Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ГЕШТАЛЬТ – ПОДХОДУ

Работа №124266

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Литературный обзор
1. Индивидуально – психологические особенности психологов…………..10
1.1 Индивидуально - психологические особенности студентов, обучающихся психологии
1.2 Особенности гештальт - подхода, арт - подхода и когнитивно-поведенческого подхода
1.3 Особенности психологов в практической деятельности………….........36
1.4 Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи, предмет, объект исследования…………………………...46
2.2 Методы исследования
2.3 Список переменных
2.4 Математико - статистические методы обработки данных
2.5 Процедура исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Описательные статистики показателей распределения пола…………..58
3.2 Проверка нормального распределения показателей шкал16 факторного опросника Кеттелла
3.3 Различия по уровню личностной тревожности у респондентов, обучающихся гештальт - подходу, арт - подходу и когнитивно - поведенческому подходу
3.4 Различия индивидуально - психологических особенностей респондентов, обучающихся гештальт - подходу, арт - подходу и когнитивно - поведенческому подходу
3.5 Различия эмпатии у респондентов, обучающихся гештальт - подходу, арт - подходу и когнитивно - поведенческому подходу
3.6 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ…


Актуальность. В последние десятилетия в России приобретают популярность такие направления, как гештальт – терапия, арт – терапия, когнитивно – поведенческая терапия и другие. В России активное распространение гештальт - подхода наблюдается последние 30 лет (Кормушина Н. Г., 2016). Арт – терапия, в нашей стране, также получила свое развитие в конце 80 – х годов, когнитивно – поведенческая терапия в конце 90 - х годов. Но, на сегодняшний момент, проведено мало исследований, выявляющих индивидуально - психологические особенности психологов, обучающихся конкретному практическому подходу. Вследствие этого тема является актуальной.
Практическое значение нашего исследования определяется необходимостью получения информации об индивидуально – психологических особенностях психологов, что возможно поможет будущему психологу, исходя из своих индивидуально – психологических особенностей, определиться со сферой деятельности. Кроме того, полученные данные, возможно, помогут понять психологу, какие личностные качества необходимо развивать чтобы заниматься определенным подходом (арт – терапия, гештальт – терапия, когнитивно – поведенческая терапия). А также, выявление индивидуально – психологических особенностей психологов, в разных подходах, возможно, поможет будущему клиенту выбрать для себя наиболее подходящий метод терапии и психолога, работающего в нем.
Объект. Индивидуально – психологические особенности психологов.
Предмет. Индивидуально – психологические особенности психологов, обучающихся гештальт - подходу, арт – подходу и когнитивно – поведенческому подходу.
Цель. Выявить индивидуально – психологические особенности психологов, обучающихся гештальт - подходу, арт – подходу и когнитивно – поведенческому подходу.
Задачи.
1. Изучить индивидуально – психологические особенности психологов.
2. Изучить особенности гештальт – терапии, арт – терапии и когнитивно – поведенческой терапии.
3. Выявить различия между индивидуально – психологическими особенностями психологов, обучающихся гештальт – подходу, арт – подходу и когнитивно – поведенческому подходу.
Гипотеза.
1. Индивидуально - психологические особенности психологов, обучающихся гештальт - подходу, арт - подходу, и когнитивно – поведенческому подходу различаются.
2. У психологов, обучающихся гештальт – подходу и арт – подходу более высокий уровень эмпатии, чем у психологов, обучающихся когнитивно – поведенческому подходу.
3. У психологов, обучающихся гештальт – подходу и арт – подходу более высокий уровень сензитивности, чем у психологов, обучающихся когнитивно – поведенческому подходу.
4. У психологов, обучающихся гештальт – подходу более высокий уровень личностной тревожности, чем у психологов, обучающихся арт – подходу и когнитивно – поведенческому подходу.
5. У психологов, обучающихся гештальт – подходу более высокий уровень самоконтроля, чем у психологов, обучающихся арт – подходу и когнитивно – поведенческому подходу.
Методики.
1. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И. М. Юсупова.
2. 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (Методика многофакторный опросник Кэттелла, форма С).
3. Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Л. Ханина.
4. Анкета.
Выборка.
Для эмпирического исследования была сформирована выборка психологов, обучающихся гештальт – терапии, арт – терапии и когнитивно – поведенческой терапии, в количестве 103 респондентов, женского и мужского пола, в возрасте от 25 до 40 лет.
Выборку составляют: психологи, обучающиеся в Московском гештальт институте, психологи, обучающиеся в институте практической психологии «Иматон» и психологи, обучающиеся когнитивно – поведенческой терапии на базе Клиники Неврозов им. И. П. Павлова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данного диссертационного исследования было выявить индивидуально – психологические особенности психологов, обучающихся гештальт - подходу, арт – подходу и когнитивно – поведенческому подходу. Для реализации поставленной цели был проведен анализ исследований, посвященных изучению индивидуально – психологические особенностей психологов и особенностей гештальт – терапии, арт – терапии и когнитивно – поведенческой терапии, который показал, что практически отсутствуют исследования, выявляющие индивидуально – психологические особенности психологов, обучающихся конкретным практическим подходам. Анализ полученных результатов показал, что индивидуально - психологические особенности психологов, обучающихся гештальт - подходу, арт - подходу, и когнитивно – поведенческому подходу имею статистически значимые различия. По генерализованному признаку эмпатии различий выявлено не было, в целом был обнаружен высокий уровень эмпатии у психологов всех трех подходов. Но, были выявлены различия в выраженности эмпатии по шкалам, так у психологов, обучающихся арт – подходу более выражены шкалы «эмпатия к родителям» и шкала «эмпатия к пожилым людям», чем у двух других групп. Также, у психологов, обучающихся арт – подходу и гештальт – подходу более выражена шкала «эмпатия к детям» в сравнении когнитивно – поведенческими психологами. Далее, полученные данные свидетельствуют нам о том, что у психологов, обучающихся гештальт – подходу менее выражена шкала «эмпатия к незнакомым», чем у двух других групп психологов. Различия по шкале «сензитивность» были выявлены на уровне статистической тенденции между группами. В свою очередь, полученные результаты, демонстрируют более высокий уровень личностной тревожности и более высокий уровень самоконтроля у психологов, обучающихся гештальт – походу, чем у психологов, обучающихся арт – подходу и когнитивно – поведенческому подходу. Полученные результаты исследования, подтверждают нашу гипотезу о существующих различиях в индивидуально – психологических особенностях психологов, обучающихся трех различным подходам, а также частично подтверждают другие выдвинутые гипотезы.
Таким образом, проведенное исследование вносит вклад в понимание того, какими индивидуально – психологическими особенностями обладают психологи, обучающиеся гештальт – подходу, арт – подходу и когнитивно – поведенческому подходу. Однако наше исследование имеет свои ограничения, описанные в Главе 3, что обуславливает необходимость дальнейших исследований. Также, для более глубокого изучения исследуемой области дальнейшие исследования могут охватывать группы психологов, обучающихся различным другим практическим подходам, что может способствовать расширению знаний об индивидуально – психологических особенностях психологов.



1. Абдурасулов Т. Д. Я – концепция как фактор профессионального самоопределения студентов // Человек и образование. 2011. № 3. С. 155 – 160.
2. Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально – психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1 – 2. С. 73 – 84.
3. Арт – терапия: Хрестоматия / Под. Ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
4. Бабаева Н. А. Структура профессиональной деятельности практического психолога: учеб. метод. пособие. – М.: РУДН, 7 – 8 с.
5. Бабкунова О. Н. Психологическая характеристика «образа Я» и самоотношения личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4 – 1. С. 9 – 12.
6. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
7. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Гештальт 2001: сборник материалов Московского гештальт института за 2000 год. М.: Московский гештальт институт, 2001. 6 – 14 с.
8. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. —СПб.: Питер, 2003.
9. Буравцова Н. В. Взаимосвязь психологического пространства личности и эмпатии студентов – педагогов и психологов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 9 – 10. С. 89 – 97.
10. Бурлачук Л. Ф., Кочарян А. С., Жидко М. Е. Психотерапия: Учеб. пособие для вузов. 3 – е изд. – СПб.: Питер, 2009. 496 с.
11. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта / Пер. с фр. Е. В. Просветиной. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 287 с.

12. Дорошенко Т. В. Исследование эмпатического профиля личности будущих психологов // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 42 – 49.
13. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М.: Класс, 2000. 481 с.
14. Иконникова О. М., Пучкова Е. Б. Взаимосвязь личностных особенностей и выбора профессии у будущих психологов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 87-93.
15. Йонтеф Г. Гештальт - терапия: Введение // Гештальт – 2001: Сб. мат. Московского гештальт института за 2001 год. М.: Московский гештальт институт, 2001. 15 – 24 с.
16. Калитеевская Е. Формирование личности гештальт – терапевта // Гештальт - 2003: Сб. мат. Московского гештальт института за 2003 год. М.: Московский гештальт институт, 2003. 63 - 70 с.
17. Конюхов Н. И. Словарь – справочник по психологии / Н. И. Конюхов. М., 1996. – 160 с.
18. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. Изд.: Речь, 2003. 96 с.
19. Королева Т. Ю. Социально – психологические аспекты деятельности помогающих специалистов (на примере врачей и психологов) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 39. С. 293 – 296.
20. Кривцова А. С. Содержание и психологические особенности профессиональной деятельности практического психолога // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. № 2. С. 137 – 145.
21. Кучерявенко И. А. Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях // Молодой ученый. 2012. №12. С. 415 - 416.
22. Лебедева Н. М., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб.: Речь, 2004. 560 с.
23. Макнифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт - терапии. 2002. №2. С. 8 - 25.
24. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
25. Назарова Н. Р. Профессиональное становление личности Арт-терапевта на начальных стадиях профессионализации: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.03 / Назарова Наталия Рафаэлевна. СПб., 2009. 196 с.
26. Нартова - Бочавер С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» – новый метод диагностики личности / С. К. Нартова - Бочавер // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 77 - 89.
27. Парлетт М. Раздумья о теории поля // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно - Европейский Гештальт Институт). 2003. № 3. С. 51 - 85.
28. Перлз. Ф. Гештальт - подход и свидетель терапии / Пер. с англ. М. Папуша. М., 1996. 240 с.
29. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт - терапии / Перевод с английского В. Кислюк, А. Корнева, В. Петренко. Институт общегуманитарных исследований. М., 2001. 384 с.
30. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Перевод с aнглийского Н. Б. Кедровой, А. Н. Костриковa; Под редaкцией Д. Н. Хломовa. М., Смысл. 2000. 358 с.
31. Петренко Е. А., Шалабаева И. В., Исследование профессионально – важных качеств будущих психологов // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. 2014. № 41. С. 165 – 170.
32. Погодин И. А. К постмодернистской критике категорий времени, пространства и личности (эссе о переживании) // Психическая травма и переживание: гештальт - терапия кризиса: Cб. ст. / ред. И. А. Погодин. Минск, 2008. С. 108
33. Погодин И. А. Философские и методологические основания диалоговой психотерапии // Диалоговая модель гештальт - терапии: сб. ст. 2 т. Т 1. / ред. И. А. Погодин. Минск, 2009. С. 105.
34. Погодин И. А. Сущность диалоговой психотерапии: практические и прикладные аспекты // Диалоговая модель гештальт - терапии: сб. ст. 2 т. Т 2. / ред. И. А. Погодин. Минск, 2009. С.102.
35. Погодин И. А. Психотерапия в эпоху постмодерна / Гештальт гештальтов: Евро-Азиатский вестник гештальттерапии. Выпуск 1. 2007. Москва, 2007. С. 26 - 37.
36. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт – терапия: Контуры теории и практики / Пер. с англ. А. Я. Логвинской. М.: Класс, 2004. 272 с.
37. Полякова О. Б. Психологические особенности эмпатических способностей психологов и педагогов // Мир образования – образование в мире. 2010. № 1. С. 80 – 92.
38. Растегаева Л. С. Эстетические принципы в методах арттерапии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 7. С. 188 – 193.
39. Резник Р. Гештальт – терапия: принципы, точки зрения и перспективы // Гештальт 1995: сборник материалов Московского гештальт института за 1995 год. М.: Московский гештальт институт, 1996. С. 6 – 12.
40. Робин Ж - М. Очерк о теории поля в гештальт-терапии // Гештальт – 92. Сборник материалов московского Гештальт Института. – М.: ТОО Гештальт институт, 1992 г. – С. 26 - 42.
41. Савинова Т. В., Былкина Т. Г., Пустобаева Е. И. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов – психологов // Гуманитарные, социально – экономические и общественные науки. 2014. № 12. С. 219 - 222
42. Хломов Д., Калитеевская Е. Основные стратегии работы гештальт - терапевта // Сборник материалов Московского гештальт института за 1999 год. М.: Московский гештальт институт, 1996. С. 29 - 39.
43. Ковпак Д. В. Развитие когнитивно – поведенческого направления психотерапии, роль Отечественной физиологической и психологической школ // Вестник психофизиологии. 2014. № 4. С. 67 – 73.
44. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55-81.
45. Карачевский А. Б. О психотерапии, ее месте и путях совершенствования в Украине // Вестник Ассоциации психиатров Украины. 2012. № 2. С. 31 – 36.
46. Кормушина Н. Г. История развития концепции гештальт – подхода в психологии // Студенческая наука ХХI века. 2016. № 1. С. 205 – 208.
47. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. — М. : Академия, 2002.
48. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 153-156.
49. Buber M. Healing through meeting. Pointing the way. 1957. Schocken Books, New York. P. 97.
50. Dimitrijevic A., Hanak N., Milojevic S. Psychological characteristics of future helping professionals: empathy and attachment of psychology students // Psihologija. 2011. P. 97 – 115.
51. Falanga, R., De Caroli M. E., Sagone, E. Self - efficacy beliefs and representation of self and psychology a longitudinal study with psychology university students // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2013. P. 259 – 299.
52. Hendlin S. J. Gestalt therapy: aspects of evolving theory and practice // The humanistic psychologist. 1987. № 3. P. 184 – 196.
53. Hycner R., Jacobs L. The healing relationship in gestalt therapy. A dialogical / Self psychology approach. The Gestalt Journal Press. 1995. New York.
54. Knapp P., Beck A. Cognitive therapy: foundations, conceptual models, applications and research // Rev Bras Psiquiatr. 2008. P. 54 – 64.
55. Sagone E., De Caroli M. E. Locus of control and academic self - efficacy in university students: the effects of Self – concepts // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2014. P. 222 – 228.
56. Sommer, U., Tonnesvang, J. Gestalt therapy and cognitive therapy – contrasts or complementaries // Psychotherapy Theory, Research, Practice, Training. 2010. № 4. P. 586–602.
57. Wagner – Moore L. Gestalt therapy: past, present, theory and research // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2004. № 2. P. 180 – 189.
58. Yontef G. Awareness, dialogue and process: essays on gestalt therapy. The Gestalt Journal Press. 1993. New York.
59. Yontef, G., Jacobs, L. Gestalt Therapy. In R. J. Corsini & D. Wedding. Current Psychotherapies. 2013. P. 328–367.
60. Верняева Т. А. Профессионально – личностный портрет психолога: [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук (19.00.03) / Верняева Татьяна Александровна; РГБ ОД. - СПб, 1997. 200 c.
61. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт – терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками обзор современных публикаций [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. № 4.
URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2844 (дата обращения: 20.04.2015).
62. Кудрина А. В. Методы арт – терапии в практике психологического консультирования [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 3. URL: http://www.psyanima.ru/journal/2009/3/2009n3a5/2009n3a5.pdf (Дата обращения: 28.04.2015).
63. Милтон Дж. Психоанализ и когнитивно - поведенческая терапия — конкурирующие парадигмы или общая почва? [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 4. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2112 (дата обращения: 28.03.2016).
64. Погодин И. А. Классическая концепция цикла контакта в методологии гештальт – терапии [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2011. № 2. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2701 (дата обращения: 06.05.2015).
65. Рубцова А. А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2014. № 2. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3625 (дата обращения: 12.03.2015).
66. Тройский А. В., Пушкина Т. П. Гештальт - терапия от А до Я [Электронный ресурс]: // Краткий словарь терминов по гештальт – терапии. 2002. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/851 (дата обращения: 12.12.2014).
67. Ягнюк К. В. Невербальные аспекты взаимодействия психотерапевта и пациента [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. № 3. URL:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3631 (дата обращения: 18.02.2015).
68. Bengis S., Prescott D. S., Tabachnick J. Impact of Therapist Qualities on Cognitive-Behavioral Therapy [Электронный ресурс] // Neari Newsletter. 2012. № 8. URL: http://www.nearipress.org/images/PDF/nearinewsletteraugust2012.pdf (дата обращения: 06.08.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ