Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты социально-средовой реабилитации детей- инвалидов 6
1.1. Характеристика социально-средовой реабилитации детей-инвалидов 6
1.2. Этапы осуществления социально-средовой реабилитации детей- инвалидов 26
Глава 2.Практический аспект социально-средовой реабилитации детей- инвалидов в ГАУ КЦСОН «Малахит» 40
2.1. Опыт практической деятельности ГАУ КЦСОН «Малахит» по
организации социально-средовой реабилитации детей-инвалидов 40
2.2. Исследование степени востребованности услуг ГАУ КЦСОН «Малахит»
по социально-средовой реабилитации детей-инвалидов 47
Заключение 62
Список источников и литературы 65
Приложения 71
По мере развития человеческого общества складывались различные способы оценки неполноценности человека. Это служило характеристикой отношения общества к психическим и физическим качествам личности. На сегодняшний день в любом государстве существует определенный комплекс мер, направленный на социально-средовую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что определить уровень развития человеческого общества возможно не только экономическими показателями, но и тем, как оно относится к людям с инвалидностью.
Происходящий во всем мире процесс гуманизации общественных отношений определяет направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям, не только как к больным и немощным, но как к полноправным членам общества, имеющим вои права и индивидуальные возможности.
Одной из главных проблем детей-инвалидов является нарушение их связи с миром, малое количество контактов с ровесниками, ограничение мобильности и общения с природой, недоступность культурных ценностей и многих форм образования.
При этом существует проблема нехватки специалистов и недостаточного уровня знаний родителей детей-инвалидов о необходимости реализации мероприятий, способствующих повышению качества жизни ребенка с учетом его психо-эмоциональных и физических особенностей.
Задача любой реабилитации, в том числе и социально-средовой, заключается в формировании среды, исполняющей реабилитационную функцию и способствующей развитию потенциала ребенка с особенностями здоровья.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена наличием сформированной нормативно-правовой базы, закрепляющей права и свободы детей-инвалидов в сфере образования, социально-культурной интеграции, социально-средовой реабилитации и практически полным отсутствием отработанных механизмов их реализации и необходимого контроля за соблюдением мероприятий, направленных на включение детей-инвалидов в социум.
Объект исследования - реабилитация детей-инвалидов.
Предмет исследования - социально-средовая реабилитация детей- инвалидов.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику социально-средовой реабилитации детей- инвалидов.
2. Выявить этапы осуществления социально-средовой реабилитации детей-инвалидов.
3. Проанализировать деятельность ГАУ КЦСОН «Малахит» по социально-средовой реабилитации детей-инвалидов.
4. Изучить степень востребованности услуг по, социально-средовой реабилитации детей-инвалидов в ГАУ КЦСОН «Малахит».
Цель исследования: изучить содержание социально-средовой реабилитации детей-инвалидов.
База исследования: ГАУ КСЦОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбург. Отделение реабилитации (первое).
Методы исследования:
1. Анкетирование родителей детей-инвалидов, получающих услуги в отделении реабилитации (первое) ГАУ КЦСОН «Малахит».
2. Интервью сотрудников отделения реабилитации (первое).
3. Включенное наблюдение за процессом работы с детьми-инвалидами специалистов отделения реабилитации (первое).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и трех приложений.
Проблема социально-средовой реабилитации детей-инвалидов и их семей как элементов социальной структуры имеет социальное, экономическое, политическое и морально-этическое значение. Решение данной проблемы позволит сократить затраты общественного труда на обслуживание детей-инвалидов и повысить производительность труда членов их семей.
Интегрированное обучение и воспитание детей-инвалидов вместе со здоровыми удешевит их образование за счет сокращения доли специального обучения и высоко затратного домашнего обучения. Повышение качества жизни детей-инвалидов, включение их в деятельность, соответствующую возрасту, снизит количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у этой категории детей, что позволит существенно сократить затраты на их лечение. В перспективе социально адаптированные инвалиды юноши и девушки с большей вероятностью смогут получить работу.
В России система помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям постепенно переориентируется на учет индивидуальных потребностей ребенка и семьи. В то же время подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями зачастую остается в основе своей чисто медицинским, что усугубляет социальную депривацию ребенка.
Очевидно, что необходим пересмотр подходов к организации системы социальной помощи детям с учетом всего многообразия аспектов проблемы ограниченных возможностей, ее социокультурного содержания.
При этом переход от коррекции дефектов к комплексной реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов затрагивает все уровни жизнедеятельности человека от индивидуального до общегосударственного, в том числе такой аспект, как межведомственное взаимодействие в целях оптимизации процесса оказания услуг.
Однако до сих пор государственная система помощи детям с ограниченными возможностями не справляется с огромным числом организационных, материальных и методологических проблем. Усилия государственных, общественных организаций, других социальных институтов, родителей и специалистов разрозненны, существующая система реабилитации в нашей стране недостаточно эффективна, сама идея социальной интеграции инвалидов не получила должного правового подкрепления.
Такая ситуация во многом объясняется тем, что формирование новой социальной политики в отношении людей, имеющих инвалидность, осуществляется с опережением в отношении к социальным предубеждениям относительно инвалидов, которые выступают в данном случае консервативным фактором. Разработка реабилитационных моделей интеграции детей-инвалидов в общество должна осуществляться с учетом особенностей взаимоотношений с социальным окружением.
Также существует потребность четкого отлаживания межведомственных отношений в рамках структурного Подразделения по оказанию услуг ранней помощи инвалидам и их семьям. Необходима более полная реализация Пилотного проекта по формированию в ГАУ КЦСОН «Малахит» комплексной системы реабилитации и абилитации детей- инвалидов, запущенного Министерством труда России в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2027 годы.
Социально-средовая реабилитация - процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что структуры социальной помощи могут ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий.
Социальный патронаж ребенка-инвалида, семьи, в которой он воспитывается, достаточный уровень социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих этапах социальной жизнедеятельности с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.
1. Гадирова Н. Г. Реабилитация детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной среде Германии URL: http://www.dslib.net/kult-prosvet/reabilitacija-detej-s-ogranichennymi- vozmozhnostjami-fizicheskogo-zdorovja-v.html. (Дата обращения 23.01.2019).
2. ГОСТ Р 52495-2005 Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». // Российский Архив Государственных Стандартов. Дата издания 13.03.2006.
3. ГОСТ Р 53874-2017 Национальный стандарт Российской федерации «Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг» // Российский Архив Государственных Стандартов. Дата издания 20.11.17.
4. ГОСТ Р 54738-2011 Национальный стандарт Российской Федерации «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации»// Российский Архив Государственных Стандартов. Дата издания 21.01.13.
5. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297(с изменениями на 25 мая 2016 года)) // Собрание законодательства РФ.
6. Зайкова А. А. Технологии социальной работы с инвалидами. // Филиал Южного Федерального Университета в г. Новошахтинск Россия. URL:https: //www.scienceforum.ru/2015/pdf/16703.pdf.
7. Закон Свердловской области от 03.12.2014 № 108-ОЗ. «О социальном
обслуживании граждан в Свердловской области» // Законодательное собрание Свердловской области. URL:
http://zsso.ru/upload/site 1 /document file/9nWfsDoW0Y.pdf.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Издательство «Речь». Санкт-Петербург. 2008 г. 240 с. URL: https://lektsii.org/16-1632.htm. (Дата обращения 10.02.2018).
9. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми Руководство для
детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Издательство Речь, 2016. - 160 с.ПКЬ:
http://metodich.ru/rukovodstvo-dlya-detskih-psihologov-pedagogov-vrachej-i- specia/index.html. (Дата обращения 30.01.2019).
10. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., подписана от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 г., ратифицирована Федеральным законом №46-ФЗ от 03.05.2012) //Собрание законодательства РФ 2013 № 6 ст. 46.
11. Конвенция о правах ребенка / Принята 20.11.1989 резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи ООН. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.
12. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (в редакции от 21.07.2014) // Собрание
законодательства РФ.2014. № 31, ст. 4398.
13. Комплексная программа «Доступная среда» Свердловской области
на 2014-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 22.01.2014 № 23-ПП), Подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов» // Областная газета. URL:
https://www.oblgazeta.ru/pressreleases/5679/.
14. Комплексная реабилитация инвалидов. / Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешехина В.В.; под ред. Зозули Т.В. // М.: «Академия», 2005. 304 с.
15. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/protsess-sotsialnoi-reabilitatsii-detei-invalidov-sotsiologicheskii-analiz#ixzz5UCphoXZJ (дата обращения 10.12.2017)
16. Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В.Социальная работа с пожилыми и инвалидами / учебник. // М., Издательский центр «Академия»,
2009. 288 с.
17. План мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 22 сентября 2015 года № 844-1Н1) // ГАУ КЦСОН Малахит. URL: https: //zabota 101.msp.midural .ru/about-u 101 /dokumenty-u101 .html.
18. Посредникова Е. Д. Социальные барьеры в жизни людей с ограниченными возможностями // ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова. 2016. 6 с.
19. Приказ Минкультуры России от 30.12.2016 № 3019 «Об
утверждении модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» //Российская газета 21.03.2017. URL:https://rg.ru/2017/03/21/minkult-prikaz3019-site-dok.html.
20. Профессиональная, социально-средовая реабилитация. / Дата
добавления 23.11.2016). URL: https://lektsii.org/11-34136.html.(дата
обращения 10.12.2017).
21. Профессионально-этический кодекс социального работника России. URL:http://belsoc.narod.ru/socrab.html.(дата обращения 06.01.2019).
22. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» № 1839-р от 31 августа 2016 г. // Кодификация РФ действующее законодательство Российской.
23. Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта/ под общей ред. Алехиной С.В. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 48 с./ Электронное издание. URL:https://autism.frc.ru/.../.(дата обращения 30.01.2019).
24. Социальная работа: учеб. пособие / Под ред. Басова Н.Ф. 2-е изд. // М. : Издательский центр «Академия» 2010. 546с.
25. Социально-средовая реабилитация инвалидов. / Составитель: специалист по социальной работе организационно-методического отделения Синицина Ф.М. // КЦСОН «Импульс». Г. Урай. URL:http: //impulsuray.ru/stati/socialno-sredovaya-reabilitaciya-invalidov/.(дата обращения 13.02.2018).
26. Современные проблемы науки и образования // Электронный
научный журнал // Выпуск журнала № 4 за 2014 год ISSN 2070-7428
«Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 0,829. URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=14301.(дата обращения 05.12.2017).
27. Технологии социальной работы с инвалидами. 24.12.2013. URL: http: //life-prog.ru/1 23894 tehnologii-sotsialnoy-raboti-s-invalidami.html. (дата обращения 05.12.2017).
28. Указ Президента РФ от 26.02.2013 № 175 (ред. от 31.12.2014) «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» // Законодательная база Российской Федерации.
29. Устав государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга. Утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2015 №1167-1111. // ГАУ КЦСОН Малахит. URL:https: //zabota101 .msp .midural .ru/about-u 101 /dokumenty-u 101.html.
30. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ // Российская газета 2012. 05 май.
31. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Российская газета - Федеральный выпуск № 234. 1995. 02 дек.
32. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. ст. 3607.
33. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ №52 от 30 декабря 2013 года (Часть I), ст. 7007.
34. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ №49 от 8 декабря 2014 года (Часть VI), ст. 6928.
35. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ №52 от 30 декабря 2013 года (Часть I), ст. 6965.
36. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ №51 от 17 декабря 2001 года, ст. 4831.
37. Федорова О.А. Основные подходы к проблеме социальной интеграции инвалидов в современном обществе /НОУВПО «Смоленский гуманитарный университет» // Электронный научный журнал №1. 2013. URL: science.esrae.ru/195-886(дата обращения 06.12.2017).
38. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. / Учебное пособие. - 7-е изд. // М., Издательско торговая корпорация «Дашков и К°»,
2010. 800 с.
39. Шестопалов Ю.П. Безбарьерная среда для маломобильных граждан как объект социального проектирования - 2011. // Интернет-журнал Науковедение. URL:https://naukovedenie.ru/sbornik6/20.pdf,(дата обращения 10.12.2017).
40. Шлогова Е. В. Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов: социологический анализ. Автореферат. Москва. 2001 г. 164 с. // disserCat электронная библиотека диссертаций. (дата обращения 09.01.2019).
41. Шутенко А.И. Безбарьерная среда как основа интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями // Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями. Белгород, 2009 // Журнал Перспективы науки и образования № 6. 2013 год.
42. Эффективные практики ранней помощи. Опыт реализации
программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах Российской Федерации: Информационно-методический сборник. - М.: Благотворительный фонд социальной
поддержки граждан «Соинтеграция», Москва. 2015 г. - 130 с