Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования игрового обучения на уроках английского языка в средней школе
1.1. Индивидуальные психолого-педагогические особенности обучающихся
средней школы 8
1.2. Теория происхождения игры в трудах отечественных и зарубежных
учёных 20
1.3. Игра как способ повышения эффективности уроков английского
языка 32
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с использованием разработанной игровой технологии QUIZ на уроках английского языка в средней школе
2.1. Обобщение опыта зарубежных педагогов с целью доказательства
эффективности использования игровых технологий на уроках английского языка 43
2.2. Реализация и выявление эффективности разработанной игровой технологии QUIZ, направленной на эффективное обучение английскому
языку на уроках английского языка в средней школе 48
2.3. Методические рекомендации по эффективному применению игровой технологии QUIZ на уроках английского языка в средней школе 55
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения
В России изучение английского языка как предметная область занимает важное место в общеобразовательной программе на всех ступенях обучения. Связывается это с требованиями федерального государственного стандарта, согласно которому основной целью изучения английского языка является формирование коммуникативной компетентности [ФГОС]. Однако формирование коммуникативной компетентности невозможно без изучения других разделов английского языка, а именно таких, как: грамматический строй языка, фонетические особенности, письменные нормы, навыки чтения, аудирование и др. Традиционные формы уроков не всегда позволяют педагогу достичь максимально эффективный уровень урока английского языка. В этом случае педагог вынужден обращаться к современным технологиям.
Педагогика как наука имеет достаточно актуальных направлений. В 21 веке на первое место выходят модернистские методы и приёмы обучения. Самой доступной формой преподавания для обучающихся средней школы, активным средством и методом является игра. В процессе игровой деятельности происходит формирование социально значимых сторон личности школьников. Находясь в обстановке игры, обучающиеся действуют самостоятельно, приспосабливаются к изменяющимся условиям, развиваются физически и морально. Другими словами участие в игровой деятельности приносит школьникам эстетическое наслаждение и даёт возможность примерить различные социальные роли. Преимущество игровых форм состоит в их многообразии и в возможности трансформации в зависимости от преподаваемого предмета и темы, изучаемой на уроке. Исследования показывают, что игровая деятельность имеет такое же значение в жизни обучающегося средней школы, как у взрослого рабочая деятельность. Действительно, игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую, в ходе которых обучающиеся усваивают приемы учения, к главной цели - творческо-поисковой деятельности [Беспалько, 1989].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [ФГОС]. Соответственно при повышении уровня эффективности уроков английского языка педагог обязан развивать не только учебные, но также личностные навыки обучающихся.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт отражает основные требования к современной системе образования в Российской Федерации. В данном документе можно увидеть предполагаемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно: личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [ФГОС]. Следовательно, преподавание любого предмета, включая английский язык, затрагивает большое количество сфер....
Проблема игрового обучения на уроках английского языка в средней школе является актуальной в современной педагогической науке. Модернизация способствует появлению огромного количества форм, методов и технология обучения английскому языку и всем школьным предметам в целом. Одной из проблем такого разнообразия является выявление максимально эффективных методов, форм и приёмов. Таким образом, предметом нашего исследования стала эффективность игрового обучения на уроках английского языка в старшей школе.
В ходе работы нами были реализованы поставленные задачи. Была изучена отечественная и зарубежная литература, касающаяся вопросов методики применения игры на уроках, классификации игровых приёмов, истории происхождения игры как педагогического приёма в целом. Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что использование игровых технологий на уроках английского языка в средней школе оправдано, однако требует от учителя определённых этапов подготовки. Необходимо учитывать психологические особенности конкретного класса, уровень знаний английского языка и готовность обучающихся к участию в играх. Перед началом игры необходимо убедиться в том, что каждый ученик группы понял задание и готов к работе. В процессе игры педагог обязан следить за работой учеников, чтобы каждый был вовлечён в игровой процесс, иначе уровень эффективности игрового приёма стремится к нулю. Изучение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволило сделать вывод, что эффективная игровая технология должна преследовать не только образовательные цели, но также способствовать достижению личностных и метапредметных результатов и формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Изучение английского языка должно способствовать формированию мотивации, дружелюбному и толерантному отношению к другим культурам, расширению лингвистического кругозора.
Были также систематизированы психолого-педагогические
особенности обучающихся как опора выбора игрового обучения на уроках английского языка в средней школе. Изучение психологических особенностей подростков позволило сделать вывод, что ученики средней школы нуждаются в игровом обучении, хотя игровая деятельность перестала в их возрасте быть основной. Участие в игре позволяет обучающемуся «примерить» роль взрослого, проявить самостоятельность. В процессе игры может быть сымитирована реальная коммуникативная ситуация, что способствует процессу социализации. Некоторые учёные считают, что основной деятельностью подростка является общение со сверстниками. Традиционный урок не создаёт такую атмосферу, при которой данная деятельность может быть выполнена, в то время как игровые технологии используют общение учеников друг с другом для того чтобы максимизировать эффективность урока английского языка.
После обобщения теоретических положений нами была разработана и апробирована игровая технология QUIZ, направленная на повышение эффективности уроков английского языка в средней школе. Нами был изучен опыт зарубежных педагогов и учёных, который доказал, что на Западе использование развлекательных игр в образовательных целях очень распространено. В процессе реализации игровой технологии на уроках в 8 «Б» классе был доказан высокий уровень её эффективности. Обучающиеся с интересом приняли участие в игровом процессе, после окончания игры отмечали, что некоторые вопросы, связанные с изученным материалом, стали более понятны. Игра сопровождалась также высоким уровнем положительных эмоций обучающихся, что позволяет сделать вывод о соответствии разработанной технологии уровню и особенностям обучающихся средней школы. Главным результатом работы являются методические рекомендации по эффективному применению игровой технологии QUIZ на уроках английского языка в средней школе. ...
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 41 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации"
3. Авдулова Т. П. Психология игры. Современный подход: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. П. Авдулова. М.: издательский центр «Академия», 2009. 208 с.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. М.:
Просвещение, 1987. 144 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:
Педагогика, 1989. 191 с.
6. Бокум Дон Психология развития / Дон Бокум, Грэйс Крайг. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
7. Вербицкая М. Forward English Student’s book 8 / М. Вербицкая, S. McKinley, B. Hastings, О. Миндруль. М.: Вентана Граф, 2015. 115 с.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития / Л. С. Выготский. СПб: Питер, 2001. 512 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4 / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку // Первое сентября. 2008. N 1. - С.7-8.
11. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной
педагогике к педагогике свободы / О.С. Газман. М: МИРОС, 2002. 296 с.
12. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2007. 144 с.
13. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И.В. Дубровина [и др]; под ред. И.В. Дубровиной. Смоленск: ТЦ Сфера, 1997. 528 с.
14. Зеньковский В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. М.: Academia, 1995. 352 с.
15. Зиглер Дэниел Теории личности / Дэниел Зиглер, Ларри Хьелл. СПб.: Питер, 2016. 608 с....44