РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII В. 10
1.1 Создание первых юридических учебных заведений 10
1.2 Основные черты юридического образования в России второй половины XVIII в. 15
2 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. 22
2.1 Уставы Университетов о роли юридического образования 22
2.2 Либеральные реформы 60-х гг и трансформация системы юридического образования 32
3 ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЕ XX В. 49
3.1 Основные достижения в области развития высшего юридического образования в России 49
3.2 Создание в России юридических научных школ и направлений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII В. 10
1.1 Создание первых юридических учебных заведений 10
1.2 Основные черты юридического образования в России второй половины XVIII в. 15
2 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. 22
2.1 Уставы Университетов о роли юридического образования 22
2.2 Либеральные реформы 60-х гг и трансформация системы юридического образования 32
3 ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЕ XX В. 49
3.1 Основные достижения в области развития высшего юридического образования в России 49
3.2 Создание в России юридических научных школ и направлений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Развитие системы высшего юридического образования в Российской империи в XVIII - начале XX вв. является одной из важнейших исторических тем, которая отражает не только процессы развития образования, но и политические, социальные и культурные изменения в стране. Эта тема является актуальной и сегодня, так как история становления и развития юридического образования в России оказывает влияние на современную систему образования и правовую науку в целом. Данная тема отражает исторический опыт подготовки профессиональных юристов для задач государственного управления и государственной службы. В России развитие юридического образования «происходило под воздействием наиболее насущных потребностей общества. Главная роль в его становлении принадлежала императору Петру I, который дал толчок к формированию основ светского юридического образования» . На протяжении XIX века в каждом крупном городе Российской империи были открыты университеты с юридическими факультетами. Они не были единственными учебными заведениями, готовившими юристов, но составляли основу этой системы. Сама юридическая профессия была актуализирована в ходе буржуазных реформ 1860-1870-х годов. Подготовка и проведение в жизнь судебной реформы потребовали не просто значительного количества юристов, но знатоков обновленного законодательства, выстроенного на принципиально иных началах.
Тема нашего исследования является комбинированной и лежит на стыке исторических, юридических и педагогических наук. Кроме того, тема предполагает изучение работ как современных историков и юристов, так и труды дореволюционных авторов. Среди исследований дореволюционного периода по проблеме юридического образования выделяется известная работа Л. И. Петражицкого «Университет и наука».
В работах современных авторов Е.А. Андреасяна, Л.Е. Васильевой раскрывается история юридического образования в России, дается характеристика основных тенденций его развития во взаимосвязи с социально-политической ситуацией в стране и т.д. Некоторые проблемы высшего образования затрагиваются в исследованиях по истории государственной службы и правительственной политики России в ХVIII-ХIХ вв. Например, в трудах Т.Г. Архипова, П.А Зайончковского, С.Б. Окуня, А.В. Предтеченского, М.Ф. Румянцева, А.С. Сенина. Специальные работы были посвящены изучению дореволюционных университетских уставов, системы научной аттестации в императорской России (Н.Н. Зипунникова, В.А. Томсинов, Г.И. Щетинина, Р.Г. Эймонтова).
В монографии Ю.Д. Марголиса и Г.А. Тишкина рассматривается развитие университетского образования в России в XVIII- нач. XIX вв. в связи с особенностями социально-политической ситуации того времени, дается характеристика профессорско-преподавательского и студенческого состава юридических факультетов российских университетов.
В 2022 году вышла в свет коллективная монография ученых университета им. Кутафина, (под ред. проф. В.В. Блажеева) посвященная истории становления юридической науки в России. В ней дается подробный историографический анализ развития основных направлений юридической науки в России, затрагиваются вопросы юридического образования в высшей школе.
За последнее десятилетие различным аспектам истории юридического образования были посвящены ряд диссертационных исследований. Егоров С.А. исследовал историю ярославской юридической школы, Волков А.А. изучил профессионализацию кадров судебной системы в России и т.д.
Кроме специальных монографий и исследований, необходимо отметить труды относительно обобщающего характера. Это учебные пособия по дисциплине «Юридическое образование в высшей школе», предназначенные для магистрантов. Вопросы истории формирования и развития высшего юридического образования в России изучаются в одной из тем курса по данной дисциплине. Среди учебных пособий необходимо выделить книгу Т.Ф. Ящук, выпущенную Омским государственным университетом им. Достоевского, учебник для бакалавров К.М. Левитана «Юридическая педагогика».
В магистерской диссертации проведен анализ и изучение развития системы высшего юридического образования в Российской империи с XVIII века до 1917 года. Для достижения этой цели выдвигаются следующие задачи:
- рассмотрение создания первых юридических учебных заведений;
- характеристика основных черт юридического образования в России второй половины XVIII в.;
- охарактеризовать Уставы Университетов о роли юридического образования;
- изучить либеральные реформы 60-х гг. и трансформация системы юридического образования
- раскрыть основные достижения в области развития высшего юридического образования в России.
Объектом исследования являлась система высшего юридического образования, которая претерпевала развитие на территории Российской империи с XVIII века до начала XX века. В работе были рассмотрены различные аспекты этой системы, включая формирование и развитие юридических учебных заведений, программы обучения, кадровую политику и другие факторы, оказывающие влияние на развитие высшего юридического образования в России.
Исследование сосредоточено на изменениях в системе высшего юридического образования, связанных с историческими процессами. Главный акцент делается на подготовке юристов к работе в сфере права и на эволюции подходов к их обучению. Методологическую основу проекта составляют выводы ученых о развитии юридической науки в контексте истории и о формировании высшего юридического образования в Российской империи. Для написания работы использовались методы исторического анализа, компаративного исследования, а также общенаучные приемы синтеза и аналогии.
Исследование использовало структурный и функциональный анализ для изучения системы высшего образования в Российской империи и определения ее функций. Оно также обращает внимание на социально-политический контекст и его влияние на формирование юридической мысли и практики, расширяя область изучения не только на учебные программы и организацию учебного процесса. Такой подход способствует более глубокому пониманию развития юридического образования в России, его взаимодействия с общественными процессами и воздействия на правовую систему страны.
Результаты работы прошли апробацию во время педагогической практики по программе магистратуры, основные выводы исследования были изложены в публикации на страницах научного веб-журнала «Педразвитие», «Развитие юридического образования в России в XVI-XVII веках», объемом 0,2 печатных листа.
Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения, списка использованных источников, двух приложений.
Тема нашего исследования является комбинированной и лежит на стыке исторических, юридических и педагогических наук. Кроме того, тема предполагает изучение работ как современных историков и юристов, так и труды дореволюционных авторов. Среди исследований дореволюционного периода по проблеме юридического образования выделяется известная работа Л. И. Петражицкого «Университет и наука».
В работах современных авторов Е.А. Андреасяна, Л.Е. Васильевой раскрывается история юридического образования в России, дается характеристика основных тенденций его развития во взаимосвязи с социально-политической ситуацией в стране и т.д. Некоторые проблемы высшего образования затрагиваются в исследованиях по истории государственной службы и правительственной политики России в ХVIII-ХIХ вв. Например, в трудах Т.Г. Архипова, П.А Зайончковского, С.Б. Окуня, А.В. Предтеченского, М.Ф. Румянцева, А.С. Сенина. Специальные работы были посвящены изучению дореволюционных университетских уставов, системы научной аттестации в императорской России (Н.Н. Зипунникова, В.А. Томсинов, Г.И. Щетинина, Р.Г. Эймонтова).
В монографии Ю.Д. Марголиса и Г.А. Тишкина рассматривается развитие университетского образования в России в XVIII- нач. XIX вв. в связи с особенностями социально-политической ситуации того времени, дается характеристика профессорско-преподавательского и студенческого состава юридических факультетов российских университетов.
В 2022 году вышла в свет коллективная монография ученых университета им. Кутафина, (под ред. проф. В.В. Блажеева) посвященная истории становления юридической науки в России. В ней дается подробный историографический анализ развития основных направлений юридической науки в России, затрагиваются вопросы юридического образования в высшей школе.
За последнее десятилетие различным аспектам истории юридического образования были посвящены ряд диссертационных исследований. Егоров С.А. исследовал историю ярославской юридической школы, Волков А.А. изучил профессионализацию кадров судебной системы в России и т.д.
Кроме специальных монографий и исследований, необходимо отметить труды относительно обобщающего характера. Это учебные пособия по дисциплине «Юридическое образование в высшей школе», предназначенные для магистрантов. Вопросы истории формирования и развития высшего юридического образования в России изучаются в одной из тем курса по данной дисциплине. Среди учебных пособий необходимо выделить книгу Т.Ф. Ящук, выпущенную Омским государственным университетом им. Достоевского, учебник для бакалавров К.М. Левитана «Юридическая педагогика».
В магистерской диссертации проведен анализ и изучение развития системы высшего юридического образования в Российской империи с XVIII века до 1917 года. Для достижения этой цели выдвигаются следующие задачи:
- рассмотрение создания первых юридических учебных заведений;
- характеристика основных черт юридического образования в России второй половины XVIII в.;
- охарактеризовать Уставы Университетов о роли юридического образования;
- изучить либеральные реформы 60-х гг. и трансформация системы юридического образования
- раскрыть основные достижения в области развития высшего юридического образования в России.
Объектом исследования являлась система высшего юридического образования, которая претерпевала развитие на территории Российской империи с XVIII века до начала XX века. В работе были рассмотрены различные аспекты этой системы, включая формирование и развитие юридических учебных заведений, программы обучения, кадровую политику и другие факторы, оказывающие влияние на развитие высшего юридического образования в России.
Исследование сосредоточено на изменениях в системе высшего юридического образования, связанных с историческими процессами. Главный акцент делается на подготовке юристов к работе в сфере права и на эволюции подходов к их обучению. Методологическую основу проекта составляют выводы ученых о развитии юридической науки в контексте истории и о формировании высшего юридического образования в Российской империи. Для написания работы использовались методы исторического анализа, компаративного исследования, а также общенаучные приемы синтеза и аналогии.
Исследование использовало структурный и функциональный анализ для изучения системы высшего образования в Российской империи и определения ее функций. Оно также обращает внимание на социально-политический контекст и его влияние на формирование юридической мысли и практики, расширяя область изучения не только на учебные программы и организацию учебного процесса. Такой подход способствует более глубокому пониманию развития юридического образования в России, его взаимодействия с общественными процессами и воздействия на правовую систему страны.
Результаты работы прошли апробацию во время педагогической практики по программе магистратуры, основные выводы исследования были изложены в публикации на страницах научного веб-журнала «Педразвитие», «Развитие юридического образования в России в XVI-XVII веках», объемом 0,2 печатных листа.
Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения, списка использованных источников, двух приложений.
Изучение развития высшего юридического образования в Российской империи в XVIII-XX вв. представляет интерес для анализа исторического процесса. В работе были рассмотрены различные аспекты этой темы: исторические предпосылки, этапы развития, образовательные программы, кадровый потенциал, влияние политических изменений и наследие системы в современном контексте. Заключительная часть работы подчеркивает значение изучения данного вопроса для понимания правовой системы России.
«В Российской империи исторические предпосылки развития системы высшего юридического образования были связаны с необходимостью выращивания профессиональных юристов для государственной службы и судебной системы. Петербургская академия наук, созданная в XVIII веке, стала первым учреждением, где начали обучать юристов, и этот этап считается важным в процессе развития системы. Основные этапы развития системы высшего юридического образования в Российской империи включают формирование первых юридических учебных заведений, разработку и утверждение программ» .
Развитие правовой науки и системы юридического образования в России значительно зависело от влияния выпускников юридических учебных заведений, занимающих ключевые позиции в государственной службе, судебной системе, адвокатуре и прокуратуре. Политические и социальные перемены в Российской империи оказывали значительное воздействие на систему высшего юридического образования. Реформы, осуществляемые правительством, вносили изменения в структуру и содержание обучения, а также в его доступность для различных социальных групп. Социальные изменения, такие как индустриальная революция и увеличение городского населения, также повлияли на растущую потребность в юристах и соответствующем образовании.
«Понимание и оценка значения подлинной системы юридического просвещения в Российской империи нашли свое отражение в современности, поскольку данная система явилась основополагающим фактором в становлении современной правовой системы России. Многочисленные установки и нормы, разработанные в Российской империи, неизменно представляют собой устойчивую базу для правовой практики и юридического образования в данной стране. Важно также отметить, что наследие подлинной системы юридического просвещения в Российской империи в сущности концептуализирует историческое окружение и последующее развитие правовой системы данной страны» .
В заключение, исследование развития системы высшего юридического образования в Российской империи позволяет лучше понять исторические предпосылки, основные этапы, программы и методы обучения, кадровый потенциал, влияние политических и социальных изменений, а также наследие и значение данной системы для современности. Это исследование является важным вкладом в изучение истории правовой системы России и может быть полезным для дальнейших исследований в этой области.
«В Российской империи исторические предпосылки развития системы высшего юридического образования были связаны с необходимостью выращивания профессиональных юристов для государственной службы и судебной системы. Петербургская академия наук, созданная в XVIII веке, стала первым учреждением, где начали обучать юристов, и этот этап считается важным в процессе развития системы. Основные этапы развития системы высшего юридического образования в Российской империи включают формирование первых юридических учебных заведений, разработку и утверждение программ» .
Развитие правовой науки и системы юридического образования в России значительно зависело от влияния выпускников юридических учебных заведений, занимающих ключевые позиции в государственной службе, судебной системе, адвокатуре и прокуратуре. Политические и социальные перемены в Российской империи оказывали значительное воздействие на систему высшего юридического образования. Реформы, осуществляемые правительством, вносили изменения в структуру и содержание обучения, а также в его доступность для различных социальных групп. Социальные изменения, такие как индустриальная революция и увеличение городского населения, также повлияли на растущую потребность в юристах и соответствующем образовании.
«Понимание и оценка значения подлинной системы юридического просвещения в Российской империи нашли свое отражение в современности, поскольку данная система явилась основополагающим фактором в становлении современной правовой системы России. Многочисленные установки и нормы, разработанные в Российской империи, неизменно представляют собой устойчивую базу для правовой практики и юридического образования в данной стране. Важно также отметить, что наследие подлинной системы юридического просвещения в Российской империи в сущности концептуализирует историческое окружение и последующее развитие правовой системы данной страны» .
В заключение, исследование развития системы высшего юридического образования в Российской империи позволяет лучше понять исторические предпосылки, основные этапы, программы и методы обучения, кадровый потенциал, влияние политических и социальных изменений, а также наследие и значение данной системы для современности. Это исследование является важным вкладом в изучение истории правовой системы России и может быть полезным для дальнейших исследований в этой области.
Подобные работы
- ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКИХ ОБЩИН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - начале XX в.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС ПОЗДНЕИМПЕРСКОГО ПЕРИОДА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В
ОТНОШЕНИИ ИНОРОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИБИРИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - История повседневной жизни сибирского студенчества в ХГХ-нач. XX вв. (на примере высших учебных заведений г. Томска)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административно-территориальное управление Сибирью (XIX- иачало XX вв.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016



