Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У НАЧИНАЮЩИХ АККОРДЕОНИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОРКЕСТРОВОЙ ШКОЛЫ - СТУДИИ

Работа №97350

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У НАЧИНАЮЩИХ
АККОРДЕОНИСТОВ 9
1.1. Координационные навыки в педагогике музыкального
образования 9
1.2. Особенности развития координационных навыков в игре на
аккордеоне 20
1.3. Характеристика координационных навыков у начинающих аккордеонистов - младших
школьников 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ОРКЕСТРОВОЙ ШКОЛЫ-
СТУДИИ 34
2.1. Диагностика развитости координационных навыков у младших школьников - начинающих аккордеонистов (констатирующий
этап) 34
2.2. Комплекс творческих заданий для развития координационных навыков
на индивидуальных занятиях у начинающих аккордеонистов в оркестровой школе-студии 42
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию координационных
навыков (контрольный этап) 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55


В настоящее время государство предоставляет право на получение детьми дополнительного образования в разных сферах искусства, спорта, техники, экологии, туризма и других направлений. Требования к осуществлению дополнительного образования нашли отражение в приказе Министерства образования и науки РФ о «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (29.08.2013 г. № 1008), в ряде федеральных программ, таких как: «Концепция развития дополнительного образования детей» (04.09.2014 г. № 1726-р), «Концепция духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Во всех этих документах подчеркивается необходимость, и важность
дополнительного образования как неотъемлемой части развития и социализации личности в обществе.
Следует отметить, что не все заявленные в нормативных документах направления полностью реализованы на практике в системе дополнительного музыкального образования школьников. В частности, не разработаны учебные планы и программы для школ-студий, в которых дети учатся играть на различных музыкальных инструментах.
Неотъемлемой частью обучения игре на любом музыкальном инструменте является развитие технических навыков. О важности развития и совершенствования данных навыков говорится в федеральных государственных требованиях в области музыкального искусства «Народные инструменты», результатом освоения которых являются «навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, владению различными видами 3
техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов» [42, с. 4], однако при начальном обучении игре на музыкальном инструменте педагоги сталкиваются с проблемой малой разработанности программ по развитию технических навыков игре на аккордеоне.
Вопросы, связанные со спецификой формирования двигательных навыков рассматривались в трудах, посвященных музыкальному исполнительству В.А. Гутерман, Г.Л. Ержемского, В.Х. Мазель, И.Т. Назарова, О.Ф. Шульпякова, А. Шмидт-Шкловской. Авторы освещают проблемы формирования двигательных навыков на примере дирижерского искусства, обучения игре на фортепиано и скрипке, однако, определений понятий «координация» и «координационные навыки» в этих работах встречается мало, поэтому поиск работ, посвященных координации различных видов действий, выводит на труды авторов в русле спортивной педагогики. Сущность принципов координации двигательных действий школьников рассмотрены в работах В.А. Ляха, И.И. Сулейманова. Ж.К. Холодова.
Среди методических работ, посвященных обучению игре на аккордеоне или баяне, других инструментов, следует отметить авторов, которые дают характеристику особенностей развития технических навыков в игре на инструменте, - В.П. Бубна, Н.А. Давыдова, Е.В. Климову, И.Э. Сафарову, А.М. Мирека, Н.Т. Якимец. Но в работах не отражена последовательность развития координационных навыков, имеется дефицит музыкального материала для освоения сложного навыка, до конца не разработана система творческих заданий.
Таким образом, возникают противоречия:
- между необходимостью активного внедрения направлений
дополнительного образования и недостаточной разработанностью программ, связанных с развитием технических навыков игры на музыкальном инструменте;
- между существующими положениями теории координации различных видов действий в спортивной педагогике и ее малой разработанностью в педагогике музыкального образования;
- между необходимостью развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов и недостаточной разработанностью комплекса творческих заданий в практике работы педагогов дополнительного образования.
На основании вышесказанного сформулирована проблема
исследования: каковы пути теоретического и методического развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов в условиях оркестровой школы-студии?
Сформулированная проблема обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Развитие координационных навыков у начинающих аккордеонистов в условиях оркестровой школы-студии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать комплекс творческих заданий для развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов в условиях оркестровой школы- студии.
Объект исследования - процесс музыкального образования начинающих аккордеонистов в оркестровой школе-студии.
Предметом исследования является комплекс творческих заданий, способствующий развитию координационных навыков у начинающих аккордеонистов.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие координационных навыков у начинающих аккордеонистов будет
результативным, если:
- определить закономерности развития первичных двигательных навыков у младших школьников в процессе обучения игре на аккордеоне;
- разработать алгоритм действий педагога и учащихся по формированию координации между левой и правой рукой на аккордеоне во время исполнения музыкальных пьес;
- использовать творческие задания, активизирующие как технические, так и художественные навыки и умения обучающихся.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «координация», «координационные навыки» в
справочной, спортивной, музыкально-педагогической, музыковедческой
литературе; Дать определение понятию «координационный навыки» применительно к теме исследования;
2. Выявить особенности развития координационных навыков аккордеонистов в опоре на методические работы педагогов-музыкантов;
3. Дать характеристику координационным навыкам у начинающих аккордеонистов - младших школьников;
4. Разработать диагностический инструментарий для определения навыков развитости координационных навыков у аккордеонистов;
5. В ходе опытно-поисковой работы проверить результативность разработанного комплекса творческих заданий.
Методологической основой исследования явились: теории
формирования двигательных навыков (Г.Л. Ержемский, В.Х. Мазель, И.Т. Назаров, О.Ф. Шульпяков, А.А. Шмидт-Шкловская), принцип координации двигательных действий школьников (В.А. Лях, И.И. Сулейманов, Ж.К. Холодов), исследования о формировании координационных навыков (К.В. Петрачков), психомоторное развитие школьников (Д.Е. Чернов, Л.В. Чернова); положения, обосновывающие сущность музыкально-исполнительских навыков в игре на баяне, аккордеоне и последовательность их формирования (Р.Н. Бажилин, Н.А. Давыдов, Е.В. Климова, А.М. Мирек, Н.Т. Якимец).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ литературных и электронных источников по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление;
- эмпирические: опытно-поисковая работа, творческие задания, упражнения, игры.
Научная новизна исследования:
1. Дана характеристика двигательным навыкам младших школьников в опоре на труды авторов в русле спортивной педагогики, музыковедческой литературы, педагогики музыкального образования.
2. Разработан комплекс творческих заданий для развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов, который включает в себя последовательность выполнения заданий учащимися с постепенным усложнением предлагаемого материала, содержащим в себе принцип от «простого к сложному». Усложнение материала осуществляется после правильного выполнения предыдущего задания учеником.
Теоретическая значимость исследования:
- Уточнено понятие «координационные навыки» применительно к теме
исследования, используемое в качестве рабочего: «координационные навыки» - это четко выработанные и согласованные между собой двигательные действия, представляющие собой четкую,
синхронизированную, одновременную работу правой и левой руки в процессе исполнения произведения на аккордеоне.
Практическая значимость исследования:
- выявлены критерии развитости координационных навыков у начинающих аккордеонистов: координационно-двигательные способности; координационно-ритмические способности; координация движений между правой и левой рукой на аккордеоне.
- определен музыкальный материал для включения в занятия с начинающими аккордеонистами, а также для проведения диагностических заданий констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы.
База исследования: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», отделение художественно-эстетического образования, оркестровая школа-студия.
Апробация результатов исследования проводилась автором в ходе участия в международной очно-заочной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы» 17-18 апреля 2018 года г. Екатеринбурга.
Структура и объем диссертации:
Магистерская диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение теоретических аспектов проблемы развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов в условиях оркестровой школы-студии, результаты опытно-поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Координация - многозначное понятие, широко применяемое в спортивной педагогике, хореографии и музыке. В педагогике музыкального образования исследователи рассматривают проблемы развития и воспитания двигательной культуры в разных областях музыкального исполнительства - вокального, дирижерского, инструментального.
Применительно к теме исследования было сформулировано определение понятию «координационные навыки, используемое в качестве рабочего: «координационные навыки» - это четко выработанные и
согласованные между собой двигательные действия, представляющие собой четкую, синхронизированную, одновременную работу правой и левой руки в процессе исполнения произведения на аккордеоне.
2. Вопросы постановки исполнительского аппарата учащегося, развитие технических навыков - должны занимать приоритетное значение в начальный период обучения игре на музыкальном инструменте. Следует отметить, что аккордеон, сложный в обучении музыкальный инструмент в силу того, что приходится одновременно изучать две клавиатуры (правая - фортепианного типа, и левая - готовые аккорды), расположенные в разных плоскостях, одновременно читать ноты на двух строчках. Все эти факторы требует пристального внимания со стороны обучающегося с самых первых занятий.
3. Младший школьный возраст, как отмечают физиологи, является наиболее продуктивным периодом для развития двигательных возможностей и физического совершенствования. Координация движений, выражающаяся в точности и ловкости, становится более совершенной. Увеличивается подвижность детей, и движения становятся разнообразными. Энергично развиваются и крепнут мышцы и связки.
Однако дети этого возраста еще не способны к длительной физической работе и длительному мышечному напряжению, поэтому, на занятиях необходимо учитывать, что работа выполняемая с интересом, положительно эмоционально окрашенная, с частой сменой упражнений, с минимальным использованием однообразных движений препятствует утомлению и усталости детей.
4. С учетом особенностей развития двигательных навыков у младших
школьников, были выделены критерии, позволяющие выявить уровни развитости данных навыков: координационные способности;
координационно-ритмические способности; координация движений между правой и левой рукой на аккордеоне. Методом замера послужили творческие задания, выполняемые детьми (часть заданий взята из методических пособий Е.В. Климовой и И.Э. Сафаровой). Оценка выполнения творческих заданий производилась по трехбалльной системе как на констатирующем, так и на итоговом этапах.
5. Разработан комплекс творческих заданий на развитие координационных навыков у начинающих аккордеонистов в оркестровой школе студии, который включал в себя три этапа:
1 этап - доинструментальный (определение координационных способностей ребенка);
2 этап - развитие координационно-ритмических способностей;
3 этап - координация движений правой и левой рук относительно друг друга, выполняемых одновременно или поочередно.
6. Сравнительный анализ констатирующего и итогового этапов показал следующее:
- в целом у всей группы испытуемых начинающих аккордеонистов выявилась положительная динамика в развитии координационных навыков;
- все предложенные задания могут быть использованы на индивидуальных занятиях в классе аккордеона учреждений системы дополнительного образования.
Таким образом, задачи, сформулированные во введение к выпускной квалификационной работе, выполнены, цель достигнута, а гипотеза доказана.
Дальнейшая перспектива исследования может быть связана с разработкой технологии развития координационных навыков у учащихся старшего подросткового возраста, которые приступают к обучению игре на аккордеоне в данном возрасте, а также с разработкой организационно-педагогических условий для успешной реализации данной технологии у старших подростков.



1. Андреева М.П. Первые шаги в музыке. М. : Музыка, 1968. 166 с.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. : Советский композитор, 1992, 101 с.
3. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и метода работы. М. : «Музыка», 1973. 139 с.
4. Большая медицинская энциклопедия. БМЭ. Т. 21 3-изд. Гл. ред. Б.В. Петровский. М., 1983 г.
5. Бубен В.П. Теория и практика обучения игре на аккордеоне: учеб. пособие. Минск: БГПУ, 2005. 170 с.
6. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики, сост. В.И. Руденко, вып. 7. М. : «Музыка», 1986 г. 65-81 с.
7. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук. Екатеринбург, Гуманитарно-экологический лицей, 1994 г. 89 с.
8. Давыдов Н. А. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста (аккордеониста). Луцьк : Волинська обласна друкарня, 2006. 308 с.
9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Специальность (баян, аккордеон)» [Электронный ресурс], URL: https://dm- centre.ru/ext/ckfinder/userfiles/files/Программы%202017-
2018/хэо/Специальность%20баян^Г
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 7-е изд., испр. СПб. : Лань, 2015 г. 176 с.
11. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. М. : Музыка, 1988. 80 с.
12. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. СПб. : Лань, 2017. 160 с.
13. Катуркин А.П. Искусство игры на баяне и аккордеоне. Теория. Методика. Практика. М. : «Композитор», 2017. 192 с.
14. Климова Е.В. Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося - аккордеониста к овладению техническими навыками. Екатеринбург, Аттестационно-диагностическая служба в сфере худ. образования. 2002. 46 с.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. [Электронный ресурс], URL:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe- obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya- lichnosti-grazhdanina-rossii.html
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ