Проблемные ситуации как средство формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста (Тольяттинский социально – педагогический колледж)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБУ детский сад № 16 «Машенька» в г. о. Тольятти.
Выборка: 18 воспитанников старшей группы (в возрасте 5-6 лет).
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы проблемы формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста………. 7
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста…10
1.3 Проблемные ситуации как средство формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста 11
Выводы по первой главе……16
2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций 18
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста…18
2.2 Содержание работы по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций…27
2.3 Анализ работы по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..31
Выводы по второй главе……36
Заключение……………38
Список используемой литературы……41
Приложения …………………45
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что безопасность в быту – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются дети старшего дошкольного возраста. Они проводят большую часть времени дома, где существует множество потенциально опасных ситуаций – от падения с мебели до возможности получить ожог от горячего предмета. Импульсивность и любопытство детей старшего дошкольного возраста делают их более подверженными таким рисковым ситуациям, поэтому так важно формировать у них представления о безопасных действиях.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Е. В. Петровой, К. Шварц, Т. Г. Хромцовой, Л. А. Васильевой, Л. Палмер, М. А. Медведевой, С. Бик, Е. В. Фроловой, О. С. Кочергина. В их работах раскрываются различные подходы к изучению безопасного поведения в быту, определяются методы и приемы формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Е. В. Петрова провела исследования, изучившие взаимосвязь между различными факторами, влияющими на безопасность и здоровье детей. Она предложила новые подходы к обучению детей правилам безопасности и разработала программы и методики, которые помогают детям развивать навыки безопасного поведения [38].
К. Шварц предложила новые подходы к обучению детей правилам безопасности и разработала эффективные методики, которые помогают детям осознать опасности и принимать правильные решения в сложных ситуациях [37].
Т. Г. Хромцова сосредоточилась на изучении психологических аспектов безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ее исследования показали, что осознание опасности и развитие навыков безопасного поведения связаны с уровнем психологического развития ребенка. Автор предложила ряд методик и задач, которые помогают стимулировать развитие этих навыков у детей [34].
Л. А. Васильева провела исследования по изучению влияния семейной среды и роли родителей на формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Она разработала программы, которые помогают родителям и семьям принимать активное участие в обучении детей правилам безопасности и создавать безопасную обстановку в домашней среде [9].
Л. Палмер провела исследования, посвященные изучению влияния образовательной среды на формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста [22].
М. А. Медведева выявила, что дети старшего дошкольного возраста способны усвоить достаточно широкий спектр правил безопасного поведения в быту, если обучение проводится систематически и в доступной для них форме. Она разработала и реализовала ряд мероприятий, направленных на вовлечение родителей в образовательный процесс и повышение их осведомлённости о важности обеспечения безопасности детей в быту [19].
С. Бик является одним из ведущих исследователей в области безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. Его исследования позволили выявить и проанализировать основные опасности, с которыми сталкиваются дети в бытовой среде, а также разработать эффективные методики и пособия для обучения детей правилам безопасного поведения [7].
Е. В. Фролова исследовала влияние различных психологических факторов на безопасное поведение детей, таких как память, внимание, мотивация и эмоциональная сфера. Она разработала методики помощи детям в осознании опасностей и принятии правильных решений в ситуациях повышенной опасности [14].
О. С. Кочергина в своих исследованиях сфокусировалась на аспектах безопасности в быту, связанных с опасными предметами и предметами, которые могут причинить вред здоровью детей. Автор разработала методики, позволяющие детям узнать и установить безопасное использование опасных предметов, а также обучение правилам обращения с ними [16].
Проблемные ситуации могут оказывать значительное влияние на процесс исследования формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста. В проблемной ситуации создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный чувственный и действенный опыт. Включая проблемные ситуации в педагогический процесс, педагог отбирает те из них, которые доступны для детей.
Кроме того, проблемные ситуации могут также способствовать повышению осознанности и интереса детей к безопасности. Они могут начать осознавать важность безопасного поведения и проявлять больше активности и инициативы в изучении средств и способов обеспечения безопасности в быту. Это может стимулировать более глубокое и практическое исследование вопросов безопасности и приводить к более полному и надежному формированию представлений о безопасном поведении в быту [23].
Актуальность темы исследования позволяет выявить противоречие между назревшей потребностью формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием эффективных средств в условиях практики дошкольной образовательной организации. Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как способствовать формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования проблемных ситуаций для формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проблемные ситуации как средство формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций будет осуществляться более эффективно при условии, если:
подобрана и апробирована картотека проблемных ситуаций по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста;
обогащена развивающая предметно - пространственная среда карточками с различными правилами безопасности и сюжетными картинками, как соблюдать безопасность в быту для детей старшего дошкольного возраста;
включены родители в процесс формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация); эмпирические («Источники опасности»., «Правильно-неправильно., «Как ты поступишь?» - (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)., изучение и анализ календарно-тематического плана, беседа с воспитателем и анкетирование родителей); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде таблиц и диаграмм).
Практическая значимость исследования заключается в том, что был подобран и апробирован комплекс проблемных ситуаций по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста, обогащена развивающая предметно - пространственная среда карточками с различными правилами безопасности и сюжетными картинками, как соблюдать безопасность в быту для формирования представлений о безопасном поведении в быту для детей старшего дошкольного возраста, родители вместе с детьми создали продукт "сюжетные картинки, как соблюдать безопасность в быту".
Экспериментальная база исследования. Опытно-исследовательская работа проводилась в МБУ детский сад № 16 «Машенька» г. о. Тольятти.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, приложений.
1. В педагогическом словаре безопасное поведение в быту — это знание наиболее часто встречающихся источников опасности, а также правил поведения и мер предосторожности в обычной повседневной жизни.
2. На основе исследования (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) были определены критерии развития представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста: Наличие знаний об источниках опасности в быту; Наличие знаний о правилах обращения с опасными предметами в быту; Умение действовать в опасной ситуации.
3. В результате констатирующего этапа исследования получены следующие результаты:
Экспериментальная группа - (ЭГ)
Достаточный уровень – 2 детей (7-9 баллов) (22%)
Близкий к достаточному уровень – 3 детей (4- 6 баллов) (33%)
Недостаточный уровень – 4 детей (3 баллов) (45%)
Контрольная группа - (КГ)
Достаточный уровень – 2 детей (7-9 баллов) (22%)
Близкий к достаточному уровень – 6 детей (4- 6 баллов) (67%)
Недостаточный уровень – 1 ребенок (3 баллов) (11%)
4. В результате формирующего эксперимента были получены следующие результаты:
Результаты формирующего эксперимента показали, что изначально представления детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту были на низком уровне, однако уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту был эффективно повышен благодаря включению родителей в процесс формирования представлений о безопасном поведении в быту и проведению проблемных ситуаций из картотеки и последующего обсуждения этих ситуаций и внедрения в предметно-пространственную среду карточек с различными правилами безопасности в быту, а так же сюжетными картинками, как соблюдать безопасность в быту.
5. В результате контрольного эксперимента были получены следующие результаты:
Экспериментальная группа - (ЭГ)
Достаточный уровень – 5 детей (7-9 баллов) (56%)
Близкий к достаточному уровень – 3 детей (4- 6 баллов) (33%)
Недостаточный уровень – 1 детей (3 баллов) (11%)
Контрольная группа - (КГ)
Достаточный уровень – 3 детей (7-9 баллов) (33%)
Близкий к достаточному уровень – 5 детей (4- 6 баллов) (56%)
Недостаточный уровень – 1 ребенок (3 баллов) (11%)
Изменения в (ЭГ) экспериментальной группе произошли у 6 детей (67%) - Димы А., Арины К., Ирины К., Игоря В., Давида Ш., Стаса Ш.; за счёт перехода (33%) 3 детей - Димы А., Арины К., Ирины К., которые перешли из близкого к достаточному уровню на достаточный уровень развития представлений о безопасном поведении в быту, и за счёт перехода (33%) 3 детей - Игоря В., Давида Ш., Стаса Ш., которые перешли из недостаточного уровня на близкий к достаточному уровню развития представлений о безопасном поведении в быту.
Изменения в (КГ) контрольной группе произошли за счёт перехода 1 ребёнка (11%) - Валерии К., которая перешла из близкого к достаточному уровню на достаточный уровень развития представлений о безопасном поведении в быту.
Таким образом, по итогам проведенного нами контрольного эксперимента у экспериментальной группы были зафиксированы значительные улучшения по всем оцениваемым критериям и уровням, что подтверждается сравнительной таблицей уровня развития представлений о безопасном поведении в быту в констатирующем и контрольном эксперименте.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность [Текст] : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб. : Детство-Пресс, 2021. — 144 с.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М. : Просвещение, 2020. — 220 с.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] / К. Ю. Белая. — М. : Мозаика-синтез, 2020. — 64 с.
4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. — М. : Мозаика-Синтез, 2021. — 123 с.
5. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников в быту: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина. — М. : Знание, 2021. — 124 с.
6. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице. Для средн. и ст. возраста: кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. — М. : Просвещение, 2019. — 103 с.
7. Бик, С. Психологические аспекты безопасности детей / С. Бик. — Нижний Новгород: Волго-Вятское издательство, 2023. — 256 с.
8. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб. : Питер, 2019. — 304 с.
9. Васильева, Л. А. Влияние семейной обстановки на формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Васильева. — Санкт-Петербург: Научное издательство, 2021 — 174 с.
10. Голицина Н. С. ОБЖ для старших дошкольников. — М. : Владос, 2021. — 93 с.
11. Григорович Л. А. Опасные ситуации в быту в жизни детей [Текст] / Л. А. Григорович // Дошкольное воспитание. — 2020. — № 7. — С. 15-20.
12. Квитко Т. М. Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни в быту (из опыта работы) / Т. М. Квитко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1. — С. 78-80.
13. Коломеец Н. В. Формирование представлений безопасного поведения в быту у детей 3–7 лет [Текст] / Н. В. Коломеец. — Волгоград : Учитель, 2021. — 168 с.
14. Флорова, Е. В. Педагогические подходы к формированию безопасного поведения / Е. В. Флорова. — Казань: Татарское книжное издательство, 2021.
15. Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Детство" [Текст] / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина и др.; науч. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб. : Детство-Пресс, 2019. — 344 с.
16. Кочергина О. С. Проблемные ситуации как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения в быту / Е. С. Кочергина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 21-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7886/ (дата обращения: 25.12.2023).
17. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков // Детская психология. — СПб. : Питер, 2021. — № 12. — С. 12-14.
18. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. — М. : Педагогика, 2022. — 206, [2] с.
19. Медведева, М. А. Методы обучения безопасному поведению детей дошкольного возраста / М. А. Медведева. — Екатеринбург: Уральское издательство, 2019 — 85 с.
20. Мочалова И. В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе // Молодой ученый. — 2019. — № 49. — С. 286-288.
21. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-синтез, 2020. — 327 с.
22. Палмер, Л. Влияние образовательной среды на формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста / Л. Палмер. — Новосибирск: Издательство "Образование", 2020. — 40 с.
23. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Проблемные ситуации с дошкольниками. Основы безопасности в быту: 4-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2021. — 90, [1] с.
24. Радзиевская Л. И. Азбука безопасности в быту/ Л. И. Радзиевская. — СПб. : Литература, 2019. — 95 с.
25. Сапронова Е. А. Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Сапронова // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106508/ (дата обращения: 19.05.2024).
26. Семенака С. И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника [Текст] / С. И. Семенака // Детский сад: теория и практика. — 2019. — № 4. — С. 86-95.
27. Соколова Ю. А. Правила безопасности в быту у старших дошкольников / Ю. А. Соколова; худ. В. Трубицын. — М. : Эксмо, 2019. — 47 с.
28. Сомкова О. Н. Формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей 5-6 лет посредством проблемных ситуаций: автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01. — М., 2019. — 20 с.
29. Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. — М. : Просвещение, 2023. — 193 с.
30. Урунтаева Г. А. Психология детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г. А. Урунтаева. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2019. — 268, [1] с.
31. Усачев А., Березин А. Школа безопасности / А. Усачев, А. Березин. — М. : Знание, 2023. — 140 с.
32. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва, 2022.
33. Федина Д. Н. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Форум молодых ученых. — 2021. — № 7 (23). — С. 989-995.
34. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников в быту: Учебное пособие / Т. Г. Хромцова. — М.: Лабиринт, 2019. — 128 с.
35. Черняк В. В. Безопасность в быту: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / В. В. Черняк. — СПб.: Детство-Пресс, 2020. — 111 с.
36. Шипицина Л. М. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасности в быту / Л. М. Шипицина. — М.: Педагогика, 2021. — 215 с.
37. Шварц, К. Подходы к обучению детей правилам безопасности в быту / К. Шварц. — Москва: Педагогическое издательство, 2022. — 126 с.
38. Шмаков С. А. Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста: методическое пособие / С. А. Шмаков. — Екатеринбург: УралГАУ, 2020. — 99 с.
39. Яковлева Е. В. Обучение дошкольников правилам безопасности в быту: программа и методические рекомендации / Е. В. Яковлева. — М.: Русское слово, 2019. — 134 с.
40. Якиманская И. С. Безопасность детей: игры и занятия для дошкольников / И. С. Якиманская. — СПб.: Питер, 2021. — 176 с.