Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛЕМИКА С Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИМ В РОМАНЕ А.И. КУПРИНА «ЯМА»: ПОЭТИКА И ИДЕОЛОГИЯ

Работа №146420

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕТВОРЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ
H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО И А.И. КУПРИНА 7
I. 1. Жизнь и литература: Н.Г. Чернышевский 7
1.2. Жизнь и литература: А.И. Куприн 16
1.3. Генезис мотива спасения падшей женщины в русской литературе 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОМАНОВ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» И А.И. КУПРИНА «ЯМА» 33
2.1. Мотив «спасения» в романах «Что делать?» и «Яма» 33
2.1.1. Перекличка судеб Веры Павловны и Любы 33
2.1.2. Реализм и идеализм в спасении падших женщин: Жюли Ле-Теллье и
Люба 40
2.2. Реализация экономической концепции Чернышевского в «Яме» 44
2.3. Возможность разрешения «женского вопроса» в контексте романов 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», вышедший в 1863 году, произвел большое впечатление на современников и получил много откликов в творчестве более поздних писателей, таких как Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.В. Набоков и др. Являясь противоречивым критиком и теоретиком утопического социализма, Чернышевский с его идеями неоднократно подвергался обсуждению. Оказавший огромное влияние на молодое поколение, роман «Что делать?» называли «новым Евангелием» [Паперно, 1996: 166]. Однако популярность Чернышевского достаточно скоро сменилась критикой и полемикой, поскольку его концепции, на взгляд современников и позднейших авторов, содержали в себе много противоречий.
Что касается А.И. Куприна, то он известен в первую очередь как автор, поднимавший в своих произведениях тему прозрения простого русского человека. Особый резонанс у критиков был вызван его романом (классификация жанра по Ю. Дружникову и О. Михайлову) «Яма» (1917), в котором автор освещает тему проституции в России. Стоит отметить, что в то время публичные дома являлись узаконенными учреждениями, но, несмотря на легальность такой жизни и способа заработка, тема оставалась табуированный в литературе и обществе.
Сравнивая жизненные траектории Куприна и Чернышевского в контексте этого исследования, следует отметить, что Куприн, как и Чернышевский, был выходцем из демократической среды и имел схожий с Николаем Гавриловичем опыт отчуждения от центра культурной жизни своей страны, интерес к существованию людей периферии и попытке их перевоспитания. Однако, что касается последнего, их позиции были совершенно противоположными.
В «Яме» Куприна, вышедшей более чем через 50 лет после публикации романа Чернышевского, автор подвергает критическому осмыслению возможность создания утопической социальной среды и попытку изменения человеческой психики посредством лишь изменения окружающих условий. Такая гипотеза становится возможной не только благодаря присутствию у обоих авторов одного и того же сюжета спасения порочной девушки, но и с помощью прямых отсылок Куприна на роман «Что делать?». Полемика между рациональной теорией, гласящей, что человека можно переделать и современной реальностью, которая развенчивает эту идею, особенно проявляется в расхождении последствий изменения среды главных героинь, их перевоспитания и побуждения к труду - у Куприна попытка «переделки» не заканчивается успехом.
Ошибка рационалистов заключается в том, что они не учитывают человеческого и культурно-исторического опыта. Этим обстоятельством обусловлена особая актуальность работы, заключающаяся в опыте выявления системной «разбалансированности» национального литературного процесса, который обнаруживает разные типы усвоения идеологического и эстетического наследия русского и европейского Просвещения (прежде всего идей Ж.-Ж. Руссо), а также трудов французских социал-утопистов (А. Сен- Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье).
Научная новизна работы определяется выстроенной сравнительной историко-литературной перспективой, позволившей уточнить картину литературно-идеологических полемик внутри русского литературного процесса.
Объектом исследования является развернувшаяся в русской литературе второй половины XIX - начала XX вв. острая идеологическая дискуссия о способах усвоения просвещенческого по своему происхождению рационализма и, в частности, о путях «исправления» человека.
Предмет работы - художественный диалог Куприна, автора романа «Яма», с Чернышевским.
Материалом послужили романы Чернышевского «Что делать?» и Куприна «Яма».....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была предпринята попытка обозначить полемику с концепцией писателя XIX века, реализуемую в романе А.И. Куприна «Яма». В результате исследования были выявлены значительные различия в жизненных траекториях писателей, которые во многом повлияли на их творческий путь.
Жизнетворческий конфликт между писателями заключается главным образом в том, что Н.Г. Чернышевский имел четкий образ, основанный на утопических представлениях, которому пытался соответствовать в своем бытовом поведении и писательском творчестве. Взгляды Чернышевского наиболее полным образом отразились в романе «Что делать?», который в свою очередь повлиял на становление революционного движения в России формирование социалистических предпосылок.
Куприн же, напротив, демонстрировал «двойственность», балансируя между ролями «обычного» человека и «гения». Его реалистичный подход к литературе и жизни, основанный на личном опыте и наблюдениях за окружающей действительностью, нашёл отражение в романе «Яма». Здесь Куприн подверг критике замыслы Чернышевского, через несколько десятилетий после публикации «Что делать?», иллюстрируя их несостоятельность в реальных условиях.
В ходе исследования было определено, что несогласие Куприна с мировоззрением Чернышевского проявилось в романе «Яма» через образы главных героев (Лопухов / Лихонин, Вера Павловна / Люба), использования схожего мотива «спасения», в создании экономического устройства описываемого общества, в полярности пространств.
Мотив «спасения» оказывается нереализуемым в «Яме» из-за завышенных ожиданий студента от своего эксперимента и игнорирования чувственной стороны человеческой сущности. Критическое отношение к концепциям Чернышевского было выделено и через прямые отсылки героев 60
Куприна на роман «Что делать?». С помощью этого же мотива в «Яме» обнаруживается невозможность эффективной деятельности коммун в рамках реальной действительности. Такие объединения по замыслу Чернышевского должны были обеспечивать работников всеми необходимыми благами и учитывать их предрасположенности, у Куприна же девушки в доме терпимости бедны, больны и несчастны. Они вместе из нужды, а не из «страстей», их объединяет тяжелая судьба.
Продуктивное существование женских мастерских также подвергнуто критике у Куприна. Чернышевский, вдохновленный концепциями европейских социалистов, предложил модель утопического
производственного кооператива, применив её к российским реалиям. Однако в «Яме» Куприна показаны все недостатки этого устройства: женщины лишены возможности самореализации и социализации, вынуждены работать в унизительных условиях, что подчеркивает несостоятельность утопического проекта в контексте реальной социальной и экономической действительности.
Вопрос положения женщины также разрешается авторами по-разному. Вера Павловна у Чернышевского - деятельница, определяющая свои отношения и профессиональные устремления, тогда как у Куприна женщины остаются подверженными жестокости патриархального строя, не имея возможности занять равное положение с мужчинами.
Таким образом, рассмотрение разных уровней поэтики подтверждает наличие напряженного художественного спора Куприна с Чернышевским.
Однако тема едва ли может считаться исчерпанной. В качестве перспективы исследования видится привлечение для подобного рода анализа других произведений Куприна, а также более широкого корпуса текстов авторов начала XX века.


1. Авдиенко В.Н., Мхце Б.З. Источники фольклоризма в творчестве А.И. Куприна // Kant. 2016. № 2. С. 56-58.
2. Анненков П.В. Письма к И.С. Тургеневу. СПб.: Наука, 2005. 532 с.
3. Антонов В.Ф. Н.Г. Чернышевский. Общественный идеал анархиста. М.: ЛЕНАНД, 2017. 208 с.
4. Афанасьева Э.М. Гендерный дискурс в русской женской литературе XIX века // Вестник ТГПУ. 2007. № 8. С. 153-155
5. Бердяев Н.А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 318 с.
6. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. М., Л.: АН СССР, 1956. 194 с.
7. Боборыкин П.Д. За полвека: (Мои воспоминания) / Ред., предисл. и прим. Б.П. Козьмина. М.; Л.: Земля и фабрика, 1929. 383 с.
8. Богословский Н.В. Николай Гаврилович Чернышевский. М.: Молодая гвардия, 1955. 576 с.
9. Боева Г.Н. Книга, читатели и читательницы в повести И.А. Куприна «Яма» // Труды СПБГИК. 2021. Т. 222. С. 70-80.
10. Бурмистрова С.В. Любовно-семейная проблематика в русской литературе середины XIX века // Вестник ТГПУ. 2010. № 8. С.73-78
11. Вдовин А.В. Дамы без камелий: письма публичных женщин Н.А. Добролюбову и Н.Г. Чернышевскому / пер. с нем. Барсукова Ю.С., пер. с франц. Лаццарин Ф., Новикова А.А. М.: Издательский дом ВШЭ, 2022. 235 с.
12. Вдовин А.В. Ориентализация «другого» как страх перед своим народом: «Олеся» А.И. Куприна в постколониальной перспективе // Scando Slavica. 2019. Т. 65. № 2. С. 223-238.
13. Воровский В.В. Литературно-критические статьи. М.: Гослитиздат, 1956. 283 с.
14. Г ирц К. Идеология как культурная система // Г ирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. Г.М. Дашевского. М.: РОССПЭН, 2004. С. 187-221.
15. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. Т. 3. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 728 с...55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ