Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка табачной продукции в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-западный институт управления))
|
Проведен анализ рынка Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ 6
1.1. Сущность, содержание и условия регулирования рынка табачной продукции. Роль государства в формировании табачного рынка 6
1.2. Критерии эффективности системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 18
1.3. Нормативно-правовые основания государственного регулирования рынка табачной продукции в РФ 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 29
2.1. Анализ состояния рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 29
2.2. Анализ осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 35
2.3. Анализ и сущность «теневого рынка» в мировой практике борьбы с курением 38
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 49
3.1. Проблемы осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 49
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ 6
1.1. Сущность, содержание и условия регулирования рынка табачной продукции. Роль государства в формировании табачного рынка 6
1.2. Критерии эффективности системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 18
1.3. Нормативно-правовые основания государственного регулирования рынка табачной продукции в РФ 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 29
2.1. Анализ состояния рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 29
2.2. Анализ осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 35
2.3. Анализ и сущность «теневого рынка» в мировой практике борьбы с курением 38
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 49
3.1. Проблемы осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 49
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Осуществление государственного регулирования рынка табачной продукции является важной задачей государства. На сегодняшний день много внимания уделяется вопросам борьбы с курением. Это связано с тем, что государство и бизнес заинтересованы в здоровых и сильных работниках, которые меньше будут болеть, лучше сохранять свою жизненную энергию. Увеличение продолжительности жизни населения – одна из задач государства в рамках реализации демографической политики.
Однако нужно заметить, что рынок табачной продукции совершенствуется. Сегодня производители табака производят далеко не только сигареты, они значительно расширили свой ассортимент. Проблема новой продукции в том, что оценить ее негативный эффект на организм человека возможно лишь спустя несколько десятков лет наблюдений. Эффект от потребления табака сегодня скажет на здоровье человека не завтра и послезавтра, а через много лет, когда начнутся проблемы с сердцем, появятся болезни легких, возможен риск появления злокачественных образований.
В рынке табачной продукции государство играет значительную роль. Оно осуществляет контроль за качеством производимой продукции, каналами ее сбыта. Для снижения потребления табачной продукции используются комплекс мер государственного воздействия: административно-правовые, экономические. Также табачная продукция оказывает негативное влияние на экономику страны. Это связано с тем, что государство и человек тратят больше средств на лечение, что в свою очередь затормаживает рост экономики страны. Чем меньше человек болеет, тем больше времени он может работать с большей продуктивностью.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что табачная продукция остается одной из причин преждевременной смерти человека, имеет ряд скрытых негативных эффектов на здоровье человека. Табачные компании активно развивают систему маркетинга, затрагивая при этом молодое поколение. Государство должно защищать эту уязвимую группу населения. Государство должно минимизировать общественные потери от потребления населением табачной продукции.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование механизмов государственного регулирования рынка табачной продукции в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга).
Цель работы определила ее задачи:
выявить сущность, содержание и условия регулирования рынка табачной продукции;
определить роль государства в формировании табачного рынка;
выявить критерии эффективности системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
определить нормативно-правовые основания государственного регулирования рынка табачной продукции в РФ;
провести анализ состояния рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
провести анализ осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге ;
проанализировать сущность «теневого рынка» в мировой практике борьбы с курением;
охарактеризовать проблемы осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге.
Изучением темы распространенности потребления табачной продукции и влияния теневого сектора занимались такие российские авторы, как: Г.М. Сахарова , А.П. Иcаев , В.А. Саломатин , Е.В. Саломатина , Л.Н. Дробышевская и др.
Методы исследования: дескриптивный метод, метод обобщения и систематизации, методы анализа и синтеза, исторический (ретроспективный) метод, нормативный метод, методы экономико-статистического анализа, прогнозные методы, логический метод и др.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованной литературы.
Однако нужно заметить, что рынок табачной продукции совершенствуется. Сегодня производители табака производят далеко не только сигареты, они значительно расширили свой ассортимент. Проблема новой продукции в том, что оценить ее негативный эффект на организм человека возможно лишь спустя несколько десятков лет наблюдений. Эффект от потребления табака сегодня скажет на здоровье человека не завтра и послезавтра, а через много лет, когда начнутся проблемы с сердцем, появятся болезни легких, возможен риск появления злокачественных образований.
В рынке табачной продукции государство играет значительную роль. Оно осуществляет контроль за качеством производимой продукции, каналами ее сбыта. Для снижения потребления табачной продукции используются комплекс мер государственного воздействия: административно-правовые, экономические. Также табачная продукция оказывает негативное влияние на экономику страны. Это связано с тем, что государство и человек тратят больше средств на лечение, что в свою очередь затормаживает рост экономики страны. Чем меньше человек болеет, тем больше времени он может работать с большей продуктивностью.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что табачная продукция остается одной из причин преждевременной смерти человека, имеет ряд скрытых негативных эффектов на здоровье человека. Табачные компании активно развивают систему маркетинга, затрагивая при этом молодое поколение. Государство должно защищать эту уязвимую группу населения. Государство должно минимизировать общественные потери от потребления населением табачной продукции.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование механизмов государственного регулирования рынка табачной продукции в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга).
Цель работы определила ее задачи:
выявить сущность, содержание и условия регулирования рынка табачной продукции;
определить роль государства в формировании табачного рынка;
выявить критерии эффективности системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
определить нормативно-правовые основания государственного регулирования рынка табачной продукции в РФ;
провести анализ состояния рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
провести анализ осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге ;
проанализировать сущность «теневого рынка» в мировой практике борьбы с курением;
охарактеризовать проблемы осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге.
Изучением темы распространенности потребления табачной продукции и влияния теневого сектора занимались такие российские авторы, как: Г.М. Сахарова , А.П. Иcаев , В.А. Саломатин , Е.В. Саломатина , Л.Н. Дробышевская и др.
Методы исследования: дескриптивный метод, метод обобщения и систематизации, методы анализа и синтеза, исторический (ретроспективный) метод, нормативный метод, методы экономико-статистического анализа, прогнозные методы, логический метод и др.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованной литературы.
Потребление табака является бременем для международного общественного здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения признаёт курение глобальной эпидемией, от которой ежегодно погибает более 8 миллионов человек в мире. Употребление табака приводит к беспрецедентным потерям для здоровья, экономическим и социальным потерям во всем мире .
Вред, связанный с табакокурением, выходит далеко за рамки смертей и болезней, вызванных табак наносит ущерб устойчивому развитию мира. Экономические издержки курения во всем мире составляют почти 2 трлн. долл. ежегодно, что эквивалентно почти 2% от общего объема мирового экономического производства. Большую часть общих экономических издержек курения составляет потеря производительности тех, кто заболел или умер от табака. Еще 30% этих затрат составляют расходы здравоохранения на лечение заболеваний, связанных с курением. Примечательно, что эта цена не включает в себя другие существенные затраты, такие как затраты, вызванные пассивным курением, негорючими табачными изделиями, ущерб окружающей среде и здоровью от выращивания табака, опасность пожара, связанная с курением, мусор окурков и общее снижение индекса человеческих ресурсов в странах с высокими показателями потребления табака.
Стоимость употребления табака быстро растет вслед за увеличением числа стран. Учитывая ограниченность ресурсов в большинстве стран, эти затраты представляют собой упущенную возможность расходования этих ресурсов на развитие экономики через образование, здравоохранение, технологии и производство. Поскольку большинство последствий курения для здоровья отстают от начала курения более чем на десятилетие, социальный вред курения все равно будет неизбежно возрастать .
В 2013-2023 гг. Российская Федерация поступательно реализовывала ключевые положения РКБТ ВОЗ, что привело к снижению распространенности курения. Однако анализ текущих изменений показывает, что достичь поставленной ВОЗ цели по снижению распространенности курения в Российской Федерации на 30% к 2025 году по сравнению с 2010 годом будет невозможно.
План правительства по изменению налогообложения предусматривал повышение налога на 4% ежегодно (исходя из уровня прогнозируемой инфляции) в течение 2022-2023 годов. Учитывая текущую долю акциза в пачках сигарет средней ценовой категории (около 40%), можно сделать вывод, что акцизная политика страны перестанет способствовать повышению реальных цен на сигареты, а значит, не будет играть решающей роли в снижение уровня распространенности курения.
Можно ожидать, что дальнейшее развитие сегмента ПВТ будет способствовать снижению распространенности горючих сигарет. В Российской Федерации не существует эффективной системы помощи курильщикам в отказе от курения. Изменить этот подход сложно из-за нынешних государственных подходов к борьбе против табака, принятых в конце 2019 года, согласно которым любые никотинсодержащие продукты приравниваются к табачным.
Однако без принятия решающих мер, направленных на борьбу с теневым оборотом никотинсодержащей продукции и популяризации ценностей ЗОЖ среди населения как альтернативу переживания последствий табакокурения, система государственного регулирования будет недостаточно эффективной.
В настоящее время существует слишком мало примеров успешных стратегий прекращения курения на уровне населения. Правительство должно инвестировать в содействие прекращению курения путем разработки научно обоснованных национальных стратегий и руководящих принципов и выделения достаточных ресурсов для реализации. Правительству Ленинградской области, в частности, необходимо активизировать поддержку службы помощи для бросающих курить, поощрять и поддерживать консультирование для тех, кто бросает курить (включая услуги текстовых сообщений на мобильных телефонах), сделать лекарства для прекращения курения более доступными и недорогими, а также создавать программы массовой коммуникации для содействия отказу от курения.
Муниципальным властям Санкт-Петербурга еще предстоит реализовать значительные возможности для улучшения здоровья за счет налогообложения табачных изделий. Прежде всего, эти меры должны быть направлены на создание среды, свободной от табачного дыма, что является жизненно важным вмешательством в борьбе против табака. В частности, необходимо:
запретить курение во всех без исключения закрытых общественных местах, на рабочих местах и в общественном транспорте (в том числе ликвидировать специально отведенные места для курения);
политика должна быть всеобъемлющей и включать такие продукты, как кальяны и сигары, которые иногда подвергаются специальной обработке. Мониторинг соблюдения требований и усиление правоприменения требуют включения административных санкций для предприятий, не соблюдающих требования (например, отзыв лицензий);
необходимо расширить список открытых (например, стадионов) и полуоткрытых мест (например, крытых патио), где курение запрещено.
Как представляется, предлагаемые экспертами решения в направлении ужесточения санкций против нарушителей антитабачного законодательства в России преждевременны и в текущих условиях нежелательны. Напротив, активизация «мягкой силы» СМИ была бы как нельзя более уместной и своевременной.
Вред, связанный с табакокурением, выходит далеко за рамки смертей и болезней, вызванных табак наносит ущерб устойчивому развитию мира. Экономические издержки курения во всем мире составляют почти 2 трлн. долл. ежегодно, что эквивалентно почти 2% от общего объема мирового экономического производства. Большую часть общих экономических издержек курения составляет потеря производительности тех, кто заболел или умер от табака. Еще 30% этих затрат составляют расходы здравоохранения на лечение заболеваний, связанных с курением. Примечательно, что эта цена не включает в себя другие существенные затраты, такие как затраты, вызванные пассивным курением, негорючими табачными изделиями, ущерб окружающей среде и здоровью от выращивания табака, опасность пожара, связанная с курением, мусор окурков и общее снижение индекса человеческих ресурсов в странах с высокими показателями потребления табака.
Стоимость употребления табака быстро растет вслед за увеличением числа стран. Учитывая ограниченность ресурсов в большинстве стран, эти затраты представляют собой упущенную возможность расходования этих ресурсов на развитие экономики через образование, здравоохранение, технологии и производство. Поскольку большинство последствий курения для здоровья отстают от начала курения более чем на десятилетие, социальный вред курения все равно будет неизбежно возрастать .
В 2013-2023 гг. Российская Федерация поступательно реализовывала ключевые положения РКБТ ВОЗ, что привело к снижению распространенности курения. Однако анализ текущих изменений показывает, что достичь поставленной ВОЗ цели по снижению распространенности курения в Российской Федерации на 30% к 2025 году по сравнению с 2010 годом будет невозможно.
План правительства по изменению налогообложения предусматривал повышение налога на 4% ежегодно (исходя из уровня прогнозируемой инфляции) в течение 2022-2023 годов. Учитывая текущую долю акциза в пачках сигарет средней ценовой категории (около 40%), можно сделать вывод, что акцизная политика страны перестанет способствовать повышению реальных цен на сигареты, а значит, не будет играть решающей роли в снижение уровня распространенности курения.
Можно ожидать, что дальнейшее развитие сегмента ПВТ будет способствовать снижению распространенности горючих сигарет. В Российской Федерации не существует эффективной системы помощи курильщикам в отказе от курения. Изменить этот подход сложно из-за нынешних государственных подходов к борьбе против табака, принятых в конце 2019 года, согласно которым любые никотинсодержащие продукты приравниваются к табачным.
Однако без принятия решающих мер, направленных на борьбу с теневым оборотом никотинсодержащей продукции и популяризации ценностей ЗОЖ среди населения как альтернативу переживания последствий табакокурения, система государственного регулирования будет недостаточно эффективной.
В настоящее время существует слишком мало примеров успешных стратегий прекращения курения на уровне населения. Правительство должно инвестировать в содействие прекращению курения путем разработки научно обоснованных национальных стратегий и руководящих принципов и выделения достаточных ресурсов для реализации. Правительству Ленинградской области, в частности, необходимо активизировать поддержку службы помощи для бросающих курить, поощрять и поддерживать консультирование для тех, кто бросает курить (включая услуги текстовых сообщений на мобильных телефонах), сделать лекарства для прекращения курения более доступными и недорогими, а также создавать программы массовой коммуникации для содействия отказу от курения.
Муниципальным властям Санкт-Петербурга еще предстоит реализовать значительные возможности для улучшения здоровья за счет налогообложения табачных изделий. Прежде всего, эти меры должны быть направлены на создание среды, свободной от табачного дыма, что является жизненно важным вмешательством в борьбе против табака. В частности, необходимо:
запретить курение во всех без исключения закрытых общественных местах, на рабочих местах и в общественном транспорте (в том числе ликвидировать специально отведенные места для курения);
политика должна быть всеобъемлющей и включать такие продукты, как кальяны и сигары, которые иногда подвергаются специальной обработке. Мониторинг соблюдения требований и усиление правоприменения требуют включения административных санкций для предприятий, не соблюдающих требования (например, отзыв лицензий);
необходимо расширить список открытых (например, стадионов) и полуоткрытых мест (например, крытых патио), где курение запрещено.
Как представляется, предлагаемые экспертами решения в направлении ужесточения санкций против нарушителей антитабачного законодательства в России преждевременны и в текущих условиях нежелательны. Напротив, активизация «мягкой силы» СМИ была бы как нельзя более уместной и своевременной.



