Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка табачной продукции в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-западный институт управления))

Работа №146173

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы65
Год сдачи2024
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ рынка Санкт-Петербурга.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ 6
1.1. Сущность, содержание и условия регулирования рынка табачной продукции. Роль государства в формировании табачного рынка 6
1.2. Критерии эффективности системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 18
1.3. Нормативно-правовые основания государственного регулирования рынка табачной продукции в РФ 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 29
2.1. Анализ состояния рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 29
2.2. Анализ осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 35
2.3. Анализ и сущность «теневого рынка» в мировой практике борьбы с курением 38
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 49
3.1. Проблемы осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 49
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

Осуществление государственного регулирования рынка табачной продукции является важной задачей государства. На сегодняшний день много внимания уделяется вопросам борьбы с курением. Это связано с тем, что государство и бизнес заинтересованы в здоровых и сильных работниках, которые меньше будут болеть, лучше сохранять свою жизненную энергию. Увеличение продолжительности жизни населения – одна из задач государства в рамках реализации демографической политики.
Однако нужно заметить, что рынок табачной продукции совершенствуется. Сегодня производители табака производят далеко не только сигареты, они значительно расширили свой ассортимент. Проблема новой продукции в том, что оценить ее негативный эффект на организм человека возможно лишь спустя несколько десятков лет наблюдений. Эффект от потребления табака сегодня скажет на здоровье человека не завтра и послезавтра, а через много лет, когда начнутся проблемы с сердцем, появятся болезни легких, возможен риск появления злокачественных образований.
В рынке табачной продукции государство играет значительную роль. Оно осуществляет контроль за качеством производимой продукции, каналами ее сбыта. Для снижения потребления табачной продукции используются комплекс мер государственного воздействия: административно-правовые, экономические. Также табачная продукция оказывает негативное влияние на экономику страны. Это связано с тем, что государство и человек тратят больше средств на лечение, что в свою очередь затормаживает рост экономики страны. Чем меньше человек болеет, тем больше времени он может работать с большей продуктивностью.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что табачная продукция остается одной из причин преждевременной смерти человека, имеет ряд скрытых негативных эффектов на здоровье человека. Табачные компании активно развивают систему маркетинга, затрагивая при этом молодое поколение. Государство должно защищать эту уязвимую группу населения. Государство должно минимизировать общественные потери от потребления населением табачной продукции.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование механизмов государственного регулирования рынка табачной продукции в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга).
Цель работы определила ее задачи:
 выявить сущность, содержание и условия регулирования рынка табачной продукции;
 определить роль государства в формировании табачного рынка;
 выявить критерии эффективности системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
 определить нормативно-правовые основания государственного регулирования рынка табачной продукции в РФ;
 провести анализ состояния рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
 провести анализ осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге ;
 проанализировать сущность «теневого рынка» в мировой практике борьбы с курением;
 охарактеризовать проблемы осуществления государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге;
 разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования рынка табачной продукции в Санкт-Петербурге.
Изучением темы распространенности потребления табачной продукции и влияния теневого сектора занимались такие российские авторы, как: Г.М. Сахарова , А.П. Иcаев , В.А. Саломатин , Е.В. Саломатина , Л.Н. Дробышевская и др.
Методы исследования: дескриптивный метод, метод обобщения и систематизации, методы анализа и синтеза, исторический (ретроспективный) метод, нормативный метод, методы экономико-статистического анализа, прогнозные методы, логический метод и др.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Потребление табака является бременем для международного общественного здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения признаёт курение глобальной эпидемией, от которой ежегодно погибает более 8 миллионов человек в мире. Употребление табака приводит к беспрецедентным потерям для здоровья, экономическим и социальным потерям во всем мире .
Вред, связанный с табакокурением, выходит далеко за рамки смертей и болезней, вызванных табак наносит ущерб устойчивому развитию мира. Экономические издержки курения во всем мире составляют почти 2 трлн. долл. ежегодно, что эквивалентно почти 2% от общего объема мирового экономического производства. Большую часть общих экономических издержек курения составляет потеря производительности тех, кто заболел или умер от табака. Еще 30% этих затрат составляют расходы здравоохранения на лечение заболеваний, связанных с курением. Примечательно, что эта цена не включает в себя другие существенные затраты, такие как затраты, вызванные пассивным курением, негорючими табачными изделиями, ущерб окружающей среде и здоровью от выращивания табака, опасность пожара, связанная с курением, мусор окурков и общее снижение индекса человеческих ресурсов в странах с высокими показателями потребления табака.
Стоимость употребления табака быстро растет вслед за увеличением числа стран. Учитывая ограниченность ресурсов в большинстве стран, эти затраты представляют собой упущенную возможность расходования этих ресурсов на развитие экономики через образование, здравоохранение, технологии и производство. Поскольку большинство последствий курения для здоровья отстают от начала курения более чем на десятилетие, социальный вред курения все равно будет неизбежно возрастать .
В 2013-2023 гг. Российская Федерация поступательно реализовывала ключевые положения РКБТ ВОЗ, что привело к снижению распространенности курения. Однако анализ текущих изменений показывает, что достичь поставленной ВОЗ цели по снижению распространенности курения в Российской Федерации на 30% к 2025 году по сравнению с 2010 годом будет невозможно.
План правительства по изменению налогообложения предусматривал повышение налога на 4% ежегодно (исходя из уровня прогнозируемой инфляции) в течение 2022-2023 годов. Учитывая текущую долю акциза в пачках сигарет средней ценовой категории (около 40%), можно сделать вывод, что акцизная политика страны перестанет способствовать повышению реальных цен на сигареты, а значит, не будет играть решающей роли в снижение уровня распространенности курения.
Можно ожидать, что дальнейшее развитие сегмента ПВТ будет способствовать снижению распространенности горючих сигарет. В Российской Федерации не существует эффективной системы помощи курильщикам в отказе от курения. Изменить этот подход сложно из-за нынешних государственных подходов к борьбе против табака, принятых в конце 2019 года, согласно которым любые никотинсодержащие продукты приравниваются к табачным.
Однако без принятия решающих мер, направленных на борьбу с теневым оборотом никотинсодержащей продукции и популяризации ценностей ЗОЖ среди населения как альтернативу переживания последствий табакокурения, система государственного регулирования будет недостаточно эффективной.
В настоящее время существует слишком мало примеров успешных стратегий прекращения курения на уровне населения. Правительство должно инвестировать в содействие прекращению курения путем разработки научно обоснованных национальных стратегий и руководящих принципов и выделения достаточных ресурсов для реализации. Правительству Ленинградской области, в частности, необходимо активизировать поддержку службы помощи для бросающих курить, поощрять и поддерживать консультирование для тех, кто бросает курить (включая услуги текстовых сообщений на мобильных телефонах), сделать лекарства для прекращения курения более доступными и недорогими, а также создавать программы массовой коммуникации для содействия отказу от курения.
Муниципальным властям Санкт-Петербурга еще предстоит реализовать значительные возможности для улучшения здоровья за счет налогообложения табачных изделий. Прежде всего, эти меры должны быть направлены на создание среды, свободной от табачного дыма, что является жизненно важным вмешательством в борьбе против табака. В частности, необходимо:
 запретить курение во всех без исключения закрытых общественных местах, на рабочих местах и в общественном транспорте (в том числе ликвидировать специально отведенные места для курения);
 политика должна быть всеобъемлющей и включать такие продукты, как кальяны и сигары, которые иногда подвергаются специальной обработке. Мониторинг соблюдения требований и усиление правоприменения требуют включения административных санкций для предприятий, не соблюдающих требования (например, отзыв лицензий);
 необходимо расширить список открытых (например, стадионов) и полуоткрытых мест (например, крытых патио), где курение запрещено.
Как представляется, предлагаемые экспертами решения в направлении ужесточения санкций против нарушителей антитабачного законодательства в России преждевременны и в текущих условиях нежелательны. Напротив, активизация «мягкой силы» СМИ была бы как нельзя более уместной и своевременной.



1. Налоговый кодекс. Принят 15.10.2020. [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/22201a65e4f59a582714243c15b655989bd57066/ (дата обращения: 04.03.2024).
2. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»: Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ [Электронный ресурс] // СПСС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/ (дата обращения: 04.03.2024).
3. «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства»: Федеральный закон от 13.06.2023 N 203-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449350/ (дата обращения: 04.03.2024).
4. Рамочная ковенция ВОЗ о борьбе против табака [Электронный ресурс] – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tobacco.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 107 «О техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» [Электронный ресурс] // СПСС КонсультантПлюс – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14sr0107/ (дата обращения: 04.03.2024).
6. «Табачная продукция»: Технический регламент Таможенного союза // Стандарты и качество [Электронный ресурс] // Адилет – URL: https://ria-stk.ru/mos/prdetail.php?ID=51213 (дата обращения: 04.03.2024).
7. «Технический регламент на никотинсодержащую продукцию»: Технический регламент Таможенного союза [Электронный ресурс] – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0127408/pd_11082022_att.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
8. Заявление Министра финансов от 16.09.2020 [Электронный ресурс] – URL: https://ria.ru/202 00916/сигареты-1577343166. HTML (дата обращения: 04. 03. 2024).
9. Аналитики оценили объем нелегального онлайн-рынка табака в 5,6 млрд руб. [Электронный ресурс] – URL: https://www.rbc.ru/business/16/03/2022/6231b3b89a79475498229aeb (дата обращения: 04. 03. 2024).
10. АНО «ННЦК» подготовлен обзор состояния рынка никотинсодержащей продукции в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] / АНО «ННЦК» – 2023, 26 октября. – URL: https://nnck.gov.ru/news/ano-nntsk-podgotovilo-obzor-sostoyaniya-rynka-nikotinsoderzhashchey-produktsii-v-subektakh-rossiysko/ (дата обращения: 04.03.2024).
11. В 2022 году в СЗФО изъяли 4 млн. пачек нелегальных сигарет [Электронный ресурс] // Деловой Петербург – URL: https://nnck.gov.ru/news/nntsk-2022-godu-v-szfo-izyali-4-mln-pachek-nelegalnykh-sigaret/ (дата обращения: 04.03.2024).
12. В Санкт-Петербурге чаще всего нарушали КоАп в сфере табачной продукции во втором квартале 2023 года [Электронный ресурс] / Минпромторг России. Стоп нелегальный табак – 2023, 29 ноября. – URL: https://xn--80aaadhla8amcdsggp4arl3osa.xn--p1ai/news/v-sankt-peterburge-chasche-vsego-narushali-koap-v-sfere-tabachnoy-produkcii-vo-vtorom-kvartale-2023-goda/#gsc.tab=0 (дата обращения: 04.03.2024).
13. Гуляева С. А. Регулирование табачного и алкогольного рынков в странах еаэс: вызовы и решения [Электронный ресурс] / С. А. Гуляева, Е. А. Леонов // Налоги и финансы. - 2015. - №2 (26). – С. 29-52. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-tabachnogo-i-alkogolnogo-rynkov-v-stranah-eaes-vyzovy-i-resheniya (дата обращения: 02.03.2024).
14. JTI Россия [Электронный ресурс] – URL: https://www.jti.com/ru/europe/russia (дата обращения: 04.03.2024).
15. Дробышевская Л.Н. Совершенствование инструментария повышения экономической безопасности предприятий табачной промышленности / Л.Н. Дробышевская, В.А.Саломатин, Л.А. Исаева // Экономика устойчивого развития. – 2021. – № 2(46). – C. 154-158.
16. Дым над Рунетом: нелегальный рынок онлайн-продаж в 2020 году превысил 500 млн руб. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.group-ib.ru/media/illegal-tobacco-market-2020/ (дата обращения: 16.02.2024).
17. Еремеев С. «Кальянная столица мира»: Петербургу приготовят новый закон о курении – 2020, 18 сентября. [Электронный ресурс] // ЗАКС.ру. Политическая жизнь Петербурга. – URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/205010 (дата обращения: 04.03.2024).
18. Ефимова Е. Новые правила регулирования табачного рынка: требования, электронные реестры и ЭДО [Электронный ресурс] // Инфотекс Траст – URL: https://iitrust.ru/articles/expert/novye-pravila-regulirovaniya-tabachnogo-rynka-trebovaniya-elektronnye-reestry-i-edo/ (дата обращения: 04.03.2024).
19. Исаев А.П. Экономические проблемы развития табачного бизнеса в России / А.П. Исаев, Л.Н. Дробышевская, Ю.В. Кот, А.А. Саввин // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий. – 2019. – № 182. – C. 451-456.
20. Ключевская Н. Продажа вейпов: новые законодательные ограничения [Электронный ресурс] // Гарант.ру – 2023, 14 апреля. – URL: https://www.garant.ru/news/1619451/ (дата обращения: 04.03.2024).
21. Кривобок Р. Основа корзины: какую роль играет табак в экономике и розничной торговле [Электронный ресурс] – 2023, 10 октября. // РИА Новости - URL: https://www.rbc.ru/industries/news/651fbbc19a7947008ce7b994 (дата обращения: 04.03.2024).
22. Мельникова Т.Ф. Анализ российского рынка табачной продукции: законодательные ограничения и способы продвижения [Электронный ресурс] / Т.Ф.Мельникова, Р.Н.Азнабаева, Н.М. Конкабаева // Экономика и социум. - 2018. - №12 (55). – С. 775-781. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rossiyskogo-rynka-tabachnoy-produktsii-zakonodatelnye-ogranicheniya-i-sposoby-prodvizheniya (дата обращения: 02.03.2024).
23. Нелегальный оборот табака и потери бюджета. На круглом столе обсудили негативные явления в экономике: пост-релиз [Электронный ресурс] // Коммерсант – URL: https://events.kommersant.ru/spb/events/kruglyj-stol-nelegalnyj-oborot-tabachnoj-produkczii-i-ego-vliyanie-na-ekonomiku-rossii-i-szfo/ (дата обращения: 04.03.2024).
24. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ установления и взимания акцизов на табачную продукцию, на табак (табачные изделия), электронные системы доставки никотина, никотинсодержащие жидкости, определение влияния действующей системы взимания акцизов и других факторов на развитие табачной промышленности в Российской Федерации, в период 2016–2020 годов и истекшем периоде 2021 года» [Электронный ресурс] - 2021 – 59 с.– URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://ach.gov.ru/upload/iblock/30a/hwoz7earc82golhw3l2gg1hqxpw46el1.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
25. Оценка достаточности и целесообразности обязательных требований, запретов, ограничений, оказывающих существенное влияние на объёмы легального производства и оборота промышленной продукции по группе товаров «табачная продукция» / Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции - М., 2022. – 40 с.
26. Панкратова И. Вышли из дыма: история тайных табачных магнатов [Электронный ресурс] - 2019, 19 марта. – URL: https://thebell.io/vyshli-iz-dyma-istoriya-tajnyh-tabachnyh-magnatov (дата обращения: 04. 03. 2024).
27. Правительство утвердило новую антитабачную концепцию до 2035 года [Электронный ресурс] – URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/pravitelstvo-utverdilo-novuu-antitabacnuu-koncepciu-do-2035-goda-cto-izmenitsa (дата обращения: 04.03.2024).
28. Роль СМИ в продвижении и сокращении потребления табака Краткий обзор [Электронный ресурс] / Национальный институт рака – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://cancercontrol.cancer.gov/sites/default/files/2020-08/m19_executive_summary_russian.pdf (дата обращения: 04. 03. 2024).
29. Российская Федерация. Страновой отчет [Электронный ресурс]. – 2021. – 27 с. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.smokefreeworld.org/wp-content/uploads/2021/12/Russia_country_report_3.21.22.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
30. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государ-ственной статистики. 2020. [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/KrPEshqr/year_2020.pdf (дата обращения: 02.03.2024).
31. Саломатин В.А. Оценка формирования потребительской цены на табачную продукцию / В.А. Саломатин, Е.В. Саломатина, С.В. Калашников // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1453-1462.
32. Саломатин В.А. Развитие табачной отрасли в условиях внешних вызовов / В.А.Саломатин, Е.В. Саломатина, С.В. Калашников // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – C. 1305-1316.
33. Саломатина Е.В. Современное развитие потребительского рынка табачной продукции // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 287-300.
34. Сахарова Г.М. Глобальное обследование употребления табака среди молодежи в возрасте 13–15 лет в Российской Федерации: сравнение тенденций в 2004 и 2015 гг. / Г.М. Сахарова, Н.С. Антонов, О.О. Салагай, В.В. Донитова // Пульмонология. – 2017. – № 27(2). – C. 179-186.
35. Селезнев М. Основа корзины: какую роль играет табак в экономике и розничной торговле – 2023, 10 октября [Электронный ресурс] // РБК News– URL: https://www.rbc.ru/industries/news/651fbbc19a7947008ce7b994 (дата обращения: 04.03.2024).
36. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе–феврале 2023 года (экономический доклад в таблицах) – 2021 [Электронный ресурс] / Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) – С. 6. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/kd_022023.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
37. Тренды индустрии: рынок табачных изделий – 2022, 25 июля [Электронный ресурс] // NielsenIQ – URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/trendy-industrii-rynok-tabachnyh-izdeliy/ (дата обращения: 04.03.2024).
38. Тятенко А.К. Анализ российского рынка табака [Электронный ресурс] / А.К.Тятенко, А.С.Катаев, М.И.Копылова, С.Д.Савина, Р.Р.Агаева, Е.В.Моисеева, Е.А.Ивкова, М.С.Тютюнников / под общей редакцией А.К.Тятенко - МГИМО МИД России, 2022. – С. 14-16. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://tiec.mgimo.ru/upload/ckeditor/files/russian-tobacco-market-analysis.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
39. Drope J. Editors The Tobacco Atlas - Sixth Edition / J.Drope, M.D. Schluger - RR Donnelley, 2018. – 58 р.
40. Putin signs law on state regulation of tobacco products turnover [Electronic resource] / Interfax – 2023, 13 Jun. – URL: https://interfax.com/newsroom/top-stories/91399/ (date of access: 04.03.2024).
41. WHO report on the global tobacco epidemic, 2017: monitoring tobacco use and prevention policies [Electronic resource] / World Health Organisation - 2017. – URL: https://www.who.int/tobacco/global_report/2017/en/ (date of access: 04.03.2024).
42. WHO study group on tobacco product regulation. Report on the scientific basis of tobacco product regulation: Seventh report of a WHO study group [Electronic resource] / World Health Organization - URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://escholarship.org/content/qt9rn580ss/qt9rn580ss_noSplash_62efb51b1be1702fe6289f4d38a5ce1d.pdf?t=q1hjmg (date of access: 04.03.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ