ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР 9
1.1. Игра как вид деятельности: сущность, функции, виды 9
1.2. Азартная игра как объект социологического анализа 17
2. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ЕКАТЕРИНБУРГА К АЗАРТНЫМ ИГРАМ: Э
2.1. Интерес молодежи к азартным играм 33
2.2. Опыт игорной деятельности молодежи 45
2.3. Социальные последствия, факторы и потенциальная готовность к
азартным играм 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы одномерного распределения 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парного распределения 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Таблицы результатов кластерного анализа
Актуальность темы исследования. Одной из основных форм деятельности человека является игра. Она сопровождает людей не только в детстве, но и идет с человек через всю жизнь. Детей игра социализирует, взрослым помогает отдохнуть и расслабиться. Игра обладает невероятной притягательностью: люди разных полов, возрастов и статусов вовлекаются в нее, а выход дается с трудом, потому что, отвлекаясь от игры, приходится вновь сталкиваться с рутиной повседневности.
Игры имеют огромное количество разновидностей. Одна из них - азартная игра. Данный тип игры вошел в жизнь человека еще в древние времена, но до сих пор не теряет своей актуальности. Ведь азартные игры выступают способами ухода от реальности и материального обогащения, средствами коммуникации и демонстрации статуса.
Игра, в частности азартная, обладает функцией психологической разрядки. Сам процесс игры отвлекает индивидов от проблем, погружая в другой мир. Конец игры сопровождается борьбой личности, которая стремится остаться в «идеальном мире», но также осознает необходимость вернуться в реальность. Отсутствие самоконтроля при азартной игре приводит к чрезмерному увлечению данной деятельностью, а позднее, к зависимости.
Зависимость от азартных игр, или гэмблинг является дисфункцией данного вида деятельности. Ее следствиями выступают различные проблемы: люди рискуют остаться без работы, близких людей, средств к существованию, вследствие чего к индивидам, увлеченным играми на деньги, может быть применена такая санкция как общественное порицание.
Отношение к азартным играм необходимо изучать у молодежи. Ведь молодежь занимает промежуточное положение между этапами детства и взрослости. Отношения между молодым поколением и обществом двойственны: молодежь, с одной стороны, социализируется в обществе, усваивая его нормы и ценности; с другой, является источником социальных изменений, привнося в общество собственные ценности, нормы и модели поведения. Молодость характеризуется уходом от родительской опеки, которая ранее не давала возможности совершать социально неодобряемые поступки. Это, как правило, переходный этап в жизни, сопровождающийся становлением финансовой независимости. В основном, становясь самостоятельными, молодые люди и девушки становятся более уязвимыми в материальном плане: ухудшаются условия их жизни. В такой ситуации часть людей стремится улучшить свое положение различными путями, не всегда одобряемыми. Следовательно, некоторые молодые люди маргинальны и склонны к девиациям, таким как гэмблинг. Кроме того, молодежь чувствительна к мнению окружающих и податлива на различные провокации со стороны референтной группы, которой, как правило, выступают друзья, что, в свою очередь, может повлечь распространение в молодежной среде игр на деньги.
В нашей стране в 2006 году вступил в силу закон об ограничении игорной деятельности на территории РФ, согласно которому в России легально существует лишь 4 игорные зоны, а также лотереи, легальные тотализаторы и букмекерские конторы. Введение подобных ограничений не останавливает потенциальных игроков. Более того, введение данного закона формирует поле для незаконного игорного бизнеса. В свою очередь, еще одним последствием сильного увлечения азартными играми может быть не только общественное порицание, но и применение правовых санкций. Сказанное определяет актуальность темы и необходимость ее изучения.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен игры интересовал мыслителей с древнейших времен и продолжает интересовать до сих пор. Игра как философская категория была объектом изучения И. Канта, Г. Гадамера, Ф. Шлейермахера, Й. Хейзинги, Ф. Шеллера и других крупных философов.
Среди современных российских ученых учение об играх развивают Л. М. Дмитриева, И. В. Швецов, В. А. Кадушина, Э. А. Кутас, А. М. Новиков В. Л. Шагин и др.
Касались азартных игр в своих работах К. Леви-Стросс, Э. Ч. Хьюз, Р. Кайуа, Р. Смит и Ф. Престон и др. Тем не менее, ни один ученый не дал полной характеристики данного вида деятельности.
Поскольку мы изучаем азартные игры в молодежной среде, обратимся к ученым, изучающим молодежь как особую социально-демографическую группу. Огромный вклад в отечественную социологию молодежи внес Р. В. Леньков: он дал характеристики данной социальной группы, а также выделил причины девиантного поведения в этой среде. О. И. Белый определил возрастные рамки молодежи по неоспоримым признакам. Британский социолог С. Фрис занимался рассмотрением признаков молодежной группы. Неоспоримый вклад в социологию молодежи внесли И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Д. Л. Константиновский и др. социологи.
Признавая вклад ученых в социологию молодежи, в социологию девиантного поведения, мы считаем, что необходимо расширять область знаний об азартных играх. Молодежь города Екатеринбурга - та группа, которая поможет осуществить анализ отношения к играм на деньги.
Объектом работы являются азартные игры как особый тип игры.
Предметом работы является отношение молодежи к азартным играм.
Цель работы - осуществить теоретический и эмпирический анализ азартной игры и отношения к ней молодежи Екатеринбурга.
Задачи дипломной работы:
1. Рассмотреть игру как вид деятельности: ее сущность, функции и виды;
2. Осуществить социологический анализ азартной игры;
3. Выявить степень заинтересованности молодежи в играх на деньги;
4. Определить опыт игорной деятельности молодежи;
5. Выявить социальные последствия, факторы и потенциальную готовность молодежи к азартным играм.
Эмпирической базой дипломной работы выступили результаты социологического исследования, посвященного изучению отношения молодежи Екатеринбурга к азартным играм, проведенного автором бакалаврской работы. Объектом анкетного опроса выступило население города в возрасте от 18 до 34 лет. Выборочная совокупность составляет 200 респондентов и полностью воспроизводит структуру молодого населения столицы Урала.
Практическая значимость работы. Полученные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы данные могут быть использованы в качестве материалов для проведения занятий по дисциплинам «Социология девиантного поведения» и «Социология молодежи». Результаты приведенной работы могут послужить базой для дальнейшего изучения азартных игр
Проведенный теоретический и эмпирический анализ позволяет сделать следующие выводы.
Сущность игры как формы деятельности заключается в эстетике, бесцельности и удовольствии. Функции игровой деятельности разнообразны: она помогает социализироваться в конкретной социальной группе, дифференцироваться от других групп, а также развиваться и общаться. Различные классификации игр подтвердили, что азартные игры занимают значительное место в жизни общества.
Азартную игру с позиции социологии можно определить, как вид организованной по определенным правилам игровой деятельности, основанный на риске ценностями индивида и предполагающий как везение, так и умения участников. Выяснилось, что эта деятельность имеет различные формы и организации, часть из которых существует законно, а часть законом запрещена. В ходе мониторинга различных ресурсов удалось выявить, что игорный бизнес - деятельность очень прибыльная, исходя из того, что налоги с нее исчисляются миллиардами рублей в нашей стране. Данный факт позволил сделать вывод о том, что большое количество человек включено в азартные игры и оставляет крупные суммы бизнесменам игорной сферы.
Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что игорная деятельность занимает периферийное положение в структуре досуга молодежи. Несмотря на то, что интересуется азартными играми небольшая доля респондентов, почти все формы организации игр на деньги известны молодым людям и девушкам. Менее известной формой азартных игр является тотализатор. Молодежь несмотря на невысокий интерес к играм на деньги, осведомлена о законодательстве в области игорной деятельности достаточно хорошо, но дать ему оценку затрудняется. Как правило, мужчины проявляют больший интерес к законодательству, регулирующему игорную деятельность, и к другой информации об азартных играх. Юноши видят последствия введения и действия этого законодательства положительными, а девушки настроены более негативно.
Степень включенности молодежи в азартные игры составляет 64%. Остальные опрошенные екатеринбуржцы не имеют опыта в играх на деньги вообще. Основными формами включения молодежи в сферу азартных игр выступают покупки лотерейных билетов у женщин и ставки на исход различных событий у мужчин. Основным мотивом включенности в игры на деньги у молодежи является любопытство. Почти половина опрошенной молодежи имеет опыт игорного времяпрепровождения, но отказалась от данного вида деятельности по большей части из-за нахождения более увлекательного способа проведения свободного времени. Исследовательский интерес представляла также частота игр на деньги у молодежи: чаще, как правило, играют молодые люди в возрасте 18-19 лет, более старшие возрастные группы имеют прошлый опыт этой деятельности. Можно предположить, что 18-19-летние ребята тоже вскоре покинут данную область развлечений, т. к. удовлетворят свое любопытство. В то же время молодые ребята выигрывают в игры на деньги чаще, чем более старшие категории молодежи. Данный факт может свидетельствовать о том, что молодежь 18-19 лет будет продолжать играть в азартные игры.
Молодежь негативно относится к чрезмерному увлечению азартными играми, потому что понимает ее отрицательные последствия (финансовые трудности, конфликты в семье и нарушение здоровья). Как правило, девушки более негативно относится к вовлечению в азартные игры разных по значимости для себя людей в виду своей сентиментальности.
Существует небольшая вероятность того, что молодые люди и девушки могут начать играть в азартные игры при вовлечении их друзьями в эту сферу. Часть обеспеченных молодых екатеринбуржцев также сыграли бы, если у них бы нашлись «лишние» деньги. Менее обеспеченная молодежь, наоборот, прибегла бы к азартным играм в случае надобности денежных средств, рассматривая азартные игры больше не как развлечение, а как источник дохода.
Таким образом, риск распространения азартных игр существует среди молодежи 18-19 лет. С возрастом, вероятно, появится другое увлекательное времяпрепровождение. Более старшие возрастные категории, как правило, уже удовлетворили любопытство и перешли на другие виды деятельности.
Далее изучать роль азартных игр в обществе целесообразно методом интервью с игроками. Ведь группой риска можно посчитать небольшую долю опрошенной молодежи, как правило, это мужчины, имеющие опыт ставок, посещения казино, проводящие досуг в Интернете и играя в различные игры. Анализ качественного исследования даст более глубинное понимание о мотивации азартных игр, их значимости и последствиях.
1. О государственном регулировании деятельности по организации и
проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2006 N 244-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924
2. О лотереях: Федеральный закон от 11.11.2003 № 183-ФЗ. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44970
3. База данных показателей муниципальных образований:
Свердловская область [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа:
http://www. gks.ru/dbscripts/munst/munst65/DBInet. cgi
4. Волкова В. Э. Социология азартных игр: основные авторы и подходы / В. Э. Волкова, Д. О. Стребков // Экономическая социология. 2011. № 4.
С. 93-111.
5. Гадамер Х. Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики / Х. Г. Гадамер / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. Москва: Прогресс, 1988. 704 с.
6. Кайуа Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Р. Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. Москва: ОГИ. 2007. 304 с.
7. Кармин А. С. Культурология: учебник для вузов / А. С. Кармин. 2-е изд., Санкт-Петербург: Лань. 2003. 928 с.
8. Кутас Э. А. Игровая деятельности взрослых / Э. А. Кутас // Философия и социальные науки: научный журнал. 2011. № %. С. 94-98.
9. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. Москва: Республика, 1994. 384 с.
10. Леньков Р. В. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / Р. В. Леньков. Москва: Юрайт, 2015. 416 с.
11. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура: монография / Р. Мертон. Москва: Хранитель. 2006. 873 с.
12. Новиков А. М. Введение в методологию игровой деятельности: брошюра / А. М. Новиков. Москва: Эгвест. 2006. 48 с.
13. Хейзинга Й.Homo ludens. Человек играющий: монография / Й. Хейзинга. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха. 2011. 416 с.
14. Хьюз Э. Ч. Незаконнорожденные институты / Э. Ч. Хьюз // Личность. Культура. Общество. № 50. 2009. С. 55-61.
15. Шагин В. Л. Теория игр: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Л. Шагин. Москва: Юрайт. 2015. 223 с.
16. «Сочи Казино и Курорт»: аналитика посещаемости турниров по покеру [Электронный ресурс] // News of Gambling. Режим доступа: https://newsofgambling.com/poseshchaemosti-turnirov-po-pokeru/
17. Азартная игра [Электронный ресурс] // Большой толковый
социологический словарь. Режим доступа:
https://gufo. me/dict/social_dict/Азартная_Игра
18. Азартные игры [Электронный ресурс] // Slovar.cc. Режим доступа: https: //slovar. cc/enc/brokhauz-efron/1572596. html
19. Анализ доступности азартных игр онлайн во всем мире [Электронный ресурс] // News Of Gambling. Режим доступа: https://newsofgambling.com/analiz-dostupnosti-azartnyh-igr-online-vo-vsem-mire/
20. Белый О. И. Определение понятия «Молодежь» [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-molodezh
21. Беляева В. Г. Азартные игры - проблема современного общества
[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://storage.tusur.ru/files/36572/3KOHOMHKH-1403__Азартные__игры__- _проблема_современного_общества.рдГ
22. В игорной зоне «Янтарная» повысят посещаемость за счет круизов и модернизации аэропорта [Электронный ресурс] // Igorka.ru. Режим доступа: https://www.igorka.ru/news/v-igornoy-zone-yantarnaya-povysyat-poseschaemost-za- schet-kruizov-i-modernizacii-aeroporta
23. Вильчинский А. А. Незаконное предпринимательство в сфере
организации азартных игр [Электронный ресурс] / А. А. Вильчинский // Проблемы Науки. 2014. №10. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/nezakonnoe-predprinimatelstvo-v-sfere-organizatsii- azartnyh-igr
24. Деятельность человека и ее основные формы [Электронный
ресурс] // Грандарс.ру. Режим доступа:
http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/formy-deyatelnosti- cheloveka.html
25. Дмитриева Л. М. Сущность и характеристики феномена игры
[Электронный ресурс] / Л. М Дмитриева, И. В. Швецов // ОНВ. 2007. №3 (55). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-harakteristiki-
fenomena-igry
26. Запрет игорных заведений: 2 года спустя [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1710
27. Кант. И. Критика способности суждения [Электронный ресурс] // Либкинг. Режим доступа: https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/288321-52- immanuil-kant-kritika-sposobnosti-suzhdeniya.html#book
28. Игорные зоны [Электронный ресурс] // RGW. Режим доступа: https://rgweek.com/ru/igornye-zony
29. Игорные зоны в Крыму и Сочи: отношение россиян [Электронный ресурс] // ФОМ. Режим доступа: https://fom.ru/Kultura-i-dosug/11616
30. Игорные зоны в России: за и против [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=765
31. История развития азартных игр в России [Электронный ресурс] // Вежливые люди. Информационно-новостной портал. Режим доступа: http: //vegchel. ru/index. php?newsid=28544
32. Кадушина В. А. Социальная значимость игры [Электронный ресурс] / В. А. Кадушина // Вестник СГТУ. 2009. № 1 (42). Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya-znachimost-igry
33. Мнение психологов об азартных играх, их плюсы и минусы
[Электронный ресурс] // Медикалпланет. Режим доступа:
https://medicalplanet.su/psixologia/psixologi_ob_igrax.html
34. Молодежь как социальная группа. Обществознание. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://humanitar.ru/page/ch7.3
35. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Национальная энциклопедическая служба. Режим доступа: https ://vocabulary. ru/termin/azartnaj a-igra. html
36. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] //
Национальная энциклопедическая служба. Режим доступа:
http: //terme. ru/termin/dej atelnost.html#item-29261
37. Негативные последствия зависимости от азартных игр
[Электронный ресурс] // mos.ru. Управа Академического района города Москвы. Режим доступа:
https://akademichesky.mos.ru/presscenter/news/detail/1420063.html
38. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Институт Философии Российской Академии Наук. Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH019bdffa fd8c387c8ba2579b
39. Опрос молодежи: досуговые и Интернет-практики [Электронный ресурс] // ФОМ. Режим доступа: https://fom.ru/Obraz-zhizni/13103#
40. Перспективы развития игорной зоны «Сибирская монета»
[Электронный ресурс] // Igorka.ru. Режим доступа:
https://www.igorka.ru/articles/perspektivy-razvitiya-igornoy-zony-sibirskaya-moneta
41. Посещаемость игорной зоны «Приморье» вырастет до 1,2 млн человек в год [Электронный ресурс] // Igorka.ru. Режим доступа: https://www.igorka.ru/news/posesaemost-igornoi-zony-primore-vyrastet-do-12-mln- celovek-v-god
42. Психология азарта [Электронный ресурс] // Полезные советы для вас. Режим доступа: http://pzforum.net/psixologiya-azarta.html
43. Россияне дают волю азарту в споре, спорте и лотереях чаще, чем в играх на деньги [Электронный ресурс] // Anketolog.иом. Режим доступа: https://iom.anketolog.ru/2015/06/23/rossiyane-dayut-volyu-azartu-v-spore-sporte-i- lotereyah-chashe-chem-v-igrah-na-den-gi
44. Тойнби А. Д. Постижение истории. Закон Вызова и Ответа [Электронный ресурс] / А. Д. Тойнби. Режим доступа: http: //www. avorhist. ru/publish/T oynbee 104. htm