Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия использования логических приёмов мышления при формировании пространственных представлений

Работа №9377

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73 стр.
Год сдачи2017
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
893
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………..


6
1.1. Основные понятия пространственного представления ………… 6
1.2. Характеристика основных понятий, составляющих содержание логического мышления ……………………………….……….………
19
1.3. Анализ программ дошкольного образования……………………. 27
1.4. Условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений……………………
43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………...


48
2.1. Проверка начального уровня умения использовать логические приемы мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста .……………

48
2.2. Педагогический эксперимент по использованию логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста .……………

58
2.3. Выявление эффективности использования логических приемов мышления при развитии пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….

66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….……………….. 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………… 74




Актуальность темы исследования заключается в том что необходимо научить детей применять правила и законы логических приёмов в процессе мышления
Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении развития ребенка.
В этот период происходит овладение детьми культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для формирования пространственного представления.
Проблема формирования пространственных представлений человека достаточно многогранна. Проблема включает представления о размерах, форме предметов, и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.
Пространственные представления имеют многозначное значение для деятельности человека и охватывают разные стороны его взаимодействия с действительностью.
Поэтому развитие ребенка невозможно без формирования пространственных представлений.
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи Б.Г. Ананьев, А.Я. Каразанова, В.Г. Колодкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, С.Л. Словенский установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Подготовки ребенка к школе, являющейся, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Анализ современной литературы по формированию пространственных представлений доказывает, что большинство из них содержит задания, направленные на формирование пространственных представлений у дошкольника, но они не носят системного характера. Часть заданий предполагает наличие у ребенка сформированных пространственных представлений.
Поэтому тема исследования важна и направлена на формирование пространственных представлений у дошкольников с использованием приемов логического мышления.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить условия использования логических приёмов мышления при формировании пространственных представлений у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у дошкольников.
Предмет исследования: условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей четырёх-пяти лет.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений у дошкольников посредством использования логических приемов мышления на занятиях.
2. Выявить условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений.
3. Разработать материалы по диагностике уровня сформированности пространственных представлений и умения использовать логические приемы мышления у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по использованию логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста и выявить эффективность.

Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
- эмпирические: изучение продуктов деятельности дошкольников, педагогический эксперимент;
- интерпретационные: количественно-статистический (обработка данных, построение таблиц, диаграмм), качественный (дифференциация полученного материала по группам, уровням и т.д.).
Теоретической базой исследования являются работы: Б.Г. Ананьева, А.Я. Каразанова, В.Г. Колодкиной, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибова, Е.Г. Ревиной, Л.Ф. Тихомировой.
Практическая значимость исследования: разработанный нами цикл заданий будет полезным источником для воспитателей, методистов ДОУ, родителей.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКДОУ № 3 «Рябинка» посёлка Бисерть в группе «Колобок». В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 15 человек. Возраст участников эксперимента от 4 до 5 лет.
Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, список литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе написания работы рассматривались теоретические аспекты использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлении на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования которые позволили нам выявить основные понятия и особенности формирования пространственного представления у детей дошкольного возраста, познакомили нас с понятиями логического мышления, его приемами и необходимыми условиями для его осуществления.
В работе были рассмотрены условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений.
Мы доказали, что от правильно созданных условии напрямую зависит результат работы с детьми.
В процессе работы разрабатывались материалы по диагностике уровня сформированности пространственных представлений и умения использовать логические приемы мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Был проведен педагогический эксперимент по использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста, который показал эффективность применения разработанных заданий при формировании пространственных представлении и обосновал правильность предложенной системы работы.
Все занятия для более продуктивного освоения материала использовали привычную для данного возраста деятельность – игру, которая проводится во взаимосвязи с предметно-пространственной средой, окружающей детей.



1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. / Б.Г.Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2007. – 304 с.
2. Ананьев, Б.Г. Формирование и восприятие пространства и пространственных представлений у детей / Б.Г. Ананьев ; отв. ред. Б.Г. Ананьев. – М., 2006. – 222 с.
3. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся /Л. Р. Болотина // Начальная школа. – 1994. - №11.
4. Венгер, Л.А. Психология : учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. / Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
5. Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника / Л. А. Венгер, В.Мухина // Дошкольное воспитание. – 2004.- №7.- С.37- 44.
6. Воронина, Л.В. Особенности формирования у дошкольников логических приемов мышления / Л.В.Воронина // Образование и наука. – 2013.- №3.- С.22- 24.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2005.- 512 с.
8. Григорян, Н. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / Н. В. Григорян. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с.
9. Данко, Б.Г. Пространство и пространственные представления у детей / Б.Г. Данко ; отв. ред. Б.Г. Ананьев – М., 2016. – 222 с.
10. Жирова, А. М. Математические представления у детей дошкольного возраста. / А. М. Жирова. – М.: Просвещение, 2015. – 360 с.
11. Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста / А.В.Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В.- М., 2003.-260с.
12. Ильиных, С. М. Развитие логического мышления у детей детского возраста у детей дошкольного возраста. / С. М. Ильиных. – М.: Просвещение, 2015. – 268 с.
13. Ивделев, А. Г. Психология детей / А. Г.Ивделев. – М.: Орион, 2014. – 169 с.
14. Карзанова, А.Я. Пространственная ориентация / А.Я. Карзанова. – М.: Академия, 2016. – 151 с.
15. Колодкина, В.Г. Логическое мышление детей / В.Г. Колодкина. – М.: Просвещение, 2016. – 151 с.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т./ А.Н. Леонтьев - М., 1983.
17. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшегошкольника. / А. А. Люблинская. – С Пб.: Просвещение, 2008. – 342 с.
18. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста: дисс. … канд. пед. наук, ЛГПИ им. Герцена. – Л. 1964. – 414 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина – М.: Просвещение, 2000. – 456 с.
20. Немов, Р.С. Психология. Книга 1. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 310 с.
21. Нешина, Л.С. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.С. Нешина. – М.: Просвещение, 2015. – 340 с.
22. Ольих, Б.Г. Пространства и пространственные представления у детей / Б.Г. Ольих. – М., 2016. – 221 с.
23. Павлов, И.П. Развитие математических способностей у дошкольников / И.П. Павлов. – М.: Академия 2016. – 169 с.
24. Перькова, О.И. Интеллектуальный тренинг : учебно-методическое пособие для учителей и родителей. / О.И. Перькова, Л.И. Сазанова. – СПб.: Речь, 2002.- 221с.
25. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Пиаже Ж. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 528 с.
26. Психология : словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
27. Программа «Развитие» / под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Издательство Гном и Д, 2000. - 96 с.
28. Программа «Детство» / под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаева. – М.: Издательство Гном и Д, 2014. - 89 с.
29. Программа «Гармония развития» / под ред. Д.И. Воробьева. – М.: Детство-пресс, 2006. – 144 с.
30. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения/ Межвузовский сборник научно-технических статей. / Е.Г. Ревина. – М.: Просвещение, 2007. – 180 с.
31. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие; в 2 кн. Система работы психолога с детьми разного возраста. / Е. И. Рогов. – М.: Издательство ВЛАДОС – Пресс, 2002. - 384 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2007.- 713 с.
33. Сеченов, И.М. Избр. Философ. и психол. произведения. / И.М. Сеченов. – М.: Госполитиздат, 1987. – 580 с.
34. Столяр, А.А. Педагогика математики. / А.А. Столяр. – Минск, Высшая школа, 1986. – 232 с.
35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
36. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников : популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: Академия развития, Академия Ко, 1998. – 208 с.
37. Тихомирова, Л.Ф. Выявление уровня умственного развития младших школьников. / Л.Ф. Тихомирова. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.
38. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова. / Д.Н.Ушаков. - М.: Славянский дом книги, 2009. – 960 с.
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года // Российская газета - № 303. - c.2-3.
40. Шаталов, А. В. Мониторинг как особый вид научной теории и практики / А. Шаталов. В. Афанасьев и др. // Педагогическая диагностика. - 2008. - №4. - c.28-39.
41. Шевелёв, Е.В. Энциклопедия интеллекта / Е.В. Шевелёв - М.: Ювента, 2011. – С. 97.
42. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе/ С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – С. 354.
43. Эдвардс М. TrendsinInternationalMathematicsandScienceStudy (Основные результаты международного сравнительного исследования качества математического и естественнонаучного образования – TIMSS - 03) – М.: Просвещение, 2012. - 46 с.
44. Эльконин, Д.Б.Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б.Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. – Киев, 1999. - С. 21-29.
45. Эфиров, С.И. Дошкольная психология / С.И. Эфиров - М.: Ломоносов, 2012. – 294 с.
46. Юмова, А.К. Основы методического мастерства воспитателя. / А. К. Юмова и др. – М.: СГПУ, 2009. – 123 с.
47. Юдин, Е.Г. Развитие логического мышления у дошкольников : межвузовский сборник научно-технических статей. / Юдин Е.Г – М.: Просвещение, 2016. – 281 с.
48. Яблокова, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. / А. П. Яблокова. - М.: Просвещение, 2010. - 231 с.
49. Яров, А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Яров. - М.: Просвещение, 2006. - 109 с.
50. Яслина, Т.И. Особенности развития мышления / Т.И. Яслина. – М.: Педагогика – Пресс, 2015. – 213 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ