ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологической готовности студентов колледжа и вуза к педагогической деятельности 7
1.1. Сущность психологической готовности к педагогической деятельности 7
1.2. Подходы к формированию психологической готовности к педагогической
деятельности 18
1.3. Специфика подготовки к профессиональной деятельности студентов
колледжа и вуза 31
ГЛАВА 2 . Эмпирической исследование психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа и вуза 41
2 . 1. Организация и методы исследования 41
2.2 . Анализ и интерпретация полученных результатов 43
2.3. Разработка и проведение тренинга по формированию психологической готовности к педагогической деятельность. Анализ эффективности
формирующего эксперимента 49
2.4 . Рекомендации для педагогов по развитию психологической готовности студентов к педагогической деятельности 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологической готовности студентов колледжа и вуза к педагогической деятельности 7
1.1. Сущность психологической готовности к педагогической деятельности 7
1.2. Подходы к формированию психологической готовности к педагогической
деятельности 18
1.3. Специфика подготовки к профессиональной деятельности студентов
колледжа и вуза 31
ГЛАВА 2 . Эмпирической исследование психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа и вуза 41
2 . 1. Организация и методы исследования 41
2.2 . Анализ и интерпретация полученных результатов 43
2.3. Разработка и проведение тренинга по формированию психологической готовности к педагогической деятельность. Анализ эффективности
формирующего эксперимента 49
2.4 . Рекомендации для педагогов по развитию психологической готовности студентов к педагогической деятельности 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследования. Проблема личностного и профессионального становления студентов в педагогическом вузе колледже — одна из наиболее актуальных. Это обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в обществе. Сегодня от будущего выпускника требуется проявлять не только профессиональные умения, но и умения рисковать, быть предприимчивым, высоко мобильным, избегать стресса, устанавливать деловые контакты и продуктивно их развивать, разрешать конфликтные ситуации. Широкий и глубокий профессионализм - неотъемлемая черта личности учителя.
В связи с этим от высшей школы требуется разработка таких форм и методов обучения и воспитания студентов, которые могли бы помочь будущему учителю быстро включиться в свою профессиональную деятельность. С этими формами и методами студенты сталкиваются во время изучения психолого-педагогических дисциплин. Однако хорошее знание теории данных дисциплин не является залогом успешной деятельности будущего педагога, по этому вопрос о связи личностных особенностей субъекта деятельности и их поведенческих проявлений в сложной профессиональной ситуации остаётся открытым.
Психологическая готовность студентов к педагогической деятельности включает в себя множество аспектов: мотивационную готовность, коммуникативную, ценностно-смысловую, познавательную, волевую.
Психологически готовый студент является субъектом своей деятельности, который сам ставит цели и определяет пути и средства их достижения, несёт ответственность за последствие их реализаций.
Таким образом, высшая школа должна создавать оптимальные условия для профессионального становления и личностного роста студентов.
Данная проблема нашла свое отражение в работах ученых в области философии, педагогики, психологии и социологии таких как В.В.Давыдов ,
А.Г.Калашников , Л.Н.Леонтьев , В.И.Левин и др. Проблема готовности к деятельности является предметом изучения таких исследователей как Б.Г.Ананьев , С.Я.Батышев , Л.С.Выготский , Э.Ф.Зеер , Л.А.Кандыбович , Е.А.Климов , И.П.Кузьмин , А.К.Маркова ,А.А.Сластенин и другие
Данные исследования послужили основанием для определения содержания и структуры психологической готовности к педагогической деятельности.
Объект: готовность студентов к педагогической деятельности.
Предмет: компоненты психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа и вуза.
Цель исследования: изучить состояние готовности и определить пути формирования психологической готовности.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме в психолого-педагогической литературе.
2. Выделить компоненты психологической готовности к
педагогической деятельности
3. Подбор и апробация методик
4. Организовать и провести исследование
5. Разработать программу психопокиче'скоко тренинга по формированию готовности студентов к педагогической деятельности
6. Разработать рекомендации для педагогов.
Гипотеза: Уровень психологической готовности у студентов колледжа будет выше чем у студентов вуза, т.к. когнитивный и оценочный компоненты у студентов колледжа развиты лучше, мотивационный компонент более развит у студентов вуза. Психологическая готовность студентов будет выше сформирована при условии проведения специализированного тренинга по формированию психологической готовности к педагогической деятельности.
Теоретической основой исследования выступают: теории профессионального развития отечественных и зарубежных психологов (В.А.Бодров, Т.В.Кудрявцева , А.К.Маркова, Л.И.Митина, Ю.П.Поваренко, Д.Сьюпер и др.); подходы отечественных психологов к проблеме профессионального становления студентов( Н.Н.Балицкая, Г.Ю.Любимова, В.Я.Ляудис, А.А.Реан, Ю.П.Поваренко и др.); концепции психологической готовности (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Ю.А.Самарина и др.)теории современного высшего профессионального образования (Е.И.Исаева, Е.А.Климов, А.К.Маркова, В.И.Слабодчиков, В.Д.Шадриков и др.)
Методы и методики исследования: 1)Теоретические - изучение научной психолого - педагогической литературы, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение; 2)Эмпирические - методика «Изучение мотивации обучения» Т.И.Ильиной; Методика «Незаконченное предложение» Д.Сакса-Леви; Методика «Исследование самооценки личности» С.А.Будасси; 3)Методы статистической обработки эмпирических данных - описательные статистики, непараметрические методы сравнения (U - Манна-Уитни, Т - Вилкоксона). Математическая обработка результатов осуществлялась в программе SPSS 22.
База исследования: СОФ НИУ «БелГУ» и Старооскольский педагогический колледж, студенты педагоги последних курсов. Студенты вуза- 23 человека, студенты колледжа 20 человек. Общее число испытуемых составили 43 человека.
Теоретическая значимость состоит в определение этапов (хронологических) исследования проблемы психологической готовности к педагогической деятельности; анализ переходов к сущности, видам, структуре и условиям развития психологической готовности к деятельности; определение модели и разработке тренинга, направленного на развитие психологической готовности к педагогической деятельности .
Практическая значимость исследования заключается , что знания об особенностях психологической готовности к педагогической деятельности студентов могут быть использованы при оптимизации учебного процесса в колледжах и вузах. Внедрение результатов исследования может способствовать повышению профессиональной компетентности студентов- педагогов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть выражен в разработке и внедрение в обучение, специализированного тренинга, направленного на осознание студентами собственной психологической готовности и ее формирование.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации содержит 86 страниц без приложения.
В связи с этим от высшей школы требуется разработка таких форм и методов обучения и воспитания студентов, которые могли бы помочь будущему учителю быстро включиться в свою профессиональную деятельность. С этими формами и методами студенты сталкиваются во время изучения психолого-педагогических дисциплин. Однако хорошее знание теории данных дисциплин не является залогом успешной деятельности будущего педагога, по этому вопрос о связи личностных особенностей субъекта деятельности и их поведенческих проявлений в сложной профессиональной ситуации остаётся открытым.
Психологическая готовность студентов к педагогической деятельности включает в себя множество аспектов: мотивационную готовность, коммуникативную, ценностно-смысловую, познавательную, волевую.
Психологически готовый студент является субъектом своей деятельности, который сам ставит цели и определяет пути и средства их достижения, несёт ответственность за последствие их реализаций.
Таким образом, высшая школа должна создавать оптимальные условия для профессионального становления и личностного роста студентов.
Данная проблема нашла свое отражение в работах ученых в области философии, педагогики, психологии и социологии таких как В.В.Давыдов ,
А.Г.Калашников , Л.Н.Леонтьев , В.И.Левин и др. Проблема готовности к деятельности является предметом изучения таких исследователей как Б.Г.Ананьев , С.Я.Батышев , Л.С.Выготский , Э.Ф.Зеер , Л.А.Кандыбович , Е.А.Климов , И.П.Кузьмин , А.К.Маркова ,А.А.Сластенин и другие
Данные исследования послужили основанием для определения содержания и структуры психологической готовности к педагогической деятельности.
Объект: готовность студентов к педагогической деятельности.
Предмет: компоненты психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа и вуза.
Цель исследования: изучить состояние готовности и определить пути формирования психологической готовности.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме в психолого-педагогической литературе.
2. Выделить компоненты психологической готовности к
педагогической деятельности
3. Подбор и апробация методик
4. Организовать и провести исследование
5. Разработать программу психопокиче'скоко тренинга по формированию готовности студентов к педагогической деятельности
6. Разработать рекомендации для педагогов.
Гипотеза: Уровень психологической готовности у студентов колледжа будет выше чем у студентов вуза, т.к. когнитивный и оценочный компоненты у студентов колледжа развиты лучше, мотивационный компонент более развит у студентов вуза. Психологическая готовность студентов будет выше сформирована при условии проведения специализированного тренинга по формированию психологической готовности к педагогической деятельности.
Теоретической основой исследования выступают: теории профессионального развития отечественных и зарубежных психологов (В.А.Бодров, Т.В.Кудрявцева , А.К.Маркова, Л.И.Митина, Ю.П.Поваренко, Д.Сьюпер и др.); подходы отечественных психологов к проблеме профессионального становления студентов( Н.Н.Балицкая, Г.Ю.Любимова, В.Я.Ляудис, А.А.Реан, Ю.П.Поваренко и др.); концепции психологической готовности (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Ю.А.Самарина и др.)теории современного высшего профессионального образования (Е.И.Исаева, Е.А.Климов, А.К.Маркова, В.И.Слабодчиков, В.Д.Шадриков и др.)
Методы и методики исследования: 1)Теоретические - изучение научной психолого - педагогической литературы, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение; 2)Эмпирические - методика «Изучение мотивации обучения» Т.И.Ильиной; Методика «Незаконченное предложение» Д.Сакса-Леви; Методика «Исследование самооценки личности» С.А.Будасси; 3)Методы статистической обработки эмпирических данных - описательные статистики, непараметрические методы сравнения (U - Манна-Уитни, Т - Вилкоксона). Математическая обработка результатов осуществлялась в программе SPSS 22.
База исследования: СОФ НИУ «БелГУ» и Старооскольский педагогический колледж, студенты педагоги последних курсов. Студенты вуза- 23 человека, студенты колледжа 20 человек. Общее число испытуемых составили 43 человека.
Теоретическая значимость состоит в определение этапов (хронологических) исследования проблемы психологической готовности к педагогической деятельности; анализ переходов к сущности, видам, структуре и условиям развития психологической готовности к деятельности; определение модели и разработке тренинга, направленного на развитие психологической готовности к педагогической деятельности .
Практическая значимость исследования заключается , что знания об особенностях психологической готовности к педагогической деятельности студентов могут быть использованы при оптимизации учебного процесса в колледжах и вузах. Внедрение результатов исследования может способствовать повышению профессиональной компетентности студентов- педагогов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть выражен в разработке и внедрение в обучение, специализированного тренинга, направленного на осознание студентами собственной психологической готовности и ее формирование.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации содержит 86 страниц без приложения.
Проблема психологической готовности студентов к педагогической деятельности на наш взгляд имеет особую значимость. Ведь результатом психологической подготовки студентов является профессионал, субъект своей деятельности, человек с высоким уровнем педагогической культуры. Важнейшей его характеристикой становится не просто наличие реальной рефлексии, но и ее двойная разновекторнах направленность. «Кто бы и когда бы ни действовал, — отмечал Г.П.Щедровицкий, — он всегда должен фиксировать свое сознание на объектах своей деятельности (он видит и знает эти объекты), а на самой деятельности он видит и знает себя действующим (он видит свои действия, свои операции, свои средства и даже свои цели и задачи)»[55,с.410].
Профессиональный педагог должен быть одновременно и субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса педагог выступает проектировщиком конструктором, организатором и непосредственным участником встречи поколений носителем определенной личностной бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты обучения и воспитание подрастающего поколения.
Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.
В нашей работе мы рассмотрели теоретические подходы к исследованию психологической готовности определяя для себя, что успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду.
Структура уровня готовности к педагогической деятельности у студентов представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся : мотивационный, оценочный, когнитивный.
В ходе проведенного эмпирического исследования, нами были выявлено следующее;:
Результаты мотивационного компонента представлены на рис.2.2.1. Где мы видим , что общий уровень мотивации является низким, т.к. по основным шкалам мы получили низкие результаты: «Получение знаний» у студентов вуза - ср.б.7,38, у студентов колледжа - ср.б.6,33., «Овладение профессией» у студентов вуза - ср.б. 5,91, у студентов колледжа - 6,45., как мы уже писали, это свидетельствует о недостаточном удовлетворении выбранной профессии.
Результаты оценочного компонента представлены на рисунке 2.2.2. где мы видим что, оценочный компонент более развит у студентов колледжа, то есть они склонны оценивать себя выше , более пригодными к профессии. Самооценка студентов вуза является более устойчивой , что является признаком социальной идентичности, определяющей место личности в отношениях с другими людьми.
Результаты выраженности представлений студентов колледжа и вуза о профессионально важных качеств педагога (когнитивный компонент) мы видим на рисунке 2.2.3. Анализ результатов показывает , что: все студенты считают, что любой педагог должен стремиться обладать качествами, присущими личности «Идеальный педагог», который у студентов колледжа ассоциируется , как правило, с человеком который является специалистом своего дела. Студенты вуза делают акцент на такие ПВК, как способность самостоятельно решать проблему, уравновешенность , общительность и являющийся идеалом для детей.
Сравнительный анализ показателей психологической готовности студентов вуза и колледжа представлен в таблице 2.2.1. В ней мы видим , что уровень психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа отличается от уровня готовности студентов вуза.
Методы математической обработки данных с использованием критерия U - Манна -Уитни позволили выявить значимые различия компонентов психологической готовности к педагогической деятельности студентов, тем самым подтверждая нашу гипотезу.
После анализа и интерпретации результатов, нами был подобран и проведен тренинг на повышения уровня психологической готовности студентов к педагогической деятельности.
После формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика. Результаты которой представлены в таблицах 2.2.2. и 2.2.3.Из них мы видим, что по всем показателям есть значение улучшения. С помощью математической обработки с использованием критерия Т - Вилкоксона позволили выявить различия компонентов психологической готовности студентов к педагогической деятельности, что полностью подтверждает нашу гипотезу.
На основе полученных результатов мы сформулировали ряд рекомендаций педагогам, с целью создания условий для развития психологической готовности к педагогической деятельности студентов
педагогов.
Профессиональный педагог должен быть одновременно и субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса педагог выступает проектировщиком конструктором, организатором и непосредственным участником встречи поколений носителем определенной личностной бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты обучения и воспитание подрастающего поколения.
Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.
В нашей работе мы рассмотрели теоретические подходы к исследованию психологической готовности определяя для себя, что успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду.
Структура уровня готовности к педагогической деятельности у студентов представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся : мотивационный, оценочный, когнитивный.
В ходе проведенного эмпирического исследования, нами были выявлено следующее;:
Результаты мотивационного компонента представлены на рис.2.2.1. Где мы видим , что общий уровень мотивации является низким, т.к. по основным шкалам мы получили низкие результаты: «Получение знаний» у студентов вуза - ср.б.7,38, у студентов колледжа - ср.б.6,33., «Овладение профессией» у студентов вуза - ср.б. 5,91, у студентов колледжа - 6,45., как мы уже писали, это свидетельствует о недостаточном удовлетворении выбранной профессии.
Результаты оценочного компонента представлены на рисунке 2.2.2. где мы видим что, оценочный компонент более развит у студентов колледжа, то есть они склонны оценивать себя выше , более пригодными к профессии. Самооценка студентов вуза является более устойчивой , что является признаком социальной идентичности, определяющей место личности в отношениях с другими людьми.
Результаты выраженности представлений студентов колледжа и вуза о профессионально важных качеств педагога (когнитивный компонент) мы видим на рисунке 2.2.3. Анализ результатов показывает , что: все студенты считают, что любой педагог должен стремиться обладать качествами, присущими личности «Идеальный педагог», который у студентов колледжа ассоциируется , как правило, с человеком который является специалистом своего дела. Студенты вуза делают акцент на такие ПВК, как способность самостоятельно решать проблему, уравновешенность , общительность и являющийся идеалом для детей.
Сравнительный анализ показателей психологической готовности студентов вуза и колледжа представлен в таблице 2.2.1. В ней мы видим , что уровень психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа отличается от уровня готовности студентов вуза.
Методы математической обработки данных с использованием критерия U - Манна -Уитни позволили выявить значимые различия компонентов психологической готовности к педагогической деятельности студентов, тем самым подтверждая нашу гипотезу.
После анализа и интерпретации результатов, нами был подобран и проведен тренинг на повышения уровня психологической готовности студентов к педагогической деятельности.
После формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика. Результаты которой представлены в таблицах 2.2.2. и 2.2.3.Из них мы видим, что по всем показателям есть значение улучшения. С помощью математической обработки с использованием критерия Т - Вилкоксона позволили выявить различия компонентов психологической готовности студентов к педагогической деятельности, что полностью подтверждает нашу гипотезу.
На основе полученных результатов мы сформулировали ряд рекомендаций педагогам, с целью создания условий для развития психологической готовности к педагогической деятельности студентов
педагогов.
Подобные работы
- Динамика психологической готовности к профессиональной деятельности студентов медиков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая готовность выпускников
вузов к профессиональной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организация проектной деятельности по робототехнике для студентов колледжа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К РУКОВОДСТВУ НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТОЙ АСПИРАНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля
подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020



