Введение 3-5
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации учебной деятельности младших школьников.
1.1 Сущность понятия мотив, мотивация. мотивация учебной
деятельности 6-9
1.2 Особенности формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте 10-23
1.3 Проектная деятельность как средство формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников 23-29
Выводы по 1 главе 30-31
Глава 2. Изучение и формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.
2.1 Методики изучения мотивации учебной деятельности младших
школьников 32-38
2.2 Анализ полученных результатов 39-46
2.3 Программа формирования мотивации учебной деятельности младших
школьников в проектной деятельности 47-50
2.4 Повторная диагностика учебной мотивации у младших школьников.51-53
Выводы по второй главе 54-55
Заключение 56-58
Список литературы 59-61
Приложение 62-74
На сегодняшний день вопросы связанные с тем, откуда берутся и как возникают мотивы, волнуют очень многих педагогов и психологов. Разработка этих вопросов имеет большое значение для решения многих практических задач.
Школьный период в жизни ребенка - это очень важный момент, так как в жизни человека многое зависит о того как складывается обучение в школе.
Главной задачей школьного обучения является формирование у детей психологического механизма, который будет двигать ими в будущем. Младший школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации учащихся, а главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.
Мотивация учения в школе представляет собой актуальную социально- психологическую проблему, изучением которой занимались Е.Е.Кравцова, Б.М.Немов, Н.И.Чуткина и другие.
Г.Н.Жаворонков, И.А.Невский, Ю.И.Юричка отмечают, что актуальность проблемы мотивационной готовности к систематическому обучению детей в школе обусловлена также ростом числа «немотивированных» детей. Специалисты считают, что проблема неуспевающих в школе детей выходит за рамки психологической проблемы и становится одной их актуальных и трудно решаемых социальных проблем.
Таким образом, сложившаяся социальная ситуация определяет необходимость поиска эффективных методов и средств, способствующих формированию у детей мотивационного компонента готовности к обучению. Особую значимость при этом приобретают педагогические средства, позволяющие отслеживать как позитивные, так и негативные тенденции в образовательном процессе с целью своевременного принятия решения коррекции по коррекции индивидуального развития личности. А.С.Белкин, В.Г.Горб, А.А.Орлов, С.Н.Силина считают, что одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно обоснованного, прогностического и планового слежения, систематического педагогического наблюдения за состоянием индивидуального развития человека, а также выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Цель исследования: разработать и апробировать программу по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников в проектной деятельности.
Предмет исследования - проектная деятельность младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в проектной деятельности будет актуальной при соблюдении следующих требований:
• педагог должен способствовать активному включению учащихся в проектную деятельность;
• ознакомить учащихся с алгоритмом проектной деятельности;
• в процессе разработки проекта применять проблемно-поисковый метод, метод решения творческих задач, исследовательский метод, метод самоорганизации, метод коллективного взаимодействия;
• осуществлять педагогическое сопровождение и своевременно консультировать учащихся по вопросам преодоления трудностей в процессе работы над проектами.
Задачи исследования:
• определить мотивацию учебной деятельности на основе изучения понятия психолого-педагогической литературы.
• рассмотреть особенности формирования мотивов учебной деятельности младших школьников.
• подобрать методы для изучения мотивации учения младших школьников
• сделать отчет о результатах диагностики мотивации учения младших школьников
• разработать и апробировать программу формирования мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость: заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие учебной мотивации посредством проектной деятельности младших школьников....
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желаемого, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
Анализ психологической и педагогической литературы позволил выделить ряд условий, которые создают благоприятную почву для формирования мотивации учения. Это усвоение научных понятий, раскрытие условий их происхождения, формирование специфической учебной деятельности, создание противоречий между известным и неизвестным, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной деятельности, использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний, создание перспектив. Все эти условия очень важны, тем более, если они используются в совокупности. Каждое из этих условий рассчитано в большей степени на формирование определенных групп мотивов: либо широких социальных, либо учебно-познавательных.
Мотивация, как это видно, сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому формирование мотивации не может идти по частям (сначала сформируем понимание значимости знаний, затем долг и ответственность и т. д.). Только целостный подход может обеспечить успех формирования мотивации. Цель - именно то звено, через которое можно управлять процессом формирования мотивации, чтобы обеспечить такой подход.
Наблюдения показывают, что у современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в некоторой мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим уровень объективной готовности повышается в связи с общим ростом культуры, использованием радио, телевидения. Таким образом, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело дальнейшего формирования мотивации к начальной школе.
В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться интерес к способам приобретения знаний.
Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер.
Таким образом, мы приходим к выводу, что данные психологопедагогических исследований свидетельствуют о том, что младший школимый возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников. Пути воспитания мотивации учения у школьников должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и семьи.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М., 2011.
2. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников//Психология и педагогика, 2011.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография .- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ,2011.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.,Воронеж: МОДЭК,2006.
5. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса: Методологические характеристики: Монография .Спб.,2009.
6. Бодалев А.А. Психология о личности.-2010.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков - М.,2011.
8. Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе //2009.
9. Бордовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Новосибирск, НИПК и ПРО,2006.
10. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.:, 2010.
11. Васильев В.Н Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. - Народное образование. - М., 2011, с.177-180.
12. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности //Вопросы психологии.-2009.
13. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ 2-е изд.-М.:Просвещение,2010.
14. Выготский Л.С. Психология -М.:2010.
15. Господиникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, 2009....43