ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1. Земельные правоотношения 6
1.2. Юридическая ответственности в области земельных правоотношений
12
1.3. Виды юридической
ответственности 15
1.4. Земельное законодательство, земельные правонарушения, сущность и
последствия 23
2. НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ 28
2.1. Административная ответственность и виды административного
наказания 28
2.2. Особенности правоприменительной практики в области административной
ответственности за земельные
правонарушения 41
2.3. Предупреждение земельных административных проступков 47
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ А
Административная ответственность за земельные правонарушения - это такая мера защиты, которая применяется государством для пресечения нарушений в этой сфере.
Тема административной ответственности за земельные правонарушения является весьма актуальной. Этому способствует ряд факторов:
• Неправомерное и нерациональное использование земель
• Участившиеся споры между собственниками земельных участков
• Снижение качества земель (усиление загрязнения, снижение гумуса на землях сельскохозяйственного назначения)
• Рост интереса со стороны исследователей к земельно - правовой ответственности. Это вызвано необходимостью упорядочить определенные виды земельно - правовой ответственности. Данный вид ответственности нуждается в обособлении и этому способствует ряд факторов:
• Высокий интерес общественности
• Ввод земли в рыночный оборот
• Наличие правонарушений, связанных с особенностями земельных ресурсов
• Существования кодифицированных источников правового
регулирования
• Наличие земельно-процессуального института
Обособление земельно-правовой ответственности вызвано тем, что земля имеет свойства, затрудняющие административно-правовое регулирование земельных правоотношений традиционными видами юридической ответственности.
Земельные отношения - это отношения объектом которых является земля.
Предметом работы выступают особенности и специфика административной ответственности за земельные правонарушения, практика применения имеющегося законодательства в земельной сфере, научные, литературные, учебные источники о нарушениях и мере ответственности за земельные правонарушения.
Целью является рассмотрение и оценка правового обеспечения, связанного с использованием и охраной земель, а также разработать меры, направленные на совершенствование земельного законодательства.
Задачи, помогающие достигнуть поставленные цели:
• Рассмотреть виды юридической ответственности;
• дать понятие земельным правовым отношениям;
• дать понятие административной ответственности;
• определить законы и нормативно- правовые акты, устанавливающие ответственность за каждый вид земельного правонарушения;
• установить существующие правовые проблемы в регулировании ответственности за нарушение земельного законодательства Российской Федерации, предложить пути их решения.
Методологическую основу работы составили общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой и статистический методы.
Нормативной основой работы явились Земельный кодекс Российской Федерации, иные нормативные акты как современного, так и предшествующего периодов.
Эмпирическую основу работы составили решения и определения по конкретным гражданским делам.
Теоретической основой исследования явились труды по земельному праву российских ученых: Л.Н. Бабенко, М.М. Бринчук, О. В. Воронцовой, Б.В. Ерофеева, Е. С. Карповой, В.И. Ивакина и др. В работе использованы комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации, монографии ведущих специалистов в области исследования юридической ответственности за земельные правонарушения, а также периодика по рассматриваемой проблематике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, методической разработки, заключения, библиографического списка и приложения.
Подводя итоги исследования административной ответственности за нарушение земельного законодательства, необходимо отметить следующее:
1. Отсутствие в Земельном Кодексе РФ такого определения, как земельное правонарушение следует отнести, на мой взгляд, к недостатку правового регулирования. В связи с этим считаю необходимым дополнить статью 74 Земельного Кодекса РФ непосредственно самим определением понятия земельное правонарушение, под которым, согласно мнению многих авторов и исследователей, следует понимать виновное противоправное действие (бездействие), нарушающее нормы земельного законодательства Российской Федерации, влекущее за собой установленную законом юридическую ответственность.
2. Административной ответственности за нарушения земельного законодательства присущи такие особенности, которые отличают её от других разновидностей отраслевой ответственности, а также свидетельствует о ее автономности. Она возникает в случае совершения собственно земельного правонарушения, т. е. такого правонарушения, которое имеет специфический объект посягательства; содержит в себе весь комплекс механизмов, свойственных административной ответственности.
3. В действующем законодательстве не регламентирован механизм осуществления контроля за регенерацией нарушенного состояния земельных ресурсов на те средства, что были взысканы с причинителей того или иного вреда. Отсутствие возможности проследить область и место применения конкретной суммы, которая была взыскана за то или иное правонарушение, была ли она направлена на восстановление нарушенного права свидетельствует о том, что административно-правовая ответственность утилитарно теряет свою компенсационную функцию. На основании этого осмелюсь предложить создание специального внебюджетного фонда на уровне местного самоуправления, в который, собственно, и будут перечисляться взысканные средства, полученные в результате исков о возмещении вреда, который был нанесен нарушением действующего земельного законодательства, а также на законодательном уровне создать условия четкого регулирования и слаженного взаимодействия таких органов как: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в круг обязанностей которой входит осуществление государственного земельного контроля, и тех лиц, в компетенции которых будет являться распоряжение средствами указанных специальных внебюджетных фондов с целью предоставления использования средств на реализацию мероприятий по восстановлению состояния нарушенного земельного фонда.
4. Необходимо также решить вопросы относительно принудительного прекращения прав собственников на землю. Несмотря на то, что Гражданский Кодекс РФ в ст. ст. 285 - 286 отражает такие вопросы, применение таковых действий на практике весьма затруднительно. Порядок по принудительному прекращению прав собственников на землю не разработан. Гражданский Кодекс РФ предусматривает основания привлечения собственников к ответственности, но не регламентирует порядка привлечения к таковой, а отсылает к Земельному Кодексу РФ. Земельный кодекс РФ, в свою очередь, в ст. 54 затрагивает только тех лиц, которые не являются собственниками земельного участка. Соответственно, так как речь идет о специальной земельно-правовой ответственности, применяемой в форме принудительного прекращения прав на землю ввиду ненадлежащего использования земельного участка, то и основания, и порядок привлечения к данной ответственности должны быть предусмотрены в Земельном кодексе РФ и должны распространяться как на лиц, не являющихся собственниками земельных участков, так и на собственников. То есть Земельный кодекс РФ должен быть дополнен статьей, касающейся порядка принудительного прекращения прав собственников на землю, а ст. 44 Кодекса должна быть дополнена основаниями, предусмотренными ст. ст. 284, 285 Гражданского кодекса.
5. Среди природных богатств, которыми дано владеть человеку, несомненно, самое ценное - земля. Охрана земель - одна из наиболее острых проблем современности. Меры юридической ответственности должны быть эффективными, так как они выступают гарантом прав и интересов граждан, регламентированных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Для этого в первую очередь необходимо создать соответствующую законодательную базу как на федеральном, так и на региональном уровнях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №15. Ст.1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.
2017. №5. Ст.559, Собрание законодательства РФ. 2017. №27. Ст.4001.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ.
2018. № 14. Ст. 1908.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018г.) // Собрание законодательства РФ. 2018. №1 (ч.1). Ст.54.
5. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001г. № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017г.) // Российская газета. 2001. № 2823. 30 октября.
6. Лесной Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ (в ред. от 18.04.2018г.) // Российская газета. 2018. №7548 (85). 20 апреля.
7. Водный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2017. №31 (Части I-II), ст. 4757.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // Российская газета. 2001. № 2868. 31 декабря.
9. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный закон от 19.07.1997г. № 109-ФЗ (ред. от 17.04.2017г.) // Собрание законодательства РФ. 2017. №29 (ч.1). Ст.4359.
10. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017г.) // Собрание законодательства РФ. 2017. №1 (ч.1). Ст.24.
11. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. №1 (ч.1). Ст.38.
12. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016 г.) // Российская газета. 2016. №90. 27 апреля.
13. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии: Постановление Правительства РФ от 01.06.2009г. № 457 (в ред. от 15.02.2017г.) // Собрание законодательства РФ. 2017. №2 (ч.1). Ст.356.
14. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. // ВВАС РФ. 2009. №11.
15. Об административных правонарушениях в Республике Алтай: Закон Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 69-РЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru...53