Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение использованию различных приемов построения графиков функций на уроках математики

Работа №14702

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы114стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
786
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения школьников построению
графиков функций
1.1. Определение функций
1.2. Способы задания функций
1.3. Методы построения графиков функций
1.4. Методика проведения элективных курсов по математике
Вывод по главе 1
Глава 2. Методика преподавания элективного курса на тему «Построение графиков функций» на уроках математики
2.1. Роль и место функций в основной школе
2.2. Разработка программы элективного курса «Построение графиков функций»
2.3. Апробация методических материалов по теме «Построение графиков
функций»
Вывод по главе 2
Заключение
Библиографический список
Приложение 1 Конспекты уроков


В последние годы наметился разрыв между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями к нему вузов.
Концепция развития российского математического образования, принятая в 2013 году, ставит задачу повысить уровень математической подготовки учащихся. Один из путей решения этой задачи - углубление и расширение содержания обучения математике.
Тема «Функция» является одной из центральных в школьном курсе математики. Это связано с тем, что функциональная линия пронизывает красной нитью школьный курс алгебры, курс алгебры и начал анализа.
Материал, связанный с функциями, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объясняется тем, что функции широко используются в различных разделах математики, в решении разных прикладных задач. Развитие функциональных представлений в курсе изучения алгебры и начал анализа на старшей ступени обучения помогает старшеклассникам получить наглядные представления о непрерывности и разрывах функций. Узнать о непрерывности любой элементарной функции на области ее применения, научиться строить их графики и обобщить сведения об основных элементарных функциях.
Большие трудности при изучении темы «Построение графиков функций» в школьном курсе возникают из-за несоответствия между достаточно большим объемом содержания и относительно небольшим количеством часов, выделенным на изучение данной темы. Таким образом, проблема этой работы состоит в необходимости устранения этого несоответствия за счет тщательного отбора содержания и разработки эффективных методов изложения данного материала.
Все выше сказанное, говорит об актуальности данной темы.
Цель работы - для обучения учащихся использованию различных приемов построения графиков функций разработать содержание и методику элективного курса по теме «Построение графиков функций» на уроках математики на примере 9 класса.
Объект работы - процесс обучения школьников математике.
ПреДмет работы - изучение построения графиков функций на элективном курсе.
Задачи работы:
- исследовать уже имеющуюся научно-методическую литературу по данной теме;
- рассмотреть общие психолого-педагогические основы по созданию элективных курсов;
- разработать элективный курс по теме «Построение графиков функций»;
- проверить эффективность разработанной методики.
Основной опытно-экспериментальной базой являлся 9 класс МБОУ «Петропавловская СОШ им. Героя Советского Союза Жукова Д.А.».
В соответствии с поставленными задачами была выдвинута гипотеза: усвоение математического материала на занятиях элективного курса будет более успешным, если:
- учтены психолого-педагогические особенности учащихся;
- отбор содержания будет проведен в соответствии с целями, которые ставятся при изучении математики в каждом конкретном профиле, в соответствии с профессиональными интересами, склонностями и способностями учащихся;
- система занятий элективного курса способствует развитию математических способностей учащихся;
- методы, формы и средства обучения на элективных курсах будут соответствовать психолого-педагогическим особенностям учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы по данной теме;
- анализ школьной программы по математике;
- анализ нормативных документов об образовании;
- прорешивание задач по данной теме;
- опытное преподавание.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями математики в преподавании школьного курса математики, а также студентами математических специальностей педагогических вузов.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выпускной квалификационной работы, ее цель, задачи, гипотеза, объект, предмет и методы исследования, практическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается определение функций, способы задания функций, методы построения графиков функций, а также цели, задачи и функции элективного курса и его организация.
Во второй главе разработана программа элективного курса по математике для учащихся старших классов, представлена структура, рассмотрены некоторые вопросы методики.
В приложении предлагается разработка занятий элективного курса для учащихся старших классов профильного обучения.
В заключении обобщены результаты исследований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение исследования можно сказать, что поставленные цели и задачи достигнуты, гипотеза подтверждена и получены следующие результаты и выводы.
Функцией f называют правило, которое каждому элементу xe X ставит в соответствие единственный элемент ye Y. Например, если каждому положительному числу x поставить в соответствие число x3 - объем куба с ребром x, то получим функцию f, для которой множества X и Y- множества положительных чисел.
Существуют разные способы задания функций.
1. Аналитический.
2. Графический.
3. Словесный.
4. Табличный
Элективные курсы позволяют поддержать изучение математики как профильного предмета на заданном профильном уровне или служат внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных интересов.
В настоящее время элективные курсы имеют особое место, значение и статус. Разрабатываемый учителем элективный курс должен наиболее полно объяснить учащимся их решение. Курс направлен на то, чтобы помочь ученику, выпускнику при сдаче основного государственного экзамена.
Выделяют несколько типологий элективных курсов: «по связи с предметом», по содержанию, по разрешаемым задачам.
Разработанный элективный курс «Построение графиков функций», представленный в данной работе, посвящен одному из основных понятий математики - понятию «функция».
Элективный курс «Построение графиков функций» был апробирован в Петропавловской средней общеобразовательной школе Петропавловского района Алтайского края. С учащимися было проведено 4 занятия. Темы
занятий были выбраны учителем математики с учетом интересов и потребностей класса.
Проведенное опытное преподавание показало, что проведение элективного курса «Построение графиков функций» позволяет повысить эффективность изучения функциональной линии в основной школе, если при его проведении будут учтены все методические рекомендации.


1. Амелькин, В.В. Задачи с параметрами. Справочное пособие по математике [Текст] / В.В. Амелькин, В.Л. Рабцевич. - Мн.: Асар, 2014. - 464 с.
2. Апатова, H.B. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: дис.д-ра пед. наук [Текст] / Н.В. Апатова. - М., 2014. - 354 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
4. Башмаков, М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст] / М.И. Башмаков. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
5. Болтянский, В.Г.. Математика. Лекции, задачи, решение [Текст] /
B. Г. Болтянский, Ю.В. Сидоров, М.И. Шабунин, А.Б. Марткович.- Минск: Альфа, 2014. - 638 с.
6. Виленкин, Н.Я. Как возникло и развивалось понятие функции [Текст] / Н.Я. Виленкин. - Квант. - 2014. - №7. - С. 41-43.
7. Виленкин, Н.Я.. Алгебра. Учебное пособие для 9-10 классов средних школ с математической специализацией [Текст] / Н.Я. Виленкин, Р.С. Гутер,
C. И. Шварцбурд, Б.В. Овчинский, В.Г. Ашкинузе. - М.: Просвещение, 2013. - 336 с.
8. Выгодский, М.Я. Справочник по элементарной математике. Таблицы, арифметика, алгебра, тригонометрия, функции и их графики [Текст] / М.Я. Выгодский. - Изд. 24-е. - М.: «Наука», 2016. - 416 с.
9. Гельфанд, И.М. Функции и графики [Текст] / И.М. Гельфанд, Э.З. Шноль. - М.: Наука, 2013. - 120 с.
10. Гончарова, М.А. Образовательные технологии в школьном обучении математике [Текст] / М.А. Гончарова, Н.В. Решетникова. - РнД.: Феникс, 2014. - 264 с.
11. Горев, П.М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе [Текст] // М.П. Горев / Концепт. - 2014. - № 11. - С. 34-36.
12. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие [Текст] / И.С. Гринченко - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 247 с.
13. Диагностика состояния актуальных проблем математического образования [Текст] / Под ред. Поляковой Т.С. - РнД: Изд-во ЮФУ, 2014. - 206 с.
14. Евдокимова, Н.Н. Алгебра: теория и примеры [Текст] / Н.Н. Евдокимова. - СПб.: Литера, 2015. - 128 с.
15. Ермаков, Д.С. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения [Текст] / Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова // Школьные технологии. - 2013. - №6. - С. 22-29.
16. Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование [Текст] / А.П. Ершов // Математика в школе. — 2014. — № 1. — С. 14-30.
17. Канин, Е.С. Начала в изучении функций [Текст] / Е.С. Канин. - Первое сентября. - Серия «Математика». - 2015. - №5. - С. 19-24.
18. Клылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО [Текст] / О.Н. Клылова, И.В. Муштавинская. - СПб.: Каро, 2013. - 144 с.
19. Ковылева, Ю.Э. Групповая учебная работа старшеклассников на основе деятельностного подхода: методическое пособие [Текст] / Ю.Э. Ковылева // Инновационные проекты и программы в образовании: материалы науч.-практ.конф. - М.: УЦ Перспектива. - 2014. - №2. - с. 8-12.
20. Колмогоров, А.Н. Что такое график функции? [Текст] / А.Н. Колмогоров. - Квант. - 2013. - №2. - С. 36-38.
21. Колмогоров, А.Н. Что такое функция? [Текст] / А.Н. Колмогоров. - Математика в школе. - 2013. - №9. - С. 27-28.
22. Комиссарова, С.А. Элективный курс по информатике как средство организации исследовательской деятельности обучающихся [Текст] / С.А. Комиссарова, В.В. Писарева // Информатика в школе. - Москва, 2013. -№10.
- С. 22-36.
23. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 99 с.
24. Кузнецова, Л.В. Методические указания к теме «Функции» [Текст] / Л.В. Кузнецова. - Математика в школе. - 2013. - №3. - С. 18-20.
25. Лукичева, Е.Ю. Элективные курсы. Математика [Текст] / Е.Ю. Лукичева. - М.: Просвещение, 2015. - 157 с.
26. Максимов, Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения [Текст] / Л.К. Максимов. - М.: Вопросы психологии, 2013. - С. 57-65.
27. Маркушевич, А.И. Понятие функции [Текст] / А.И. Маркушевич // Математика в школе. - 2013. - №4. - с. 1-17.
28. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов [Текст] / под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2015. - 416 с.
29. Новоселов, С.И. Специальный курс тригонометрии. Учеб. пособие для педагогических институтов [Текст] / С.И. Новоселов. - М.: «Советская школа», 2013. - 464 с.
30. Новоселов, С.И. Учение о функциях в средней школе [Текст] / С.И. Новоселов // Математика в школе. - 2016. - №5-6. - с. 22-38.
31. Петраков, И.С. Математические кружки в 8-10 кл. [Текст] / И.С. Петраков. - М.: Просвещение, 2017.- 135 с.
32. Петунин, О.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки [Текст] / О.В. Петунин, Л.В. Трифонова // Школьные технологии.
- 2016. - №1. - С.88-90.
33. Плетнева, О.К. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: общие положения, структура портфолио, программы курсов, сценарии занятий [Текст] / О.К. Плетнева. - М.: 2016. - 94 с.
34. Покровский, В.П. Методика обучения математике: функциональная содержательно-методическая линия: учеб.-метод. пособие [Текст] / В.П. Покровский; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд- во ВлГУ, 2014. - 143 с.
35. Пушкина, Г.М. Графическая феерия: программа элективного курса для учащихся 9 кл. [Текст] / Г.М. Пушкина. - СПб.: Питер, 2015. - 118 с.
36. Рагулина, М.И. Информационные технологии в математике [Текст] / М.И. Рагулина. - М.: Академия, 2015. - 304 с.
37. Райхмист, Р.Б. Графики и функции [Текст] / Р.Б. Райхмист.- М.: Высшая школа, 2013. - 153 с.
38. Слабодская, В.А. «Краткий курс высшей математики [Текст] / В.А. Слабодская. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2013. - 544 с.
39. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2013. - 620 с.
40. Слепкань, З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод. пособие [Текст] / З.И. Слепкань. - К.: Рад.школа, 2016. - 192 с.
41. Тимофеев, Г.Н. Математика для абитуриента [Текст] : учеб.пособие / Г.Н. Тимофеев, М.Ю. Кокурин, А.И. Мельникова. - Йошкар-Ола, 2015. - 639 с.
42. Ткачук, В.В. Математика — абитуриенту [Текст] / В.В. Ткачук. - 14¬е изд., испр. и доп. - М.: МЦНМО, 2017. - 976 с.
43. Федяева, Л.В. Элективные курсы: проблемы преподавания [Текст] / Л.В. Федяева // Профильное обучение: проблемы элективных курсов: материалы Всероссийской научно-практической конференции 22 марта 2017 г. - СПб: Изд-во ИАВ РАО, 2017. - С. 167-170.
44. Формирование вычислительных навыков на уроках математики. 5-9 классы: уч.-методич. пособие [Текст] / Н.Н. Хлевнюк, М.В. Иванова, В.Г. Иващенко, Н.С. Мелкова. - Изд. 2-е, доп. - Илекса, 2014. - 296 с.
45. Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов [Текст] / Т.В. Черникова // Профильная школа. - 2015. - №5. - С.11-16.
46. Шахмейстер, А.Х. Множества. Функции. Последовательности. Прогрессии [Текст] / А.Х. Шахмейстер. - М.: Виктория Плюс, 2014. - 296 с.
47. Шахмейстер, А.Х. Построение графиков функций элементарными методами [Текст] / А.Х. Шахмейстер. - М.: Виктория Плюс, 2011. - 184 с.
48. Шахмейстер, А.Х. Построение и преобразование графиков [Текст] / А.Х. Шахмейстер. - М.: Виктория Плюс, 2016. - 392 с.
49. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «математика» [Текст] / Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2014. - 96 с.
50. Энциклопедия элементарной математики: Книга 3, Функции и пределы (основы анализа) [Текст] / Под ред. П.С. Александрова, А.И. Маркушевича, А.Я. Хинчина. - М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 2013. - 559 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ