Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемные ситуации как средство формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста (Тольяттинский социально – педагогический колледж)

Работа №145971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы60
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБУ детский сад № 16 «Машенька» в г. о. Тольятти.
Выборка: 18 воспитанников старшей группы (в возрасте 5-6 лет).
Есть приложения.

Введение………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы проблемы формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста………. 7
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста…10
1.3 Проблемные ситуации как средство формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста 11
Выводы по первой главе……16
2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций 18
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста…18
2.2 Содержание работы по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций…27
2.3 Анализ работы по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..31
Выводы по второй главе……36
Заключение……………38
Список используемой литературы……41
Приложения …………………45

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что безопасность в быту – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются дети старшего дошкольного возраста. Они проводят большую часть времени дома, где существует множество потенциально опасных ситуаций – от падения с мебели до возможности получить ожог от горячего предмета. Импульсивность и любопытство детей старшего дошкольного возраста делают их более подверженными таким рисковым ситуациям, поэтому так важно формировать у них представления о безопасных действиях.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Е. В. Петровой, К. Шварц, Т. Г. Хромцовой, Л. А. Васильевой, Л. Палмер, М. А. Медведевой, С. Бик, Е. В. Фроловой, О. С. Кочергина. В их работах раскрываются различные подходы к изучению безопасного поведения в быту, определяются методы и приемы формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Е. В. Петрова провела исследования, изучившие взаимосвязь между различными факторами, влияющими на безопасность и здоровье детей. Она предложила новые подходы к обучению детей правилам безопасности и разработала программы и методики, которые помогают детям развивать навыки безопасного поведения [38].
К. Шварц предложила новые подходы к обучению детей правилам безопасности и разработала эффективные методики, которые помогают детям осознать опасности и принимать правильные решения в сложных ситуациях [37].
Т. Г. Хромцова сосредоточилась на изучении психологических аспектов безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ее исследования показали, что осознание опасности и развитие навыков безопасного поведения связаны с уровнем психологического развития ребенка. Автор предложила ряд методик и задач, которые помогают стимулировать развитие этих навыков у детей [34].
Л. А. Васильева провела исследования по изучению влияния семейной среды и роли родителей на формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Она разработала программы, которые помогают родителям и семьям принимать активное участие в обучении детей правилам безопасности и создавать безопасную обстановку в домашней среде [9].
Л. Палмер провела исследования, посвященные изучению влияния образовательной среды на формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста [22].
М. А. Медведева выявила, что дети старшего дошкольного возраста способны усвоить достаточно широкий спектр правил безопасного поведения в быту, если обучение проводится систематически и в доступной для них форме. Она разработала и реализовала ряд мероприятий, направленных на вовлечение родителей в образовательный процесс и повышение их осведомлённости о важности обеспечения безопасности детей в быту [19].
С. Бик является одним из ведущих исследователей в области безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. Его исследования позволили выявить и проанализировать основные опасности, с которыми сталкиваются дети в бытовой среде, а также разработать эффективные методики и пособия для обучения детей правилам безопасного поведения [7].
Е. В. Фролова исследовала влияние различных психологических факторов на безопасное поведение детей, таких как память, внимание, мотивация и эмоциональная сфера. Она разработала методики помощи детям в осознании опасностей и принятии правильных решений в ситуациях повышенной опасности [14].
О. С. Кочергина в своих исследованиях сфокусировалась на аспектах безопасности в быту, связанных с опасными предметами и предметами, которые могут причинить вред здоровью детей. Автор разработала методики, позволяющие детям узнать и установить безопасное использование опасных предметов, а также обучение правилам обращения с ними [16].
Проблемные ситуации могут оказывать значительное влияние на процесс исследования формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста. В проблемной ситуации создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный чувственный и действенный опыт. Включая проблемные ситуации в педагогический процесс, педагог отбирает те из них, которые доступны для детей.
Кроме того, проблемные ситуации могут также способствовать повышению осознанности и интереса детей к безопасности. Они могут начать осознавать важность безопасного поведения и проявлять больше активности и инициативы в изучении средств и способов обеспечения безопасности в быту. Это может стимулировать более глубокое и практическое исследование вопросов безопасности и приводить к более полному и надежному формированию представлений о безопасном поведении в быту [23].
Актуальность темы исследования позволяет выявить противоречие между назревшей потребностью формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием эффективных средств в условиях практики дошкольной образовательной организации. Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как способствовать формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования проблемных ситуаций для формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проблемные ситуации как средство формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных ситуаций будет осуществляться более эффективно при условии, если:
 подобрана и апробирована картотека проблемных ситуаций по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста;
 обогащена развивающая предметно - пространственная среда карточками с различными правилами безопасности и сюжетными картинками, как соблюдать безопасность в быту для детей старшего дошкольного возраста;
 включены родители в процесс формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация); эмпирические («Источники опасности»., «Правильно-неправильно., «Как ты поступишь?» - (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)., изучение и анализ календарно-тематического плана, беседа с воспитателем и анкетирование родителей); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде таблиц и диаграмм).
Практическая значимость исследования заключается в том, что был подобран и апробирован комплекс проблемных ситуаций по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста, обогащена развивающая предметно - пространственная среда карточками с различными правилами безопасности и сюжетными картинками, как соблюдать безопасность в быту для формирования представлений о безопасном поведении в быту для детей старшего дошкольного возраста, родители вместе с детьми создали продукт "сюжетные картинки, как соблюдать безопасность в быту".
Экспериментальная база исследования. Опытно-исследовательская работа проводилась в МБУ детский сад № 16 «Машенька» г. о. Тольятти.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В педагогическом словаре безопасное поведение в быту — это знание наиболее часто встречающихся источников опасности, а также правил поведения и мер предосторожности в обычной повседневной жизни.
2. На основе исследования (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) были определены критерии развития представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста: Наличие знаний об источниках опасности в быту; Наличие знаний о правилах обращения с опасными предметами в быту; Умение действовать в опасной ситуации.
3. В результате констатирующего этапа исследования получены следующие результаты:
Экспериментальная группа - (ЭГ)
Достаточный уровень – 2 детей (7-9 баллов) (22%)
Близкий к достаточному уровень – 3 детей (4- 6 баллов) (33%)
Недостаточный уровень – 4 детей (3 баллов) (45%)
Контрольная группа - (КГ)
Достаточный уровень – 2 детей (7-9 баллов) (22%)
Близкий к достаточному уровень – 6 детей (4- 6 баллов) (67%)
Недостаточный уровень – 1 ребенок (3 баллов) (11%)
4. В результате формирующего эксперимента были получены следующие результаты:
Результаты формирующего эксперимента показали, что изначально представления детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту были на низком уровне, однако уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту был эффективно повышен благодаря включению родителей в процесс формирования представлений о безопасном поведении в быту и проведению проблемных ситуаций из картотеки и последующего обсуждения этих ситуаций и внедрения в предметно-пространственную среду карточек с различными правилами безопасности в быту, а так же сюжетными картинками, как соблюдать безопасность в быту.
5. В результате контрольного эксперимента были получены следующие результаты:
Экспериментальная группа - (ЭГ)
Достаточный уровень – 5 детей (7-9 баллов) (56%)
Близкий к достаточному уровень – 3 детей (4- 6 баллов) (33%)
Недостаточный уровень – 1 детей (3 баллов) (11%)
Контрольная группа - (КГ)
Достаточный уровень – 3 детей (7-9 баллов) (33%)
Близкий к достаточному уровень – 5 детей (4- 6 баллов) (56%)
Недостаточный уровень – 1 ребенок (3 баллов) (11%)
Изменения в (ЭГ) экспериментальной группе произошли у 6 детей (67%) - Димы А., Арины К., Ирины К., Игоря В., Давида Ш., Стаса Ш.; за счёт перехода (33%) 3 детей - Димы А., Арины К., Ирины К., которые перешли из близкого к достаточному уровню на достаточный уровень развития представлений о безопасном поведении в быту, и за счёт перехода (33%) 3 детей - Игоря В., Давида Ш., Стаса Ш., которые перешли из недостаточного уровня на близкий к достаточному уровню развития представлений о безопасном поведении в быту.
Изменения в (КГ) контрольной группе произошли за счёт перехода 1 ребёнка (11%) - Валерии К., которая перешла из близкого к достаточному уровню на достаточный уровень развития представлений о безопасном поведении в быту.
Таким образом, по итогам проведенного нами контрольного эксперимента у экспериментальной группы были зафиксированы значительные улучшения по всем оцениваемым критериям и уровням, что подтверждается сравнительной таблицей уровня развития представлений о безопасном поведении в быту в констатирующем и контрольном эксперименте.



1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность [Текст] : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб. : Детство-Пресс, 2021. — 144 с.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М. : Просвещение, 2020. — 220 с.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] / К. Ю. Белая. — М. : Мозаика-синтез, 2020. — 64 с.
4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. — М. : Мозаика-Синтез, 2021. — 123 с.
5. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников в быту: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина. — М. : Знание, 2021. — 124 с.
6. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице. Для средн. и ст. возраста: кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. — М. : Просвещение, 2019. — 103 с.
7. Бик, С. Психологические аспекты безопасности детей / С. Бик. — Нижний Новгород: Волго-Вятское издательство, 2023. — 256 с.
8. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб. : Питер, 2019. — 304 с.
9. Васильева, Л. А. Влияние семейной обстановки на формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Васильева. — Санкт-Петербург: Научное издательство, 2021 — 174 с.
10. Голицина Н. С. ОБЖ для старших дошкольников. — М. : Владос, 2021. — 93 с.
11. Григорович Л. А. Опасные ситуации в быту в жизни детей [Текст] / Л. А. Григорович // Дошкольное воспитание. — 2020. — № 7. — С. 15-20.
12. Квитко Т. М. Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни в быту (из опыта работы) / Т. М. Квитко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1. — С. 78-80.
13. Коломеец Н. В. Формирование представлений безопасного поведения в быту у детей 3–7 лет [Текст] / Н. В. Коломеец. — Волгоград : Учитель, 2021. — 168 с.
14. Флорова, Е. В. Педагогические подходы к формированию безопасного поведения / Е. В. Флорова. — Казань: Татарское книжное издательство, 2021.
15. Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Детство" [Текст] / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина и др.; науч. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб. : Детство-Пресс, 2019. — 344 с.
16. Кочергина О. С. Проблемные ситуации как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения в быту / Е. С. Кочергина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 21-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7886/ (дата обращения: 25.12.2023).
17. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков // Детская психология. — СПб. : Питер, 2021. — № 12. — С. 12-14.
18. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. — М. : Педагогика, 2022. — 206, [2] с.
19. Медведева, М. А. Методы обучения безопасному поведению детей дошкольного возраста / М. А. Медведева. — Екатеринбург: Уральское издательство, 2019 — 85 с.
20. Мочалова И. В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе // Молодой ученый. — 2019. — № 49. — С. 286-288.
21. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-синтез, 2020. — 327 с.
22. Палмер, Л. Влияние образовательной среды на формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста / Л. Палмер. — Новосибирск: Издательство "Образование", 2020. — 40 с.
23. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Проблемные ситуации с дошкольниками. Основы безопасности в быту: 4-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2021. — 90, [1] с.
24. Радзиевская Л. И. Азбука безопасности в быту/ Л. И. Радзиевская. — СПб. : Литература, 2019. — 95 с.
25. Сапронова Е. А. Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Сапронова // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106508/ (дата обращения: 19.05.2024).
26. Семенака С. И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника [Текст] / С. И. Семенака // Детский сад: теория и практика. — 2019. — № 4. — С. 86-95.
27. Соколова Ю. А. Правила безопасности в быту у старших дошкольников / Ю. А. Соколова; худ. В. Трубицын. — М. : Эксмо, 2019. — 47 с.
28. Сомкова О. Н. Формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей 5-6 лет посредством проблемных ситуаций: автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01. — М., 2019. — 20 с.
29. Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. — М. : Просвещение, 2023. — 193 с.
30. Урунтаева Г. А. Психология детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г. А. Урунтаева. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2019. — 268, [1] с.
31. Усачев А., Березин А. Школа безопасности / А. Усачев, А. Березин. — М. : Знание, 2023. — 140 с.
32. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва, 2022.
33. Федина Д. Н. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Форум молодых ученых. — 2021. — № 7 (23). — С. 989-995.
34. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников в быту: Учебное пособие / Т. Г. Хромцова. — М.: Лабиринт, 2019. — 128 с.
35. Черняк В. В. Безопасность в быту: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / В. В. Черняк. — СПб.: Детство-Пресс, 2020. — 111 с.
36. Шипицина Л. М. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасности в быту / Л. М. Шипицина. — М.: Педагогика, 2021. — 215 с.
37. Шварц, К. Подходы к обучению детей правилам безопасности в быту / К. Шварц. — Москва: Педагогическое издательство, 2022. — 126 с.
38. Шмаков С. А. Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста: методическое пособие / С. А. Шмаков. — Екатеринбург: УралГАУ, 2020. — 99 с.
39. Яковлева Е. В. Обучение дошкольников правилам безопасности в быту: программа и методические рекомендации / Е. В. Яковлева. — М.: Русское слово, 2019. — 134 с.
40. Якиманская И. С. Безопасность детей: игры и занятия для дошкольников / И. С. Якиманская. — СПб.: Питер, 2021. — 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ