ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие креативного мышления 6
1.2. Метод проектов как способ развития креативного мышления 12
1.3. Средства развития креативного мышления на уроках
программирования 27
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ .... 38
2.1. Креативное программирование в среде Scratch 38
2.2. Система занятий по креативному программированию на основе метода
проектов 42
2.3. Методические рекомендации по использованию системы занятий
Scratch в образовательном процессе 52
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 65
Содержание проекта «Викторина» 65
Содержание проекта «Лучший завтрак» 67
Современный мир характеризуется динамичными и непрерывными изменениями во всех сферах нашей жизни. На сегодняшний день молодежи недостаточно иметь только багаж теоретических знаний во всевозможных областях. Наиболее важными становятся уже социальные умения, критическое мышление, умение решать проблемы. Также важное место занимают практическая составляющая, разнообразный жизненный опыт и различные компетенции. Когда перечисленные элементы объединяются между собой, человек получает возможность социализироваться в обществе, адаптироваться к различным условиям, достигать успеха в профессиональной сфере и реализовываться в жизни в целом.
В это же время редактирует, дорабатывает и переосмысливает свои цели система образования, включая все более обширный спектр навыков в свои программы. За когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей берет на себя ответственность школа, понимая, что эти два аспекта неотделимы друг от друга. Главным вектором обучения должно быть развитие взаимосвязанной базы компетенций, позволяющей активировать необходимые виды знаний, умений, навыков при столкновении с незнакомой задачей любого типа. Здесь нужно упомянуть о функциональной грамотности, формирование которой является одной из основных задач ФГОС.
Можно назвать личность функционально грамотной, если она способна использовать все свои знания, умения и навыки, приобретаемые в течение жизни, для решения максимального спектра жизненных ситуаций в различных сферах современной жизни и общественно-социальных отношений. Формирование функциональной грамотности является одним из главных ориентиров актуальных педагогических практик, а также основным трендом обучения. Она трактуется как «показатель уровня знаний, умений и навыков, которые обеспечивают нормальное поведение личности в социуме, языковое и речевое развитие, которое должно обеспечиваться познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями».
Функциональная грамотность считается обобщенным понятием, так как состоит из нескольких видов, а именно: финансовой,
естественнонаучной, читательской, математической. Туда же включены и глобальные компетенции, а также добавили и креативное мышление в 2021 году.
Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Развитое креативное мышление дает возможность быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные способы выхода из сложных ситуаций. Навык импровизации повышает интерес к любой работе, что автоматически развивает человека, как личность, а также и саму профессию. И не стоит думать, что креативность важна только в творчестве, с течением времени навык креативного мышления все более востребованным совершенно в разных профессиях, в том числе в области информатики. Однако возникает вопрос, как можно развивать креативное мышление обучающихся, особенно в рамках такой дисциплины, как информатика, которая в большей степени оперирует точными методами и понятиями, конкретными алгоритмами и моделями.
Большим потенциалом в развитии креативного мышления обладает метод проектов. Метод проектов позволяет ученику или учебной группе выполнить весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумать, разработать, корректировать, производить работы, связанные с внедрением и сопровождением....
ассмотрены различные подходы к определению «креативного мышления», его виды, критерии и элементы. Также приведены ситуативные факторы, отрицательно воздействующие на креативное мышление и личностные черты, благоприятно и негативно сказывающиеся на развитии креативного мышления.
Были проанализированы различные аспекты рассмотрения метода проектов, критерии отбора проекта, схемы проектирования и метода проектов, проектная деятельность и её этапы, виды работ и их функции в проектировании, преимущества и сложности метода проектов.
Проанализирован дидактический и методический потенциал различных программ для развития креативного программирования. Выделена и рассмотрена наиболее подходящая из них для работы с обучающимися 5-6 классов на уроках информатики.
Разработана система занятий, сгруппированных по блокам.
В работе были рассмотрены формы, методы и средства обучения программированию, их определения, классификации, некоторые из видов. Проанализированы самые перспективные методы и средства для развития креативного мышления через креативное программирование.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены.
1. Абисалова Е.А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2013. - № 18. - С. 67-79.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2003. - 274 с.
3. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. - Москва, 2011.
4. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева //Наука и школа. - 2013. - № 4. - С.13-15.
5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - С. 433-456.
6. Голиков Д., Школа капитана Грампа. Scratch и Arduino для школьников [Текст]/ Д.Голиков, А.Голиков, - М.: Издательские решения, 2017.- 368 с.
7. Голиков Д.В., Scratch для учителей и родителей. Знакомство с популярной детской средой программирования [Тескт] / Голиков Д., - М.: Издательские решения, - 2017.-260 с.
8. Горячев, А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс. До и После. - 2014. - №5. - С. 1-6
9. Государственный образовательный стандарт среднего основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // минобрнауки. рф/документы/543 - (Дата обращения: 15.05.2023).
10. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - Москва, 2015.- №6.
11. Захарова О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе // Аспекты и тенденции педагогической науки: Материалы II Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 15- 17.
12. Каганов, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Санкт - Петербург, 1926.
13. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А. Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 4. - С.21-26.
14. Килпатрик, У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Санкт - Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1925.
15. Нетесова, Н. И. Развитие проектного метода в системе образования / Н. И. Нетесова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 587-590. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13621 (дата обращения: 11.05.2023).....30