Аннотация 2
Введение 4
1. Теоретические аспекты исследования эффективности деятельности
предприятия в сфере коммунальных услуг 7
1.1. Экономическое содержание и классификация жилищнокоммунальных услуг 7
1.2. Особенности конкурентной среды на рынке коммунальных услуг 17
1.3. Факторы, определяющие эффективность функционирования
предприятия на рынке коммунальных услуг 24
2. Методический инструментарий анализа эффективности деятельности
предприятия в сфере коммунальных услуг 37
2.1. Существующие методические подходы к анализу финансово-
хозяйственной деятельности предприятия 37
2.2. Методика анализа качества оказываемых услуг на основе оценки
энергозатрат и энергоэффективности 44
3. Анализ деятельности предприятия ООО ЭК «Тепло-Водо-Электро-
Сервис» 54
3.1. Общая характеристика предприятия 54
3.2. Анализ основных показателей финансово-экономической
деятельности предприятия 60
3.3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности
предприятия 74
Заключение 60
Список использованных источников 87
Приложения 94
Проблема повышения эффективности сферы коммунальных услуг имеет большую социально-экономическую значимость. Коммунальное хозяйство напрямую оказывает влияние на состояние здоровья граждан, степень их общественного благосостояния, кроме того в устойчивость функционирования муниципальной экономики. Особое значение коммунальные услуги имеют в экономическом пространстве северных территорий в силу неблагоприятных климатических условий и в силу слабого развития инфраструктуры. Данные обстоятельства обусловливают необходимость повышения качества и эффективности оказываемых коммунальных услуг.
Как проявление большой социально-экономической значимости проблемы является значительное увеличения числа научных работ, направленных на выявление резервов повышение эффективности развития коммунальной сферы, в том числе на основе реализации энергесберегающих проектов, совершенствовании тарифной политики, улучшения качества оказания коммунальных услуг. В частности, значительный вклад в решение исследуемой проблемы внесли научные труды: Л.И. Абалкина, В.В. Авдеева, О.Э Бессонова, И.В. Бычковского, С.В. Валдайцева, А.А. Дронова, С.И Круглика, В. А. Крылова, И.Г.Минца, И.П. Маликовой, А.Г. Мокроносова, В.А. Нефедова, B .C. Пригарина, В.К.Потемкина, Т.К. Руткаускас, Ф.Ф. Рыбакова, И.И. Сигова, Л.И.Талонова, А.В. Чернышева, Л.Н Чернышева, А.Ш. Шамузафарова и др.
В указанных работах рассматриваются экономические вопросы функционирования коммунального хозяйства, обосновывается его роль в системе жизнеобеспечения населения, основные направления их реформирования и модернизации. Несмотря на бесспорную научную ценность и практическую значимость результатов работ выше указанных
авторов, изменяющиеся экономические условия, требуют проведения углубленных исследований функционирования сферы коммунальных услуг применительно к возникшим новым практическим реалиям. В частности, требуют дальнейшей научной разработки многие теоретическо-
методологические аспекты повышения энергоэффективности деятельности предприятия в условиях северных территорий страны.
Все вышеуказанное определило выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объектом исследования является предприятие ООО ЭК «Тепло-Водо- Электро-Сервис»,оказывающее коммунальные услуги на территории Крайнего Севера, в Ямало-Ненецком автономном округе, с.Красноселькуп.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие по поводу повышения эффективности деятельности предприятия в сфере коммунальных услуг.
Целью выпускной квалификацинной работы является исследование теоретических положений, методического инструментария и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия в сфере коммунальных услуг.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
1) изучить экономическое содержание жилищно-коммунальных услуг и существующую их классификацию;
2) изучить существующий методический инструментарий анализа эффективности деятельности предприятия в сфере коммунальных услуг;
3) провести анализ и разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия на рынке коммунальных услуг в условиях Крайнего Севера.
...
Основные результаты проведенного исследования заключаются в следующем:
1) Обобщение и систематизация научных трудов по проблеме исследования коммунальных услуг позволило сделать вывод о том, что в настоящее время существуют различные точки зрения на экономическое содержание термина "коммунальная услуга". В большинстве работ под услугой понимается общественное отношение между производителем и потребителем, возникающее на основе полезного действия труда, потребляемого не в качестве деятельности, а в качестве полезного эффекта, путем присвоения его результатов определенным индивидом, группой, коллективом. Понятие «коммунальность» означает устройство материальнотехнологической среды, при котором все ее части представляют единую систему и не могут быть обособлены без угрозы ее распада. Функции по поддержанию и развитию коммунальной инфраструктуры выполняет не совокупность частных субъектов, реализующих свои собственные интересы, а государство, выражающее общественный интерес. Таким образом, коммунальные услуги - это весь технологический цикл работ, обеспечивающий производство и реализацию услуг непосредственно потребителю, а также дальнейшее обслуживание и ремонт инженерных систем, включая внутридомовые по канализованию водо-, тепло-, электро- и газоснабжению.
В современных условиях рынок коммунальных услуг относится к модели рынка локальных естественных монополий. Сфера деятельности предприятий на этом рынке ограничена территориями отдельных городов и муниципальных образований.
Для разрешения проблем и формирования эффективной системы управления и развития рынка коммунальных услуг выявлены ключевые
факторы, определяющие перспективы развития этой отрасли. К наиболее важным задачам, требующим первостепенного внимания и комплексного решения в процессе реформирования рынка коммунальных услуг следует отнести: правовое обеспечение проводимых в коммунальных
преобразований; формирование институциональной системы функционирования коммунальных услуг; финансовое оздоровление отрасли, оптимизация схем и механизмов финансирования отрасли; совершенствование тарифного регулирования; социальна защита граждан при оплате коммунальных услуг; ресурсосбережение.
Таким образом, основная цель модернизации сферы коммунального обслуживания состоит в повышении качества коммунальных услуг на основе самоокупаемости, энергоэффективности и надежности функционирования систем коммунального комплекса для удовлетворения потребностей населения в коммунальных услугах в соответствии с установленными нормативами и стандартами.
2) Рассмотрен существующий методический инструментарий анализа эффективности деятельности предприятия в сфере коммунальных услуг, в котором важную роль выполняет методика анализа его финансового состояния. Комплексная оценка финансового состояния предприятия, позволяет не только определить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия на момент проведения анализа, но и своевременно сигнализировать о негативных тенденциях в его деятельности.
...
1. Конституция РФ Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. ( ред. от 21.07.2014г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 28.03.2017г. Москва: Эксмо, 2017. 603с
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 01.01.2017г. Москва: Эксмо, 2017. 292с.
4. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995г. №239 (ред. от 30.04.2016г. ). Ст.205
5. Приказ Госстроя РФ от 26 декабря 1997 г. № 17-139»Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (с изменениями от 2августа 2002 г.).
6. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2016 с.206
7. Александров О.А., Егоров Ю.Н. Экономический анализ : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2013г.
8. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического ана- лиза : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2015.
9. Белкин М.В. Государственный и муниципальный менеджмент Югры // Том 4 « Управление жизнеобеспечением территории.» Ханты- Мансийск, 2012. 6с.
10. Бессонова О.Э., Кирдина С.Г., О'Салливан Р. «Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России: Демонстрационные проекты в жилищном хозяйстве» / НГУ. - Новосибирск, 2013. 1536 с.
11. Жарылгасова Б.Т. Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. Б.Т. Жарылгасовой, А.Е. Суглобова. 2-е изд., перераб. и доп. М. :
КНО- РУС, 2015г.
12. Камаева В.Д/ Экономика и бизнес/ Под ред. М.:Изд-во МГТУ, 2014. 464 с.
13. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия : учеб. пособие. 2-е изд., исправ. и доп. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013г. 105с.
14. Климова Н.В. Экономический анализ: Теория, задачи, тесты, деловые игры : учеб. пособие. М. : Вузовский учебник, 2013.
15. Кокшарова Е.Б. , Лазарев В.А., Луковников Е.Н., Решетников И.Р./Бизнес-планирование при приватизации жилищных предприятий . Некоммерческое партнерство «Содействие жилищному сектору». Екатеринбург, 2012. 125с.
... всего 50 источников