Аннотация
Введение 5
1 Организация и проведение демонстрационного экзамена в системе
среднего профессионального образования 7
1.1 Демонстрационный экзамен, как форма контроля деятельности
обучающихся 7
1.1.1 Проблема оценивания деятельности обучающихся в педагогическом процессе среднего профессионального образования 7
1.1.2 Сущность и особенности демонстрационного экзамена 11
1.1.3 Анализ нормативно-правовой документации по организации и
проведению демонстрационного экзамена 14
1.1.4 Анализ существующих методических разработок по
демонстрационному экзамену 17
1.2 Анализ образовательной деятельности Государственного автономного
профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Сергинский многопрофильный техникум» 19
1.2.1 Общая характеристика образовательной организации 19
1.2.2 Анализ учебно-методической документации по специальности
09.02.04 Информационные системы (по отраслям) 21
1.3 Информационные технологии в разработке методического
сопровождения демонстрационного экзамена 22
2 Разработка методического сопровождения 27
2.1 Разработка структуры и содержания блога для подготовки к демонстрационному экзамену 27
2.1.1 Функционал и требования к блогу для демонстрационного
экзамена 27
2.1.2 Анализ и выбор средств реализации блога для демонстрационного
экзамена 29
2.1.3 Цель и назначение блога для демонстрационного экзамена 32
2.1.4 Общее описание структуры и интерфейса блога для
демонстрационного экзамена 32
2.1.5 Процесс разработки блога для демонстрационного экзамена 38
2.2 Разработка заданий для проведения демонстрационного экзамена 46
2.3 Апробация 56
2.3.1 Использование блога на этапе подготовки к демонстрационному
экзамену 56
2.3.2 Демонстрационный экзамен в Сергинском многопрофильном
техникуме 58
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение 66
В связи с переходом к компетентностно-ориентированному обучению, которое предполагает направленность на результат, а не на содержание обучения, постепенно начинается процесс изменения формы итоговой государственной аттестации путем внедрения демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен проводится по стандартам чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills.
Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена является возможностью объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу образовательной организации, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определяются точки роста и дальнейшего развития образовательного учреждения.
Представленные выше преимущества и требования привели к внедрению демонстрационного экзамена как формы итоговой государственной аттестации в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Сергинский многопрофильный техникум» (ГАПОУ СО «Сергинский многопрофильный техникум») в виде адаптированных заданий в соответствии со стандартами WorldSkills. Что в свою очередь говорит о необходимости разработки методического сопровождения для подготовки к демонстрационному экзамену, причем разрабатываемые адаптированные задания должны соответствовать материальнотехнической базе Сергинского многопрофильного техникума и учитывать уровень подготовленности студентов.
Объект исследования — процесс обучения студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Предмет исследования — методическое сопровождение для проведения и подготовки к демонстрационному экзамену.
Цель выпускной квалификационной работы — разработать методическое сопровождение для подготовки и проведения демонстрационного экзамена для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, интернет-источники и нормативноправовую документацию с целью выявления требований, предъявляемых к заданиям в соответствии со стандартами WorldSkills.
2. Определить структуру и содержание методического сопровождения, необходимого для подготовки к демонстрационному экзамену.
3. Составить задания для проведения демонстрационного экзамена.
4. Выбрать облачный сервис для размещения разработанного методического сопровождения.
5. Создать блог для подготовки к демонстрационному экзамену.
В современном мире все чаще используются компьютерных технологий практически во всех сферах человеческой деятельности. Открывшиеся возможности нашли свое отражение и в педагогике. С каждым годом разрабатываются различные средства для управления и организации образовательной деятельности. Одним из таких средств является разрабатываемый блог для подготовки к демонстрационному экзамену.
В рамках выпускной квалификационной работы были разработаны задания для проведения демонстрационного экзамена в «Сергинском многопрофильном техникуме» и блог «Демонстрационный экзамен» для подготовки к данному экзамену. Разработанный блог включает в себя следующие страницы: главная, методическое сопровождение для подготовки к демонстрационному экзамену, документы для демонстрационного экзамена в 2018 году, информация по демонстрационному экзамену и пилотная апробация в 2017 году.
Были проанализированы документы с заданиями демонстрационного экзамена Санкт-Петербургского колледжа телекоммуникаций компетенции «Программные решения для бизнеса» для специальности 09.02.04 Информационные технологии (по отраслям), содержание которых не соответствует программе подготовки техников Сергинского многопрофильного техникума по причине неполноценного содержания самих заданий, отсутствия материалов для подготовки к экзамену и неудобного к ним доступа.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были разработаны:
• конкурсное задание компетенции «Программные решения для бизнеса»;
• индивидуальные задания с пакетом необходимых материалов;
• страницы блога, содержащие различного вида материалы;
• лабораторные работы, каждая из которых содержит цель, задачи и практическую часть;
• раздел самоконтроля, состоящий из нескольких вариантов заданий.
При разработке блога были использованы сервисы blogger.com, Google Диск, язык гипертекстовой разметки HTML и таблицы каскадных стилей CSS. При разработке блога учитывались требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам, интерфейс создавался удобным для использования. Блог содержит изображения и документы форматов pdf, docx и pptx.
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Проанализирована литература, интернет-источники и нормативноправовая документация с целью выявления требований, предъявляемых к заданиям в соответствии со стандартами WorldSkills.
2. Сформирована структура и содержание методического сопровождения, необходимого для подготовки к демонстрационному экзамену.
3. Составлены индивидуальные задания для проведения демонстрационного экзамена.
4. Выбран программный продукт для размещения разработанного методического сопровождения.
5. Создан блог для подготовки к демонстрационному экзамену.
Таким образом, поставленные задачи можно считать выполненными в полном объеме, а цель достигнутой.
1. Башанова К. А. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в учебный процесс СПО [Текст] / К. А. Башанова, Т. А. Громова, Е. В. Селюн // Решетневские чтения. — 2017. — № 21. — С. 663-664.
2. Блоги в обучении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://study-english.info/it-blogs.php (дата обращения: 11.03.2018).
3. Блог-платформы: анализ наиболее популярных сервисов создания и ведения блогов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://netobserver.ru/blog-platformyi-naibolee-populyarnyie-servisy-sozdaniya-i- vedeniya-blogov/ (дата обращения: 11.03.2018).
4. Блог-сервисы — это необходимость или пустая трата времени? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vashinternetgid.ru/ blog-servisy-eto-neobxodimost-ili-pustaya-trata-vremeni#ixzz5HX9cum8w (дата обращения: 12.03.2018).
5. Видение и миссия Worldskills [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.worldskills.org/about/worldskills/ (дата обраще
ния: 15.03.2018).
6. Войтович И. К. Создание электронных образовательных ресурсов на основе сервисов Google [Текст] / И. К. Войтович // Многоязычие в образовательном пространстве. — 2014. — № 9. — С. 136-138.
7. Главная страница WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldskills.ru/ (дата обращения: 01.03.2018).
8. Дворовенко Н. Н. Методологические основания организации обучения с использованием блогов [Текст] / Н. Н. Дворовенко // Вестник Бурятского государственного университета. — 2016. — № 4. — С. 60-64.
9. Добавление авторов к блогу blogspot [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bdblogov.ru/2015/06/add-authorssetupaccess-to-blog- blogspot.html (дата обращения: 11.03.2018).
10. Документы Санкт-Петербургского колледжа телекоммуникаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sutkt.ru/kolledzh/docs/9- college (дата обращения: 21.03.2018).
11. Лучшие бесплатные платформы для создания блога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.optimization.com.ua/articles/top-free- online-blogging.html (дата обращения: 12.03.2018).
12. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pkgodovikov.mskobr.ru/files/prilozhenie-n1-metodika.pdf (дата обращения: 14.03.2018).
13. Миссия и цель WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html (дата обращения: 15.03.2018).
14. Общая информация WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen /obshhaya-informacziya.html (дата обращения: 16.03.2018).
15. Основные сведения о техникуме [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vs-texnikum.ru/ (дата обращения: 01.03.2018)....30