Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История повседневной жизни сибирского студенчества в ХГХ-нач. XX вв. (на примере высших учебных заведений г. Томска)

Работа №22995

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
364
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
1. Особенности системы высшего образования в Томске в XIX-нач. XX в.. 19
1.1. Нормативно-правовая база высшего образования в Российской империи
и особенности ее функционирования в Томской губернии 19
1.2. Высшее образование в системе социокультурного развития России
конца XIX-нач. XX вв. и специфика его реализации в Томской губернии 31
2. Материально-экономическое положение томского студенчества и
повседневность в рамках образовательного процесса 40
2.1. Особенности материально-экономического положения томского
студенчества 40
2.2. Повседневность в рамках образовательного процесса 55
3. Культурно-досуговый и мировоззренческий аспект повседневной жизни
томского студенчества 61
3.1 Специфика культурно-досуговой сферы жизни 61
3.2 Религиозный аспект повседневной жизни сибирского студенчества 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время характерной чертой современной исторической науки является возросший интерес к истории повседневности. В центре изучения данного направления находится сфера человеческой обыденности во всех ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. Ученые пришли к выводу, что без изучения истории быта сложно приблизиться к истинному представлению об эпохе. Кроме того, элементы повседневности в исторической репрезентации значительно дополняют представление об изучаемом периоде. Этим, в первую очередь, и обусловлена актуальность изучения истории повседневности. Данное направление затрагивает широкий спектр вопросов. В его рамках ведутся исследования условий жизни, быта и досуга, труда и отдыха, а также факторов, влияющих на формирование сознания, мировоззрения, идей, норм поведения обычных людей в определенный исторический период. Изучение повседневности дает возможность понять культурную ментальность, которая сохраняется на длинных исторических промежутках, разобраться в том, какова этика повседневного поведения, которая состоит из незначительных, но решающих индивидуальных решений и выборов. Важно, что такое исследование может заинтересовать, как профессиональных ученых, так и любителей истории, что делает историческую науку более привлекательной для обывателей и соответственно повышает практическую значимость работы.
Изучение повседневности приобретает более важное значение, если речь идет о повседневной жизни российских студентов дореволюционного периода. Сложно не согласиться с тем, что большую роль в жизни общества XIX в. начинает играть институт студенчества. На рубеже XIX-XX вв. практически все социал-демократические и анархистские общества создавались исключительно в университетской среде . В связи с этим не зря большую роль студенчеству отводят как участникам революционно-освободительного движения.
Кроме того, студенчество в сравнении с другими группами молодежи имеет свои особенности по роду своих занятий, по возрастной и социально-психологической общности, образу жизни в целом. В отличие от молодежи вне университета, студенты и выпускники высших учебных заведений обладают высоким уровнем интеллекта и способностью мыслить критически. Поэтому студенчество как социальная группа действительно является особо важной. Студенчество по-своему влияло на ход истории, и играло существенную роль в общественно-политической жизни России в рассматриваемый период.
Особое значение имеет изучение повседневной жизни студентов высших учебных заведений г. Томска. Именно Императорский Томский университет, основанный в 1878 г., стал первым высшим учебным заведением на территории Сибири . В изучаемый период в Томске были основаны еще два вуза: Томский политехнический университет в 1896 г. и Сибирские высшие женские курсы в 1910 г. Необходимо отметить, что, несмотря на унификацию нормативно-правовой базы учебных заведений, высшее образование в Томской губернии имело свои особенности в сравнении с университетами европейской части Российской империи. Таким образом, данное исследование позволит выявить специфику развития высшего образования и культуры на периферии и определить отличительные черты повседневности томских студентов в отличие от повседневности студентов европейской части Российской империи.
Степень изученности темы. Историография проблемы прошла длительный путь развития. Возникновение истории повседневности как самостоятельной концепции связано с так называемым историко-антропологическим поворотом, произошедшим в 1960-е гг. Как известно, в ходе обсуждения особенностей нового направления отмечалось возвращение на историческую сцену человека, личности. Был совершен радикальный поворот от изучения общества к «истории в лицах» . В центре внимания оказался субъективный опыт отдельной личности, ее интерпретации окружающего мира и взаимодействия с ним. Так начали появляться первые работы в русле повседневной истории.
Большой вклад в развитие истории повседневности в качестве самостоятельного направления в науке внесли в 1970-1980-е гг. немецкие историки. Работы Альфа Людтке были посвящены описанию основных методов истории повседневности. Работы его коллеги Ханса Медика , в свою очередь, теоретизировали соотношение подходов истории повседневности и микроистории.
Первоначально А. Людтке определял содержание истории повседневности как реконструкцию истории противостояния и сопротивления нацистскому режиму обычных людей, а также масштабов поддержки и преданности, которые были оказаны режиму людьми в целях сохранения своих жизней . В дальнейшем в рамках развития нового направления определилось два ведущих подхода. Так называемая, статичная концепция Петера Боршейда предполагала сместить фокус истории повседневности на элемент «повторяемости». В то время как динамичный подход, основателем которого выступил А. Людтке, на первый план выдвигал реконструкцию социальной практики людей, а не только их ежедневную борьбу за существование .
Французский писатель и критик Морис Бланшо также пытался поставить точку в терминологической дискуссии. По его определению повседневность - это ежедневное существование со всем, что окружает человека: его бытом, средой, культурным фоном и языковой лексикой . С одной стороны, определение вполне отвечает на поставленный вопрос, с другой стороны, именно эта самоочевидность повседневности делает ее особенно неуловимой. Таким образом, в современной исторической науке терминологический и методологический аспект в концепции истории повседневности остается открытым.
Несмотря на возникающие трудности в процессе исследований, следует отметить, что в конце 1990-х гг. увеличилось число статей, книг, фильмов и телепередач так или иначе связанных с тематикой повседневной жизни в истории.
История повседневности в отечественной историографии представляет собой сравнительно молодое направление. Для России конца ХХ-нач. XXI в. данное направление приобрело особое значение, так как ранее изучение истории повседневности не входило в круг исследовательских интересов советских историков. Долгое время отечественная наука не учитывала этот аспект, уделяя основное внимание материальным ценностям.
В середине 1980-х гг. в диссертации «Обыденное сознание как объект гносеологического исследования» Е. И. Кукушкиной обыденное сознание впервые было названо универсальной предпосылкой всех форм познавательной активности, имеющей специфическую структуру и выполняющую самую активную роль . Другими словами признание значимости повседневного образа мышления человека стало началом становления и развития истории повседневности как исследовательской концепции в России.
Попытки прийти к решению терминологических и методологических вопросов были сделаны и российскими учеными. В 1994 г. в г. Санкт- Петербурге проходила Международная конференция по истории советской повседневности. В ходе мероприятия ученые так и не смогли прийти к единому мнению по вопросу о трактовке понятия «повседневность». В начале 2000-х гг. М. М. Кром сделал заключение об отсутствии универсального и пригодного на все случая жизни понятия «повседневность», в силу чего определил «оповседневнивание» истории как исследовательский инструмент.
Начало XXI в. было ознаменовано резким повышением интереса к повседневной тематике в российской исторической науке. Значительно возросло количество исследований, написанных в русле истории повседневности. Можно сказать, что в настоящее время продолжается развитие направления в положительном ключе.
Что касается изучения повседневной жизни российского студенчества, то в первую очередь, это работы, посвященные истории университетов. В дореволюционный период - это труды П. А. Плетнева, В. В. Григорьева по истории Петербургского и С. П. Шевырева по истории Московского университета, изданные во второй половине XIX в. Авторы дали краткий обзор положения студенчества в царствование Николая I.
Советская историческая наука 20-40-х гг. XX в. обращалась в основном к темам участия студентов в революционно-освободительной борьбе в России. Среди работ ученых-историков 1970 -1980-х гг. стоит отметить монографию Л. И. Насонкиной «Московский университет после восстания декабристов» . Автор подвергла анализу такие проблемы, как социальный состав, материальное положение учащихся, надзор за ними и учреждение инспектуры.
С середины 80-х гг. отечественная историография пополнилась серией фундаментальных работ. Особого упоминания заслуживают труды Р. Г. Эймонтовой и Г. И. Щетининой . В поле их внимания попали вопросы, косвенно связанные с проблемами студенческой повседневности, - это численный и социальный состав студентов, их материально-правовое положение.
В начале XXI в. вопросу истории университетов уделил внимание А. Ю. Андреев . Следует отметить его фундаментальную работу «Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в.», где автор подробно освещает облик Московского университета в первое десятилетие XIX в. и преподносит яркие портреты преподавателей и студентов того времени.
Также следует обратить внимание на монографию А. И. Авруса «История российских университетов» , в которой автор попытался описать весь путь, пройденный российскими университетами с момента возникновения до конца XX В. А. И. Аврус рассмотрел такие проблемы как создание университетов, принятия уставов, взаимоотношения университетов с властными структурами, и, конечно же, немалое внимание уделил студенчеству.
Кроме того, в начале XXI в. появляются работы, посвященные именно повседневной жизни российского студента дореволюционного периода. Т. Н. Жуковская и К. С. Казакова в частности описывают быт студентов Санкт-Петербургского университета XIX в. в своих исследованиях.
В перечисленных ранее работах в большей степени раскрываются вопросы, связанные со становлением и развитием высших учебных заведений России. Однако в них не было уделено должного внимания анализу специфики, характерной для высших учебных заведений именно Сибири.
Что касается изучения повседневной жизни студентов г. Томска, то одной из значимых работ, посвященных истории университетов, является труд М. Ф. Попова (ректор ИТУ 1913-1916 гг.) «Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет его существования (1888-1913)»25. Данная работа, изданная в первом десятилетии XX в., является практически первой, где можно найти сведения о томском студенчестве. Автор дал краткий обзор работы Императорского Томского университета с момента его открытия. В труде косвенно отражаются вопросы студенческой повседневности, связанные с университетским бытом, жизнью в доме общежития студентов, посещением Университетской церкви, Университетской библиотеки, музеев, выплатой стипендий.
Впервые анализ материально-бытового положения студенчества провел М. Н. Соболев в 1901 г. в своей работе «Экономическое положение томских студентов»26. В данной работе автор анализирует проведенные социальные опросы среди студентов начала XX в. и оценивает материально-бытовое положение сибирского студенчества как критическое. В своем труде автор раскрыл важные вопросы, непосредственно касающиеся повседневной жизни студентов: социальный состав студенчества, заработки, расходы, задолжности учащихся, санитарные условия, развлечения студентов. Отдельно описывает экономическую ситуацию женатых студентов. В качестве недостатка работы можно отметить то, что М. Н. Соболев ограничился рассмотрением экономического положения студентов Томского университета лишь в течение трех месяцев 1901 г.
В 1898 г. студент, будущий врач, Ф. А. Киркевич провёл исследование жилищных условий учащихся Императорского Томского университета на частных квартирах. Его интерес к данной проблеме был вызван ухудшением состояния здоровья студентов. В результате исследования была опубликована монография «О помещениях студентов в частных домах города Томска» . Данное исследование представляет особый интерес, так как автор достаточно подробно освятил проблему материально-бытовой жизни студентов рассматриваемого периода.
Как уже было сказано, советская историческая наука 1920-1940-х гг. обращалась в основном к темам участия студентов в освободительной и революционной борьбе в России.
Среди работ ученых-историков 1960-1970-х гг. стоит отметить монографию П. А. Зайченко «Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева: Очерки по истории первого Сибирского университета за 75 лет (1880-1955)» . Автор осветил отдельные аспекты темы, в частности вопросы о численном и сословном составе студентов, о политике царского правительства, о революционных выступлениях студентов.
Особого упоминания заслуживает труд «Томский университет, 1880¬1980: очерк истории и деятельности», написанный группой авторов
В.С. Синяевым, Е. С. Кирсановой и М. Е. Плотниковой . В поле их внимания попали вопросы, косвенно связанные с проблемами студенческой повседневности, - это численный и социальный состав студентов, их материально-правовое положение.
Следует отдельно выделить диссертацию Л. И. Смокотиной , защищенную в 1994 г. и посвященную вопросу социально-экономического
положения томских студентов в конце XIX - нач. XX в. В своей работе Л. И. Смокотина освещает такие вопросы как: программы финансовой помощи учащимся, подработки студентов, оптимальный студенческий бюджет, заболеваемость и смертность, роль студенческих выступлений в отстаивании своих социальных прав. В ходе работы автор приходит к выводам о том, что материальное положение российских студентов в большей степени определялось экономической помощью родителей, в меньшей степени - государственной и благотворительной социальной программой защиты необеспеченных студентов. Также автор отмечает, что политика министерства народного просвещения по высшей школе не отличалась целенаправленностью и последовательностью. Важно отметить, что в данном исследовании впервые использован широкий спектр источников, в том числе мемуары и письма бывших студентов, периодическая печать, опубликованные документы, а также автором было изучено 24 фонда из 4 архивов страны. Л. И. Смокотина проделала значительную работу по определению основных сюжетов избранной темы исследования, имеющих непосредственное отношение к повседневной жизни студентов г. Томска в дореволюционный период. В работе были раскрыты следующие сюжеты повседневной жизни: жилищные условия, благосостояние студентов, влияние тяжелых экономических условий на жизнь. Однако данный труд раскрывает лишь материально-бытовую сторону повседневности студентов, оставляя за кулисами вопросы проведения досуга, университетского быта, взаимоотношения с профессорами и тд.
В начале XXI в. начинается новый этап в изучении становления и развития высшей школы в Томске. Отдельно следует сказать о профессоре кафедры современной отечественной истории Томского государственного университета, д-ре ист. наук Сергее Федоровиче Фоминых. Еще в 1994 г. по инициативе Сергея Федоровича в ТГУ была создана учебная, научно¬исследовательская лаборатория «Сибирь: исторические традиции и современность». В 2002 г. был открыт музей истории Томского государственного университета под научным руководством С. Ф. Фоминых. Сотрудники музея, занимаясь изучением отдельных аспектов истории университета, выступают с публикациями, постоянно участвуют в подготовке различных изданий. Среди НИХ: «ТОМСКИЙ университет: листая календарь», «С верой в Победу», «История профсоюзной организации Томского университета» и многие другие. В 2003 г. по инициативе С. Ф. Фоминых на базе лаборатории был открыт Центр истории высшего образования и науки Сибири. С участием коллектива молодых исследователей на базе лаборатории был подготовлен биографический словарь «Профессора Томского университета» (1888-2013) , состоящий из шести томов и включающий свыше 900 персоналий ученых, работавших в разное время в Томском университете. Это исследование без сомнений можно называть фундаментальным трудом, который дает возможность в значительно большей степени исследовать повседневную жизнь студентов на примере судеб профессоров, бывших студентов Томского Императорского университета конца XIX-нач. XX вв. Также важно отметить, что в 2014 г. под редакцией С. Ф. Фоминых вышел сборник воспоминаний современников Императорского Томского университета . Сборник является уникальных по своему содержанию - на его страницах можно найти воспоминания бывших студентов Л. И. Рубинштейна, К. М. Гречищева, С. М. Тимашева, А. Н. Морачевского и др.
В это же время появляются работы, посвященные непосредственно повседневной жизни томских студентов дореволюционного периода. В пример можно привести статьи А. Н. Жеравиной , Н. В. Жиляковой , А. А. Иванова , Е. Ю. Ретюнской , А. А. Сячиной . Однако исследования приведенных авторов частично раскрывают лишь некоторые аспекты повседневности сибирских студентов.
Таким образом, было выявлено, что в целом историческая литература не дает полной картины, раскрывающей повседневную жизнь студентов высших учебных заведений города Томска рассматриваемого периода. В настоящее время не существует комплексного основательного исследования по данному вопросу, что еще раз подтверждает актуальность темы.
Цель работы - исследование повседневной жизни сибирских студентов в конце XIX-нач. XX вв. на примере высших учебных заведений г. Томск.
Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу высшего образования в Российской империи и выявить особенности ее функционирования в Томской губернии;
- изучить специфику высшего образования в системе социокультурного развития России конца XIX-нач. XX вв. и определить особенности его реализации в Томской губернии в контексте повседневной жизни студенчества;
- исследовать особенности материально-экономического положения томского студенчества;
- проанализировать особенности повседневности в рамках образовательного процесса;
- исследовать специфику культурно-досугового и мировоззренческого аспекта жизни студенчества конца XIX-нач. XX вв.
Объект исследования - студенчество г. Томска в дореволюционный период.
Предмет исследования - повседневная жизнь студентов г. Томска в дореволюционный период.
В работе будет рассмотрена история повседневной жизни студентов высших учебных заведений города Томск в XIX-нач. XX в. Выбор хронологических рамок обусловлен именно тем, что становление и развитие дореволюционной высшей школы г. Томска охватывает период с 1878 по 1917 гг. Нижняя граница связана с основанием первого высшего учебного заведения в Сибири - Императорского Томского университета. Верхняя граница обусловлена революцией 1917 г. и коренным переустройством всех сфер жизни общества.
Территориальные рамки ограничены г. Томском, так как в дореволюционный период он был единственным городом в Сибири, имеющим высшие учебные заведения. Выбор географических границ также обусловлен тем, что ментальность, культура, социальное и экономическое пространство провинциальных городов резко отличаются от тех же элементов столиц.
Методология исследования. Методологическая основа базируется на основных принципах исторической науки. В ходе решения поставленных задач применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез, исторический метод, метод аналогии. При помощи метода сравнения и обобщения была прослежена эволюция повседневной жизни российских студентов изучаемого периода. Также исследование проблемы осуществлялось с опорой на принципы объективности, научности и историзма, позволяющие рассмотреть процессы и явления в развитии и взаимосвязи с учетом конкретно- исторических условий. Принцип объективности позволил осуществить комплексный и критический анализ событий и явлений.
Исследование выполнено в рамках историко-антропологического подхода, для которого характерен особый интерес к личным судьбам участников исторических событий и повышенное внимание к источникам личного происхождения.
Характер исследования также потребовал применения микроисторического подхода, который предполагает изучение частных явлений, происходивших в жизни отдельных людей прошлого, с целью выявления господствующих представлений и тенденций в обществе в целом.
Среди методов исследования также были применены: нарративный, историко-сравнительный, контент-анализ документов. Так, нарративный метод применялся для более глубокого описания различных аспектов повседневной жизни студентов высших учебных заведений г. Томск в дореволюционный период. Историко-сравнительный анализ позволил сопоставить особенности повседневной жизни студентов в разные временные эпохи. Контент-анализ применялся для качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления социальных явлений и тенденций, отражающих общественную и культурную жизнь сибирского студенчества на рубеже веков.
Среди специально-исторических методов также был использован метод периодизации. С его помощью исследуемая часть исторического процесса была разделена на хронологические периоды.
Также следует отметить, что работа выполнена в рамках междисциплинарного подхода, посредством обращения к наукам социология, психология, правоведение.
Источниковую базу исследования составили неопубликованные и опубликованные источники.
Первую группу источников составили неопубликованные материалы. При работе над исследованием было изучено три фонда ОГКУ «Государственный архив Томской области» (ГАТО): Ф. 102 «Томский университет Министерства народного просвещения», Ф. 194 «Томский технологический институт Министерства народного просвещения», Ф. 193 «Сибирские высшие женские курсы». Изучение архивных документов позволило проанализировать материалы университетского делопроизводства, которые в свою очередь помогли составить картину повседневной жизни студентов на территории университета, выделить ее отличительные особенности, определить насущие вопросы студентов изучаемого периода. В качестве материалов университетского делопроизводства выступили: переписка
ректора с попечителем Западно-Сибирского учебного округа и инспектором студентов по вопросам отсрочки от воинской повинности, приеме на работу студентов, долгов за проживание в общежитии, успеваемости и назначении ссуд и пособий, нарушении общественного порядка; распоряжения об исключении студентов, разрешения жить вне общежития; прошения и отношения по вопросам приема и восстановления в университет, перевода в другой университет, вступления в брак. Протоколы судебно-медицинской экспертизы, истории болезней студентов позволили раскрыть вопрос о состоянии здоровья студенчества рассматриваемого периода. Данный вид источников можно отнести к описательным. В целом можно сказать, что неопубликованные материалы достаточно полно раскрыли вопросы повседневной жизни студенчества, связанные с официально-деловой средой.
Следующую группу источников составили опубликованные материалы. В их числе законодательные акты, уставы и локальные нормативно-правовые акты высших учебных заведений, законодательные распоряжения, сборники циркуляров по Западно-Сибирскому учебному округу, статистические сборники, условия приема в число студентов, правила поведения в общежитии и т.д. Данный вид источников достаточно полно освещает вопросы, связанные с устройством и порядком в университете, общежитии, системой санкций, правовым положением студенчества и профессуры.
В сибирских газетах, выпущенных в дореволюционный период, имеются важные сведения по вопросам общественно-политической жизни студентов, содержатся материалы о студенческих сходках . Из всех видов публикаций наибольшую значимость для работы имеют статьи, авторы которых опирались на результаты анкетирований и собеседований, проведенных современниками Ф. А. Киркевичем, М. Н. Соболевым и П. И. Лященко. Они дают представление об условиях проживания и питания томских студентов в зависимости от их бюджета, что раскрывает материально-бытовую сферу их повседневной жизни.
Трудно не согласиться с тем, что воспоминания бывших студентов являются важным источником по изучению истории повседневности. В отличие от статистических данных, воспоминания помогают понять чувства, переживания, эмоциональный настрой, мысли и интересы учащихся высших учебных заведений г. Томск в XIX-нач. XX в. В отличие от московских и петербургских студентов, немногие томские общественные деятели, обучавшиеся в дореволюционный период, оставили воспоминания о своей студенческой жизни. Но среди них один из первых студентов Императорского Томского университета Л. И. Рубинштейн, выдающиеся врачи Томской губернии К. М. Гречищев, С. М. Тимашев, юрист А. Н. Морачевский и др . Кроме того, был исследован фонд рукописей музея истории Томского государственного университета, что в свою очередь предоставило возможность проанализировать подлинники писем студента медицинского факультета университета Николая Либерова. Анализ писем позволил выявить особенности студенческой ментальности, эмоциональной составляющей повседневной жизни. С помощью данной группы источников был раскрыт широкий спектр вопросов: особенности приема в высшие учебные заведения г. Томск, условия бытовой жизни будущего студента, специфика взаимоотношений преподавателей и студентов, особенности проведения досуга.
Выбранная источниковая база исследования представляется достаточно информативной и разнообразной. Подробный анализ всех документов и материалов позволил выполнить поставленные цели и задачи в полном объеме.
Научная новизна данного исследования заключается, прежде всего, в том, что был проведен подробный анализ различных сфер повседневной жизни сибирских студентов в дореволюционный период. В ходе работы были проанализированы особенности нормативно-правовой базы высших учебных заведений и их влияние на студенческую повседневность, были исследованы особенности становления и развития высшего образования в Томской губернии через призму повседневной жизни студентов рассматриваемого периода. Также были рассмотрены вопросы, раскрывающие специфику университетской повседневности и культурно-досуговой сферы жизни. Другими словами диссертация является комплексным исследованием, в ходе работы над которым была сделана попытка исследовать основные аспекты повседневной жизни повседневной жизни сибирских студентов в дореволюционный период. Также следует отметить, что в работе впервые обобщен исторический опыт исследования повседневной жизни студентов высших учебных заведений г. Томска. Немаловажным является тот факт, что в научный оборот вовлечено значительное количество новых источников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может активно применяться в качестве дополнительного материала для изучения дисциплин «История России», «История Сибири», «Краеведение», «История повседневности».
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории повседневной жизни сибиряков в дореволюционный период.
Апробация работы. Отдельные положения магистерской диссертации нашли отражения на научных конференциях: доклад «Быт и досуг российского студенчества. История и современность» в рамках конференции «Проспект Свободный-2015», доклады «Особенности взаимоотношений студентов и профессоров в Российском университете в XIX веке» и «Russian students everyday life. History and modernity» в рамках конференции «Проспект Свободный-2016», доклад «Некоторые аспекты повседневной жизни студентов Томского Императорского университета в конце XIX-нач. XX вв.» в рамках конференции «Духовно-исторические чтения 2016 г.», г. Красноярск, доклад «Религиозный аспект повседневной жизни сибирского студенчества (на примере Императорского Томского университета) в XIX-нач. XX вв.» в рамках конференции «Духовно-исторические чтения 2017 г.».
В течение всего периода работы над исследованием было опубликовано шесть научных статей, одна из них в рецензируемом журнале из перечня ВАК.
Структура работы. Решение поставленных задач исследования с применением указанных теоретических основ, Источниковой базы, с опорой на методы исследования, обусловило следующую структуру данной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены отдельные стороны повседневной жизни сибирских студентов конца XIX-нач. XX в. на примере высших учебных заведений г. Томск. В первую очередь была проанализирована нормативно-правовая база системы высшего образования в имперский период: были рассмотрены особенности управления университетами на высшем и местном уровне, специфика реализации реформ образования в Томской губернии, эволюция законодательства через призму университетских уставов, а также были изучены локальные нормативно-правовые акты высших учебных заведений. Было установлено, что документы нормативно-правовой базы действительно во многом определяли студенческую повседневность, в особенности это касалось университетского быта. Так законодательством регламентировались вопросы структуры и управления университетами, организации учебного процесса, особенности обучения на конкретном факультете. Что касается личной жизни, то нормативно-правовые акты определяли правила этикета, запрещали литографирование лекций, регулировали вопрос вступления в брак, предоставляли привилегии в сфере медицинского обслуживания. Фундаментом нормативно-правовой базы высших учебных заведений изучаемого периода служил Университетский устав 1884 г. Поэтому содержательная часть локальных нормативно-правовых актов различных учебных заведений зачастую дублировалась. Было сделано предположение, что в дореволюционный период предпочтительно было издавать типовые нормативно-правовые акты для облегчения управления высшими учебными заведениями. Тем не менее, в вопросах стоимости и сроков обучения, направлений подготовки, организации вступительных испытаний, выплате материальной помощи каждое высшее учебное заведение имело свою специфику.
Изучив специфику высшего образования в системе социокультурного развития России конца XIX-нач. XX вв., были выявлены следующие
особенности. Томский университет был уникальным в вопросе набора студентов. Ему было разрешено принимать выпускников духовных семинарий, таким образом, в Томске обучались представители различных губерний Российской империи. В плане инфраструктуры Томский университет был одним из самых передовых во всей империи. Помимо современного учебного корпуса при университете также функционировали разного рода учебно- вспомогательные учреждения: библиотека, клиники, лаборатории, кабинеты и музеи. Кроме того, одновременно с учебным корпусом было открыто одно из лучших студенческих общежитий в Российской империи. Открытие университета в 1888 г. послужило началом становлению и развитию высшего образования в Сибири.
Также была отмечена важная роль активного индустриального развития страны в сфере высшего образования. Для полноценной реализации актуальных задач в вопросах развития индустрии был открыт Томский технологический институт, что способствовало активному социально-экономическому развитию Сибирского региона. Постепенно институт стал центром развития технической науки в Сибири.
Важной частью истории развития высшего образования Томска является открытие Сибирских высших женских курсов в 1910 г. Несмотря на многочисленные трудности, возникавшие при открытии и при непосредственной реализации образовательного процесса, энтузиазм преподавателей и слушательниц помог справиться со всеми задачами.
В период Февральской революции большая часть студентов поддержала Временное правительство, надеясь на положительные результаты демократизации высшей школы. Они с воодушевлением восприняли идеи о принятии в университет лиц обоих полов на равных правах без различия национальности и вероисповедания, об отмене предоставления справки о политической благонадежности, об образовании выборных органов студенческого самоуправления. До начала Гражданской войны большая часть студентов продолжала оставаться на стороне Временного правительства.
Рассмотрев особенности материально-экономического положения томского студенчества, было установлено, в дореволюционный период бытовая жизнь студентов была достаточно тяжелой. Особенно это проявлялось в жизни студентов, которым приходилось самостоятельно оплачивать аренду жилого помещения. Было выявлено, что чаще всего показатель цена-качество не соответствовали друг другу. Вследствие неблагоприятных условий жизни и несоответствия санитарно-гигиенических норм на частных квартирах студенты часто болели. С другой стороны в Доме общежития студентов при Императорском Томском университете были достаточно комфортабельные условия проживания. Несмотря на то, что цена за пользование комнатой была достаточно высокой, студенты предпочитали этот вариант вместо проживания на частной квартире. Обучение для всех студентов было платным, особенно высокой цена была для слушательниц Сибирских высших женских курсов. Государственные стипендии могли получить только студенты Императорского Томского университета и Томского технологического института. Важно отметить, что стипендиатов среди студентов было немного. Институт частных стипендий оказывал помощь наиболее бедным студентам и курсисткам. Остальным же приходилось искать варианты дополнительного заработка. Было выявлено, что студенты и курсистки принимались за любую работу, которая помогла бы им содержать себя и продолжать обучение в высшем учебном заведении. Чаще всего в качестве подработки выступали уроки, то есть репетиторство. Также была отмечена большая роль землячеств в жизни студентов. Землячества помогали студентам с поисками регулярного заработка, оказывали материальную помощь нуждавшимся, организовывали благотворительные вечера.
Изучив особенности жизни абитуриента в дореволюционный период, можно отметить следующие аспекты. Для того, чтобы поступить в высшее учебное заведение необходимо было обладать высоким интеллектуальным потенциалом и соответствующим уровнем финансовой состоятельности. Став первокурсником, студент очень гордился своим статусом и делал все возможное для того, чтобы профессионалом в сфере своей деятельности. Поэтому, как правило, большинство обучающихся ответственно подходили к освоению образовательной программы. Времени для отдыха у студентов было немного, обучение требовало полного вложения сил и отдачи. Лекции и практические занятия длились практически весь день, перерывы между ними были небольшими, каникулы составляли один месяц в год. С учетом того, что учебных пособий, отражающих содержание дисциплин, в дореволюционный период практически не было, принципиально важным вопросом для студентов была возможность литографирования лекций, т.к. это был единственный способ копирования материала. За посещением учебных занятий строго следил инспектор и его помощники. Кроме того, существовала система университетских санкций. Самым суровым наказанием было исключение из университета без права восстановления.
Важной частью досуга студента конца XIX-Han.XX в. без сомнений была литература. Кроме того, студенты любили ходить в театр, слушать музыку, петь, посещать светские вечера, благотворительные акции. Современники отмечали, что студенты всегда были желанными гостями на различного рода мероприятиях. Они пользовались специальными льготами и везде их принимали с почтением. Самым знаменательным праздником считался День томского студенчества, который отмечали ежегодно 22 октября все учащиеся с большим удовольствием и пышными торжествами.
Исследовав специфику мировоззренческого аспекта повседневной жизни студентов, можно сделать следующие выводы. Несмотря на активное развитие антирелигиозных настроений в университетах Российской империи, среди сибирских студентов атеистические учения воспринимались с меньшим энтузиазмом. Преобладание представителей духовного сословия среди томских студентов играло в этом не последнюю роль. Также свой вклад в защиту православия вносила кафедра богословия университета, составляя специальные курсы, читая лекции, организуя встречи со студентами всех специальностей. Университетская церковь, созданная специально для участников образовательного процесса, проводила службы, литургии, молебны. И даже день томского студенчества был приурочен к религиозному празднику - дню Казанской Божьей матери. Таким образом, религия естественным образом вошла в повседневность томских студентов, как в университетской жизни через призму аудиторных занятий по богословию для всех студентов, так и в аспекте досуга - посещение церкви, участие в праздниках, приуроченных к началу учебного года, дню томского студенчества и тд.
Таким образом, в результате исследования была составлена общая картина повседневной жизни сибирских студентов конца XIX- Han.XX в. на примере высших учебных заведений г. Томск. Что касается практической значимости исследования, то результаты данной работы могут быть использованы при составлении общеобразовательных курсов по истории России, спецкурсов по истории повседневности, истории культуры, при написании обобщающих трудов по истории повседневной жизни сибиряков в дореволюционный период.



1.1. Сборники документов
1.1.1. Годичный акт в Императорском Томском университете 22-го октября
1898 года. Паровая типо-литография П. И. Макушина. Благовещ. пер.
1899. 234 с.
1.1.2. Ефимов А. И. Историческая записка об учреждении и открытии Томского технологического института Императора Николая II 6 декабря 1900 года / по поруч. Совета ин-та сост. А. И. Ефимов. Томск: Паровая типо-литография П. И. Макушина. 1902. 88 с.
1.1.3. Отчет о состоянии Томского университета за 1900 год. Паровая типо-литография П. И. Макушина. Благовещ. пер. 1901. 178 с.
1.1.4. Отчет о состоянии Томского университета за 1902 год. Паровая типо-литография П. И. Макушина. Благовещ. пер. 1903. 186 с.
1.1.5. Отчет о состоянии Томского университета за 1909 год. Типо¬литография Сибирского Т-ва Печатного Дела, ул. Дворян и Ям. Пер., с.д. 1910. 290 с.
1.1.6. Отчет о состоянии Томского университета за 1914 год. Типо¬литография Сибирского Т-ва Печатного Дела, ул. Дворян и Ям. Пер., с.д. 1915. 244 с.
1.1.7. Отчет о состоянии Томского университета за 1916 год. Типо¬литография Сибирского Т-ва Печатного Дела, ул. Дворян и Ям. Пер., с.д. 209 с.
1.1.8. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год. Паровая типо-литография П. И. Макушина. Томск. 1900. 252 с.
1.1.9. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа за 1916 год. Товарищество «Печатня С. П. Яковлева». Томск. 1916. 121 с.
1.1.10. Положение о Томском технологическом институте императора Николая II. Томск. Паровая типо-литография Н. И. Макушина. Томск.1900. 21 с.
1.1.11. Правила для студентов и вольнослушателей Императорского Томского университета. Томск. 1909. 32 с.
1.1.12. Правила для студентов Томского технологического института императора Николая II Томск Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1912. 27 с.
1.1.13. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. «Уставы Императорских Московского, Харьковского, Казанского университетов и подведомых оным учебных заведений» // М- во народ.просвещения. Т. 1: Царствование императора Александра
I. 1802-1825/ СПб.: Тип. В. С. Балашева. 1875-1876. С. 285-331.
1.1.14. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. «Общий устав Императорских российских университетов» // М- во народ. просвещения Т. 2: Царствование императора Николая
I. 1825-1855/ СПб.: Тип. В. С. Балашева. 1875-1876. С. 969-996.
1.1.15. Сибирские высшие женские курсы (г. Томск). Общество для доставления средств Курсам. Отчет о деятельности Общества для доставления средств Сибирским высшим женским курсам в Томске за 1910 год. ТОМСК: Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела. 1911. 33 с.
1.1.16. Сибирские высшие женские курсы. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов за осенний семестр 1910/11 акад. года. ТОМСК: Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела. 1911. 9 с.
1.1.17. Сибирские высшие женские курсы. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов за 1911/12 учебный год. ТОМСК: Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела. 1913. 78 с.
1.1.18. Сибирские Высшие Женские курсы. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских Высших Женских курсов в г. Томске за 1912-13 учебный год. Томск: Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела. 1914. 40 с.
1.1.19. Сибирские высшие женские курсы. Отчет о состоянии и деятельности Сибирских высших женских курсов в г. Томске за 1913-14 учебный год. Томск: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева». 1914. 64 с.
1.1.20. Сравнительная таблица уставов университетов 1884, 1863, 1835 и 1804 гг. С.-Петербург. Типо-Литография С.- Петербургской тюрьмы.1901. 268 с.
1.1.21. Томский технологический институт. Отчет о деятельности и состоянии Томского технологического института Императора Николая II за 1902 год. Томск: Акцидентная типография В. М. Перельман. 1903. 61 с.
1.1.22. Томское общество вспомоществования учащимся. Отчет о
деятельности Томского общества вспомоществования учащимся за 1909-10 гг. Томск: Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела. 1909. 42 с.
1.1.23. Томское общество вспомоществования учащимся. Отчет о деятельности Совета Томского общества вспомоществования учащимся (учрежд. 28 октября 1873 г.) за 1911 год. Томск: Типография Сибирского товарищества печатного дела. 1912. 11 с.
1.1.24. Томское общество вспомоществования учащимся. Отчет о деятельности Совета Томского общества вспомоществования учащимся (учрежд. 28 октября 1873 г.) за 1912 год. Томск: Типолитография Сибирского товарищества печатного дела. 1913. 15 с.
1.1.25. Торжество открытия юридического факультета Императорского
Томского университета // Годичный акт в Императорском Томском Университета 22 октября 1898 года. Томск: Паровая типолитография Н. И. Макушина. 1899. 161 с.
1.1.26. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 15 августа 1845 г. // Российское законодательство X-XX веков/ Чистяков О. И. М.: Юридическая литература. 1988. Т. VI. С. 174-276.
1.1.27. Университетский Устав 1863 г. Сиб.: Типография Иосафата Огризко.1868. 128 с.
1.1.28. Условия приема в число студентов и посторонних слушателей Томского Технологического университета императора Николая II. Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. 13 с.
1.2. Периодическая печать
1.2.1. Народная газета. 1918.
1.2.2. Сибирская жизнь.1903, 1907, 1916.
1.2.3. Сибирский вестник. 1904.
1.2.4. Сибирский студент: ежемесячный журнал, издающийся в городе Томск. ТОМСК: Паровая типография П. И. Орловой. 1914-1916.
1.2.5. Утро Сибири. 1913.
2 Неопубликованные источники
2.1. Архивные материалы
2.1.1 ОГКУ Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 102. Томский университет Министерства народного просвещения, г. Томск (1888-1920) Оп.1. Д. 24, 35, 38, 39, 52, 68, 74, 78, 91, 126, 145, 147, 160, 191, 215, 226, 245, 259, 265, 266, 286, 300, 303, 316, 344, 369, 343, 396, 415, 431, 434, 506, 627, 686, 689, 691, 749.
2.1.2 ОГКУ Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 102. Томский университет Министерства народного просвещения, г. Томск (1888-1920) Оп.10. Д. 1, 3, 5.
2.1.3 ОГКУ Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 194. Томский технологический институт Министерства народного просвещения, г. Томск (1896 -1920) Оп. 1. Д. 11а, 12, 22, 23, 35, 54, 159.
2.1.4. ОГКУ Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 194. Томский технологический институт Министерства народного просвещения, г. Томск (1896-1920) Оп. 2. Д. 57.
2.1.5. ОГКУ Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 193. Сибирские высшие женские курсы, г. Томск (1910-1920) Оп. 1. Д. 19, 22а, 97е, 282.
2.1.6. ОГКУ Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 193. Сибирские высшие женские курсы, г. Томск (1910-1920) Оп. 2. Д. 81, 82, 83.
2.1.7. Фонд музея истории Томского государственного университета. Письма Н. Либерова.
Литература
1. Аврус А. И. История российских университетов/ А. И. Аврус. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. 85 с.
2. Андреев А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в./ А. Ю. Андреев. М.: Языки русской культуры, 2000. 256 с.
3. Аникина С. С. К вопросу о материальном положении сибирского студенчества в конце XIX-начале XX веков / С. С. Аникина // Казанская наука. Исторические науки и археология. 2011. № 5. С. 3-7.
4. Банелин Р. Ш. Петербургский университет и правительственная политика (Из истории студенческого движения) // Очерки по истории Ленинградского университета. 1989. Т.6. С. 112-135.
5. Бланшо М. Неописуемое сообщество / Перевод с фр. Ю. Стефанова. М.: Московский философский фонд, 1998. С. 89.
6. Григорьев В. В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования / В. В. Григорьев. СПб.: Типография Санкт-Петербургского университета, 1870. 115 с.
7. Григорьева С. Быт студентов ТТИ / С. Григорьева, М. Алисова: Как жили политехники в начале XX века // За кадры: газета Национального исследовательского Томского политехнического университета. Томск,
2015. 17 февр. С. 10-11.
8. Гришунин П. В. Студенчество столичных университетов: структуры повседневной жизни. 1820-1880-е гг. / автореф. дис. канд. ист. наук.: 07.00.02 / Павел Владимирович Гришунин. Сиб., 2005. 30 с.
9. Дмитриенко Н. М. Томский технологический институт и купечество: опыт делового сотрудничества (1890-е-1910-е гг.) / Н. М. Дмитриенко, С. Е. Григорьева // Вестник Томского государственного университета. История. 2015.№ 3. С.16-20.
10. Дмитриенко Н. М. Музеи Императорского Томского университета: первые годы создания и деятельности / Н. М. Дмитриенко, Э. И. Черняк // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 397. С.81-90.
11. Дроздов Н. И., Федорченко В. И. Министерство народного просвещения Российской империи в лицах: 1802-1917 годы. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. 392 с.
12. Жеравина А. Н. Повседневная жизнь студентов Томского университета на рубеже XIX-XX вв. / А. Н. Жеравина // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 281.С. 207-215.
13. Жеравина А. Н. Томск второй половины XIX-начала XX в. (по материалам дореволюционной печати). ТОМСК: Издательство Томского университета, 2010. 401 с.
14. Жилякова Н. В. Особенности первых студенческих изданий Сибири (на примере газетно-журнальных проектов Томска начала XX века)/Н. В. Жилякова // История журналистики. 2012. С. 5-10.
15. Жилякова Н. В. Первый «женский университет» в Сибири // Alma Mater: газета Томского государственного университета Томск. 2007. 6 марта.
16. Жилякова Н. В. Первые выпускники Томского Императорского университета // Alma Mater: газета Томского государственного университета Томск. 2003. 29 декабря.
17. Жилякова Н. В. «В защиту умственного центра»: полемика «Сибирского вестника» и «Гражданина» по поводу открытия Императорского Томского университета (1888 г.) Вестник Томского государственного университета № 1. 2012. С. 129-139.
18. Жилякова Н. В. Суровые будни дореволюционных студентов // Alma Mater: газета Томского государственного университета. Томск. 2013 №4. С. 13.
19. Жуковская Т. Н. Как жили студенты петербургского университета в первой половине XIX в. // Санкт-Петербургский университет. 2009. №. 2. С. 23-29.
20. Зайченко П. А. Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева: очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1880-1955) Томск: Изд-во Том. ун-та. 1960. 478 с.
21. Иванов А. А. Воспоминания как источник по истории томского студенчества начала XX в. / А. А. Иванов // Документ в системе социальных коммуникаций. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Томск.2008. С. 267-270.
22. Ильясова А. В. «История повседневности» в современной российской историографии / А. В. Ильясова // Будущее нашего прошлого: мат. науч. конф. Москва. 2011. C. 159-168.
23. Императорский Томский университет в воспоминаниях современников / сост. С. Ф. Фоминых (отв. редактор), С. А. Некрылов, М. В. Грибовский,
А. В. Литвинов, С. А. Меркулов, И. А. Дунбинский. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. 508 с.
24. Ищенко О. В. Сословный состав студенчества в начале XX в. / О. В. Ищенко // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности: материалы VI Всероссийской научной конференции (16¬17 ноября 2009 г.)/ Том. гос. пед. ун-т. Томск. 2009. С. 20-21.
25. Казакова К. С. Студенчество Санкт-Петербургского университета в первой половине XIX века / автореф. дис. ... канд. ист. наук.: 07.00.02/ Казакова Ксения Сергеевна. Петрозаводск, 2010. 18 с.
26. Киркевич Ф. А. О помещениях студентов в частных домах города Томска/ Ф. А. Киркевич // ТОМСК: Паровая Типо-Литография П. И. Макушина. 1898. 19 с.
27. Коршунова (Толстова) А. А. Библиотека Императорского томского университета в дореволюционный период / А. А. Коршунова (Толстова) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 4. С.121¬126.
28. Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет его существования (1888-1913) / М. Ф. Попов. ТОМСК: Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела. 1913. 29 с.
29. Кром М. М. Арон Яковлевич Гуревич и антропологический поворот в исторической науке // Новое литературное обозрение. 2006. № 81. С. 221- 228.
30. Кузьмин А. Н. Из жизни томского студента: письмо К. К. Белкина к народовольцу Н. А. Морозову (1916 г.) / А. Н. Кузьмин // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 78-83.
31. Кукушкина Е. И. Обыденное сознание, обыденный опыт, здравый смысл // Философские науки. 1986. № 4. С. 35-64.
32. Людтке А. История повседневности Германии. Новые подходы к изучению труда, войны и власти / А. Людтке. М.: Российская политическая энциклопедия. 2010. 272 с.
33. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии / А. Людтке // Социальная история. Ежегодник. 1999. С.82-84.
34. Маркин В. Л. Студенты и преподаватели Московского университета в общественно-политической жизни России начала XXB..:автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.ист. (07.00.02) / Маркин Виктор Леонидович. Москва. 2009. 20 с.
35. Медик X. Куда ведет история антропологии? // История антропологии. 2001. № 9. С. 78-92.
36. Насонкина Л. И. Московский университет после восстания декабристов / Л. И. Насонкина. М.: Издательство Московского университета, 1972. 343 с.
37. Некрылов С. А. Будни студенческой жизни: к взаимоотношению
дореволюционной профессуры и студенчества (из воспоминаний К. М. Гречищева)/ С. А. Некрылов // Сибирский медицинский журнал. 2013. Т. 28. № 1. С. 124-127.
38. Некрылов С. А. Томский университет - первый научный центр в Азиатской части России (середина 1870-Х-1919 г.). Томск: Издательство Томского университета. 2011. 598 с.
39. Орловский И. Л. Томское студенчество от февраля к октябрю 1917 г. / И. Л. Орловский // Вопросы истории, международных отношений и документоведения. Сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции (18-20 апреля 2012 г.). 2012. № 8. С. 101-105.
40. Плетнев П. А. Первое 25-летие Петербургского университета / П. А. Плетнев. СПб.: Типография Санкт-Петербургского университета, 1844. 211 с.
41. Профессора Томского университета: Биографический словарь. Вып. 1. 1888-1917 / Отв. ред. С. Ф. Фоминых. Томск: Изд-во Том. ун-та. 1996. 288 с.
42. Пушкарева Н. Л. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от школы Анналов к российской философской школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. №. 1. С. 7-21.
43. Радин Е. П. Душевное настроение современной учащейся молодежи по данным Петербургской общестуденческой анкеты 1912 года. СПб.: Издание Н. П. Карбасникова. 1913. 126 с.
44. Ретюнская Е. Ю. Жилищные условия студентов Императорского Томского университета в конце XIX века / Е. Ю. Ретюнская // Этюды культуры 2008. Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2008. 4.1. С. 126-130.
45. Смокотина Л. И. Социально-экономическое положение томских студентов в конце XIX начале XX вв. (1888-февр. 1917 гг.). Дисс. на соиск. учен, степени канд. ист. наук. Томск. 1994. 174 с.
46. Соболев М. Н. Экономическое положение томских студентов. ТОМСК: Паровая типо-литография П. И. Макушина. Благовещ. пер. 1902. 53 с.
47. Сячина А. А. Условия жизни томского студенчества в конце XIX-начале XX вв. / А. А. Сячина // IV Всероссийский фестиваль науки XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». 2014. С. 58-61.
48. Томсинов В. А. Университетская реформа 1863 года в России / В. А. Томсинов. М.: Зерцало. 2012. 480 с.
49. Томский политехнический в прошлом, настоящем, будущем: сборник статей / Ассоц. выпускников Том. политехи. ун-та; ред. М. Г. Николаев. ТОМСК: Красное знамя. 2004 .160 с.
50. Томский университет, 1880-1980: очерк истории и деятельности / В. С. Синяев, Е. С. Кирсанова, М. Е. Плотникова и др. ТОМСК: Издательство Томского университета, 1980. 430 с.
51. Фоминых С. Ф. Император Николай II и Томский университет/С. Ф. Фоминых, А. Н.Сорокин, С. А. Некрылов // Былые годы. 2013. № 30. С. 45-52.
52. Фоминых С. Ф. Томский университет: 135 лет в истории России. 1978¬2013/ С. Ф. Фоминых, С. А. Некрылов, Е. М. Игнатенко и др. Томск: Издательство Томского университета. 2013. 285 с.
53. Фоминых С. Ф. Императорский Томский университет в воспоминаниях современников/ С. Ф. Фоминых, С. А. Некрылов, М. В. Грибовский и др.Томск: Издательство Томского университета. 2014. 508 с.
54. Фоминых С. Ф. Профессора и студенты Императорского Томского университета в борьбе с холерной эпидемией в Томске летом 1892 г. / С. Ф. Фоминых, А. А. Иванов, С. А. Некрылов // Сибирский медицинский журнал. 2007. № 3. С.116-119.
55. Хаминов Д. В. Православие в жизни дореволюционного Российского университета (на примере Императорского Томского университета) // Сибирский медицинский журнал. 2009. №3. С. 134-141.
56. Хаминов Д. В. Общественно-политическая деятельность томского студенчества в революционных событиях 1917 г. / Д. В. Хаминов // XI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Наука и образование" (16-20 апреля 2007 г.) Томск. 2007. С. 195-201.
57. Хаминов Д. В. Студенчество Томска в 1917 г. (февраль-октябрь) / Д. В. Хаминов // Русская революция в контексте истории: материалы региональной научной конференции (Томск, 6-8 ноября 2007 г.). Томск. 2008 . С. 278-283.
58. Шиловский М. В. Томский погром 20-22 октября 1905 г.: хроника, комментарий, интерпретация. Томск: Издательство Томского университета. 2010. 150 с.
59. Шевырев С. П. История Императорского Московского университета/ С. П. Шевырев. М.: Университетская типография. 1855. 584 с.
60. Щетинина Г. И. Русские университеты на грани двух эпох / Г. И. Щетинина. М.: Наука. 1993. 270 с.
61. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича. 1892. 614 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ