Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ВУЗА

Работа №14569

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологической готовности студентов колледжа и вуза к педагогической деятельности 7
1.1. Сущность психологической готовности к педагогической деятельности 7
1.2. Подходы к формированию психологической готовности к педагогической
деятельности 18
1.3. Специфика подготовки к профессиональной деятельности студентов
колледжа и вуза 31
ГЛАВА 2 . Эмпирической исследование психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа и вуза 41
2 . 1. Организация и методы исследования 41
2.2 . Анализ и интерпретация полученных результатов 43
2.3. Разработка и проведение тренинга по формированию психологической готовности к педагогической деятельность. Анализ эффективности
формирующего эксперимента 49
2.4 . Рекомендации для педагогов по развитию психологической готовности студентов к педагогической деятельности 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87


Актуальность исследования. Проблема личностного и профессионального становления студентов в педагогическом вузе колледже — одна из наиболее актуальных. Это обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в обществе. Сегодня от будущего выпускника требуется проявлять не только профессиональные умения, но и умения рисковать, быть предприимчивым, высоко мобильным, избегать стресса, устанавливать деловые контакты и продуктивно их развивать, разрешать конфликтные ситуации. Широкий и глубокий профессионализм - неотъемлемая черта личности учителя.
В связи с этим от высшей школы требуется разработка таких форм и методов обучения и воспитания студентов, которые могли бы помочь будущему учителю быстро включиться в свою профессиональную деятельность. С этими формами и методами студенты сталкиваются во время изучения психолого-педагогических дисциплин. Однако хорошее знание теории данных дисциплин не является залогом успешной деятельности будущего педагога, по этому вопрос о связи личностных особенностей субъекта деятельности и их поведенческих проявлений в сложной профессиональной ситуации остаётся открытым.
Психологическая готовность студентов к педагогической деятельности включает в себя множество аспектов: мотивационную готовность, коммуникативную, ценностно-смысловую, познавательную, волевую.
Психологически готовый студент является субъектом своей деятельности, который сам ставит цели и определяет пути и средства их достижения, несёт ответственность за последствие их реализаций.
Таким образом, высшая школа должна создавать оптимальные условия для профессионального становления и личностного роста студентов.
Данная проблема нашла свое отражение в работах ученых в области философии, педагогики, психологии и социологии таких как В.В.Давыдов ,
А.Г.Калашников , Л.Н.Леонтьев , В.И.Левин и др. Проблема готовности к деятельности является предметом изучения таких исследователей как Б.Г.Ананьев , С.Я.Батышев , Л.С.Выготский , Э.Ф.Зеер , Л.А.Кандыбович , Е.А.Климов , И.П.Кузьмин , А.К.Маркова ,А.А.Сластенин и другие
Данные исследования послужили основанием для определения содержания и структуры психологической готовности к педагогической деятельности.
Объект: готовность студентов к педагогической деятельности.
Предмет: компоненты психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа и вуза.
Цель исследования: изучить состояние готовности и определить пути формирования психологической готовности.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме в психолого-педагогической литературе.
2. Выделить компоненты психологической готовности к
педагогической деятельности
3. Подбор и апробация методик
4. Организовать и провести исследование
5. Разработать программу психопокиче'скоко тренинга по формированию готовности студентов к педагогической деятельности
6. Разработать рекомендации для педагогов.
Гипотеза: Уровень психологической готовности у студентов колледжа будет выше чем у студентов вуза, т.к. когнитивный и оценочный компоненты у студентов колледжа развиты лучше, мотивационный компонент более развит у студентов вуза. Психологическая готовность студентов будет выше сформирована при условии проведения специализированного тренинга по формированию психологической готовности к педагогической деятельности.
Теоретической основой исследования выступают: теории профессионального развития отечественных и зарубежных психологов (В.А.Бодров, Т.В.Кудрявцева , А.К.Маркова, Л.И.Митина, Ю.П.Поваренко, Д.Сьюпер и др.); подходы отечественных психологов к проблеме профессионального становления студентов( Н.Н.Балицкая, Г.Ю.Любимова, В.Я.Ляудис, А.А.Реан, Ю.П.Поваренко и др.); концепции психологической готовности (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Ю.А.Самарина и др.)теории современного высшего профессионального образования (Е.И.Исаева, Е.А.Климов, А.К.Маркова, В.И.Слабодчиков, В.Д.Шадриков и др.)
Методы и методики исследования: 1)Теоретические - изучение научной психолого - педагогической литературы, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение; 2)Эмпирические - методика «Изучение мотивации обучения» Т.И.Ильиной; Методика «Незаконченное предложение» Д.Сакса-Леви; Методика «Исследование самооценки личности» С.А.Будасси; 3)Методы статистической обработки эмпирических данных - описательные статистики, непараметрические методы сравнения (U - Манна-Уитни, Т - Вилкоксона). Математическая обработка результатов осуществлялась в программе SPSS 22.
База исследования: СОФ НИУ «БелГУ» и Старооскольский педагогический колледж, студенты педагоги последних курсов. Студенты вуза- 23 человека, студенты колледжа 20 человек. Общее число испытуемых составили 43 человека.
Теоретическая значимость состоит в определение этапов (хронологических) исследования проблемы психологической готовности к педагогической деятельности; анализ переходов к сущности, видам, структуре и условиям развития психологической готовности к деятельности; определение модели и разработке тренинга, направленного на развитие психологической готовности к педагогической деятельности .
Практическая значимость исследования заключается , что знания об особенностях психологической готовности к педагогической деятельности студентов могут быть использованы при оптимизации учебного процесса в колледжах и вузах. Внедрение результатов исследования может способствовать повышению профессиональной компетентности студентов- педагогов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть выражен в разработке и внедрение в обучение, специализированного тренинга, направленного на осознание студентами собственной психологической готовности и ее формирование.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации содержит 86 страниц без приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема психологической готовности студентов к педагогической деятельности на наш взгляд имеет особую значимость. Ведь результатом психологической подготовки студентов является профессионал, субъект своей деятельности, человек с высоким уровнем педагогической культуры. Важнейшей его характеристикой становится не просто наличие реальной рефлексии, но и ее двойная разновекторнах направленность. «Кто бы и когда бы ни действовал, — отмечал Г.П.Щедровицкий, — он всегда должен фиксировать свое сознание на объектах своей деятельности (он видит и знает эти объекты), а на самой деятельности он видит и знает себя действующим (он видит свои действия, свои операции, свои средства и даже свои цели и задачи)»[55,с.410].
Профессиональный педагог должен быть одновременно и субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса педагог выступает проектировщиком конструктором, организатором и непосредственным участником встречи поколений носителем определенной личностной бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты обучения и воспитание подрастающего поколения.
Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.
В нашей работе мы рассмотрели теоретические подходы к исследованию психологической готовности определяя для себя, что успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду.
Структура уровня готовности к педагогической деятельности у студентов представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся : мотивационный, оценочный, когнитивный.
В ходе проведенного эмпирического исследования, нами были выявлено следующее;:
Результаты мотивационного компонента представлены на рис.2.2.1. Где мы видим , что общий уровень мотивации является низким, т.к. по основным шкалам мы получили низкие результаты: «Получение знаний» у студентов вуза - ср.б.7,38, у студентов колледжа - ср.б.6,33., «Овладение профессией» у студентов вуза - ср.б. 5,91, у студентов колледжа - 6,45., как мы уже писали, это свидетельствует о недостаточном удовлетворении выбранной профессии.
Результаты оценочного компонента представлены на рисунке 2.2.2. где мы видим что, оценочный компонент более развит у студентов колледжа, то есть они склонны оценивать себя выше , более пригодными к профессии. Самооценка студентов вуза является более устойчивой , что является признаком социальной идентичности, определяющей место личности в отношениях с другими людьми.
Результаты выраженности представлений студентов колледжа и вуза о профессионально важных качеств педагога (когнитивный компонент) мы видим на рисунке 2.2.3. Анализ результатов показывает , что: все студенты считают, что любой педагог должен стремиться обладать качествами, присущими личности «Идеальный педагог», который у студентов колледжа ассоциируется , как правило, с человеком который является специалистом своего дела. Студенты вуза делают акцент на такие ПВК, как способность самостоятельно решать проблему, уравновешенность , общительность и являющийся идеалом для детей.
Сравнительный анализ показателей психологической готовности студентов вуза и колледжа представлен в таблице 2.2.1. В ней мы видим , что уровень психологической готовности к педагогической деятельности студентов колледжа отличается от уровня готовности студентов вуза.
Методы математической обработки данных с использованием критерия U - Манна -Уитни позволили выявить значимые различия компонентов психологической готовности к педагогической деятельности студентов, тем самым подтверждая нашу гипотезу.
После анализа и интерпретации результатов, нами был подобран и проведен тренинг на повышения уровня психологической готовности студентов к педагогической деятельности.
После формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика. Результаты которой представлены в таблицах 2.2.2. и 2.2.3.Из них мы видим, что по всем показателям есть значение улучшения. С помощью математической обработки с использованием критерия Т - Вилкоксона позволили выявить различия компонентов психологической готовности студентов к педагогической деятельности, что полностью подтверждает нашу гипотезу.
На основе полученных результатов мы сформулировали ряд рекомендаций педагогам, с целью создания условий для развития психологической готовности к педагогической деятельности студентов
педагогов.


1. Барабанова, В.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения/ В.В. Барабанов, М.Е. Зеленова. - Психологическая наука и образование. 2002. №2. - С 12 23.
2. Белов,В.И. Профессиональное воспитание системе современных воспитательных концепций/ В.И.Белов. - Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена 2006. №14. - С.163-176.
3. Березин,А.Ф. Развитие субъективности студентов в процессе самостоятельной деятельности/А.Ф.Березин. - Ставрополь: дис. Конд псих.наук, 2002. - 188с.
4. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста / Н.Р. Битянова. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 64 с.
5. Богдан, М.М. Особенности психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Психология, социология и педагогика. 2013.№ 9 [Электронный ресурс]. Систем. требования: URL: http://psychology .snauka.ru/.
6. Божович,Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И.Божович.- М:, 2008. - 257-284с.
7. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов Вуза / Н.М.Борытко. - Волгоград, Издательство ВГИПК ДО, 2004.- 98с.
8. Борытко, Н.М. Профессионально- педагогическая компетентность педагога / Н.М. Борытко. - Интернет - журнал «Эйдос», 2007. - 30 сентября.
9. Буланова, М.В. Педагогика высшей школы : Учебное пособие / М.В.Буланова. - Ростов на Дону: изд. «Феникс», 2002.- 544с.
10. Вачков, И.В. Введение в профессию / И.В.Вачков, И.Б.Гришпун. - М.: Издательство Московского психолого - социального института, 2007. - 464с.
11. Вербицкая, Г.П. Основные параметры наполнения образовательной среды стимулами для развития личности будущего специалиста / ГП.Вербицкая. - Воронеж: Библиотека вуза как информационное поле культурной коммуникации :материалы научно - практической конференции., 2006.
12. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас - М.: МГУ 1990. - 288 с.
13. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, активная лексика: словарь / - М.: 2009. - 266 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: краткий курс / Л.С.Выготский. - М.: Работник просвящения, 1976 - 348с.
15. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.
16. Дъяченко, М.И. Психология высшей школы/М.И.Дъяченко, Л.А.Кондыбович. - Минск: изд. БГУ, 1981.- 383с.
17. Егорова, М.А. Модель профессиональной подготовки специалиста - психолога для системы образования /М.А.Егорова. - Психологическая наука и образование,2003.- №4. - С.89 - 96.
18. Елканов,С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя /С.Б.Елканов. - М.:изд «Просвящение» , 1989. - 189с.
19.Зеер, Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы/ Э.Ф.Зеер. - Екатеринбург:изд. Уральского государственного
педагогического университета, 1996. - 1148с.
20.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов /И.А.Зимняя. - Ростов на Дону.:изд. Центр «Феникс», 1997. - 480с.
21. ЗИМНЯЗ, А.Н. Аедагогическия пcихoлтиия/A.H.Зимн^зI. - М ,:изд.
«Логос»,2000. - 384с.
22. Иванова, Е.М. Формирование психологической готовности студентов к профессиональному становлению / Е.М.Иванова. - М.: Вестник Московского университета. 2013.-№14 - С.152-159.
23. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е. М. Иванова - М.: ПЭР СЭ, 2014. - 382 с.
24. Ильин,Е.П. Мотивация и мотивы учебное пособие /Е.П. Ильин. - СПБ.: изд. «Питер»,2002.-507с.
25. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога /Е.И.Исаев, С.Г.Косарецкий, В.И.Слободчиков. - Вопросы психологии. - 2000 - №3 - С.57-67.
26. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию/ В.Н.Карандашев. - М.: издательство «Смысл»., 2003. - 288с.
27. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А.Климов. - Ростов-на-Дону.:Ремикс, 1996. - С. 248-255.
28. Клюева, И.В. Программа социально-психологического тренинга /И.В.Клюева,М.А.Свистунов. - Ярославль: изд. «Содействие», 1992.-68с.
29. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи : нормы, отклонения, социализационная траектория. / А.И.Ковалева. - Социологические исследования №1, 2003.
30. Ковкина, И.В. Образ будущей профессиональной деятельности как психолого-педагогическая категория / И.В.Ковкина. - Нижний Новгород.: Наука и молодежь: Сборник трудов VIII Всероссийской научно - практической конференции студентов и аспирантов, 2007.
31. Ксенда, О.Г. Стереотипные представления студентов о профессии педагога / О.Г. Ксенда .- БГУ. Философия и социальные науки: Научный журнал. - 2010. - № 3. - С. 86-91
32. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория подготовки специалистов образования /Н.В. Кузьмина. - М.: 2001.-107с.
33. Кучерявенко, И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко.-Молодой ученый. - 2011. - С. 60-62.
34. Макшанов, С.И. Психодиагностика в тренинге / С.И.Макшакова, Н.Ю.Хрящева. - СПБ.: 2000.- 256с.
35. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308с.
36. Маркова, А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса/ А.К.Маркова. - Вопросы психологии. 1980. - №5. - С.47-59
37. Мижерикова, В.А. Введение в педагогическую деятельность/
B. А.Мижерикова, М.Н.Ермоленко. - М.: Педагогическое общество России, 2002.-268с.
38.Одинцова, Л.А. Реализация профессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Л.А.Одинцова, С.В.Завицкая. - Белгород: изд. БГПУ, 2000. -
C. 27-33.
39. Пакулина, С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза / С.А. Пакулина, С.М. Кетько.-«Психологическая наука и образование». - 2010. - №1. - С. 1-11.
40. Палкина, И.С. Особенности образа мира студентов педагогическоговуза/ И.С. Палкина . - Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3 (22). - С. 82-86.
41. Поваренко, Ю.П. Психологическое содержание становления человека/Ю.П.Поваренко. - М.: изд. УРАО, 2002.- 244с.
42. Рекешева, Ф. М. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Ф. М. Рекешева. - Материалы международной научно-практической конференции «Гуманитарные аспекты непрерывного образования». СПб.: - 2006 г. - С 74 78.
43. Ризз,Г. Размышление о педагогической деятельности / Г.Ризз. - М.: Журнал «Педагогика» №4,1995. - С.114-116.
44. Савченко,Е.А.Педагогическая деятельность: генезис и динамика/ Е.А.Савченко. - Мн.:БГПУ им. М.Танка, 2000.-150с.
45. Самоль,Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе / Е.В.Самоль. - Яр.: диссертация к.п.н., 2008. - 245с.
46. Санжаева, Р.Д. Психологическая подготовка студентов к
педагогической деятельности. Личность в системе
деятельности / Р. Д. Санжаева. - Новосибирск: НГПУ, 1993 - 114 с.
47. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования :от деятельности к личности/ С.Д.Смирнов. - М.: изд. «Академия», 2001. - 304с.
48. Соколовская ,О.К. Становление профессиональной позиции психолога в процессе обучения в вузе/ О.К.Соколовсках. - Яр.: диссертация к.п.н., 2010. - 187с.
49. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д.Столяренко. - Ростов на Дону.: изд. «Феникс», 2003.- 544с.
50. Фонарев, А.Р. Психология становления личности профессионала / А.Р. Фонарев. - М.: изд. Московского психолого-социального института. 2005. - 240 с.
51.Чепыгова, Т.М. Готовность психологов кадрового управления к профессиональной деятельности/ Т.М.Чепыгова ,Н.А.Аминов . - журнал «Профессиональный потенциал» №3, 2002. - С.24-27.
52.Черменева,С.И.Формы работы по профессиональному воспитанию студентов колледжа/С.И.Черменева. - Социальная сеть работников
образования,пзрог1:а1 . ru- 23.05.2012.
53. Шипилова, Е.В. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности/ Е.В.Шипилова. - М.: автореф. Диссерт. к.п.н., 2007.- 218с.
54. Штейнмец, А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности / А.Э. Штейнмец Калуга, КГПУ, 1998. - С.144-148.
55. Щедровицкий,Г.П.Философия.Наука.Методология/ Г.П.Щедровицкий.-М.:изд. Шк.Культ.Политики.-1997 - 656с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ