Аннотация 3
Введение 4
1 Учебные электронные издания как современное средство обучения 7
1.1 Сущности и назначение электронных изданий 7
1.2 Виды электронных изданий 10
1.3 Особенности применения электронных изданий в учебном процессе 13
1.4 Требования к учебным электронным изданиям 14
1.5 Структура и этапы разработки учебных электронных изданий 16
2 Теоретические аспекты методики профессионального обучения 18
2.1 Методика профессионального обучения как научная область
педагогических знаний 18
2.2 Аналитический обзор учебной литературы по методике
профессионального обучения 24
2.3 Анализ учебно-методического комплекса дисциплины методика
профессионального обучения 29
3 Разработка электронного практикума по дисциплине «методика
профессионального обучения» 35
3.1 Средства реализации электронного практикума 35
3.2 Назначение и структура электронного практикума 39
3.3 Структура и содержание практических работ практикума 40
3.4 Критерии оценивания практических работ 45
3.5 Методика организации и проведения практических занятий с
использованием практикума 48
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение 59
В настоящее время все возрастающий поток информации во всех областях деятельности человека требует постоянного расширения, обновления знаний и перехода от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», т.е. непрерывному обучению. Все это требует пересмотра используемых способов в подготовке специалистов.
Несмотря на то, что образование является крайне важным фактором в жизни каждого современного человека, у большинства современных людей снизился интерес к освоению новых умений и получению знаний не только во время учебного процесса, но и за его пределами. Следовательно, из-за этого возникает потребность в создании новой системы образования стимулирующая студентов к получению профессионального образования, что предполагает использование новых форм и методов организации учебного процесса.
К системе образования предъявлены новые требования, которые бы обеспечивали подготовку выпускников к работе в новых резко изменяющих социально-экономических условиях, конкретизирующихся открытием новых границ, информатизацией образования, использованием новых технологий, построенных на базе информационных и коммуникационных средств.
Использование этих технологий требует от педагога высокой компетентности, т.е. владения современными способами организации процесса обучения различным областям знаний. Следовательно, на первый план выходит задача кардинального пересмотра существующих способов обучения, проектирования содержания и представления учебной информации, планирования профессиональной деятельности педагога и учебно-познавательной деятельности обучающегося в образовательном пространстве.
На сегодняшний день одним из способов существенно изменить ситуацию в лучшую поможет применение в учебном процессе электронных учебных пособий.
Нужно уточнить, что электронное пособие - это не какая-то книга, с которой всю информацию с печатного варианта перенесли в электронный. Если правильно использовать электронное учебное пособие, то оно может стать хорошей основой для самостоятельного изучения во многих дисциплинах.
Так как электронное учебное пособие в основном используют для достижения наилучшего эффекта, то оно должно выглядеть иначе, чем распечатанное пособие. Нужно сделать не непрерывно излагаемый материал, а отдельные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Можно вставлять разные фрагменты, рисунки и подпись под ними, которая их поясняет. Главным плюсом дискретной последовательности экранов является возможность переадресовываться между параграфами или подпараграфами.
Электронные учебные пособия способны раскрыть весь свой потенциал при самостоятельной работе студентов. Даже самый огромный учебник не сможет вместить весь объём информации, да и огромное количество информации трудно усваивается студентами. Электронные пособия так же легко конкурируют с обычными поисковыми сайтами, в которых каждый человек может найти нужную для себя информацию, но в отличии от них в электронных пособиях вся нужная информация собрана в одном месте. Кроме того, после изучения нужного материала, студент может перейти в раздел с тестами для проверки полученных знаний. На случай, если результаты теста оказались плохими, то можно выявить пробелы в своих знаниях и изучить пройденный материал заново.
Хоть электронное учебное пособие и имеет очень много сильных сторон, не стоит забывать, что это только вспомогательный инструмент для преподавателя. Иногда возникает куча проблем, связанных с тем, что многие преподаватели иногда не хотят, а то и не умеют правильно пользоваться данными ресурсами. И зачастую это приводит к возникновению конфликтных ситуаций между преподавателем и студентом, где преподаватель не выполняет своей основной роли главного источника информации, а направляет студента искать нужную ему информацию в интернете. Именно для решения таких проблем и создаются электронные учебные пособия, которые позволят выпускать высококвалифицированных специалистов.
...
Переход страны на рыночные условия развития экономики ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность продукции, техники и технологии, кадровых ресурсов. В этих условиях человек выступает активным субъектом на рынке труда, имеющим возможность свободно распоряжаться своим главным капиталом - своей квалификацией.
Все это поставило перед учебными заведениями профобразования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Их решение возможно при условии высокого уровня педагогических кадров, высокого уровня постановки учебно-воспитательного процесса, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки учащихся.
Средства новых информационных технологий обеспечивают неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности студентов и преподавателей, но почти бесполезны при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению.
Из «носителя истины» преподаватели превращаются в соучастников продуктивной деятельности своих воспитанников. Намечается качественный сдвиг в существующих ныне отношениях между преподавателями и студентами. Компьютеры - третий партнер в учебном процессе. Они создают новые возможности для двух других его участников и вынуждают менять сложившиеся отношения между ними. Новые информационные технологии предъявляют более серьезные требования к качеству труда и уровню квалификации преподавателями как по объему знаний и их системной организации, так и по педагогическому мастерству.
Применение решающей обратной связи в учебном процессе позволит организовать самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность студентов и осуществлять подготовку специалистов, однако, это можно осуществить только при условии существенного повышения методической квалификации преподавателей и разработав учебно-методическое обеспечение нового поколения.
Таким образом, получается, что электронное учебное пособие необходимо как преподавателям, так и их студентам. Ведь как было сказано ранее, оно: упрощает весь учебных процесс, делает его более простым и информативным, что в свою очередь сильно сказывается на усвоении материала со стороны студентов. Возможность постоянно редактировать и дорабатывать электронное пособие, также является сильной стороной электронных пособий в отличие от печатных книг.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами был произведен анализ литературы с целью рассмотрения сущности, назначения классификации, структуры и особенности применения учебных электронных изданий в учебном процессе. Так согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013 электронное издание трактуется как «электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения» там же рассмотрена классификация электронных изданий по новизне публикации; по природе основной информации; по целевому назначению; по характеру взаимодействия с пользователем. В работах авторов таких как Вуль В.А., Зимина О.В. были рассмотрены назначение, структура, требования к разработке, а также достоинства и недостатки электронных учебных изданий.
Аналитический обзор учебной литературы по дисциплине «Методика профессионального обучения» включал в себя обзор 10 учебных пособий по вопросам методики профессионального обучения. Проанализировав учебную литературу, мы пришли к выводу, что информация в пособиях дублируется. В результате анализа был выбран практикум, который является первоисточником по отношению к другим и на его базе была произведена разработка электронного практикума.
...