ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Культурно-досуговая деятельность: признаки, уровни, функции 5
1.2. Организация культурно-досуговой деятельности в образовательном
учреждении дополнительного образования 9
2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБУДО «ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИМЕНИ П.И. ОСОКИНА» ГО КРАСНОУФИМСК 17
2.1. Характеристика деятельности муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Детской школы искусств имени П.И. Осокина» городского округа Красноуфимск 17
2.2 Анализ культурно-досуговой деятельности детской школы искусств 25
3. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК АСПЕКТ КУЛЬТУРНО
ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДШИ 36
3.1. Составление конспекта лекций для учащихся по теме: «Музыкальная
литература (зарубежная, отечественная)» 36
3.2. Разработка контрольного урока по оценке знаний учащихся 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 60
Системы дополнительного образования, а так же социально-культурные институты занимают важное место в реализации творческих возможностей детей. В последнее время в досуговых центрах и комплексах создаются различные экспериментальные площадки для раскрытия творческого потенциала детей. Такие площадки и комплексы позволяют детям выбрать полезное и интересное занятие, дают возможность им самореализоваться и найти друзей по интересам.
Попадая в систему внешкольного обучения, в свободное от основных дисциплин время, ребёнок погружается в совершенно другую среду, в которой он может выразить свой творческий потенциал, найти новые увлечения и раскрыть свои таланты. Разнообразие и свобода выбора занятий во внешкольных заведения, закладывают фундамент в характере ребёнка и в организации всей его последующей жизни. А так же на профессиональную подготовку и компетентность. Такие занятия помогают ребёнку осознанно найти модель будущей профессии и оценить свои шансы на дальнейшую деятельность, основываясь на своих возможностях.
Линия развития личности ребёнка, начатая в школе, как правило не получает развития в этой среде, напротив, начинается новая линия, более спонтанная, если сравнивать с линией, которая развивается в школе.
Способ организации своего свободного времени у детей, умение проводить свой досуг с пользой и интересом является одной из приоритетных проблем в обществе. Этим обуславливается актуальность данной работы.
Исходя из того, что процесс социализации личности происходит как на уровне поведения, так и на уровне сознания - грамотная организация свободного времени у детей является крайне важным фактором физического и интеллектуального развития.
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность в системе учреждений дополнительного образования.
Предмет исследования: культурно-досуговая деятельность детей в детской школе искусств имени П.И. Осокина ГО Красноуфимск.
Цель исследования: проанализировать культурно-досуговую деятельность детского учреждения дополнительного образования и разработать фонд оценочных средств по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)».
Поставленные задачи:
- рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности;
- рассмотреть организацию культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении;
- дать характеристику деятельности школы;
- проанализировать специфику культурно-досуговой деятельности детской школы искусств;
- составление рабочей программы по дисциплине: «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»
- разработать фонд оценочных средств по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ;
2. Эмпирические методы: анализ документов, анкетирование, интервью.
Исследование проводилось в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детской школе искусств имени П.И. Осокина» городского округа Красноуфимск.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 3 глав, каждая из которых включает по 2 параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
В процессе дополнительного образования у детей развиваются морально-нравственные основы, интеллект, воображение, освоение норм жизни взрослых. Внешкольные учреждения позитивно влияют на тех детей, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни. Основным направлением деятельности школы является формирование практических навыков музыкально-творческой деятельности. Компетентный и творческий подход администрации и преподавателей в организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает интерес детей к занятиям и стабильность контингента учащихся на протяжении многих лет.
Основой детского и юношеского досуга является целенаправленное творческое поведение детей и подростков, в среде, обеспечивающей ребёнку свободу для выбора рода занятий, степени активности, обусловленной внутренними мотивами и потребностями ребёнка, установками, выбором форм и способов поведения.
На сегодняшний день имеется достаточно форм и учреждений дополнительного образования, для поиска и реализации потенциала любого ребёнка и все они направлены на развитие личностных и творческих качеств детей, а также на подготовку к будущей профессиональной, творческой и общественно-политической жизни.
В ходе исследования было выявлено, как осуществляется культурно-досуговая деятельность в детской школе искусств П.И. Осокина ГО Красноуфимск. Результаты анкетирования родителей учащихся школы были дополнены интервью педагога.
В программе приведены примеры вопросов для контрольной аттестации по классам различного уровня сложности в соответствии с уровнем развития и возможностями учащихся.
Таким образом, выполнив поставленные задачи, была достигнута цель.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2006. 236 с.
3. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 235 с.
4. Долгина Е. С., Веснина М. А. Интервью: понятие, цель, задачи, функции // Молодой ученый, 2015. №7. С. 1109-1111.
5. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка: сб. ст. / ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования»; под ред. Н.Г. Кобраева. - Минск: МОИРО, 2010. 50 с.
6. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.: 2009.
7. Жарков А. Д. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. статей. Вып. 16. Москва: МГИК, 2016. C. 9 - 23.
8. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: изд. дом МГУКИ, 2010. 396 с.
9. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: 2011. 64 с.
10. Калинина Г. Ф. Музыкальная литература // Вопросы, задания, тесты. Вып. 1. 2003.
11. Каменец А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 246 с.
12. Киселева Т.К., Красильников Ю.Д. Социально-культурная
деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2012. 143-174 с.
13. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие для музыкальных училищ. Вып.5. / под ред. Е.М. Царевой. - М.: Музыка, 2007. 640 с.
14. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник / С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева, Асанова И. М. 2014.
15. Самовик О.А. Детские музыкальные школы и детские школы искусств в системе современного модернизирующегося музыкального образования / О.А. Самовик // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - №2. 2013.
16. Словарь-справочник организатора культурно-досуговой
деятельности. /сост. Н.В. Кравченко. - Нижний Тагил: 2015. 44 с.
17. Сраджев В.П. Развитие системы музыкального образования в России: ретроспективный анализ (на примере детских школ искусств) / В.П. Сраджев, Е.П. Кондакова, И.П. Мандебура // Наука. Искусство. Культура. 2013. - №2. - С. 129-136.
18. Технологии анализа документов в социологическом исследовании: учебное пособие, электронное издание сетевого распространения / И.В. Васенина. — М.: «КДУ», «Добросвет», 2018.
19. Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучкова, Е.А. Пенцова. - М.: изд. центр «Академия», 2009. 288 с.
20. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. 5 класс: учебник. М.: 2015. 112 с.
21. Учебное пособие по музыкальной литературе для 3-4 классов ДМШ: изд. «Композитор. Санкт-Петербург», 2005. 222 с.
22. Юдовина-Гальперина Т. Большая музыка - маленькому музыканту // 1-2 годы обучения. Вып. 1. под ред. О. Геталовой: изд. «Композитор. Санкт- Петербург», 2004.
23. Закон об образовании: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
24. Электронный научно-практический журнал «Современная
педагогика»: [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://pedagogika.snauka.ru/
25. Культурно-досуговая деятельность. Статьи [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://mirznanii.com/a/129143/kulturno-dosugovaya-deyatelnost
26. Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kniga.seluk.ru/k-kulturologiya/
27. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://moluch.ru/
28. Электронная библиотечная система «КнигаФонд»: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.knigafund.ru/
29. Мир энциклопедий. Энциклопедии On-line: [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://library.rsu.edu.ru/archives/771
30. Сайт детской школы искусств имени П.И.Осокина ГО Красноуфимск: [Электронный ресурс] : Режим доступа:https://dshi- krauf.ekb.muzkult.ru/