Аннотация
Введение 4
1 Анализ литературы и интернет-источников по разработке и применению
интерактивных технологий в предметных областях 7
1.1 Анализ литературы и интернет-источников по интерактивным
технологиям 7
1.1.1 Анализ литературы по интерактивным технологиям 7
1.1.2 Анализ интернет-источников по интерактивным технологиям 11
1.2 Анализ литературы и интернет-источников по информационной
безопасности 13
1.2.1 Анализ литературы по информационной безопасности 13
1.2.2 Анализ интернет-источников по информационной безопасности .. 15
1.3 Общие сведения о практикуме 16
1.3.1 Понятие практикума 16
1.3.2 Структурная составляющая практикума 17
1.3.3 Дидактические требования к практикуму 19
1.3.4 Технологические требования к практикуму 20
1.3.5 Технология разработки практикума 21
1.3.6 Преимущества использования электронного практикума 26
1.4. Анализ рабочей программы 28
2 Описание практикума по интерактивным средствам
обучения 30
2.1 Назначение практикума 30
2.2 Структура практикума по интерактивным средствам обучения 30
2.3 Требуемое программное и аппаратное обеспечение 32
2.4 Характеристика элементов практикума 32
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение 51
Главная задача современного образования — не просто дать обучающемуся фундаментальные знания, но и обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Современную образовательную систему характеризуют:
• сжатые сроки обучения;
• большой объем получаемой информации;
• серьезные требования к уровню знаний, умений и навыков обучающегося.
Одна из главных задач для нынешнего преподавателя — сделать процесс обучения интересным для обучающихся, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) постепенно проникают во все сферы образования. Этому способствует глобальная информатизация общества, распространение в школах и вузах новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, создание государственных и международных программ, направленных на информатизацию образования. В настоящее время большинство российских педагогов осознают необходимость изучения и освоения современных интерактивных технологий, которые можно использовать на уроках (телеконференции, электронная почта, электронные книги, мультимедиа и т.д.). Организационные формы учебного процесса видоизменяются, увеличивается количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые носят исследовательский характер, получают распространение занятия вне аудиторий. Появление информационных технологий в учебновоспитательном процессе влечет за собой и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим обучающимся, теперь выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.
Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Интерактивные средства обучения являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из обучающихся в образовательный и исследовательский процессы. Применение интерактивных упражнений в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию обучающихся и общую эффективность образовательного процесса.
Интерактивные технологии в образовании позволяют наладить хорошую обратную связь, что в свою очередь дает возможность преподавателю и обучающемуся меняться коммуникативными ролями, например, когда преподаватель просит обучающегося помочь решить определенную задачу. Это помогает значительно повысить эффективность обмена информацией. И хотя процесс обмена информацией затягивается, он проходит качественнее, появляется уверенность в правильности ее понимания. Обе стороны видят, на каком уровне понимания находятся, вместе преодолевают препятствия и находят оптимальные способы решения задач. Таким образом, использование интерактивных образовательных технологий дает возможность преподавателю теснее взаимодействовать с обучающимися, лучше контролировать их развитие и реализовывать комплексный подход при решении педагогических задач. При изучении дисциплины «Интерактивные средства обучения» возникла проблема нехватки методической документации на примере среднего и высшего профессионального образования, поэтому возникла необходимость в разработке практикума и в качестве материалов для примеров были выбраны материалы по информационной безопасности.
Объект исследования: процесс обучения интерактивным технологиям.
Предмет исследования: учебные материалы по интерактивным средствам обучения на примере материала «Информационная безопасность».
Цель: разработать практикум по дисциплине «Интерактивные средства обучения» на примере информационной безопасности....
Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью интерактивных средств обучения. Интерактивные технологии помогут педагогу сделать свои занятия насыщенными, яркими, запоминающимися и продуктивными. Занятие с использованием интерактивной доски, интерактивных упражнений, презентаций и прочих интерактивных средств обучения становиться наиболее увлекательным для обучающихся и более простым для преподавателя. Интерактивные технологии позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствуют формированию у обучающихся навыков рефлексии. Практикум даёт возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий. Практикум создан для оптимизации учебного процесса. В рамках ВКР был разработан практикум по дисциплине «Интерактивные средства обучения» для преподавателей, методистов и обучающихся РГППУ направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль «Информатика и вычислительная техника» профилизация «Информационная безопасность». Практикум так же смогут использовать все желающие, кто хочет познакомиться с интерактивными технологиями.
Элементы практикума включили следующие разделы:
• педагогический адрес;
• введение;
• лабораторные работы;
• примеры интерактивных упражнений;
• лицензии;
• дополнительный материал.
В процессе выполнения данной работы были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована литература и интернет-источники по интерактивным технологиям и средствам обучения.
2. Проанализирована литература и интернет-источники по информационной безопасности.
3. Разработаны лабораторные работы и примеры интерактивных упражнений по теме «Информационная безопасность»
4. На основании анализа литературы и интернет-источников реализован интерфейс практикума по дисциплине «Интерактивные средства обучения».
Все задачи были выполнены, а цель достигнута.
1. Антони М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов [Текст] / М.А. Антони, Е.С. Рудель. — Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2010. — 17 с.
2. Ассоциация руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://educationmanagers.ru/spo/mo- dernizaciya/6_interaktivnyh_metodov_obucheniya/ (дата обращения: 06.04.2018).
3. Бабаш А., Баранова Е. Учебное пособие «Информационная безопасность. История защиты информации в России» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://elib.pstu.ru/vufind/Record/RUPSTUbooks171154 (дата обращения: 10.04.2018).
4. Бирюков А. Учебное пособие «Информационная безопасность. Защита и нападение» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/565113/pdf (дата обращения: 10.04.2018).
5. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения [Текст] / Н.Ю. Вислобоков. — Москва: МГУП, 2011. — 114 с.
6. Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения [Текст] / Гаджиева П. Д. — Санкт-Петербург, 2015. — 81-87 с.
7. Институт новых технологий. Создание интерактивных заданий в программе HotPotatoes [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.int-edu.ru/uchebnyj-centr/seminary/sozdanie-interaktivnyh-zadaniy-v- programme-hotpotatoes (дата обращения: 06.04.2018).
8. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-64.html (дата обращения: 06.04.2018).
9. Кибирев А.А., Веревкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/870445/ (дата обращения: 07.04.2018).
10. Комплекс. Виды интерактивного оборудования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.avkompleks.ru/news/item/58 (дата обращения: 04.04.2018).
11. Мамирова К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения [Текст] / К.Н. Мамирова. — Москва: МГУП, 2010. — 76 с.
12. Научный журнал. Успехи современного естествознания. Интерактивные технологии в практике преподавания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34996 (дата обращения: 06.04.2018).
13. Нестеров С. Учебное пособие «Основы информационной безопас
ности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/re- source/462/67462/files/%D0%BF%D0%BE%D1 %81 %D0%BE%D0%B 1 %D0%B 8%D0%B5%D0%98%D0%91%D0%97%D0%98.pdf (дата обращения
11.04.2018).
14. Открытый урок. Технология создания учащимся тематических мультимедийных презентаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn-
p 1ai/%D1 %81 %D1%82%D0%B0%D1%82%D1 %8C%D0%B8/589684/ (дата
обращения: 05.04.2018).
15. Педагогика. Технология интерактивного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://paidagogos.com/?p=5804 (дата обращения: 06.04.2018)....31