Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Перспективы социалистической идеологии в развитии современного российского государства и общества

Работа №145882

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы92
Год сдачи2024
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КОНЦЕПТ «ИДЕОЛОГИЯ» В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ 12
1.1 Основные этапы формирования и развития концепта «идеология».... 12
1.2 Трансформации концепта «идеология» в XX веке 27
1.3 Идеология, как развивающаяся система идей и взглядов в XXI веке....40 ГЛАВА 2 ИДЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ИЛЛЮЗИИ ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИИ 49
2.1 Идеология, как инструмент социально-политического конструирования общества и государства 49
2.2 Перспективы социалистического проекта в современной России, как ответ на глобальные вызовы современности 57
2.3 Возможные механизмы внедрения социалистической идеологии в современной России 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80

Актуальность темы исследования. Сегодня мы наблюдаем углубление и усугубление процессов дифференциации и расслоения человеческих сообществ. Стремительно обостряются противоречия на международной арене. Меняются привычные социальные системы. Увеличивается значимость факторов неопределенности, стихийности и нестабильности. Изменению подвержены сами перспективы общественного развития. Ответом на эту нестабильность могла бы стать организующая современный социум идеология. Однако, концепции этого феномена, разработанные в предыдущие столетия, не дают полного понимания его современной роли. Спорными остаются строение и механизмы функционирования идеологии, что затрудняет возможность конструктивного, публичного и открытого её использования.
Идеологический вакуум, который образовался в России после краха коммунистического проекта, в условиях формального отстранения государства от формулирования идеологических доктрин, заполняется разнообразными идеологемами, порой, самого разрушительного характера. Разрушительный элемент вносит и агрессивно внедряемая Соединёнными Штатами Америки унифицированная модель «либерального пути развития». Все это даёт повод поставить вопрос о необходимости отказа в России от прежних идеологических парадигм. Для обретения обществом нового качественного состояния важен нетривиальный подход, нужна, по сути, новая повестка дня и новое содержание идеологии. В связи с этим, становится выраженным социальный запрос к политологии - осуществить экспертизу присутствующего в сознании российского общества конструкта идеологии, что позволит выявить степень его адекватности современным вызовам, оценить его потенциальные возможности для разрешения уже накопившихся и умножающихся противоречий, а также
выявить механизм возможной репрезентации других идеологических моделей развития общества. Сегодня в науке есть большой объем исследований, посвященных анализу и критике современного социального бытия, однако недостаточно исследованным остается роль идеологических практик в формировании такого бытия и потенциал применения социалистической идеологии на современном этапе развития России.
Таким образом, сегодня актуализируется задача рационального осмысления феномена социалистической идеологии. Необходим анализ её потенциала стать ответом на глобальные вызовы и оценка пассионарности развития социального пространства современности.
Степень научной разработанности темы. Попытки систематизации знаний и онтологического осмысления феномена идеологии в истории политологии, социологии и философии предпринимались в различные периоды накопления научного понимания этого явления. Неоценимый вклад в постижение природы этого феномена и его интерпретации внесли следующие ученые: А. Дестют де Траси, К. Мангейм, Э. Блох, К. Маркс, Г. Шёк, Н. Луман.
Отметим, что потенциальная возможность анализировать функции идеологии возникла в связи с использованием в науке структурно-функционального подхода. Это позволило фокусировать внимание на смысловом и ценностном элементах этого феномена. Так, американский социолог Т. Парсонс предложил концепцию идеологии, как ценностной целостности. В своих работах он утверждал, что толковать мир используя идеи и ценности не может быть канонизировано в рамках отдельного научного подхода . Кроме того, наиболее яркими, среди таких представителей можно полагать М. Фуко Д. Белла, Д. Истона, и других...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование позволило выполнить все поставленные задачи.
Первая задача. Проведен анализ и систематизация существующих подходов исследования феномена идеологии в рамках современной отечественной политологической литературы. Это позволило определить:
1. Что идеология, будучи предметом изучения большого количества дисциплин, является сложной для комплексного понимания;
2. Что идеология активно исследуется с конца XIX века по наши дни
3. Что можно выделить: этап формирования общетеоретических взглядов, этап особого культурного феномена и этап концептуально-когнитивистского подхода.
При этом, на современном этапе, идеологию можно охарактеризовать следующими разнонаправленными тенденциями:
1. Неспособность публичных политических субъектов сформировать единую идеологию, способную дать ответ на глобальные вызовы современности;
2. Теоретическая фиксация необходимости повсеместного идеологического плюрализма, глобального отсутствия и принципиальной невозможности создания единой универсальной идеологии;
3. Размывание ядра идеологии, приравнивание её к любым идейным вариациям выражающих политический интерес социальной группы. (феминизм, экологизм, европоцентризм, этатизм и т д.);
4. Концентрация усилий на способах распространения идеологии, как инструменте легитимации политического господства, оставляя за скобками её пассионарную роль в социальном строительстве;
5. Многослойный характер идеологической реальности, основанный на манипуляции человеческим восприятием.
Выполнение данной задачи позволило также выявить следующие проблемы:
1. Невозможно с уверенностью говорить о всех формах репрезентации идеологии в массах и о том, как, когда и почему идеология становится определяющим в реальном поведении человека;
2. Постепенное превалирование прикладного характера исследований над попытками философского и политологического осмысления этого феномена;
3. Лишённые публичного осмысления подлинной идеологии делает людей подчинённых ей тотально несвободными и лишает понимания смысла своего существования;
4. Использование идеологических имитаций для своей репрезентации в массах может свидетельствовать о том, что ядро господствующей идеологии не способно дать ответ на глобальные вызовы современности.
Вторая задача. Выявлена роль идеологии, как инструмента политического управления и воздействия в современном обществе. При этом определена специфика современного состояния идеологии:
1. Может иметь скрытый, завуалированный характер;
2. Способна подменять реальное ценностное ядро комфортными для восприятия социальными общностями, идеологическими имитациями;
3. Способна обеспечить политическое господство глобального (транснационального) непубличного субъекта.
В ходе решения задачи выявлены следующие проблемы:
1. Общество спектакля - замещение решения общественно важных проблем аспектами имиджа и рейтинга;
2. Массовая мобилизация и активизм для управление социальной энергией общества больше не требуется....


1. Адорно Т.В. Эстетическая теория /перевод А.В. Дранова по изд.: Teodor W. Adorno. Asthetische Theorie / Hrsg. von Gretel Adorno und Rolf Tidemann. Aute. Fr. am Main: Suhrkamp. 1995. /М.: Республика. 2001 с. 519.
2. Акьюлов Р. И. Современные технологии искусственного интеллекта и занятость населения: проблемы и перспективы регулирования // Вопросы управления. 2019. №4 P. 89-97.
3. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. — М., 1998. — С. 228-315.
4. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас.2011. № 3. С. 159-175.
5. Альтюссер Л. Ленин и философия. - М.: Ad Marginem, 2005. 175 с.
6. Андреев, А. Л. Историческое самосознание как проблема отечественной социальной философии: автореферат дис. доктора философских наук. - Красноярск : 2002. - 45 с.
7. Бакаев С. Д. Мир-системный анализ Иммануила Валлерстайна // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2008. №1. C. 168-174.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика : пер. с фр. - М. : Прогресс, 1989. 615 с.
9. Барт Р. Мифологии; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - Москва : Акад. Проект. Фр. проект, 2010. - 351 с.
10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Академия, 1999. - 783 с.
11. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. — М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. - 303 с.
12. Белов В. Управление мировоззрением. Подлинные и мнимые ценности русского народа. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2012. 390 с.
13. Белявский Ю. А. Идеологические разломы в массовом политическом сознании российского общества Россия и мусульманский мир (рус). — 2010. — №8.— С. 10-17.
14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
15. Бёрк Э. Размышления о революции. - М.: «Рудомино», 1993; Робин К. Реакционный дух. Консерватизм от Эдмунда Берка до Сары Пэйлин - М. : Изд. Института Гайдара, 2013. 143 с...(144)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ