ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ: ОПЫТ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1.Организационные и нормативно-правовые аспекты социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации 6
1.2. Система социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья 14
Глава 2.Опыт социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга и пути повышения его эффективности 26
2.1. Характеристика деятельности ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 26
2.2 Исследование эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр
«Проталинка» г. Оренбурга 38
Заключение 53
Список источников и литературы 57
Приложение 64
Глава 1.Организационные и нормативно-правовые аспекты социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации 6
1.2. Система социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья 14
Глава 2.Опыт социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга и пути повышения его эффективности 26
2.1. Характеристика деятельности ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 26
2.2 Исследование эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр
«Проталинка» г. Оренбурга 38
Заключение 53
Список источников и литературы 57
Приложение 64
Развивающийся в XXI веке мощный процесс гуманизации общественных отношений во всем мире отразился и на отношении к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и в результате определил тенденции формирования инклюзивного общества во всех развитых странах мира, в том числе и в России. В связи с этим в профессиональном сообществе актуализируется проблема создания оптимальных условий для благоприятного развития детей-инвалидов, их социализации, социальной реабилитации, обучения, воспитания.
Необходимость создания таких условий для детей-инвалидов обостряется еще и тем, что в условиях экономического кризиса в России усиливаются проблемы функционирования системы их социальной поддержки, в которой еще наблюдается недостаток, как в специалистах, способных оказывать такую помощь, так и в социальных учреждениях, ориентированных на работу с этой категорией населения. Все это усугубляет социальную депривацию детей-инвалидов и требует повышения эффективности технологий социальной работы с такими детьми в условиях социальных служб с учетом всего многообразия проблем ограниченных возможностей у этой категории клиентов.
Внимание в научном мире к проблемам инвалидности, в том числе и детской, в России значительно выросло не только потому, что идет процесс утверждения в нашем обществе социальной модели инвалидности, но и потому, что остро стоит проблема формирования инклюзивной социальной среды, позволяющей свободно развиваться и социализироваться детям- инвалидам.
Среди ведущих публикаций, рассматривающих социальные аспекты инвалидности, вопросы теории и практики социальной работы, социальной защиты и поддержки инвалидов, выделяются работы Алмазова Б.Н., Беличевой С.А., Дементьевой Н.Ф., Зимней И.А., Ким Е.Н., Кузнецовой В.А., Мартыненко А.В., Осадчих А.И., Сигиды Е.А. и других.
В настоящее время продолжаются исследования теории и технологии социальной работы с инвалидами, среди которых лидируют публикации Гусляковой Л.Г., Альперович В.И., Беличевой С.А., Сорвиной А.С., Холостовой Е.И., Щукиной Н.П., Грачевой Л.К., Шапиро Ю.Б. и многих других.
Не остается без внимания исследователей такая технология социальной работы с детьми-инвалидами, как социальная интеграция, которой посвящены работы Шипициной Л.М., Вязьмина А.М., Мартыненко А.В., Шабалиной Н.Е. и Маковецкой Г.А.
Несмотря на наличие значительного числа научных публикаций, посвященных различным сторонам проблемы социальной работы, социальной защиты и поддержки детей-инвалидов, вместе с тем остается востребованным актуализация общих требований, учитываемых при разработке и наполнении содержанием технологий социальной работы с детьми-инвалидами в условиях социальной службы, что позволит повысить эффективность их применения.
Объект исследования- социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - опыт и пути повышения эффективности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования-организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Описать систему социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проанализировать опыт практической деятельности по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
4. Оценить эффективность социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГУСО «Реабилитационный центр «Проталинка».
База исследования: ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
2. Эмпирические методы: анкетирование, экспертный опрос.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и пособий для подготовки специалистов по социальной политике, социологии инвалидности, социальной работе, реабилитологии, а также при разработке курсов повышения квалификации для специалистов социальной службы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть внедрены в социально-реабилитационные центры Оренбургской области для успешной социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложений
Необходимость создания таких условий для детей-инвалидов обостряется еще и тем, что в условиях экономического кризиса в России усиливаются проблемы функционирования системы их социальной поддержки, в которой еще наблюдается недостаток, как в специалистах, способных оказывать такую помощь, так и в социальных учреждениях, ориентированных на работу с этой категорией населения. Все это усугубляет социальную депривацию детей-инвалидов и требует повышения эффективности технологий социальной работы с такими детьми в условиях социальных служб с учетом всего многообразия проблем ограниченных возможностей у этой категории клиентов.
Внимание в научном мире к проблемам инвалидности, в том числе и детской, в России значительно выросло не только потому, что идет процесс утверждения в нашем обществе социальной модели инвалидности, но и потому, что остро стоит проблема формирования инклюзивной социальной среды, позволяющей свободно развиваться и социализироваться детям- инвалидам.
Среди ведущих публикаций, рассматривающих социальные аспекты инвалидности, вопросы теории и практики социальной работы, социальной защиты и поддержки инвалидов, выделяются работы Алмазова Б.Н., Беличевой С.А., Дементьевой Н.Ф., Зимней И.А., Ким Е.Н., Кузнецовой В.А., Мартыненко А.В., Осадчих А.И., Сигиды Е.А. и других.
В настоящее время продолжаются исследования теории и технологии социальной работы с инвалидами, среди которых лидируют публикации Гусляковой Л.Г., Альперович В.И., Беличевой С.А., Сорвиной А.С., Холостовой Е.И., Щукиной Н.П., Грачевой Л.К., Шапиро Ю.Б. и многих других.
Не остается без внимания исследователей такая технология социальной работы с детьми-инвалидами, как социальная интеграция, которой посвящены работы Шипициной Л.М., Вязьмина А.М., Мартыненко А.В., Шабалиной Н.Е. и Маковецкой Г.А.
Несмотря на наличие значительного числа научных публикаций, посвященных различным сторонам проблемы социальной работы, социальной защиты и поддержки детей-инвалидов, вместе с тем остается востребованным актуализация общих требований, учитываемых при разработке и наполнении содержанием технологий социальной работы с детьми-инвалидами в условиях социальной службы, что позволит повысить эффективность их применения.
Объект исследования- социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - опыт и пути повышения эффективности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования-организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Описать систему социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проанализировать опыт практической деятельности по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
4. Оценить эффективность социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГУСО «Реабилитационный центр «Проталинка».
База исследования: ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
2. Эмпирические методы: анкетирование, экспертный опрос.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и пособий для подготовки специалистов по социальной политике, социологии инвалидности, социальной работе, реабилитологии, а также при разработке курсов повышения квалификации для специалистов социальной службы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть внедрены в социально-реабилитационные центры Оренбургской области для успешной социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложений
К числу наиболее важных аспектов деятельности современного социального государства и гражданского общества относится реабилитация детей-инвалидов, которые имеют ограниченные физические и психосоциальные возможности. Этот процесс должен носить системный и комплексный характер и осуществляться всей совокупностью социальных институтов и специализированных учреждений, при активном участии социальных работников, стремящихся организовать социальную жизнедеятельность для детей с ограниченными возможностями в современных условиях.
Эффективность технологии социальной работы определяется не только диагностикой состояния здоровья инвалидов, уровнем устранения патологии его функций, но также и возможностями общества приспособиться к нуждам и потребностям инвалида, всемерным развитием прав и интересов детей с ограниченными возможностями.
В городе Оренбурге одним из основных учреждений, реализующих социальную работу с детьми-инвалидами, является Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Реабилитационный центр «Проталинка».
Основные направления деятельности ГАУСО «РЦ «Проталинка» это оказание детям-инвалидам социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-бытовых услуг, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
С целью изучения эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка» нами было разработано и проведено исследование. Исследование включало в себя анкетирование родителей, имеющих детей-инвалидов, посещающих реабилитационный центр. В качестве респондентов выступали 35 семей, имеющих детей-инвалидов в ГАУСО «РЦ «Проталинка», которые опрашивались с помощью анкеты.
Проведенное исследование эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка» показало, что в целом центр проводит большую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями. Большинство опрошенных родителей детей-инвалидов положительно оценивают проводимые мероприятия и реализуемые проекты по социальной реабилитации своих детей.
Особую роль в реабилитационном процессе принадлежит специалистам по социальной работе и социальным педагогам. С целью изучения эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья был проведен экспресс-опрос специалистов ГАУСО «РЦ «Проталинка». В качестве экспертов выступали 26 специалистов ГАУСО «РЦ «Проталинка».
Специалисты ГАУСО «РЦ «Проталинка» отметили трудности, которые возникают при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обозначили «современность» социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая заключается в следующем: раннее начало реабилитации с момента диагностики заболевания способствует достижению лучшего эффекта; комплексная реабилитация отражает взаимодействие различных ее направлений с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; формирование индивидуальной программы реабилитации и оценка ее эффективности на последующих этапах переосвидетельствования; непрерывность реабилитационного воздействия выражается в последовательном и этапном проведении мероприятий по социальной реабилитации.
Исходя из проведенного исследования и выводов, были предложены практические рекомендации по совершенствованию эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка»:
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что работа с детьми с ограниченными возможностями носит комплексный характер. Оказывая помощь таким детям, большую роль играют не только родители, семья и ближайшее окружение, но и социальные службы, которые разрабатывают комплексные программы реабилитации с использованием различных методов и технологий, совершенствуя их и преобразовывая.
Значительную роль играет семья ребенка, где он воспитывается. Для более полного развития с ним необходимо каждый день заниматься. Многие семьи имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеют возможности в полном объеме получать те или иные виды помощи. Для этого необходимо государству и органам местной власти обратить внимание на положение таких детей в обществе и оказывать им всяческую помощь в адаптации и интеграции их в социуме, а не ограничивать их права, так как они так уже являются ограниченными в возможностях.
Эффективность технологии социальной работы определяется не только диагностикой состояния здоровья инвалидов, уровнем устранения патологии его функций, но также и возможностями общества приспособиться к нуждам и потребностям инвалида, всемерным развитием прав и интересов детей с ограниченными возможностями.
В городе Оренбурге одним из основных учреждений, реализующих социальную работу с детьми-инвалидами, является Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Реабилитационный центр «Проталинка».
Основные направления деятельности ГАУСО «РЦ «Проталинка» это оказание детям-инвалидам социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-бытовых услуг, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
С целью изучения эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка» нами было разработано и проведено исследование. Исследование включало в себя анкетирование родителей, имеющих детей-инвалидов, посещающих реабилитационный центр. В качестве респондентов выступали 35 семей, имеющих детей-инвалидов в ГАУСО «РЦ «Проталинка», которые опрашивались с помощью анкеты.
Проведенное исследование эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка» показало, что в целом центр проводит большую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями. Большинство опрошенных родителей детей-инвалидов положительно оценивают проводимые мероприятия и реализуемые проекты по социальной реабилитации своих детей.
Особую роль в реабилитационном процессе принадлежит специалистам по социальной работе и социальным педагогам. С целью изучения эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья был проведен экспресс-опрос специалистов ГАУСО «РЦ «Проталинка». В качестве экспертов выступали 26 специалистов ГАУСО «РЦ «Проталинка».
Специалисты ГАУСО «РЦ «Проталинка» отметили трудности, которые возникают при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обозначили «современность» социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая заключается в следующем: раннее начало реабилитации с момента диагностики заболевания способствует достижению лучшего эффекта; комплексная реабилитация отражает взаимодействие различных ее направлений с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; формирование индивидуальной программы реабилитации и оценка ее эффективности на последующих этапах переосвидетельствования; непрерывность реабилитационного воздействия выражается в последовательном и этапном проведении мероприятий по социальной реабилитации.
Исходя из проведенного исследования и выводов, были предложены практические рекомендации по совершенствованию эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка»:
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что работа с детьми с ограниченными возможностями носит комплексный характер. Оказывая помощь таким детям, большую роль играют не только родители, семья и ближайшее окружение, но и социальные службы, которые разрабатывают комплексные программы реабилитации с использованием различных методов и технологий, совершенствуя их и преобразовывая.
Значительную роль играет семья ребенка, где он воспитывается. Для более полного развития с ним необходимо каждый день заниматься. Многие семьи имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеют возможности в полном объеме получать те или иные виды помощи. Для этого необходимо государству и органам местной власти обратить внимание на положение таких детей в обществе и оказывать им всяческую помощь в адаптации и интеграции их в социуме, а не ограничивать их права, так как они так уже являются ограниченными в возможностях.
Подобные работы
- Координация социальной работы с детьми с ОВЗ в государственных учреждениях социального обслуживания населения г.Барнаула
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - Формирование готовности педагога дошкольной образовательной организации к работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ, РАБОТАЮЩИХ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональная подготовка волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Воспитательная работа с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018



