Введение 3
Глава I. Теоретические основы универсальных учебных действий 6
1.1. Оущность понятия универсальные учебные действия 6
1.2. Концепции формирования универсальных учебных действий 13
1.3. Методология проектирования Программы развития универсальных
учебных действий для основного общего образования 15
1.4. Мeтaпрeдмeтныe результаты освоения основной образовательной
программы: проблемы и пути решения 19
Глава II. Формирование универсальных учебных действий и реализация уроков при изучении темы «Углеводороды» 28
2.1. Педагогический эксперимент 28
2.2. Конспекты уроков 41
2.3.Организация научно-исследовательской работы учащихся по изучению темы «Углеводороды» 57
Список использованных источников 61
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». [1]
Исходя из актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную теоретическую и методическую проработанность, а также острую потребность общеобразовательных учреждений, нами была определена тема исследования: Формирование универсальных учебных действий при изучении темы «Углеводороды».
Сформированность универсальных учебных действий обеспечивает способность обучаемого к самостоятельному поиску информации, освоению новых умений, осуществлению этапов учебной деятельности. Обзор литературных данных показывает, что сегодня умение старшеклассника самостоятельно организовать свою деятельность на этапе обучения в школе является необходимым условием его успешности в процессе обучения в вузе.
[2]
Цель работы разработка системы заданий для формирования универсальных учебных действий при изучении темы «Углеводороды».
Объектом исследования является процесс изучения школьниками темы «Углеводороды».
Предмет исследования теория и методика универсальных учебных действий в процессе изучения химии в школе.
В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: процесс изучения темы «Углеводороды» учащимися средней школы будет более успешным, если его разработка содержания и проведения уроков формировать на основе универсальных учебных действий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были
сформулированы основные задачи исследования:
• информационный поиск и анализ литературных источников;
• разработка содержания уроков;
• подготовка материалов для организации самостоятельной работы учащихся....
1. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы выявлено, что разработка системы формирования универсальных учебных действий при изучении темы «Углеводороды» является актуальным и эффективным, о чем свидетельствует:
• повышение мотивации учащихся к обучению;
• повышение их познавательной активности;
• инициативности и самостоятельности.
2. Разработаны и проведены уроки по теме «Углеводороды». Выявлено, что такие уроки дают положительный эффект, но при этом требуют специальной подготовки и больших временных затрат у учителя.
3. Разработанные задания можно использовать для диагностики уровня знаний учащихся о «Углеводородах».
4. Контрольное тестирование по теме «Углеводороды» показало, что процент оценок «4» и «5» в 10 классе значительно увеличился на 25 %.