Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕTAПРЕДМЕTНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №80357

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проблема формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников средствами исследовательской деятельности в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Теоретические подходы к проблеме формирования
познавательных метапредметных результатов у младших школьников
1.2 Особенности исследовательской деятельности в начальной
школе 16
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Практические аспекты исследования 31
2.1. Задачи и содержание эмпирического исследования
2.2. Анализ полученных результатов 35
2.3. Программа внеурочной деятельности, направленная на
формирование познавательных метапредметных результатов у младших школьников средствами исследовательской деятельности 38
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение 55

На данном этапе развития образования современная школа работает в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования, что выражается в изменении целей и задач образования, а также в поиске совершенно новых подходов к организации образовательного процесса.
Одной из ведущих установок образования является ориентированность на качественный результат. Новый стандарт усовершенствовал требования к результатам обучения и установил требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, отвечающим за готовность и способность учащихся к саморазвитию, ценносто-смысловые установки обучающихся, сформированность мотивации к обучению и познанию, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, к которым относится освоение младшими школьниками универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предоставляющие учащимся овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учится, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим в себя приобретенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его изменению и применению, а так же систему основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной картины мира [28].
Младший школьник должен хорошо владеть системой действий, позволяющих ему решить различного рода задачи (учебные действия). Также ориентация на нахождение единого способа решения любых задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия), уметь самостоятельно отслеживать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка). Только при условии единства выполнения всех требований ученик становится субъектом учебной деятельности. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности. Этой проблемой занимались такие отечественные ученые как Ю.В. Громыко, А.В. Хуторский, Ю.Н. Кулюткин, Н.И. Глазунова, С.Ш. Федорова и др.
Также в современном мире открытой остается проблема поиска новых, инновационных методов и форм обучения, которые позволят не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько создать необходимые полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Одним из таких условий может стать активное внедрение в учебный процесс начальной школы исследовательской деятельности.
Между тем малая доля исследований направлена на выявление возможностей исследовательской деятельности в формировании метапредметных результатов обучения у младших школьников. Противоречие между, с одной стороны, возросшей потребностью в формировании более высоких метапредметных результатов у младших школьников, а с другой - недостаточной разработкой научно-методических основ исследовательской деятельности в начальной школе как средства их формирования обусловило проблему исследования: каковы возможности использования исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности в формировании познавательных метапредметных результатов у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования метапредметных результатов обучения у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание метапредметных и структуру познавательных метапредметных результатов младших школьников
2. Выявить особенности исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников
3. Экспериментальным путем выявить сформированность познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников.
4. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психологической и педагогической
литературы, синтез, обобщение, сравнение);
2. Эмпирические (опрос, тестирование);
3. Методы обработки и интерпретации данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
системно-деятельностный, компетентностно-аксиологический и
фасилитарно-средовой подходы.
Поставленные задачи определили ход исследования, которое осуществлялось в несколько этапов в период с 2015 по 2017 гг.
На первом этапе (декабрь 2015-май 2016 г.) изучалась психолого-педагогическая литература, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения эмпирического исследования, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе (сентябрь 2016-февраль 2017 г.) проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась программа внеурочной деятельности направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
На третьем этапе (март 2017-май 2017 г.) проводилась обработка и анализ полученных данных, оформлялись результаты исследования, формулировались выводы, заключение.
Базой нашего исследования явилась МАОУ СОШ № 21 г. Челябинска. Всего в эксперименте приняло участие 115 учащихся, из которых 60 мальчиков и 55 девочек. Возраст школьников составляет 7-8 лет.
Апробация исследования осуществлялась:
1. По результатам исследовательской работы опубликована статья: Шушукова Н.А. «Особенности исследовательской деятельности в начальной школе» //
2. Третий международный конгресс «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и профессиональные аспекты» 21-22 ноября 2016г.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте 50 страниц, 4 таблицы, 2 рисунка. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в осознании целей начального образования и способов их реализации. В современном образовании происходит переход от обучения как предоставления системы готовых знаний к работе (активной деятельности, добыванию информации) над выполнениями задания с целью выработки конкретных решений, от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций из жизни младшего школьника, к непосредственному сотрудничеству педагога и учащихся в ходе освоения новых знаний.
Актуальность развития познавательных метапредметных результатов средствами исследовательской деятельности для начальной школы обусловлена следующими факторами: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание ситуации успешности для учащихся.
Нами была поставлена следующая цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
Для достижения данной цели были выделены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрено структура познавательных метапредметных результатов младших школьников. В начальной школе можно отметить положительную динамику развития познавательных процессов. Формирование познавательных универсальных учебных действий включает в себя развитие высших психологических функций - произвольность памяти, внимание, воображение. Непосредственно в младшем школьном возрасте познавательные процессы приобретают самостоятельность. Ученик в этом возрасте овладевает специальными действиями, которые дают возможность сохранить в памяти увиденное и услышанное.
2. Выявлены особенности исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников. Исследовательскую деятельность в начальной школе можно определить как деятельность обучающихся напрямую связанную с решением творческих, исследовательских задач с ранее неизвестным решением и выявлением определенных этапов, предназначенных для открытия младшими школьниками новых фактов в научной сфере. Овладение учащимися исследовательского навыка как одного из способов освоения действительности, развитие мышления, укрепления личностной позиции учащихся в процессе всего обучения за счет овладения новыми знаниями, которые в вою очередь являются личностно - значимыми для младшего школьника в формировании исследовательской компетентности в процессе обучения.
3. Экспериментальным путем выявлена сформированность познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников. Было выявлено, что 41% младших школьника продемонстировал сниженную мотивацию к обучению, переживание так называемой «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению, лишь 3,5% оказались на высоком уровне развития познавательных умений.
4. Разработанная нами программа внеурочной деятельности, направленную на формирование познавательных метапредметных результатов обучения у младших школьников средствами исследовательской деятельности включала следующие темы: Что такое исследование? Как задавать вопросы? Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку. Наблюдение как способ выявления проблем. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Постановка вопроса (поиск гипотезы). Развитие умения выдвигать гипотезы. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Обоснованный выбор способа выполнения задания. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы. Методика проведения самостоятельных исследований.
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Выставки творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности детей.
Таким образом, задачи работы можно считать выполненными, а цель - достигнутой. Продолжение нашей работы мы видим в реализации программы «Юный исследователь!» в последующие годы обучения.



1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 182 с.
2. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] /А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. -С.25-29.
3. Братанова, Т. А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т. А. Братанова // Начальная Школа.- 2008. -№ 5. -С. 2-7.
4. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в
познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. - 2012. -№ 8. - С. 71 - 78.
5. Гладкова А. П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 2013.
6. Данильчинко Т. А. Активизация учебно-исследовательской деятельности как сред-ство развития творческого потенциала младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2011.
7. Дзанагова, Р. М. Раскрытие творческих способностей учеников [Текст] / Р. М. Дзанагова // Начальная школа. -2007. -№6 . -С. 91-100.
8. Емельянова, Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе [Текст] / Н.И. Емельянова // Воспитатель. - 2010. - №10. - С. 61-67.
9. Закон российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266, ст.11 Федеральный государственный стандарт и федеральные государственные требования.
10. Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов [Текст] // Управление начальной школой. - 2015. - №3. - С. 8-12.
11. Иванов, Г. Готовим юных исследователей [Текст] / Г. Иванов // Народное образование. -1999. -№ 6. -С.56-63.
12. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - №12.
13. Комарова, И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе (доклад, Региональная конференция пединициатив 2007) [Текст] / И. В. Комарова. - Петрозаводск, 2007.
14. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамдлеей ООН 20.11.2989) (вступила в силу для СССР 15 декабря 1990г.) [Текст] // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990. - №45. - С. 995.
15. Кравцова С. А. Развитие поисково-исследовательской деятельности младших школьников: автореф. дис. канд. псих. наук. - Тамбов, 2010.
16. Линых Н. А. Развитие познавательной активности и учебной мотивации учащихся начальной школы в исследовательской деятельности: автореф. дис. канд. псих. наук. - М., 2013.
17. Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. [Текст] /Л. В. Ляхова // Начальная школа.- 2009. -№7. -С.45.
18. Мыследеятельностная педагогика в начальной школе: метапредметы. — М., 2004.
19. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель,
2007.
20. Орлова, Л. А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. [Текст] / Л. А. Орлова // Начальная школа. -2007. - №3. -С.76-85.
21. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 37.
22. Пержинская, Е. В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. [Текст] / Е. В. Пержинская // Начальная школа. -2008. -№ 5. -С. 55-57.
23. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН,
2006. - № 3.- С. - 223-230.
24. Рябова, О.В. «Модель формирования познавательно-аналитической компетенции младших школьников средствами исследовательской деятельности»/ О.В. Рябова // Вестник «ЮУрГППУ». - 2016.-№7. -С-19
25. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] /А. И. Савенков. -М.: Изд. дом «Федоров»,2006.- 540с.
26. Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения. [Текст] /
А. И. Савенков // М.: Академия развития, 2005. -450с.
27. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] /Н. А. Семенов // Начальная школа. -2006. -№2. -С.21-26.
28. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -С. 282.
29. Слободчиков, В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования [Текст] /В.И.Слободчиков //Исследовательская работа школьников. - 2006. - №1. - С.34 - 38.
30. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А. И. Савенков.- М., 2006. -512с.
31. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 45.
32. Смолкина, Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е. В. Смолкина // Начальная школа.- 2007.- №2. -С. 28-31.
33. Соколова Т. Ю. Условия обучения исследовательской деятельности в начальной школе: На материале родного языка: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2001.
34. Тимофеева, В. П. Исследовательская работа в начальной школе. [Текст] / В. П. Тимофеева // Начальная школа. -2008. -№2. -С. 78-81.
35. Толковый словарь [Электронный ресурс]/ Д.Н. Ушаков http://ushakovdictionary.ru/
36. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] /Л.А.Тысько// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006. - №4. - С. 14-
37. Федеральный государственный образователеьный стандарт начального общего образования [Текст]. - М., 2010.
38. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. -
2003. - №1. - С. 48-51.
39. Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся [Текст] /Д.Г.Ямалтдинова// Начальная школа.- 2008. -№2. -С. 43¬45.
40. H. Hudson. The 6 Online Research Skills Your Students Need // Scholastic Teach with Technology. Retrieved 12 November 2015
41. Wood D., Bruner J., Ross. G. The role of tutoring in problem solving // Journal of Child Psychology and Child Psychiatry. - 1976. - № 17. - pp.89-100.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ