultant.ru
13. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 N 99-ФЗ (в ред. от 03.07. 2016) // http://www.consultant.ru
14. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 29.12.2015) // http://base.garant.ru
15. Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.07.2013 №252-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ