Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ: ОПЫТ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Работа №145887

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Организационные и нормативно-правовые аспекты социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации 6
1.2. Система социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья 14
Глава 2.Опыт социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга и пути повышения его эффективности 26
2.1. Характеристика деятельности ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 26
2.2 Исследование эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр
«Проталинка» г. Оренбурга 38
Заключение 53
Список источников и литературы 57
Приложение 64

Развивающийся в XXI веке мощный процесс гуманизации общественных отношений во всем мире отразился и на отношении к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и в результате определил тенденции формирования инклюзивного общества во всех развитых странах мира, в том числе и в России. В связи с этим в профессиональном сообществе актуализируется проблема создания оптимальных условий для благоприятного развития детей-инвалидов, их социализации, социальной реабилитации, обучения, воспитания.
Необходимость создания таких условий для детей-инвалидов обостряется еще и тем, что в условиях экономического кризиса в России усиливаются проблемы функционирования системы их социальной поддержки, в которой еще наблюдается недостаток, как в специалистах, способных оказывать такую помощь, так и в социальных учреждениях, ориентированных на работу с этой категорией населения. Все это усугубляет социальную депривацию детей-инвалидов и требует повышения эффективности технологий социальной работы с такими детьми в условиях социальных служб с учетом всего многообразия проблем ограниченных возможностей у этой категории клиентов.
Внимание в научном мире к проблемам инвалидности, в том числе и детской, в России значительно выросло не только потому, что идет процесс утверждения в нашем обществе социальной модели инвалидности, но и потому, что остро стоит проблема формирования инклюзивной социальной среды, позволяющей свободно развиваться и социализироваться детям- инвалидам.
Среди ведущих публикаций, рассматривающих социальные аспекты инвалидности, вопросы теории и практики социальной работы, социальной защиты и поддержки инвалидов, выделяются работы Алмазова Б.Н., Беличевой С.А., Дементьевой Н.Ф., Зимней И.А., Ким Е.Н., Кузнецовой В.А., Мартыненко А.В., Осадчих А.И., Сигиды Е.А. и других.
В настоящее время продолжаются исследования теории и технологии социальной работы с инвалидами, среди которых лидируют публикации Гусляковой Л.Г., Альперович В.И., Беличевой С.А., Сорвиной А.С., Холостовой Е.И., Щукиной Н.П., Грачевой Л.К., Шапиро Ю.Б. и многих других.
Не остается без внимания исследователей такая технология социальной работы с детьми-инвалидами, как социальная интеграция, которой посвящены работы Шипициной Л.М., Вязьмина А.М., Мартыненко А.В., Шабалиной Н.Е. и Маковецкой Г.А.
Несмотря на наличие значительного числа научных публикаций, посвященных различным сторонам проблемы социальной работы, социальной защиты и поддержки детей-инвалидов, вместе с тем остается востребованным актуализация общих требований, учитываемых при разработке и наполнении содержанием технологий социальной работы с детьми-инвалидами в условиях социальной службы, что позволит повысить эффективность их применения.
Объект исследования- социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - опыт и пути повышения эффективности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования-организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Описать систему социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проанализировать опыт практической деятельности по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
4. Оценить эффективность социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГУСО «Реабилитационный центр «Проталинка».
База исследования: ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
2. Эмпирические методы: анкетирование, экспертный опрос.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и пособий для подготовки специалистов по социальной политике, социологии инвалидности, социальной работе, реабилитологии, а также при разработке курсов повышения квалификации для специалистов социальной службы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть внедрены в социально-реабилитационные центры Оренбургской области для успешной социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


К числу наиболее важных аспектов деятельности современного социального государства и гражданского общества относится реабилитация детей-инвалидов, которые имеют ограниченные физические и психосоциальные возможности. Этот процесс должен носить системный и комплексный характер и осуществляться всей совокупностью социальных институтов и специализированных учреждений, при активном участии социальных работников, стремящихся организовать социальную жизнедеятельность для детей с ограниченными возможностями в современных условиях.
Эффективность технологии социальной работы определяется не только диагностикой состояния здоровья инвалидов, уровнем устранения патологии его функций, но также и возможностями общества приспособиться к нуждам и потребностям инвалида, всемерным развитием прав и интересов детей с ограниченными возможностями.
В городе Оренбурге одним из основных учреждений, реализующих социальную работу с детьми-инвалидами, является Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Реабилитационный центр «Проталинка».
Основные направления деятельности ГАУСО «РЦ «Проталинка» это оказание детям-инвалидам социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-бытовых услуг, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
С целью изучения эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка» нами было разработано и проведено исследование. Исследование включало в себя анкетирование родителей, имеющих детей-инвалидов, посещающих реабилитационный центр. В качестве респондентов выступали 35 семей, имеющих детей-инвалидов в ГАУСО «РЦ «Проталинка», которые опрашивались с помощью анкеты.
Проведенное исследование эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка» показало, что в целом центр проводит большую работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями. Большинство опрошенных родителей детей-инвалидов положительно оценивают проводимые мероприятия и реализуемые проекты по социальной реабилитации своих детей.
Особую роль в реабилитационном процессе принадлежит специалистам по социальной работе и социальным педагогам. С целью изучения эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья был проведен экспресс-опрос специалистов ГАУСО «РЦ «Проталинка». В качестве экспертов выступали 26 специалистов ГАУСО «РЦ «Проталинка».
Специалисты ГАУСО «РЦ «Проталинка» отметили трудности, которые возникают при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обозначили «современность» социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая заключается в следующем: раннее начало реабилитации с момента диагностики заболевания способствует достижению лучшего эффекта; комплексная реабилитация отражает взаимодействие различных ее направлений с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; формирование индивидуальной программы реабилитации и оценка ее эффективности на последующих этапах переосвидетельствования; непрерывность реабилитационного воздействия выражается в последовательном и этапном проведении мероприятий по социальной реабилитации.
Исходя из проведенного исследования и выводов, были предложены практические рекомендации по совершенствованию эффективности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ «Проталинка»:
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что работа с детьми с ограниченными возможностями носит комплексный характер. Оказывая помощь таким детям, большую роль играют не только родители, семья и ближайшее окружение, но и социальные службы, которые разрабатывают комплексные программы реабилитации с использованием различных методов и технологий, совершенствуя их и преобразовывая.
Значительную роль играет семья ребенка, где он воспитывается. Для более полного развития с ним необходимо каждый день заниматься. Многие семьи имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеют возможности в полном объеме получать те или иные виды помощи. Для этого необходимо государству и органам местной власти обратить внимание на положение таких детей в обществе и оказывать им всяческую помощь в адаптации и интеграции их в социуме, а не ограничивать их права, так как они так уже являются ограниченными в возможностях.



1. Андрусяк Н.Ю. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Ю. Андрусяк // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. № 1. С. 24-30.
2. Алабушева Н.П. Социальная работа с детьми-инвалидами / Н.П. Алабушева // Научное сообщество студентов: сборник. 2017. С. 294-299.
3. Аюшиев Б.Б. Комплексная социально-реабилитационная работа с детьми-инвалидами / Б.Б. Аюшиев // Художественное образование: стандарты, инновации, стартапы: сборник. 2017. С. 234-238.
4. Богатырева Д.М. Комплекс социальных услуг, оказываемых семьям с детьми-инвалидами / Д.М. Богатырева // Научные исследования: теория, методика и практика: сборник. 2019. С. 135-136.
5. Болдина М.А. Социальная адаптация как технология социально-педагогической работы с детьми-инвалидами / М.А. Болдина // Евразийский союз ученых. 2015. № 6-3. С. 66-68.
6. Василенко С.В. Реабилитационные технологии социальной работы с детьми-инвалидами в условиях социальной службы / С.В. Василенко // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России: сборник. 2016. С. 18.
7. Василенко С.В. Основные требования к содержанию технологий социальной работы с детьми-инвалидами в условиях социальной службы / С.В. Василенко // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России: сборник. 2016. С. 7-10.
8. Власенко Ю.В. Система социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Ю.В. Власенко // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. № 2. С. 42-49.
9. Возмилкина Е.Н. Система социальной поддержки семьи с ребенком- инвалидом в России / Е.Н. Возмилкина // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 10-2. С. 90-93.
10. Голикова Н.А. Ребенок-инвалид: социальное партнерство семьи и школы / Н.А. Голикова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 523.
11. Голикова Н.А. Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия / Н.А. Голиков // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3. С. 16-19.
12.Закон Оренбургской области от 03.10.2014 г. № 2560/729-V-Q3 «О разграничении полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере социального обслуживания граждан в Оренбургской области, внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов» (ред. от 27.04.2018) //
URL: http://docs.cntd.ru/document/422454941 (дата обращения 20.05.2019).
13. Закирова А.Б. Дети-инвалиды как субъект социальной адаптации / А.Б. Закирова // Научные тенденции: педагогика и психология: сборник. 2018. С. 20-21.
14. Зуева Е.Л. Методологические и правовые основы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Л. Зуева // Саяпинские чтения: сборник. 2019. С. 295-308.
15. Илюхина Г.Е. Помощь специалиста по социальной работе семье в воспитании ребенка-инвалида / Г.Е. Илюхина // Социально-психологические и психофизиологические особенности адаптации личности к изменяющимся факторам окружающей среды: сборник. 2017. С. 87-90.
16. Карачинская Е.А. Развитие инновационных технологий при предоставлении реабилитационных услуг детям-инвалидам / Е.А. Карачинская // Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник. 2018. С. 187-190.
17. Козловская С.Н. Современные технологии социальной работы с детьми-инвалидами / С.Н. Козловская // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сборник. 2019. С. 436-443.
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ) //URL:ййр://’№№№.сопзи11ап1.ги(дата обращения 07.04.2019).
19. Конвенция о правах ребенка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)//URL:1Шр:/Ауу«.ссош|Иап1.1Ч1(дата обращения 07.04.2019).
20. Курилович Н.В. Формирование готовности педагогов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ / Н.В. Курилович // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2018. № 6. С. 136-143.
21. Лебедева А.В. Семьи, имеющие детей-инвалидов как объект социальной работы / А.В. Лебедева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сборник. 2017. С. 194-196.
22. Лебедева А.В. Перспективы развития технологий социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / А.В. Лебедева // Наука в XXI веке: инновационный потенциал развития: сборник. 2017. С. 73-78.
23. Лифанова Т.Е. Проблемные вопросы работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: социологический аспект / Т.Е. Лифанова // Научный журнал «Дискурс». 2018. № 7(21). С. 155-167.
24. Манохина Е.Ю. Основные формы социальной помощи и поддержки детям-инвалидам / Е.Ю. Манохина // Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник. 2017. С. 85-89.
25. Макарова А.П. Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами / А.П. Макарова // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3¬4. С. 65.
26. Петрова О.Н. Содержание и организация социально-педагогической деятельности воспитателей, психологов и социальных педагогов в работе с детьми-инвалидами / О.Н. Петрова // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник. 2016. С. 262-266.
27. Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» (ред. от 27.07.2017) //URL:НИр://’№№№.сопзи11ап1.ги(дата обращения 07.04.2019).
28. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (ред. от 27.12.2018) // URL:ййр://'№№№.сопзи11ап1.ги(дата обращения 07.04.2019).
29. Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 г. № 410 «Обутверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (ред. от 07.02.2018) // URL:11Пр:/Аууу.со1Ш|11ап1.131(дага обращения 20.05.2019).
30. Постановление Правительства Оренбургской области от 07.02.2011 г. № 66-п «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Оренбургской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Оренбургской области и внесения в них изменений» (ред. от 06.05.2011) // URL: http://docs.cntd.ru/document/422454941 (дата обращения 20.05.2019).
31. Постановление Правительства Оренбургской области от 09.02.2011 г. № 67-п «О порядке осуществления органами исполнительной власти Оренбургской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Оренбургской области» // URL: http://docs.cntd.ru/document/422454941 (дата обращения 20.05.2019).
32. Постановление Правительства Оренбургской области от 01.02.2013 г. № 146-п «Об учреждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Оренбургской области (2013-2018 годы)» (ред. от 12.05.2014) // URL: http://docs.cntd.ru/document/422454941 (дата обращения 20.05.2019).
33. Постановление Правительства Оренбургской области от
27.01.2017 г. № 33-п «О реорганизации государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Реабилитационно-оздоровительный центр «Русь» //
URL: http://base.garant.ru/45811550/ (дата обращения 20.05.2019).
34. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 г. № 731-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области «Доступная среда» на 2014 - 2020 годы» (утратило силу с 01.01.2019 г.) // URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 20.05.2019).
35. Постановление Правительства Оренбургской области от
24.12.2018 г. № 842-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области «Доступная среда» //
URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 20.05.2019).
36. Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н «Об
утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»
//URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 07.04.2019).
37. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» //URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 07.04.2019).
38. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 г. № 1375-р «Об
утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» (ред. от 14.12.2018) //
URL:Ййр://’№№№.соп8и11ап1.ги(дата обращения 07.04.2019).
39. Сапронова Н.А. Дети-инвалиды как субъекты права на образование со специальным социальным статусом / Н.А. Сапронова // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: сборник. 2015. С. 124-127.
40. Семенова О.П. Особенности работы социального педагога с родителями реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / О.П. Семенова // Наука и социум: сборник. 2018. С. 131-133.
41. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // URL:http://www.coпsu1taпt.гu(дата обращения 07.04.2019).
42. Смелова М.В. Организация социальной работы с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья / М.В. Смелова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. 2017. С. 260-265.
43. Тимербаева С.К. Государственно-правовые основы социальной работы / С.К. Тимербаева // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2018. 2(37). С. 83-88.
44. Трусова Т.В. Инвалидность, дети-инвалиды, причины и последствия / Т.В. Трусова // Перспективы развития мировой социально-экономической системы: сборник. 2018. С. 184-187.
45. Устюжанина А.В. Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы / А.В. Устюжанина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: сборник. 2018. С. 104-105.
46. Усолова А.А. Психолого-педагогическая помощь детям-инвалидам в системе интерактивной формы обучения / А.А. Усолова // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник. 2017. С. 364-369.
47. Федеральный закон РФ от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 01.01.2018) // URL:11Пр:Дллсо1Ш|11ап1.ги(дата обращения 20.05.2019).
48. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 01.01.2019)// URL:11Пр:/Аууу.ссош|11ап1.ги(дата обращения 07.04.2019).
49. Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» (ред. от 01.04.2019) //
URL:ййр://ууу.сопзи11ап1.ги(дата обращения 07.04.2019).
50. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (ред. от 26.03.2019)//URL:ййр://ууу.сопзи11ап1.ги(дата обращения 07.04.2019).
51. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 20.05.2019) //URL:Й11р://ууу.сопзи11ап1.ш(дата обращения 07.04.2019).
52. Федеральный закон РФ от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (ред. от 29.12.2015) //URL:ййр://ууу.сопзи11ап1.ги(дата обращения 07.04.2019).
53. Цинченко Г.М. Правовое регулирование государственной политики в отношении семей с детьми - инвалидами / Г.М. Цинченко // Научные труды Северо-Западного института управления. 2018. № 7(36). С. 330-338.
54. Шубина М.М. Ценностные аспекты исследования семей с ребенком - инвалидом / М.М. Шубина // Аллея науки. 2017. № 15. С. 372-377.
55. Юсупова К.С. Сущность комплексной социальной реабилитации детей инвалидов / К.С. Юсупова // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник. 2018. С. 77-79.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ