Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Работа №145754

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Организационные и нормативно-правовые основы социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье 7
1.1. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми,
пережившими насилие в семье 7
1.2. Особенности организации социальной работы с детьми, пережившими
насилие в семье 15
Глава 2. Анализ деятельности ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» г.Оренбурга по социальной работе с детьми, пережившими насилие в семье 22
2.1 Опыт применения технологий социальной работы в ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» г. Оренбурга с детьми, пережившими насилие в семье 22
2.2. Исследование результативности социальной реабилитации детей, переживших насилие в семье в ГБУСОН «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» г. Оренбурга 36
Заключение 44
Список источников и литературы 46
Приложение 50

Понятие «насилие» всерьез обосновалось в сознании современного человека. Каждый из нас часто становится невольным свидетелем таких явлений, как угроза, давление, физическое насилие, сексуальные домогательства и т. д. И никто не осмеливается отрицать, что эти явления очень распространены и опасны. Для многих детей такое воспитание заканчивается смертью. Насилие в отношении детей, надругательство над ними, сексуальная эксплуатация - все это сегодня острые социальные проблемы.
Насилие в детстве влияет на все уровни функционирования ребенка и часто влияет на всю его будущую жизнь. Такой травмирующий опыт порождает особые семейные отношения и провоцирует особые жизненные «сценарии».
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения теоретических аспектов современного понимания насилия, определения его социокультурной сущности; распределение насилия в семье в результате влияния современных социокультурных преобразований на положение детей; обоснование причин и факторов распространения форм насилия в отношении детей; а также определения методологических подходов, методов, адекватных изучаемому социокультурному феномену - насилию в семье над ребенком1.
Степень разработанности проблемы. В качестве объекта анализа насилие в отношении детей получило достаточно глубокое обоснование в контексте изучения проблем воспитания в XIX - XX вв. Их изучали западные ученые (Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори) и российские педагоги (А.М. Обухов, В. Рахманов, Ю.И. Толстой, К.Д. Ушинский), которые анализировали бесплатное образование как теорию и эксперимент. Они продолжали развивать педагогику ненасилия А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и, наконец, представил его в современной форме, основанной на идеях гуманизации (Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова и др.), Выделив основные положения личностно-ориентированной гуманистической педагогики.
Философские и социологические аспекты насилия в XIX-XX вв. роза в работах В. Парето, Спинозы, К. Ясперса, Н. О. Лосского и других. Связь культурно-психологических линий изучения насилия обнаружена у Э. Фромма, Д. Галтунга. Так, Э. Фромм выделил несколько форм насилия: игровой, реактивный, насилие мести. Д. Галтунг в своих исследованиях уделял особое внимание «культурному насилию», считая его «добрым делом».
Рассмотрением природы насилия занимался Ф.И. Минюшев, который определил его направления такие, как биогенетическое, психологическое, экологическое и социальное насилие. Изучали вопросы агрессивности личности, обусловливающей насильственные действия, А. Басс, JL Берковиц, К. Лоренц, 3. Фрейд, О. Шпенглер.
В политико-идеологическом аспекте проблему насилия изучали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и другие, которые обосновывали наличие проблем в семье материальными проблемами, экономическим и политическим положениями в обществе.
В собственно психологическом аспекте проблематика насилия представляет область, разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть XX века, в частности, в работах К. Брона, Д. Иваниек, Дж. Кобрина, Д. Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, Д. Финкелхора. Рассмотрением о эмоциональной депривации занимались исследователи В.В. Ковалев, И. Лангмейр, А. Маслоу, 3. Матейчик, B.C. Мухина, 3. Фрейд, Э. Фурман, которые рассматривали её как особую форму психотравмирующих факторов.
Проблеме насилия в отношении детей в современный период, включающей аспекты насильственной преступности по отношению к детям, вопросы их безопасности посвящены работы Н.К. Асановой. Формированию гуманистических основ и методов взаимодействия в обществе, между поколениями; изучению способов предупреждения и преодоления самой изощренной формы социального насилия - насилия над детьми в семье посвящены работы И.Ф. Дементьевой, В.Н. Кудрявцевой, И.С. Кон. Анализ психологических последствий и реабилитации детей — жертв насилия осуществлен в работах О.Е. Булановой, С.И. Голода, Т.Н. Дороновой, О.М. Здравомысловой, Н.О. Зиновьевой, Н.Ф. Михайловой, Т.Я. Сафоновой, Е.Р. Смирновой, Е.И. Цимбал.
Таким образом, работы представителей различных наук и научных школ посвящена изучению этой проблемы. Тем не менее комплексное исследование проблемы жестокого обращения с детьми в семье как социокультурного феномена современной трансформирующейся России не получило достаточного освещения в отечественной литературе. По- прежнему остаются открытыми вопросы, касающиеся характера и причин насилия в обществе и в семье, воздействия насилия на дальнейшую социализацию личности, масштабов и динамики этой проблемы, путей ее преодоления.
Теоретико-методологическая основа. Анализ насилия над детьми в российской семье, представленный в работе, основан на структурно-функциональном анализе, системном и институциональном подходах, а также социологической, психиатрической (медицинской), социально-психологической и психологической теориях.
Практическое и практико-эмпирическое значения изучения проблемы насилия над ребёнком в семье заключаются в возможности разработки направлений решения проблемы насилия в социокультурном российском обществе, основанных на результатах эмпирического анализа общественного мнения.
Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.
Объект исследования: социальная работа с детьми, пережившими насилие в семье.
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Целью исследования является анализ реализации технологий социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выделить нормативно-правовые основы социальной работы с детьми;
2. Выявить особенности организации социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье;
3.Описать опыт применения технологий социальной работы в ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» г. Оренбурга с детьми, пережившими насилие в семье;
4. Исследовать результативность социальной реабилитации детей, переживших насилие в семье в ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» г. Оренбурга.
База исследования: ГБУСОН «СРЦН «Гармония» в г. Оренбурге.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение;
2. Эмпирические методы: анализ документов, экспертный опрос, кейс- стади
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив и проанализировав материалы по теме исследования, можно сделать следующие выводы, что жестокое обращение с детьми является умышленным актом, угрозой одного или нескольких членов семьи по отношению к ребенку, в результате которого страдает его психика. Существует несколько видов насилия, в том числе психическое, эмоциональное, сексуальное.
При всей серьезности проблемы бытового насилия над детьми и отношении к нему в нашей стране снисходительное. Факты насилия в семье не оглашаются: считается, что это семейный вопрос. Только действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья - убийство, нанесение телесных повреждений или пытки - подпадают под статьи Уголовного кодекса. Федеральный закон о предотвращении насилия в семье еще не разработан.
Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от насилия в семье выполняют не правоохранительные органы в союзе с опекой, попечительством, органами местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. Только у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями в сложных и даже опасных ситуациях. Именно специалист по социальной работе имеет полное законное право предъявлять жесткие требования к виновным, и поэтому его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и эффективной.
Насилие всегда наносит непоправимый вред ребенку, проявляется в виде различных заболеваний, нарушения психического развития ребенка, социальной дезадаптации.
Тем не менее, в Российской Федерации принят необходимый комплекс правовых актов, основанных на международном законодательстве в области защиты прав ребенка и обязывающих защищать детей от насилия в семье.
Эта категория детей нуждается не только в помощи других, но и в специально организованной профессиональной междисциплинарной, медицинской, социальной, правовой, психолого-педагогической помощи, которая заключается в выявлении, определении и решении проблем ребенка с целью реализации и защиты его права на полное развитие и образование.
В дипломной работе мы рассмотрели теоретические подходы к проблеме профилактики насилия над детьми в семье, исследовали опыт работы социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье в ГБУСОН «СРЦН «Гармония». В реабилитационном процессе детей - жертв насилия применяются следующие технологии: арт-терапия, песочная терапия, игротерапия и когнитивно-бихевиоральный подход.
Специфика психосоциальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия. Помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия.
Анализируя результаты эмпирического исследования результативности социальной реабилитации детей, переживших насилие в семье в ГБУСОН «СРЦН «Гармония» г. Оренбурга, можно сделать вывод, что Центр выполняет большую роль по охране жизни и здоровья детей, переживших насилие в семье, проводит социальную реабилитацию по индивидуальным планам, оказывая всю необходимую помощь и услуги для вывода ребенка из кризисного состояния. В Центре работают высоко квалифицированные специалисты, которым созданы все необходимые условия для оказания эффективной поддержки детей, пострадавших от насилия в семье. Реабилитационная работа с детьми, пострадавшими от насилия, проводится успешно благодаря межведомственному сотрудничеству.



1. Азарова Е.А. О насилии над детьми в семье // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3. 87 с.
2. Акулич М.М. Жестокое обращение с детьми в семье: научное определение и общественное мнение по проблеме // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 8. 230 с.
3. Бадонов А.М. Власть и насилие в семье // Власть. 2015. № 8. 125 с.
4. Бадонов А.М. Проблемы выявления жестокого обращения в условиях семьи // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. 234 с.
5. Баландина Е.А. Реакция государства и общества на жестокое обращение с детьми // Мир науки и образования. 2015. № 4. 7 с.
6. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения: Учебное пособие. Санкт-Петербург.: Питер, 2007. 36 с.
7. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления: Учебное пособие. Санкт-Петербург.: Питер, 2008. 39 с.
8. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы / Учебное пособие . М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2012. 164 с.
9. Грицай А.Г. Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 1. 37 с.
10. Дементьева И.Ф. Родительство - актуальная проблема современной Российской семьи // Социальная педагогика в России. 2012. №
2. 84 с.
11. Кон И.С. Телесные наказания в Советской и постсоветской России // Общественные науки и современность. 2012. № 3. 135 с.
12. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред.
21.07.2014).URL:http ://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/(дата обращения 06.06.2019)
13. Костецкий В. Бить или не бить? Роль насилия в педагогике // Педагогическая техника. 2012. № 3. 92 с.
14. Лазуренко С.Б. Жестокое обращение с детьми как проблема, требующая междисциплинарного решения // Педиатрическая фармокология. 2012. № 2. 106 с.
15. Лафицкая Н.В. Ретроспективный подход к феномену насилия и жестокого обращения к детям в родительской семье // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. 318 с.
16. Лотова И.П. Диагностика жестокого обращения с детьми как начальный этап формирования ответственного родительства // Учёные записки ЗабГУ . 2016. Том 11. № 2. 190 с.
17. Маликова В.А. Теоретический анализ проблемы формирования противостоять насилию // Вестник ОГУ. Оренбург. 2011. № 2. 68 с.
18. Мигунова Ю.В. Жестокое обращение с детьми как предмет социологического анализа. URL:https://elibrary.ru/item.aspid=21471704(дата обращения 06.06.2019)
19. Митковская Н.Г. Профилактика и предупреждение насилия в
детской среде: методические рекомендации. URL:
http://www.vossta.ru/metodicheskie-rekomentacii-po-profilaktike-nasiliya-nad- detemi.html(дата обращения 06.06.2019)
20. Официальный сайт ГБУСОН «СРЦН «Гармония» // Режим доступа:https://isrc.msr.orb.ru/,свободный. Загл. с экрана
21. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. URL: https://www.studmed.ru/pavlenok-pd- rudneva-mya-tehnologii-socialnoy-raboty-s-razlichnymi-gruppami- naseleniya_a603f730bf8.html(дата обращения 06.06.2019)
22. Перов С.Б. Профилактика насилия и жестокости в семье:
методическое пособие. URL: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-dlya- specialistov-profilaktika-nasiliya-i-zhestokosti-v-semyah-960526.html (дата
обращения 06.06.2019)
23. Прончев К.В. Последствия семейного насилия в отношении несовершеннолетних // Территория науки. 2013. №4. 158 с.
24. Свечникова А.С. Феномен насилия над детьми в семье // Вестник ВолГУ. 2008-2009. 31 с.
25. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред от 18.03.2019).
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8982/ (дата
обращения 06.06.2019)
26. Смык, Ю.В. Определение понятия «Жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст. Вестник ТГПУ. Томск. 2015. № 6(159) 53 с.
27. Сошникова И.В. Насилие — социальная опасность семьи // Известия УрГЭУ. 2012. № 5(43). 201 с.
28. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 29.05.2019) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/(дата обращения 06.06.2019)
29. Федеральный закон "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/(дата обращения 06.06.2019)
30. Фёдорова Н.И. Виктимность жертв насильственных преступлений в сфере семейно - бытовых отношений и совершенствование мер предупреждения // Виктимология. 2014. № 1 (1). 57 с.
31. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. URL: http://medznate.ru/docs/index-64573.html(дата обращения 06.06.2019)
32. Штефан А.В. К вопросу о субъектах специального предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье // Виктимология. 2016. № 4(10). 82 с.
33. Юрина М.М. Ненужный ребёнок: проблема насилия в семье // Вестник ТГПУ. Томск. 2009. № 7(85). 87 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ