Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОНЯТИЙ О СВОЙСТВАХ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

Работа №146921

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА 7
1.1. Учебный предмет биология как система понятий 7
1.2. Теория формирования и развития биологических понятий 14
1.3. Особенности познавательной деятельности пятиклассников 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О СВОЙСТВАХ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ 29
2.1. Анализ понятий о свойствах живого организма в современных школьных учебниках биологии 29
2.2. Состояние проблемы формирования общебиологических понятий у
пятиклассников в практике работы современных учителей 36
2.3. Разработка экспериментальной методики формирования понятий о
свойствах живого организма у пятиклассников и ее апробация 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

В результате модернизации основного общего образования было пересмотрено содержание биологического материала и последовательность его изучения. При изучении биологии уже в пятом классе вводятся такие общебиологические понятия, как свойства живого организма, формирование которых основано на абстрактном мышлении. Вместе с тем известно, что абстрактное мышление у младших подростков только начинает формироваться. Чтобы устранить данное противоречие, важно пересмотреть и актуализировать средства, методы и условия формирования биологических понятий в соответствии с возрастными особенностями познания у обучающихся.
Учебный предмет «Биология» представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Понятия - это обобщенный вид знания и, в то же время, это форма мышления обучающихся в процессе усвоения биологии. Они наиболее экономно и емко выражают содержание основ биологии.
Исследования проблем формирования понятий были проведены в 50-х годах XX века коллективом ленинградских методистов под руководством Н.М. Верзилина. Итогом этой работы явилось создание «Теории развития биологических понятий», которая обосновала научную базу, определяющую отбор и расположение учебного материала в школьных курсах биологии и повлияла на пересмотр методов, методических приемов и форм обучения и воспитания обучающихся.
Анализ педагогических исследований показал, что современная система биологических понятий школьного курса биологии имеет многоплановый характер. Проблемы формирования и развития биологических понятий были предметом исследования многих ученых, таких как И.Д. Зверев, Б.Д. Комиссаров, А.М. Мягкова, В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Н.З. Смирнова и др.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает, что биология, как учебный предмет, должна обеспечивать учеников не только знаниями, но и умениями применять их на практике в различных ситуациях. Многочисленные исследования, данные аналитических материалов Федерального института педагогических измерений и личный педагогический опыт показывают, что многие обучающиеся усваивают знания о понятиях формально: могут воспроизвести определенные понятия, но затрудняются выполнить какую-либо деятельность с опорой на эти понятия, применить их к разрешению проблем. Биология играет важную роль в формирования естественнонаучных понятий. Как учебный предмет, она создает у обучающихся целостное восприятие живого мира, формирует универсальные учебные действия и развивает логическое мышление обучающихся.
Содержание школьного курса биологии включает понятия, термины, закономерности, области их применения, которые должен знать каждый независимо от специальности. Менталитет современного образованного человека обязывает ориентироваться в окружающей среде обитания, иметь представления о свойствах живого, о разнообразии живых организмов, химических процессах, проходящих как в живой природе, так и в живом организме, о собственном организме (строении, функциях, закономерностях биохимических процессов, развития), об истории развития живой природы, экосистемном характере жизни, биосфере, роли живых организмов в природе и роли человека в биосфере.
Все эти знания в учебном предмете средней школы выстраиваются в стройную систему знаний, если они объединены научными понятиями и основополагающими идеями науки. На этих основах учебный предмет «Биология» должен формировать научное миропонимание, эмоционально­ценностные отношения к живому миру, развивать экологическую культуру личности и осуществлять подготовку школьников к жизни. Учебный предмет «Биология» включает также материалы по овладению различными методами биологических исследований (наблюдение, описание, определение объектов и пр.) и разными способами учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять и пр.).....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование посвящено одной из актуальных проблем методики обучения биологии - содержанию образования, процессу формирования биологических понятий. Понятие - форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Овладение понятием включает разнообразные операции памяти и мышления. Оперирование понятиями стимулирует умственное развитие обучающихся, приучает их мыслить, осуществлять поиск, использовать в иных ситуациях при раскрытии новых понятий.
Основу характеристики понятия как логической категории, составляют признаки родовые (большие понятия) и видовые (характерные только для данного понятия). Логическая структура понятия включает содержание и объем понятия.
Формирование у обучающихся понятий о свойствах живого организма при изучении биологии в 5 классе - это формирование у обучающихся следующей системы знаний о свойствах живого: отличие живых тел от тел неживой природы; признаки живого - обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость; организм как единица живой природы; органы организма, их функции; согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Данные понятия относятся к общебиологическим, в основе их формирования лежит абстрактное мышление, которое у детей данного возраста только начинает формироваться. Учителю важно помочь пятиклассникам усвоить программный материал. Это можно сделать, используя различные приемы на каждом этапе формирования понятия.
В ходе выпускной квалификационной работы были изучены психолого­педагогические и методические основы формирования общебиологических понятий у детей младшего подросткового возраста, проведен констатирующий эксперимент, разработана и апробирована экспериментальная методика формирования понятий о свойствах живого организма у пятиклассников.
На основании проведенного исследования, в соответствии с поставленными целью и задачами сделаны следующие выводы:
1. Процесс формирования биологических понятий - ступенчатый процесс, включает следующие этапы: восприятия, формирования представлений и образование понятия. Учеными-методистами предложены и обоснованы средства для успешного протекания данных этапов, а, значит, и для эффективного формирования биологических понятий.
2. При формировании общебиологических понятий у младших подростков необходимо учитывать познавательные возможности их мышления: способность к логическим рассуждениям, которые все же еще очень конкретны.
3. Современные школьные учебники биологии для 5 класса в обязательном порядке содержат понятия о свойствах живого организма, которые являются сложными, общебиологическими понятиями, в их усвоении участвует абстрактное мышление.
4. При формировании понятий о свойствах живого организма у пятиклассников современные учителя биологии, как правило, уделяют основное внимание первым двум этапам формирования понятий: восприятию и формированию представлений, третий этап - этап формирования понятия, либо отсутствует вовсе (переносится на домашнее задание), либо на него остается недостаточно времени.
5. Формирование у младших подростков понятий о свойствах живого организма будет эффективным, если на уроке присутствуют все этапы формирования понятия и подобраны средства, способствующие протеканию этих этапов, а так же используются методические приемы, соответствующие возрастным познавательным возможностям обучающихся.


1. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые подходы к обучению биологии в образовательной школе в условиях ФГОС: учеб. пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 299 с.
2. Ахметова Л.В. Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 155-160
3. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. М.: Вентана-Граф, 2015.144 с.
4. Боброва Н.Г. Аспекты применения технологии обучения в сотрудничестве при организации практической деятельности учащихся на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 7. С. 31-35.
5. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика // Самарский научный вестник № 2 (7). Самара: ПГСГА, 2014. С. 11-15.
6. Величковский Б.М. Психология восприятия. М., 1973. 246 с.
7. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. М.: Смысл, 2006. 448 с.
8. Верзилин Н.М. Проблема развития понятий в преподавании биологических предметов. Развитие биологических понятий в 5-9 классах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 112 с.
9. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов биологических факультетов педагогических институтов. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1976. 384 с.
10. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 624 с.
11. Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 240 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Аспект-Пресс, 2012. 224 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
14. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. С. 272- 317.
15. Гуревич П.С. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 320 с...36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ