Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Работа №146562

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы73
Год сдачи2024
Стоимость850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII В. 10
1.1 Создание первых юридических учебных заведений 10
1.2 Основные черты юридического образования в России второй половины XVIII в. 15
2 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. 22
2.1 Уставы Университетов о роли юридического образования 22
2.2 Либеральные реформы 60-х гг и трансформация системы юридического образования 32
3 ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЕ XX В. 49
3.1 Основные достижения в области развития высшего юридического образования в России 49
3.2 Создание в России юридических научных школ и направлений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 71


Развитие системы высшего юридического образования в Российской империи в XVIII - начале XX вв. является одной из важнейших исторических тем, которая отражает не только процессы развития образования, но и политические, социальные и культурные изменения в стране. Эта тема является актуальной и сегодня, так как история становления и развития юридического образования в России оказывает влияние на современную систему образования и правовую науку в целом. Данная тема отражает исторический опыт подготовки профессиональных юристов для задач государственного управления и государственной службы. В России развитие юридического образования «происходило под воздействием наиболее насущных потребностей общества. Главная роль в его становлении принадлежала императору Петру I, который дал толчок к формированию основ светского юридического образования» . На протяжении XIX века в каждом крупном городе Российской империи были открыты университеты с юридическими факультетами. Они не были единственными учебными заведениями, готовившими юристов, но составляли основу этой системы. Сама юридическая профессия была актуализирована в ходе буржуазных реформ 1860-1870-х годов. Подготовка и проведение в жизнь судебной реформы потребовали не просто значительного количества юристов, но знатоков обновленного законодательства, выстроенного на принципиально иных началах.
Тема нашего исследования является комбинированной и лежит на стыке исторических, юридических и педагогических наук. Кроме того, тема предполагает изучение работ как современных историков и юристов, так и труды дореволюционных авторов. Среди исследований дореволюционного периода по проблеме юридического образования выделяется известная работа Л. И. Петражицкого «Университет и наука».
В работах современных авторов Е.А. Андреасяна, Л.Е. Васильевой раскрывается история юридического образования в России, дается характеристика основных тенденций его развития во взаимосвязи с социально-политической ситуацией в стране и т.д. Некоторые проблемы высшего образования затрагиваются в исследованиях по истории государственной службы и правительственной политики России в ХVIII-ХIХ вв. Например, в трудах Т.Г. Архипова, П.А Зайончковского, С.Б. Окуня, А.В. Предтеченского, М.Ф. Румянцева, А.С. Сенина. Специальные работы были посвящены изучению дореволюционных университетских уставов, системы научной аттестации в императорской России (Н.Н. Зипунникова, В.А. Томсинов, Г.И. Щетинина, Р.Г. Эймонтова).
В монографии Ю.Д. Марголиса и Г.А. Тишкина рассматривается развитие университетского образования в России в XVIII- нач. XIX вв. в связи с особенностями социально-политической ситуации того времени, дается характеристика профессорско-преподавательского и студенческого состава юридических факультетов российских университетов.
В 2022 году вышла в свет коллективная монография ученых университета им. Кутафина, (под ред. проф. В.В. Блажеева) посвященная истории становления юридической науки в России. В ней дается подробный историографический анализ развития основных направлений юридической науки в России, затрагиваются вопросы юридического образования в высшей школе.
За последнее десятилетие различным аспектам истории юридического образования были посвящены ряд диссертационных исследований. Егоров С.А. исследовал историю ярославской юридической школы, Волков А.А. изучил профессионализацию кадров судебной системы в России и т.д.
Кроме специальных монографий и исследований, необходимо отметить труды относительно обобщающего характера. Это учебные пособия по дисциплине «Юридическое образование в высшей школе», предназначенные для магистрантов. Вопросы истории формирования и развития высшего юридического образования в России изучаются в одной из тем курса по данной дисциплине. Среди учебных пособий необходимо выделить книгу Т.Ф. Ящук, выпущенную Омским государственным университетом им. Достоевского, учебник для бакалавров К.М. Левитана «Юридическая педагогика».
В магистерской диссертации проведен анализ и изучение развития системы высшего юридического образования в Российской империи с XVIII века до 1917 года. Для достижения этой цели выдвигаются следующие задачи:
- рассмотрение создания первых юридических учебных заведений;
- характеристика основных черт юридического образования в России второй половины XVIII в.;
- охарактеризовать Уставы Университетов о роли юридического образования;
- изучить либеральные реформы 60-х гг. и трансформация системы юридического образования
- раскрыть основные достижения в области развития высшего юридического образования в России.
Объектом исследования являлась система высшего юридического образования, которая претерпевала развитие на территории Российской империи с XVIII века до начала XX века. В работе были рассмотрены различные аспекты этой системы, включая формирование и развитие юридических учебных заведений, программы обучения, кадровую политику и другие факторы, оказывающие влияние на развитие высшего юридического образования в России.
Исследование сосредоточено на изменениях в системе высшего юридического образования, связанных с историческими процессами. Главный акцент делается на подготовке юристов к работе в сфере права и на эволюции подходов к их обучению. Методологическую основу проекта составляют выводы ученых о развитии юридической науки в контексте истории и о формировании высшего юридического образования в Российской империи. Для написания работы использовались методы исторического анализа, компаративного исследования, а также общенаучные приемы синтеза и аналогии.
Исследование использовало структурный и функциональный анализ для изучения системы высшего образования в Российской империи и определения ее функций. Оно также обращает внимание на социально-политический контекст и его влияние на формирование юридической мысли и практики, расширяя область изучения не только на учебные программы и организацию учебного процесса. Такой подход способствует более глубокому пониманию развития юридического образования в России, его взаимодействия с общественными процессами и воздействия на правовую систему страны.
Результаты работы прошли апробацию во время педагогической практики по программе магистратуры, основные выводы исследования были изложены в публикации на страницах научного веб-журнала «Педразвитие», «Развитие юридического образования в России в XVI-XVII веках», объемом 0,2 печатных листа.
Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения, списка использованных источников, двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение развития высшего юридического образования в Российской империи в XVIII-XX вв. представляет интерес для анализа исторического процесса. В работе были рассмотрены различные аспекты этой темы: исторические предпосылки, этапы развития, образовательные программы, кадровый потенциал, влияние политических изменений и наследие системы в современном контексте. Заключительная часть работы подчеркивает значение изучения данного вопроса для понимания правовой системы России.
«В Российской империи исторические предпосылки развития системы высшего юридического образования были связаны с необходимостью выращивания профессиональных юристов для государственной службы и судебной системы. Петербургская академия наук, созданная в XVIII веке, стала первым учреждением, где начали обучать юристов, и этот этап считается важным в процессе развития системы. Основные этапы развития системы высшего юридического образования в Российской империи включают формирование первых юридических учебных заведений, разработку и утверждение программ» .
Развитие правовой науки и системы юридического образования в России значительно зависело от влияния выпускников юридических учебных заведений, занимающих ключевые позиции в государственной службе, судебной системе, адвокатуре и прокуратуре. Политические и социальные перемены в Российской империи оказывали значительное воздействие на систему высшего юридического образования. Реформы, осуществляемые правительством, вносили изменения в структуру и содержание обучения, а также в его доступность для различных социальных групп. Социальные изменения, такие как индустриальная революция и увеличение городского населения, также повлияли на растущую потребность в юристах и соответствующем образовании.
«Понимание и оценка значения подлинной системы юридического просвещения в Российской империи нашли свое отражение в современности, поскольку данная система явилась основополагающим фактором в становлении современной правовой системы России. Многочисленные установки и нормы, разработанные в Российской империи, неизменно представляют собой устойчивую базу для правовой практики и юридического образования в данной стране. Важно также отметить, что наследие подлинной системы юридического просвещения в Российской империи в сущности концептуализирует историческое окружение и последующее развитие правовой системы данной страны» .
В заключение, исследование развития системы высшего юридического образования в Российской империи позволяет лучше понять исторические предпосылки, основные этапы, программы и методы обучения, кадровый потенциал, влияние политических и социальных изменений, а также наследие и значение данной системы для современности. Это исследование является важным вкладом в изучение истории правовой системы России и может быть полезным для дальнейших исследований в этой области.






1. Законодательство и официальные документы
1.1 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830.Т.6.№3571.
1.2 Университетский устав (5 ноября 1804) / Летопись Московского университета. [Электрон. ресурс]. URL: http://letopis.msu.ru/documents/327
1.3 Высочайше утвержденный общий устав императорских российских университетов. 26 июля 1835 // ПСЗРИ Т. 10. Отд. 1. СПб., 1836.
1.4 Общий устав императорских российских университетов от 18 июня 1863 года //2-ПСЗРИ. Том 38 Отд. 1 № 39752 С. 622
1.5 Высочайше утвержденный Общий устав императорских российских университетов. 23 августа 1884 года // 3-ПСЗРИ. Том 4. № 2404. С. 457.

2. Специальная литература
2.1. Бакланов В.И. Государственно-правовое обеспечение подготовки юридических кадров в университетах Российской империи // Н/Новгород. - 2008. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004078018.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
2.2. Горбатова М.К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития // Автореф. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород. - 2007. - С. 11. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003320349.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
2.3. Дорская А.А. Церковное право в системе юридического образования России конца XVIII-начала XX вв // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005. - №. 3. - С. 213-227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11806525 (дата обращения: 16.06.2024).
2.4. Захаров В.В. Эволюция содержания русского юридического образования во второй половине XVIII-начале XX века // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2007. - Т. 2. - С. 314-347. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15552058 (дата обращения: 16.06.2024).
2.5. Зипунникова Н.Н. Наука истории права в университетах Российской империи: сюжет к характеристике» перекрестка» образовательной и правовой систем // Проблемы истории общества, государства и права. - 2013. - С. 224-245. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42415534 (дата обращения: 16.06.2024).
2.6. Зипунникова Н.Н. Профессионализация юридической сферы Российской империи, или организация юридического образования как правовая инновация // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. - 2011. - №. 4-2. - С. 20-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizatsiya-yuridicheskoy-sfery-rossiyskoy-imperii-ili-organizatsiya-yuridicheskogo-obrazovaniya-kak-pravovaya-innovatsiya (дата обращения: 16.06.2024).
2.7. Змеев В.А. Зарождение юридического образования в России // В мире права. - 2000. - №. 2. URL: http://balav200.narod.ru/isakov/isakov/videokurs_po_teorii_prava/avtorskie_ploshadki/dosie/publikacii/2001_zmeev.doc (дата обращения: 16.06.2024).
2.8. Иерей В. и др. История преподавания научной дисциплины «церковного права» в высших учебных заведениях Российской Империи в ХIХ в // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. - 2021. - №. 4 (13). - С. 126-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-prepodavaniya-nauchnoy-distsipliny-tserkovnogo-prava-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-rossiyskoy-imperii-v-hih-v (дата обращения: 16.06.2024).
2.9. Кодан С.В. « России нужны знающие судьи и законоведцы...» Зарождение и становление юридического образования в России в XVII-первой половине XIX вв // Российское право: образование, практика, наука. - 2009. - №. 11-12. - С. 91-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24119383 (дата обращения: 16.06.2024).
2.10. Кодан С.В. Становление юридического образования в России (1800-1850-е гг.) // Российский юридический журнал. - 2001. - №. 3. - С. 98-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42471489 (дата обращения: 16.06.2024).
2.11. Курилов В.И., Самусенко Т. М., Сонин В. В. Пятьдесят лет юридическому образованию в Дальневосточном государственном университете // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2008. - №. 4. - С. 6-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15415694 (дата обращения: 16.06.2024).
2.12. Орнацкая Т.А. Становление полицейского юридического образования в Российской империи // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. - 2019. - С. 154-157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39141318 (дата обращения: 16.06.2024).
2.13. Орнацкая Т.А. Этапы становления юридического образования в России: дореволюционный период // Право и государство: история и современность, перспективы развития. - 2017. - С. 179-182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32570099 (дата обращения: 16.06.2024).
2.14. Солдатова Ю.В. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XVII-XVIII ВВ. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/2October2023/ISTORIYa-YURIDICHESKOGO-OBRaZOVaNIYa-ROSSII-V-XVII-XVIII-VV..pdf (дата обращения: 16.06.2024).
2.15. Топчий В.В. Организация профессионального воспитания и юридического образования в Российской Империи во второй половине XVIII-начале XX вв // II Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. - 2014. - С. 165-172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23922749 (дата обращения: 16.06.2024).
2.16. Андреасян Е.А. Становление юридического образования в России // Философия права. - 2007. - №. 2. - С. 7-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-yuridicheskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 16.06.2024).
2.17. Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования // Нижний Новгород. - 2011. - Т. 24. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005426714.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
2.18. Васильева Л.Е. К вопросу об особенностях развития юридического образования в России в XIX веке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2008. - Т. 8. - №. 1. - С. 59-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-razvitiya-yuridicheskogo-obrazovaniya-v-rossii-v-xix-veke (дата обращения: 16.06.2024).
2.19. Горбатова М.К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития // Автореф. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород. - 2007. - С. 11. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003320349.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
2.20. Грудцына Л.Ю. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ТРАДИЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Образование и право. - 2016. - №. 3. - С. 183-190. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-osobennosti-vozniknoveniya-i-stanovleniya-pedagogicheskih-idey-i-traditsiy-yuridicheskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 16.06.2024).
2.21. Долгих Ф.И. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ // Сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы». - 2019. - С. 189. URL: https://profsobranie.ru/assets/files/2019/сборник_том_1.pdf#page=189 (дата обращения: 16.06.2024).
2.22. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - №. 3. - С. 200-209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36237905 (дата обращения: 16.06.2024).
2.23. Кодан С.В. Становление юридического образования в России (1800-1850-е гг.) // Российский юридический журнал. - 2001. - №. 3. - С. 98-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42471489 (дата обращения: 16.06.2024).
2.24. Курлаева Е.И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов // Дисс.... канд. юрид. наук. М. - 2005. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002831204.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
2.25. Нижник Н. С. Российская юриспруденция: симбиоз юридической практики, юридической науки и образования? // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - №. 3. - С. 86-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-yurisprudentsiya-simbioz-yuridicheskoy-praktiki-yuridicheskoy-nauki-i-obrazovaniya (дата обращения: 16.06.2024).
2.26. Нижник Н. С. Юриспруденция как комплексный социально-правовой институт: специфика становления и развития в России // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. - 2012. - С. 5-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25354976 (дата обращения: 16.06.2024).
2.27. Остапович И. Ю., Мусинов П. А. Этапы развития юридического образования в России // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - №. 3. - С. 237-245. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-yuridicheskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 16.06.2024).
2.28. Поляков М. Б. История возникновения юридических клиник и клинического юридического образования // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2010. - №. 2. - С. 66-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-yuridicheskih-klinik-i-klinicheskogo-yuridicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.06.2024).
2.29. Росенко Н. И. Историография проблемы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - №. 3. - С. 79-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriografiya-problemy-formirovaniya-ekonomiko-pravovoy-kultury-u-studentov-yuridicheskih-spetsialnostey (дата обращения: 16.06.2024).
2.30. Усманов Т. Р. Становление и развитие системы юридического образования в Казанской губернии пореформенного периода (XIX-нач. XX вв.). - 2006. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/147165/0-755025.pdf?sequence=-1 (дата обращения: 16.06.2024).
2.31. Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. Исторические справки. М., 1896.
2.32. Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы (к пятидесятилетию судебных уставов). 1864-1914. Спб., 1914.
2.33. Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882.
2.34. Победоносцев К.П. Юридические произведения / Под ред. биогр. очерк В.А. Томсинова. М., 2012.
2.35. Судебная реформа / Под ред. Н.В. Давыдова, Н.Н. Полянского. Т. 1. М., 1915.
2.36. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. Т. 1. Пг., 1914.
2.37. Томсинов, В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии : учеб. пособие / В. А. Томсинов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак., Каф. истории государства и права. - М. : Зерцало-М, 2019. - 231 с.
2.38. Petschauer P. The Philosopher and the Reformer: Tsar Peter, G. W. Leibniz and the College System // Canadian-American SlavicStudies.1979.Vol.13.№ 4. P. 478-486.
2.39. Введенский А. А. Монастырский стряпчий (из истории древнерусской адвокатуры) // Русский исторический журнал. Пг., 1921.Кн.7.С.31-60.
2.40. Демидова Н. Ф. Приказные школы начального образования в Москве XVII в. // Торговля и предпринимательство в феодальной России. М., 1994. С. 152-167.
2.41. Ивина Л. И. Уложение 1649 г. и его издания // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1983. Т. 14. С. 160-166
2.42. Луппов С. П. Книга в России в XVII веке. Л.: Наука, 1970. - 224.
2.43. Муравьев Н.В. О судебной службе. Беседы с кандидатами на судебные должности // Муравьев Н.В. Из прошлой деятельности. СПб., 1900. Т. 1. С. 268-336. 79
2.44. Муравьев Н.В. О судебной службе. Беседы с кандидатами на судебные должности // Муравьев Н.В. Из прошлой деятельности. СПб., 1900.Т. 1. С. 268-336.
2.45. Новомбергский Н. Я. К вопросу о внешней истории Соборного уложения 1649 года // Исторические записки. М.; Л., 1947. Т. 21. С. 44-45
2.46. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии: учеб. пособие. М.: Зерцало-М, 2010. - 336 с.
2.47. Шершеневич Г.Ф. История кодификации гражданского права в России // Ученые записки Императорского Казанского университета. 1899. Кн. 2.С. 55-80.
2.48. Афанасьев А.Н. Московский университет (1844-1848 гг.) // Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 275.
2.49. Шимановский М.В. Петр Григорьевич Редкин. Сообщение, сделанное в заседании Одесского юридического общества 30 октября 1890 г. Одесса, 1890. С. 14.
2.50. Заварзина Л.Э. Педагог-общественник Петр Григорьевич Редкин // Историко-педагогический журнал. 2013. № 4
2.51. Струминский В.Я. П.Г. Редкин - русский педагог второй половины XIX века // Редкин П.Г. Избр. педагогические соч. М., 1958; Супонина Е. Г. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды П. Г. Редкина: дис. … канд. пед. наук. Пенза, 2009.
2.52. Грановский Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены. М., 1900; Уваров С.С. Циркулярное предложение попечителю Московского учебного округа // Избр. труды. М., 2010.
2.53. Редкин П. Г. Какое общее образование требуется современностью от русского правоведа? // Речи, произнесенные в торжественном собрании Императорского московского университета. М., 1846. С. 13.
2.54. Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевыревым. 1755-1855. М., 1855. С. 501.
2.55. Редкин П. Г. Какое общее образование требуется современностью от русского правоведа? С. 52.
2.56 Д.О. Серов «ПЕТР I И ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» c. 75
2.57 См.: Petschauer P. The Philosopher and the Reformer: Tsar Peter, G. W. Leibniz and the College System // Canadian-American Slavic Studies. 1979. Vol. 13, № 4. P.478-473, 486.
2.58 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. 6. №3571.
2.59 Муравьев Н.В. О судебной службе. Беседы с кандидатами на судебные должности // Муравьев Н.В. Из прошлой деятельности. СПб., 1900. Т. 1. С.268-336.
2.60 Ганин В.В.Генезис юридического университетского образования в России// Юридическое образование и наука. 2002. №1. С.46-47.
2.61 Ганин В.В. Генезис юридического университетского образования в России// Юридическое образование и наука. 2002. №1. С. 47.
2.62 Ганин В.В. Генезис юридического университетского образования в России// Юридическое образование и наука. 2002. №1. С.47.
2.63 Поляков, А. В. Либеральный консерватизм Б. Н. Чичерина. //Правоведение. -1993. - № 5. - С. 79 - 87.
2.64 Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII - XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х т. Т. 1. М.,2007. С. 122.
2.65 Зипунникова Н. Н. Борис Николаевич Чичерин (к 180-летию со дня рождения)//Российский юридический журнал. - 2008. - №4. - С. 28-33.
2.66 Глушаченко С. Б. Либеральные учения русских юристов второй половины XIX -начала XX веков / РА юридических наук Научные труды 1. [сб. ст.]. Т.1. М.: 2001. С.52-55.
2.67 Князья Трубецкие «Россия воспрянет», глава «Из прошлого», М., М., 1996, с.40
2.68 Ляхович Е.С., Ревушкин A.C . Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998. С.539-540. • Петражицкий Л.И, Университет и наука. - СПб, 1907. С. 10. 154.
2.69 Спиридонов Л.И., Честнов И.Л. Л.И. Петражицкий: жизнь и научное наследие. / Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб, 2000. С Л 8.
2.70 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 1911. С. 15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ