Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОВЛЕЧЕННОЕ ОТЦОВСТВО КАК СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №146551

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы99
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОГО ОТЦОВСТВА КАК СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ 8
1. 1. Семья: понятие, функции, стили воспитания 8
1. 2. Стратегии отцовства в современной России 19
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОТЦОВ
В ВОСПИТАНИЕ 35
2. 1. Представления мужчин о роли отца 35
2. 2. Стратегии воспитания современных отцов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа социологического исследования 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы одномерного распределения 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парного распределения 101


Актуальность темы исследования. Семья является базовым институтом, от состояния и развития которого во многом зависит настоящее и будущее общества. Для полноценного развития ребенка участие в его воспитании должны принимать как мать, так и отец. В последние десятилетия наблюдается тенденция включенности отцов в воспитание детей
Для нашей страны проблема «вовлеченного отцовства» является малоизученной и особенно актуальной в силу исторических причин, влияния государства на становление роли мужчины вообще и отцовства в частности. Изучение вовлеченности отцов в воспитание детей является важным и необходимым для более полного понимания процесса развития личности ребенка в семье. В связи с этим представляется очень важным актуализировать и исследовать проблему влияния вовлеченности отцовства на развитие личности ребенка.
На сегодняшний день существует большое количество исследований роли матери, влияния ее на развитие личности ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и другие аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.
Степень научной разработанности. Изучение отцовства на Западе представлено достаточно широким спектром работ, данная тема изучается там довольно активно, в России данная тема малоизучена. Роль мужчины в семье была описаны в работах К. Маркса, З. Фрейд, Э. Фромма, Т. Парсонса, М. Мид, П. Бурдье.
С. Бьянка сравнивает отцовский вклад в воспитание ребёнка с материнским, анализируя количество времени, которое оба родителя проводят с ребёнком; Р. Ла-Росса и Дж. Плек подвергают анализу символы и культурные образцы отцовства.
Проблемы, касающиеся отцовства, его видов, этапов формирования представлены в работах А. Е. Звонаревой, Л. А. Грицай, М. В. Рогожиной, Ю. Борисенко.
Согласно концепции М. Мид, отцовство человека - социальное
изобретение, мужчина берет на себя функцию экономического обеспечения.
В отечественной социологии исследования отцовства осуществляются в рамках изучения родительства и семейно-брачных отношений. Феномен современно отцовства представлен в работах Т. Гурко, Н. Б. Гафизовой, С. Дармодехина, О. Здравомысловой. И. Кон реализовал социокультурный анализ института родительства, поднимал вопросы о роли отца в семье.
В последние годы набирает силу целостный подход к изучению отцовства и материнства в рамках социологии родительства. Это работы Н.В. Богачевой, О. В. Глезденевой, А. В. Гумницкой, С. Ю. Девятых, М. О. Ермихиной, Н. П. Мальтинниковой, Е. А. Нестерова. Анализ литературы показывает, что для изучения отцовства как целостного явления нет единого подхода.
Объект - стратегии воспитания.
Предмет - вовлеченное отцовство как стратегия воспитания.
Цель дипломной работы: рассмотреть основные стратегии воспитания отцов и оценить степень распространения и особенности вовлеченного отцовства.
Задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть понятие семьи, ее функции, стили воспитания
2. Проанализировать стратегии отцовства в современной России
3. Проанализировать представления мужчин о роли отца
4. Проанализировать стратегии отцов в воспитание детей.
Эмпирическая база исследования. В данной работе использованы эмпирические данные, которые получены нами в ходе социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса мужчин г. Екатеринбурга, имеющих детей в возрасте от 3 до 18 лет. Нами было опрошено 200 мужчин.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях в сфере семьи и родительства, а также материалы исследования могут использоваться в ходе чтения лекций по курсам «Социология семьи», «Гендерная социология».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ проведенного самостоятельного исследования с участием отцов г. Екатеринбурга позволил сделать определенные выводы, подтверждающие основные тенденции изменения включенности отцов в воспитание детей, сформулированные в последние годы социологами.
В ходе исследования, поставленные перед нами задачи, были выполнены, большинство гипотез было доказано.
В наши дни институт отцовства претерпевает существенные изменения, связанные с исторической трансформацией общественного сознания. В современном обществе отец становится приближен к семье. Эта положительная тенденция последних лет, и она связана с тем, что отцы вообще начали активно включаться в процесс воспитания детей, причем уже в первые месяцы жизни. Для современных отцов семья является одной из основных ведущих жизненных ценностей.
Для мужчин, отцовство, прежде всего, значит сила, счастье радость, ответственность. Они воспринимают его как важную и значимую роль для ребенка, также роль отца быть примером для ребенка.
В родительских семьях отцы респондентов придерживаются в больше степени авторитетного стиля воспитания, матери авторитетного и либерального. В целом стили воспитания, которых придерживались их родители, не повлияли на выбор стиля воспитания респондентов. В родительской семье отцы использовали стратегии традиционного и отсутствующего отца. Это также сильно не повлияло на выбор стратегии воспитания опрошенных.
На сегодняшний день среди отцов присутствуют стратегии нового и ответственного отца, которые активно включены в воспитание детей и разделяют с матерью совместные обязанности по уходу за ребенком.
Вовлеченное отцовство занимает ведущую позицию. Процент таких отцов в нашем исследовании достаточно высок.
Отцы без посредников контактируют с ребенком, проводят с ними свободное время. Опрошенные отцы знают, чем занимаются их дети в свободное время. Основным времяпровождением детей с отцами являются прогулки, общение с друзьями, игры, просмотр мультфильмов.
Отцы имеют достаточно большой временной ресурс для общения с ребенком. При выборе детского сада, школы или секции для ребенка большинство отцов совместно с женой принимают решение, они знают воспитателей, учителей ребенка, при этом большинство отцов взаимодействовали с ними.
Опрошенные в целом удовлетворены отношениями с ребенком. Среди составляющих меньше всего отцы удовлетворены взаимопониманием и эмоциональной близостью с ребенком.
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод, что вовлеченное отцовство как стратегия воспитания будет достаточно распространенной в нашей стране. Данная стратегия положительно влияет как детей, так и на отцов. Отцы развиваются и реализуют себя. Дети таких отцов растут открытыми и приспособленными к жизни, они не ограничены в родительском внимании и заботе.



1. Авдеева А. В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми/ А. В. Авдеева // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 95-104.
2. Антонов А. И. В. М. Медков. Социология семьи: учебное пособие / А. И. Антонов, В. М. Медков. Москва: МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. 304 с.
3. Бельгибаева Г. К., Кенесбекова К. С. Особенности стилей воспитания детей / Г. К. Бельгибаева., К. С.Кенесбекова// Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 8. С. 53-56.
4. Беляева М. А. Мужчина в современной семье: балласт или баланс отношений / М. А. Беляева // Мужское и мужественное в современной культуре: научные доклады и сообщения / отв. ред. Н.Х. Орлова. Санкт- Петербург. 2009. С. 69-72
5. Беляева Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // IN SITU. 2016. № 4. С. 95-98.
6. Бескаравайная В. К. Социологическое понятие «новые отцы» и его содержание // В. К. Бескаравайна. Наша социология: Практика и перспективы социологических исследований: Сб. статей / РГГУ. Москва: РГГУ, 2006. 202 с.
7. Богатырёва Л. В. Роль семьи в жизни отца: материалы межвуз. науч.-практ. конференция студентов и аспирантов / Л. В. Богатырёва. Краснодар. 2005.
8. Борисенко Ю, Портнова А. Отцовство как фактор развития личности // Ю. Борисенко, А. Портнова // Развитие личности. 2006. № 2. С. 70-81.
9. Вержибок Г. В. От ролевых позиций к тендерной идентичности: предпочтение и выбор // Мужское и мужественное в современной культуре: научные доклады и сообщения / отв. ред. Н.Х. Орлова. Санкт-Петербург. 2009. С. 175-179.
10. Гончарова Т.С. Российская семья: история и современность / Т.С. Гончарова // Вестник ТГТУ. 2013. № 1. С. 226-231.
11. Грицай Л. А. Русская семья рубежа XIX и XX вв. В зеркале сословных различий: историко-культурный аспект / Л. А. Грицай// Вестник Пермского университета. 2011. № 1. С. 135-140.
12. Гурко Т. А. Институт семьи в постиндустриальных обществах / Т. А. Гурко // Ценности и смыслы. 2011. № 4. С. 26-44.
13. Здравомыслова Е. А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе / Е.А. Здравомыслова, А. А. Темкина // О мужественности: сб. статей / сост. С. Ушакин. Москва: НЛО, 2002. С. 432-451.
14. Иванова А. А. Брачно - семейные отношения как объект социологического анализа / А. А. Иванова// Символ науки. 2016. № 4. С. 194-199.
15. Игнатущенко С. Е. К вопросу о влиянии института семьи на формирование личности в социуме / С. Е. Игнатущенко// Общество и право. 2011. № 5. С. 265-267...47



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ