ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА MIND MAP ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ 5
1.1. Описание принципа создания Mind Map 5
1.2. Описание веток Mind Map, относящихся к исследованию 6
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ КАРТЫ 15
2.1. Обзор научных статей. Систематическая карта верхнего и нижнего уровней 15
2.2. Вывод по результатам рассмотрения научных статей 20
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
3.1. Описание веток Mind Map, относящихся к практической части 21
3.1.1. Описание методов 22
3.2. Проведение бизнес-анализа 29
3.2.1. Бизнес-анализ в компании 29
3.2.2. Анализ потребностей стейкхолдеров 29
3.2.3. Организационная схема компании 32
3.2.4. Бизнес-модель Canvas 34
3.2.5. Модель AS-IS 36
3.2.6. Модель TO-BE 37
3.3. Разработка дашборда для целей повышения эффективности взаимодействия и удержания клиентской базы в крупной компании 39
3.3.1. Выбор программного обеспечения. Обзор основных систем бизнес-аналитики 39
3.3.2. Обоснование выбора BI-системы для создания дашборда 43
3.3.3. Описание данных для дашборда 43
3.3.4. Создание дашборда с использованием Power BI 50
3.4. Бизнес-выводы по дашборду 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
В современном мире финансовые брокеры сталкиваются с необходимостью анализа огромного объёма данных для эффективного управления и принятия стратегических решений. Это оказывает существенное влияние на способность компаний понимать потребности своих клиентов и адаптировать свои стратегии под их ожидания. Разработка инструментов анализа лояльности клиентов становится критически важной для успешного развития бизнеса.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка инструмента анализа лояльности клиентов крупной компании для повышения эффективности и удержания клиентской базы.
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
- разработка Mind Map для описания предметной области;
- обзор научных статей, выявление ключевых аспектов анализа лояльности, создание систематической карты;
- проведение бизнес-анализа компании, выявление потребностей стейкхолдеров и основных аспектов организационной структуры;
- выбор программного продукта для анализа лояльности клиентов: обоснование выбора BI-системы для его создания;
- разработка бизнес-приложения в выбранном программном продукте, позволяющего проводить мониторинг эффективности взаимодействия и удержания клиентской базы.
Объект исследования - база клиентов крупной финансовой компании, предмет исследования - инструмент анализа лояльности клиентов, представленный в виде дашборда.
Данная работа состоит из введения, трёх глав и заключения и представляет собой комплексный анализ и разработку дашборда, специально адаптированного под нужды финансового брокера. В ходе исследования использовались современные методы и подходы в области анализа данных, которые применялись для создания инструмента, наиболее полно удовлетворяющего потребности и цели компании.
Основная цель работы: «Разработка инструмента анализа лояльности клиентов для повышения эффективности и удержания клиентской базы в крупной компании» полностью достигнута, разработанный дашборд внедрён в работу и в настоящее время используется компанией-Заказчиком. Руководством компании отмечено положительное влияние созданного инструмента на оперативность принятия соответствующих решений для достижения коммерческих целей.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
- Проведён обзор научной литературы и научных публикаций на целевую тематику;
- Создана Mind Map для визуализации компонентов программы лояльности, методов, стратегии привлечения клиентов, мониторинга и структурировании информации, идентификации приоритетов;
- Создана систематическая карта для выявления ключевых направлений;
- Проведён обзор существующих BI систем;
- Разработан многостраничный интерактивный дашборд.
Дополнительно стоит отметить, опыт показал, что анализ такой метрики, как данные о первом депозите клиента и торговых операциях позволяет компании не только оценить эффективность маркетинговых кампаний, но и выявить ключевые факторы, влияющие на финансовый успех и степень вовлеченности клиентов, что потенциально повышает конкурентоспособность компании.
Дальнейшим вектором развития исследовательской тематики может быть интеграция методов машинного обучения и анализа больших данных для предсказания поведения клиентов, определения наиболее эффективных маркетинговых стратегий и улучшения уровня обслуживания. Также можно исследовать влияние различных внешних факторов, таких как политические события или изменения в экономической среде, на поведение клиентов и финансовые показатели компании.
Результаты проделанной работы позволят компании лучше понять свою аудиторию, оптимизировать стратегии маркетинга и взаимодействия с клиентами, а также принимать более обоснованные решения для дальнейшего развития и увеличения прибыли.
1. Агхваре Э. Оценка эффективности программ лояльности // Экономика и социум. 2019. № 5 (60). C. 260-262.
2. Борисова О. Рынок финансовых технологий и тенденции его развития // Финансы и кредит. 2018. № 8 (776) (24). C. 1844-1858.
3. Гадасина Л. В., Пивень Г. И. Цифровизация-угроза или возможность развития для менеджмента? // Вопросы инновационной экономики. 2018. № 4 (8). C. 565-574.
4. Жильцова О. Н. Программа партнёрства как маркетинговый инструмент конкурентоспособности оптовой организации // Вестник евразийской науки. 2017. № 3 (40) (9). C. 68.
5. Завьялова Н. Б., Кравец А. А. Программы лояльности в системе управления взаимоотношениями с клиентами // Экономика, предпринимательство и право. 2021. № 2 (11). C. 241-250.
6. Красюк И. А., Назарова Э. А. Маркетинговые технологии в организации бизнес-процессов розничной торговли // Практический маркетинг. 2019. № 7 (269). C. 10-16.
7. Литвин В. В. Доверие на финансовом рынке и стабильность российского банковского сектора: механизм взаимовлияния // Финансовые рынки и банки. 2023. № 6. C. 102-111.
8. Медведева Л., Архипова Л. Стратегический менеджмент бизнес-процессов предприятия 2018.
9. Рогожа А. И. сравнительный анализ российских систем business intelligence // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 8 (72). C. 282-287.
10. Розанова Н., Парфенов К. Современные программы лояльности: факторы конкурентногоуспеха, ключевые тенденции и перспективы в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 2. C. 95-109.
11. Счастная Т. В., Шишаева А. В. Совершенствование бизнес-процессов премиального банковского обслуживания клиентов с целью формирования клиентской лояльности // Проблемы учета и финансов. 2017. № 4 (28). C. 19-25.
12. Цуканова О., Ярская А. Сущность и роль BI-систем в современной экономике // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2021. № 2. C. 79-85.
13. Щербаков Г. А. Цифровые экосистемы как инструмент достижения конкурентных преимуществ на финансовом рынке: системный анализ проблемы // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. № 1 (13). C. 42-59.
14. Щетинина Е., Мадж К. Новые аспекты и методы управления лояльностью корпоративных потребителей в условиях расширения цифровой среды 2022.
15. Ahmada H. [и др.]. Business process and digital self-efficacy as a mediate role on customer relationship management and customer loyalty // Central European Management Journal. 2022. № 4 (30). C. 2028-2033...(52)