ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Культурологический подход в школьном курсе географии...6
1.1 Место культурологического подхода в методике преподавания
географии 6
1.2 Разделы географии, в которые интегрирован культурологический
подход 8
1.3 Формы деятельности в географическом образовании с точки
зрения культурологического подхода 11
ГЛАВА 2 Реализация культурологического подхода в преподавании курса школьной географии 16
2.1 Психолого-педагогические особенности детей подросткового
возраста при проведении практических работ по географии 16
2.2 Применение практических методов обучения по формированию
географической культуры школьников 21
2.3 Культурологический подход в организации внеурочной деятельности 25
ГЛАВА 3. Практическая работа «Разработка туристического маршрута для 8 класса для посещения культурно-массового мероприятия за пределами места проживания» 28
3.1 Порядок выполнения практической работы 28
3.2 Пример выполнения практической работы 30
3.3 Итог выполнения практической работы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Актуальность. Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественноэстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования - комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.
В этой системе определенное и устойчивое место занимает комплекс знаний наук о Земле, который представлен учебным предметом «География». География в школе - один из учебных предметов, имеющий целью дать учащимся общеобразовательной школы систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Специфика географии - ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек - природа - хозяйство - окружающая среда».
Цели школьного географического образования — поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению — основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.
Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.
Идея культурологического подхода в образовательном процессе не является новой. Вопрос о месте и роли культурологического подхода остается актуальным в географической науке и в школьной географии уже многие десятилетия. Так вопрос о принципе культуросообразности был обозначен еще немецким педагогом Дистервегом - «в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». Широкое распространение этот принцип в виде идеи народности воспитания получил во второй половине XIX в., и в России прежде всего, благодаря трудам К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Знания своей религии, своей родины с ее природой, географией, историей, культурой К.Д. Ушинский считал необходимым для воспитания образованного человека и гражданина. Идеей культуросообразности была пронизана реформа школы, разрабатывавшаяся в 1915-1916 гг. под руководством крупного ученого, министра народного просвещения П.Н. Игнатьева, в проекте которой была сделана попытка реализовать принцип культуросообразности воспитания с учетом как культурных традиций России, так и необходимости ее интеграции в европейскую культуру. Первый съезд преподавателей географии, проходивший в марте 1915 г. под председательством Д.Н. Анучина, наметил пути реформирования школьной географии. Культурологический принцип стал основополагающим в ее содержании [21].
Объект исследования: культурологический подход в географическом образовании.
Предмет исследования - методические условия организации практических работ с внедрением культурологического подхода на уроках географии.
Цель работы — внедрение культурологического подхода в процесс обучения географии при проведении практических работ.....
Культурологический подход в географическом образовании позволяет рассматривать географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые природные социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека. Реализация культурологического подхода в географическом образовании есть способ гармонизации отношений между обществом и природой.
Целью использования культурологического подхода вижу в получении знаний через эмоциональное восприятие. Психологами доказано, что для формирования зрелой личности недостаточно «умственной начинки», необходимо вызывать эмоциональные реакции (обсуждение, критика, восхищение, удивление...- положительные и отрицательные). Воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.
Культурологическое содержание в географическом образовании проявляется в следующем:
• ценностная контекстность, возникающая при ознакомлении с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, что поможет воспитать у школьников любовь к большой и малой Родине;
• междисциплинарность, подчеркивающая, что география интегрирует в себе экологию, экономику, социологию, краеведение. Благодаря чему одни и те же объекты материальной и духовной культуры могут быть рассмотрены в нескольких аспектах (например, р. Волга может быть рассмотрена как крупнейшая река Европы или как древнейший исторический водный путь, или как символ России и т.д.);
• фактологичность, предусматривающая ориентацию на эмоционально-образное изучение географического материала;
• нормативность, направленная на раскрытие географических норм, традиций и эталонов, которые помогают сберегать и восстанавливать окружающую среду;
• оценочность, выражающаяся в эмоционально-волевых реакциях (хорошо-плохо, добро-зло) в отношении природы и общества;
• историчность, позволяющая понять закономерность в развитии географических знаний о сущности явлений и процессов, историю взаимоотношений общества и природы.
Стержнем культурологического подхода выступает система ценностей географического образования. Системообразующие ценности - окружающая среда (пространство)- человек- время. Культурологический подход в географическом образовании, возможно, реализовать в различных формах деятельности:
• интеллектуальной - в процессе освоения «научных географических знаний как элементов культуры»;
• практической - в условиях многомерной культурной среды, «растящей и питающей личность»;
• художественно-эстетической - в процессе приобщения к великим творениям культуры через содержание школьной географии;
• исследовательской - в ходе выполнения научных проектов;
• коммуникативной - творящей культуру в процессе общения;
• игровой - демонстрирующей эталон культуры в человеческом обществе.
Средства географии позволяют создать особую среду, в которой и реализуется культурологический подход.
1. Абдрахман Г.К статья «Культурологический подход в образовании»
УДК 378: 39 Таразский государственный педагогический институт Режим доступа URL: https://docviewer.yandex.ru/view/470321618/?
page=1&*=YsLbl4TPijOtOTeBWp8Hywrojdl7InVybCI6Imh0dHA6Ly9uYmlzdS 5tb3kuc3UvX2xkLzcvNzMwX0FiZHJheG1hbl9HLkMuLnBkZiIsInRpdGxlIjoiNz MwX0FiZHJheG1hbl9HLkMuLnBkZiIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ1aWQiOiI 0NzAzMjE2MTgiLCJ0cyI6MTU4NTc0NjU1MDA4NywieXUiOiI1MDQ1NzM3 MjYxNTQ0MjAyOTk3Iiwic2VycFBhcmFtcyI6Imxhbmc9cnUmdG09MTU4NTc 0NjUyOSZ0bGQ9cnUmbmFtZT03MzBfQWJkcmF4bWFuX0cuQy4ucGRmJnRle HQ9JUQwJUJBJUQxJTgzJUQwJUJCJUQxJThDJUQxJTgyJUQxJTgzJUQxJTgw JUQwJUJFJUQwJUJCJUQwJUJFJUQwJUIzJUQwJUI4JUQxJTg3JUQwJUI1JU QxJTgxJUQwJUJBJUQwJUIwJUQxJThGKyVEMCVCQyVEMCVCNSVEMSU 4MiVEMCVCRSVEMCVCNCVEMCVCRSVEMCVCQiVEMCVCRSVEMCVC MyVEMCVCOCVEMSU4RislRDAlQjIrJUQwJUJFJUQwJUIxJUQxJTgzJUQxJ Tg3JUQwJUI 1JUQwJUJEJUQwJUI4JUQwJUI4JnVybD 1odHRwJTNBLy9uYml zdS5tb3kuc3UvX2xkLzcvNzMwX0FiZHJheG1hbl9HLkMuLnBkZiZscj02MiZta W1lPXBkZiZsMTBuPXJ1JnNpZ249MjZlYmVmNDVhY2EwNGU5MTZj YTJm Yjg2OTBmYjNiYmIma2V5bm89MCJ9&lang=ru
2. Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. География России. Природа и население. 8 класс. Учебник
3. Душина И.В., Смоктунович Т.Л., Дронов В.П. учебник Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9) 7 класс Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация «Российский учебник», Учебник.
4. Байкова Э.Г., Хлебосолова О.А. Практикум по теории и методике обучения географии в школе / Э. Г. Байкова, О. А. Хлебосолова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж : ВГПУ, 2005. - 88 с. Режим доступа URL: http:// www.vspu.ac.ru/download/lib/B/baikovhleb.pdf
5. Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2015 - 224 с.
6. Беловолова, Е.А. Методика реализации практической
направленности обучения географии в современной школе: монография.— М.: Прометей, 2013. — 144с. Режим доступа URL
https://search.rsl.ru/ru/record/02000023635
7. Бенин В.Л., Гончар Е.А. статья
«Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании будущих учителей географии»
журнал Известия Саратовского университета. новая серия. серия: акмеология образования. психология развития. 2012. т. 1. № 4. с. 90-94. Режим доступа URL https://elibrary.ru/item.asp?id=21193092
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. — 398 с. Режим доступа URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003401943
9. Веденин Ю.А., Туровский Р.Ф. Культурная география. М.: Рос. НИИ культур. и природ. наследия им. Д.С. Лихачева, 2001. — 191с. Режим доступа URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000747613
10. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. — 257 с.
11. Гладкий Ю. Н. Культурная география: трудности институционализации // Изв. Русск. Геогр. о-ва. — 2010. — №6 https://elibrary.ru/item.asp?id=17055000
12. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Культурно-исторические
макрорегионы мира // Регионо-ведение. М., — 2002. С. 147-359. Режим доступа URL: https://www.studmed.ru/gladkiy-yun-chistobaev-ai-
regionovedenie 1b5baee3a6d.html
13. Гороховская В.П., Дога Е.Ф. статья «Культурологический подход в изучении географии ПМР» Вестник Приднестровского университета. Серия: Медико-биологические и химические науки. 2011. № 2 (38). С. 139-143. Режим доступа URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26677584
14. Григорьев А.А., Паранина Г.Н. Культурная география: шаг к истокам? // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. - №3. - С.60-72. https://elibrary.ru/item.asp?id=16755322
15. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 1996. - 192с. Режим доступа URL: http://bookre.org/ reader?file=670004....31