ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 10
1.1. Характеристика технических навыков игры на электрогитаре 10
1.2. Возрастные особенности подростков 19
1.3. Способы развития навыков игры на электрогитаре
у подростков в системе дополнительного образования 30
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ 38
2.1. Содержание мультимедийного комплекса упражнений для развития
технических навыков игры на электрогитаре у подростков 38
2.2. Технология создания мультимедийного комплекса упражнений для
развития технических навыков игры на электрогитаре у подростков 49
2.3. Анализ апробации мультимедийного комплекса упражнений для
развития технических навыков игры на электрогитаре у подростков в «Гимназии «Арт-этюд» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Приложение 1. Анкета для опроса обучающихся по выявлению их отношения к мультимедийному комплексу упражнений 75
Приложение 2. Изображения основных этапов создания мультимедийной комплекса упражнений в компьютерных программах 77
Дополнительное образование является одной из важнейших составляющих всей системы современного образования. Дополнительное образование призвано обеспечить возможность для раскрытия талантов детей, их творческих способностей, проявить себя в таких сферах деятельности, которые недостаточно представлены в системе обязательного образования. В систему дополнительного образования входят различные объединения художественного, музыкального, хореографического, спортивного и других направлений. Обучение в творческих объединениях дополнительного образования открывает для учащихся разных возрастов большие возможности для самореализации, для личностного и профессионального самоопределения и главное - для формирования и развития всесторонне развитой гармонической личности.
Одним из ведущих направлений дополнительного образования является музыкальное. Важное место в музыкальном образовании занимает развитие исполнительских навыков, которое предполагает овладение различными техническими приемами и средствами выражения музыкальной мысли. Чем выше уровень исполнения музыкального произведения у обучающегося, тем больше возможностей у него проникнуть во внутренний художественный замысел произведения и выразить этот замысел в ярких звуковых образах. Овладение высоким уровнем исполнения музыкальных произведений на любом инструменте предполагает систематическое, планомерное развитие технических навыков.
Формирование технических навыков является важной частью обучения игре на гитаре.
Гитара, один из самых популярных музыкальных инструментов, тем не менее является очень сложным для освоения. Поэтому процесс обучения по классу гитары в учреждениях дополнительного образования должен быть продуманным, системным и включать в себя не только формирование знаний, умений и навыков игры, но и быть направленным на развитие творческих способностей, самореализацию и самовыражение.
Развитие технических навыков является необходимым условием выполнения этих задач и практически неотделимо от всего процесса обучения игре на гитаре, в том числе и на электрогитаре. Несмотря на то, что электрогитара имеет свою специфику, процессы овладения техническими навыками игры на гитаре и электрогитаре очень похожи друг на друга.
Традиционные методы и средства обучения игре на электрогитаре дополняются инновационными технологиями, прежде всего информационнокомпьютерными. Использование информационно-компьютерных технологий помогает обучающимся овладевать и развивать различные технические приемы и способы игры на электрогитаре.
Для более эффективного применения информационно-компьютерных технологий в процессе овладения техническими навыками используют различные электронные и мультимедийные средства обучения.
Одним из мультимедийных средств обучения на гитаре может стать мультимедийный комплекс упражнений. Разработанный нами мультимедийный комплекс упражнений предназначен для самостоятельной работы подростков в процессе их обучения игре на электрогитаре и развитию таких важных технических навыков как тремоло, глиссандо, легато, флажолет и др.
Разработка комплекса представляется нам необходимой, так как на практике далеко не все учреждения дополнительного образования, где обучают игре на электрогитаре используют информационные технологии, в том числе мультимедийные. Многие из них предпочитают придерживаться традиционных методов обучения. Кроме того, в этих учреждениях существует недостаток таких квалифицированных кадров, которые владели бы одновременно техникой и методикой обучения игре
на достаточном уровне....
Таким образом, дополнительное образование призвано обеспечить возможность для раскрытия талантов детей, их творческих способностей.
Одним из ведущих направлений дополнительного образования является музыкальное. Важное место в музыкальном образовании занимает развитие исполнительских навыков, которое предполагает овладение различными техническими приемами и средствами выражения музыкальной мысли.
Большинство исследователей под навыками понимают действия, которые приобрели автоматизированный характер в результате упражнений.
Технические навыки игры на гитаре - это автоматизированные действия (умения), которые связаны с исполнением специфических для данного инструмента особых технических приёмов игры. К основным навыкам и приемам игры на электрогитаре относятся: переменный штрих, легато, бенд, и др. Формированию этих навыков в процессе обучения игре на электрогитаре могут помочь различные электронные средства обучения, в том числе и мультимедийный комплекс упражнений.
Созданный нами мультимедийный комплекс упражнений предназначен для возрастной категории, которую относят к подростковому возрасту. Поэтому, мы стремились учесть возрастные особенности подростков как при составлении упражнений комплекса, так и при проведении занятий с применением этих упражнений на практике. Подростковый возраст определяется большинством психологов как переходный. Неустойчивость психологической системы приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, негативизму. Но, несмотря на это подросток, в сравнении с детьми младшего возраста, обладает гораздо более развитым абстрактным и логическим мышлением, способностью к обобщению, самосознанием и рефлексией. Подросток все более осознает себя самостоятельной личностью. Все эти свойства позволяют ему успешно осваивать теоретические основы различных предметов, целенаправленно развивать умения и навыки в различных сферах, в том числе в обучении игре на электрогитаре.
Разработанный нами мультимедийный комплекс упражнений является мультимедийным средством обучения. В нашем комплексе упражнений представлено текстовое, графическое, аудио и видеосодержание. Комплекс предназначен для самостоятельной работы подростков. При проведении занятий мы стремились обеспечить интерактивное общение всех участников учебного процесса. Это позволяло создать атмосферу доверия, эмпатии, сотрудничества и помогало развитию технических навыков игры на электрогитаре.
«Гимназия «Арт-Этюд» является Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением культуры и сочетает в себе функции образовательного и культурного учреждения.
Созданный нами мультимедийный комплекс упражнений основывается на программе Серебренниковой Г. М. по учебному предмету СПЕЦАЛЬНОСТЬ (ГИТАРА) и соответствует необходимым требованиям, предъявляемым к электронным и мультимедийным средствам обучения.
Основными методами обучения игре на электрогитаре, в том числе развитии технических навыков, выступают практические методы: освоение упражнений, гамм, этюдов и исполнение различных музыкальных произведений.
На занятиях по обучению игре на электрогитаре в детской школе искусств эффективно используются как традиционные, так и инновационные средства обучения.
Наибольшее воздействие на обучающихся оказывают современные электронные средства обучения, к которым можно отнести и мультимедийный комплекс упражнений.
Структура и содержание мультимедийного комплекса упражнений соответствуют дидактическим (научность, наглядность, доступность и др.) и техническим требованиям (оформление, шрифт, композиция, качественное изображение, и др.), предъявляемым к электронным средствам обучения.....
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева // учебн. для сдуд. высш. пед. учеб.заведений.- Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 50 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 400 с.
3. Буторина Н.И. Электронные пособия как интерактивное средство обучения подростков на занятиях музыкальной литературы в детской музыкальной школе [Текст] / Н.И. Буторина, К.С. Путинцева // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании: материалы Третьей Международной интернет- конф. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2008. - С. 110-117.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: Издательство «Юрайт», 2016. - 199 с.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. [Текст] /
A. Л. Готсдинер.- Москва: NB Магистр, 1993. - 195 с.
6. Григорьев С.Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. [Текст] / Научное издание. - Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002. - 110 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш; под ред.
B. Е. Клочко // Учебное пособие для высш. учеб. заведений. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264с.
8. Драгунова Т. В. Подросток [Текст] / Т. В. Драгунова. - Москва: Знание, 1976. 139 с.
9. Забуруев П. Электрогитара. Механика взаимодействия [Текст] / П. Забуруев // Москва учеб. пособие: ИПЦ «Маска», 2011. - 236 с.
10. Краснова Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств [Текст] / Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. - Москва: МГИУ, 2002. - 304 с.
11. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / Б.Р. Мандель. - Москва: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
12. Немов Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - Гуманитар. Москва: изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 68 с.
13. Петрова, О. Возрастная психология [Текст] / Конспект лекций, Ростов-на-Дону «Феникс», 2004. - 36 с.
14. Пидкасистый П. И. Педагогика [Текст] / В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый под ред. П.И. Пидкасистого учеб. пособие. - Москва: Педагогическое общество России. 1998. - 640 с.
15. Подласый И.П. Методы обучения. Выбор методов обучения [Текст] / И.П. Подласый под редакцией И.П. Подласого // учеб. пособие. - Москва: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 225 с....31